РЕФЕРАТ ПО МИФОЛОГИИ
на тему
МИФЫ В СКУЛЬПТУРЕ ЛЕТНЕГО САДА
Санкт-Петербург 2007
Петра
I и приобщение к западной цивилизации.
До Петра Великого Россия почти не знала круглой скульптуры — она была запрещена церковной властью. Это обстоятельство отмечали современники, которых, очевидно, удивляло отсутствие пластики. Австрийский посланник Иоганн Корб, побывавший в России в 1698 г., писал: «Москвитяне воздают честь только писаным иконам, а не изваянным». Минимален в допетровское время был и интерес к античности. Университетов или светских школ не существовало. Ученые монахи не искали опоры в языческой древности, довольствуясь обращением к византийской традиции.
Ситуация начинает меняться уже в самом конце XVII в., когда русский царь посетил Западную Европу в составе Великого посольства, а молодые дворяне были посланы им в европейские страны изучать науки и ремесла.
Важно подчеркнуть, что античность и скульптура одновременно начали входить в повседневную жизнь России. Для Петра I знание мифологии означало приобщение к одной из сторон западной цивилизации, и он не только сам овладевал этими знаниями, но и со свойственной ему энергией проводил в жизнь.
Первые приобретения. «Церера» и «Флора»
Зимой 1707—1708 гг., появились первые статуи и бюсты в Летнем саду. Современники едины и том, что они были привезены из Польши. Однако, скорее всего, под Польшей здесь подразумевалась нынешняя Западная Украина, где находился весной 1707 г. сам Петр Великий. Известно, что отсюда в начале мая он отправлял в Петербург какие-то картины, мог тогда же привести и произведения пластики. Из первой коллекции скульптуры Летнего сада большинство статуй не дошло до нашего времени. Тем не менее сюжеты их не вызывают сомнений. Вероятно, это была серия скульптур античных богов, олицетворяющих времена года. «Церера» и, возможно, «Флора» до сих пор украшают Летний сад.
Флора
(Генрих Мейринг) — италийская богиня цветов, в Новейшее время обычно рассматривалась также как олицетворение весны. Она изображена в длинной рубашке, в руках и подоле у нее цветы, на голове — венок из роз. Парная статуя, изображавшая бога западного ветра Зефира, возлюбленного Флоры, утрачена. Скульптор Генрих Мейринг (1628—1723), по-видимому, происходил из Рейнской области. С конца 1670-х гг. и до смерти работал в Венеции и ее окрестностях, причем на рубеже XVII—XVIII вв. считался едва ли не самым уважаемым среди местных ваятелей. «Флора» — последнее произведение старого мастера, отмеченное печатью усталости. Характерно, что он повторяет здесь композицию своей более ранней статуи «Флоры», ранее хранившейся на вилле Дзагури в Альтикьеро (близ Падуи, Италия).
Церера.
(греч. — Деметра)
(Томас Квеллинус)— по античной мифологии, богиня плодородия и земледелия. Дочь Сатурна и Реи, мать Прозерпины. Древнейшая италийская и римская богиня производительных сил Земли, злаков, а также подземного мира. В ряде мифов — богиня материнства и брака. Культ Цереры был особенно распространен среди крестьянства. В Новейшее время она обычно рассматривалась также как олицетворение лета.
Церера изображена с колосьями и серпом в руках, что напоминает о созревании хлебов и жатве в середине лета.
Статуя приписывается Томасу Квеллинусу на основании сходства с другими его произведениями из Летнего сада.
Другая серия являла собой аллегории стихий (все эти статуи не сохранились). Были представлены, кроме портретных бюстов, также фигуры богов (из них дошла до наших дней «Минерва»).
Современники по-разному относились к мраморным статуям. Некоторые церковные деятели подозревали Петра I в язычестве и полагали, что он молится на новых «идолов». После Полтавской победы успешное завершение Северной войны стало лишь вопросом времени, и Петр I начал уделять больше внимания строительству Санкт-Петербурга. В 1713 г. сюда приехал знаменитый немецкий архитектор и скульптор Андреас Шлютер вместе со своими учениками. Дополнительный толчок к приобретению скульптуры дало путешествие Петра I по Европе в 1716-1717 гг., когда он посетил Польшу, германские государства, Голландию, Францию и Данию. В ходе своей дипломатической миссии Петр I знакомился с дворцами, парками, художественными коллекциями. В 1716 г., русские дипломатические представители и агенты в Голландии, Франции, Италии получили указания о покупке скульптуры. Наиболее удачные приобретения сделали три доверенных лица царя: в Италии — граф Савва Владиславич, более известный по прозвищу Рагузинский (1668/1669-1738), и Юрий Кологривов (ок. 1690-1754), в Голландии — князь Борис Куракин (1676-1727). Уже 11 августа 1716 г. Куракин доносил о заказе 60 статуй для Петра Великого.
«Амур и Психея».
Одна из самых замечательных статуй была приобретена Юрием Кологривовым в апреле 1718 г. Это группа «Амур и Психея», приписываемая Джулио Картари. Согласно его сведениям, она выполнена по рисунку Джан Лоренцо Бернини для королевы Христины Шведской одним из учеников скульптора. Новейшие исследователи предложили имя Джулио.
Ю.Кологривов в письме к кабинет-секретарю Петра I Макарову от 21 февраля 1719 г. писал о художественных достоинствах скульптуры так: «Еще прошлого году торговал груп которому при сем прилагаю рисунок. Фабула когда психи влюбилася в сонного в купиду, а я в обеих них влюбился. Без шутки хорошо зделаны и мошно за диковинку почесть вживности и в мастерстве».
Сюжетом группы является история любви Амура и Психеи
, рассказанная в «Метаморфозах» Апулея. Наивная юная Психея была выдана замуж за бога любви Амура, который посещал ее ночью, в полной темноте. Наученная коварными сестрами, Психея ночью попыталась при свете ночника разглядеть своего таинственного мужа. Проснувшись, Амур оставил ее, и Психее пришлось перенести немало испытаний, прежде чем она вновь нашла своего мужа.
«Венера Таврическая».
В начале 1719 г. Кологривов купил незадолго до того найденную в окрестностях Рима античную статую, которая ныне хранится в Эрмитаже и известна под названием «Венера Таврическая».
Афродита (Венера)
– дочь Урана, родилась из белоснежной пены морских волн Около острова Киферы. Высокая, стройная, с мягкой волной золотых волос Афродита - олицетворение красоты и вечной юности. Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты и грации.
По-видимому, Кологривов хотел тайно вывезти статую из Италии, но римские власти конфисковали ее. Кологривов был отозван из Рима и уже никак не мог повлиять на ход событий. Петр I приказал своим дипломатам, государственному канцлеру графу Гавриле Головкину и тому же Рагузинскому, оказать содействие в ее приобретении. Решающим оказалось обращение последнего к кардиналу Пьетро Оттобони, вице-канцлеру церкви, давнему «приятелю» Рагузинского. И все же только в ноябре 1719 г. «Венера» была «отписана» Петру I как дар папы Климента XI «за протекцию, показанну миссионерам католикам». «Венера» была установлена в специальной галерее при входе в Летний сад со стороны Невы. Позднее статую перенесли в Грот Летнего сада, где она находилась до 1801 г., а затем в Таврический дворец, пока не заняла почетное место в Эрмитаже. Такова история приобретения «Венеры Таврической», первого шедевра античного искусства в России.
Сюжетные группы.
На Главной аллее на той же площадке, где стоят упомянутые «Церера» и «Флора», находятся еще две интересные парные статуи, носящие скорее аллегорический смысл. Это «Архитектура» и «Мореплавание».
Архитектура.
(Мастерская Пъетро Баратты). Статуя, привезенная из Венеции в 1722 г., лишена подписи, но по манере исполнения чрезвычайно близка к произведениям Баратты и, очевидно, создана в его мастерской (впервые отмечено Ж.А. Мацулевич).
Молодая женщина держит в руках чертежные инструменты, циркуль и лекало, а также планы какого-то здания и опирается о часть стены. (В настоящее время статуя заменена копией.)
Мореплавание (Навигация).
(Мастерская Пъетро Баратты)Статуя привезена в Петербург из Венеции в 1722 г. Она является парной к скульптуре «Архитектура». Молодая женщина, олицетворяющая Мореплавание, опирается на руль корабля и держит в правой руке компас, а в левой — развернутую карту, на которой нанесены Скандинавский полуостров, Балтийское море, а местонахождение Петербурга отмечено лицом, от которого исходят лучи.
Не менее известны группа статуй, олицетворяющих время суток. В основном, эти статуи являются аллегорическим.
Так Полдень
( все статуи -
Джованни Бонацца)представлен скульптором в виде индейца, его лоб украшен изображением солнца, в руках он держит солнечные стрелы и ветку лотоса. На его перевязи — знаки зодиака. У ног растет подсолнечник.
Солнце.
Соответственно надписи на ножке, бюст значился под названием «Аполлон». Однако в альбоме 1717 г. зарисовка бюста сопровождается надписью «Солнце». Действительно, оба сюжета очень близки: лавровый венок на голове и колчан стрел за спиной могут быть атрибутами Аполлона как олицетворения Солнца.
У ног аллегории «Заката»
— куст дурмана, слева — диск заходящего солнца. На его поясе — изображение знаков зодиака.
«Ночь»
изображена закутанной в звездное покрывало. На ее голове — венок из цветов мака, на поясе — маска летучей мыши, у ее ног сидит сова.
Утро олицетворяет Аврора (греч. — Эос)
— богиня утренней зари. Она представлена с розами в руках и в волосах. Каждое утро богиня мчится на колеснице, запряженной двумя лошадьми, или на белых крыльях, возвещая о появлении своего брата Соль (Солнца). Ее появление приветствует утренняя звезда, остальные звезды исчезают.
Во второй четверти 18 века никаких особенных приобретений пластики не было. Немного положения изменилось при Елизавете Петровне. При Павле I Летний сад потерял много произведений скульптуры. Но с начала 19 века, начиная с Александра I сад восстанавливается.
Список литературы
С.О.Андросов. Античные мифы в камне и бронзе. Петербургская городская скульптура. СПб. 2003
С.О.Андросов. Петр Великий и скульптура Италии. Спб. 2004
Другие работы по теме:
Мифы - Сказание о создании ночи1
Мне очень нравится читать мифы и легенды разных стран и народов. Как по разному и в то же время как похоже древние люди живущие в разных местах представляли себе строение мира и человека причины смены времен года смену дня и ночи возникновение в Мне очень нравится читать мифы и легенды разных стран и народов.
Мифы - Деметра и персефона1
У каждого народа на Земле сохранились древние мифы и предания насчитывающие тысячи лет. В них отразились представления наших предков об окружающем мире о появлении человека и животных о причинах стихийных явлений природы.
отчет 26 с., 7 ч
Ключевые слова: биоразнообразие, коллекции, экспозиции, искусственные биоценозы фитоценозы, интродукция, сообщества, экология, учебный процесс
Ключевые слова: биоразнообразие, коллекции, экспозиции, искусственные биоценозы, фитоценозы, интродукция, сообщества, экология, консортивные взаимоотношения, уч
Настоящий проект направлен на решение ряда фундаментальных и практических задач в области сохранения биоразнообразия, экологии растений и профессиональной подготовки специалистов
отчет 44 с., 6 ч
Ключевые слова: биоразнообразие, коллекции, экспозиции, искусственные биоценозы фитоценозы, интродукция, сообщества, экология, альгофлора,, микобиота учебный процесс
Сказка о жабе и розе
Автор: Гаршин Всеволод. В заброшенном уголке сада распускается прекрасная роза. Сюда заходит только маленький мальчик, который наблюдает за насекомыми, зверями и читает; за ним присматривает сестра. Но мальчик заболевает, и некому насладиться красотой розы. Ее видит противная жаба, которая вознамерилась съесть цветок, но лишь ранилась о шипы и падала со стебля.
Символическая связь образов пьесы Антона Чехова Вишневый сад с разными временными слоями
«Вишневый сад» была последней и, можно сказать, итоговой пьесой Антона Чехова. Он написал ее незадолго до смерти, в 1904 году, на стыке эпох, когда предчувствие изменений в обществе было особенно заметным. Накануне социального взрыва он как творческий человек, не мог не ощущать общего расположения духа, неуверенность момента почти невольно вызвала потребность осмыслить современную ему действительность из позиций прошлого и будущего.
Лопахин нежная душа , спаситель или хищный зверь
«Вишневый сад» А. П. Чехова — пьеса о разорившемся дворянском гнезде. Хозяева вишневого сада, Любовь Андреевна Раневская и Леонид Андреевич Гаев, обанкротившиеся помещики, они вынуждены продать имение, чтобы рассчитаться с долгами. Воспоминания о прошлом, сегодняшняя жизнь и беспокойство о будущем неизбежно связываются героями с судьбой вишневого сада.
Мильон терзаний хозяев вишневого сада по пьесе Антона Чехова
Почему до сих пор эта пьеса идет во многих театрах России и за рубежом? В комедии Чехова "Вишневый сад" мы видим сочетание драматического и комического, что связано с проблематикой произведения. В пьесе показан бег времени: прошлое, настоящее и будущее. Центральные герои — Раневская и Гаев.
Стихотворение Бунина Летняя ночь
Бунин – непревзойденный мастер лирического пейзажа, которым он не просто любуется, а восторгается, преклоняясь перед красотой родной земли. Поэт счастлив тем, что может наслаждаться русской природой, ее скромными речками, лугами, травами, колосьями и шмелями. Особое место в его поэтическом творчестве отведено звездам.
Анализ пьесы А.П. Чехова Вишневый сад
Автор: Чехов А.П. Пьеса «Вишневый сад» - последнее драматическое произведение Чехова, печальная элегия об уходящем времени «дворянских гнезд». В письме к Н.А. Лейкину Чехов признавался: «Ужасно я люблю все то, что в России называется имением. Это слово еще не потеряло своего поэтического оттенка».
Новый хозяин вишневого сада
Автор: Чехов А.П. Одной из последних пьес, которые написал А.П.Чехов, является “Вишневый сад”. Хоть это произведение по всем признакам и подходит под драму, но все же автор назвал его комедией. Все события в пьесе связаны с продажей имения Л.А.Раневской за долги. Ситуация постепенно накаляется, а в конце произведения новым хозяином вишневого сада становится предприимчивый купец Лопахин.
Соловьиный сад
Автор: Блок Александр. Герой поэмы — она написана от первого лица — рабочий; он приходит в часы отлива к морю, чтобы тяжелым трудом зарабатывать себе на жизнь — киркой и ломом колоть слоистые скалы. Добытый камень на осле свозится к железной дороге. И животному, и человеку тяжело. Дорога проходит мимо тенистого, прохладного сада, скрытого за высокой решеткой.
Анализ поэмы А.Блока Соловьиный сад
Автор: Блок А.А. Перед героем поэмы две дороги. Одна – труд, тяжёлый и однообразный. Другая – любовь прекрасной женщины, покой и очарование соловьиного сада. Герой оставляет свою жалкую хижину, верного помощника осла и идёт туда, в манящий соловьиный сад. Но очень скоро он понимает, что счастье было там, на каменистых тропинках, по которым он шёл со своим ослом.
Описание внешности человека 3
Описание внешности человека Автор: Сочинения на свободную тему Я хочу написать о моем товарище Борисе, которого знаю более десяти лет. Мы с ним ходили в одну группу детского сада, а теперь учимся в одном классе.
Тема русского дворянства в драматургии А. П. Чехова
Автор: Чехов А.П. А. П. Чехов принадлежит к числу тех русских писателей, которых всегда интересовали проблемы исторического развития общества, проблема героя времени. А потому в своих произведениях он исследует проблему дворянства, причем писателя интересует не только общественная роль дворян в новых исторических условиях, но и состояние их внутреннего мира.
Великан-эгоист
Автор: Уайльд Оскар. Каждый день после школы дети играли в чудесно-красивом саду. Но однажды вернулся великан — хозяин этого сада. Он выгнал всех детей и запретил им возвращаться. Он был большим эгоистом. Когда настало время весны, она не пришла в сад великана. Там по-прежнему царили Зима, Снег, Мороз и Северный Ветер и Град.
Мои школьные товарищи сочинение-рассуждение
Автор: Сочинения на свободную тему Кого-то из них я знаю с детского сада, с кем-то познакомилась уже в школе. Все мы очень разные, а объединяет нас школа, иногда — общие интересы. Я знаю, что когда мы закончим школу, то все разбежимся в разные стороны, будем редко встречаться, наши взгляды на жизнь поменяются, будут новые проблемы, новые друзья и недруги, но школьные товарищи останутся в памяти навсегда.
Анализ стихотворения И.А. БУнина Забытый фонтан
Анализ стихотворения И.А. БУнина " Забытый фонтан" Автор: Бунин И.А. Стихотворение И.Бунина "Забытый фонтан", написанное в 1902 году подтверждает кредо поэта, выраженное им в словах:"Ищу я в этом мире сочетание прекрасного и вечного".
Настоящее, прошлое, будущее в пьесе Вишневый сад
Автор: Чехов А.П. Конец девятнадцатого — начало двадцатого — время изменений. На рубеже веков люди живут накануне. Накануне же чего, мало кто понимает. Уже появляются люди нового поколения, тогда как продолжают существовать люди прошлого. Возникает конфликт поколений. Подобное уже изобразил Тургенев в романе “Отцы и дети”.
Необыкновенная история, случившаяся с патроном для феерверка
Автор: Уайльд Оскар. Все готовились к свадьбе принца и принцессы-красавицы, которую привезли из далекой России. Придворный Инженер в дальнем конце сада готовил все к феерверку (русская красавица никогда не видела феерверков). Петарда, Римская Свеча и Огненная Карусель обсуждали мир. Карусель, в молодости влюбленная в елочную шкатулку, считала, что любовь умерла, Петарда видела мир прекрасным, а Римская Свеча считала его слишком большим.
Что лежит в основе подвигов Прометея по мифам Древней Греции
Автор: Разное От древних греков остались нам их предания, их древние сказания – мифы. Греки прошли длинный исторический путь; понадобились века, прежде чем они стали самым образованным, самым культурным народом древнего мира. Их представления об устройстве мира, их попытки объяснить всё происходящее в природе и в человеческом обществе нашли своё отражение в мифах.
Типы японских садов
Все сады в Японии призваны вызывать у человека иллюзию пространства и погружать его в идеальный мир, далёкий от нашего бренного и несовершенного мира.
Верования, знания и мифы
Знания — достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания являются результатом познания — специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми.
Миф как форма культуры
Сейчас уже практически никем не оспаривается тот факт, что миф лежит у самых истоков человеческой культуры в целом и религии как доминантной культурной формы. Наиболее распространёнными среди бытовых определений являются трактовки мифа как сказки, вымысла, искажённого видения действительности.
Королевство Миде
Ми́де ([ˈmʲiрʲe], /ˈmiːр/, Mide/Meath, «срединное королевство») — центральная область древней Ирландии, в которой находилась резиденция Верховных королей Ирландии, Тара[1][2].
Верховный король Ирландии
(англ. High King of Ireland, ирл. Ard Rн Йirinn) — в древности глава Ирландии, резиденция которого находилась в королевстве Миде, в Таре[1][2]. Земли Миде были окружены королевствами Улад, Коннахт, Лейнстер и Манстер, и короли этих королевств были относительно добровольными подданными Верховного короля[3].
Чоенг Эк
— (ជើងឯក; c əəŋ aek), участок бывшего сада по выращиванию орхидей и китайского кладбища приблизительно в 17 км к югу от Пномпеня, Камбоджа, является самым известным из участков, известных как Поля смерти, где режим Красных Кхмеров казнил приблизительно 17 000 человек между 1975 и 1979.
Кристофер, Джозеф
Введение 1 Первые убийства 2 Инцидент в больнице 3 Кровавая охота продолжается 4 Приговор Введение Джозеф Кристофер (англ. Joseph Christopher) — американский серийный убийца, расист. Известен также как «Убийца с 22-м калибром», «Потрошитель из центра города». Он убил 12 человек и ранил множество других людей.
Ботанический сад США
План Введение 1 История Список литературы Введение Ботанический сад США (англ. United States Botanic Garden, USBG) — ботанический сад в окрестностях Капитолия в Вашингтоне. Относится к федеральным Вспомогательным агентствам при Конгрессе США. Открыт в 1820 году (формально основан в 1850 году). Посещаемость составляет 750,000 человек в год.[2]
История летнего сада
В первые десятилетия существования Петербурга Летний сад занимал значительно более обширную территорию, нежели в наши дни. В его дворцово-парковый комплекс включались прежде всего Первый и Второй Летние сады, занимавшие территорию современного Летнего сада и ансамбля Инженерного замка. Сады эти разделялись каналом.
Угрюмов, Иван Матвеевич
Введение 1 Биография 1.1 Летний сад 1.2 Первый Зимний дворец Список литературы Введение Иван Матвеевич Угрюмов (Иван Матвеев) (16??—1707[1]) — бомбардир, мастер-строитель, первый архитектор Летнего сада. Фонтанный мастер Петра I.
Отчет по биологии по теме Человек и природа
Ботанический сад был организован в 1957 г. профессором И.С. Косенко. А в 1959 г. сделаны первые посадки растений. В настоящее время на территории ботанического сада 1200 – 1500 видов, разновидностей, форм, сортов. Научные сотрудники ботанического сада и преподаватели кафедры ведут научную работу по размножению растений.