2. . Общий анализ культуры не может обойти такой вопрос как ее многообразие. Так, в реальной действительности нет человека абстрактного как такового, а существует конкретный человек как продукт развития или иного общества, то и нет общей культуры, скроенной на все времена и на все обстоятельства, а существует ее определенные разновидности. Мир культуры многолик. Отсюда возможна ее типология, которую можно осуществить в зависимости от того, что мы берем за основу такой типологии.
Если, к примеру, взять наиболее общий критерий /мерило/ - географический /региональный/, - то всю мировую культуру мы можем разделить на такие ее виды, как европейская, азиатская, африканская, латиноамериканская, североамериканская культуры. И естественно здесь будут определенные различия между ними, их непохожесть: африканская культура будет отличаться от азиатской, та в свою очередь от европейской и т.д. Можно разделить культуру и по другому критерию – вероучению, т.е. взять за основу существующие мировые религии. В результате мы получим христианскую культуру, исламскую, иудейскую, буддийскую, которые в свою очередь, тоже не однородны: то же христианство делится на православие, католицизм, протестанство.
Так как культура пронизывает все сферы общественной жизни, то в соответствии с этим мы можем классифицировать ее по роду деятельности и специфике отношений: культура земледелия, производственная культура, культура сферы обслуживания /сервис/, культура быта, культура застолья, культура поведения, политическая, правовая культуры и т.д. В каждом виде человеческой деятельности культура характеризует степень развития и проявления творческих сил человека.
Человеческая деятельность осуществляется в общественно-исторических формах материального и духовного производства. Соответственно материальное и духовное производство предстают как две основные сферы развития культуры. На основании этого вся культура естественным образом подразделяется на материальную и духовную.
Различия материальной и духовной культуры исторически обусловлены конкретными условиями разделения труда. Они относительны: во-первых, материальная и духовная культура выступают составными частями целостной системы культуры; во-вторых, происходит все большая их интеграция. Так в ходе НТР /научно-технической революции/ возрастает роль и значение материальной стороны духовной культуры /развитие техники средств информации – радио, телевидения, компьютерных систем и т.д./, а с другой стороны – в материальной культуре возрастает роль духовной ее стороны /непрерывное «онаучивание» производства, постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу общества, возрастание роли производственной эстетики и т.д./; наконец, на «стыке» материальной и духовной культуры возникают такие явления, которые нельзя отнести только к материальной или только к духовной культуре в «чистом виде»/ например, дизайн – художественное конструирование и художественно-проектное творчество, способствующее эстетическому формированию окружающей среды человека/.
Но при всей относительности различий между материальной и духовной культурой эти различия существуют, что позволяет рассматривать каждый из этих видов культуры как относительно самостоятельную систему. Основание водораздела этих систем является ценность. В самом общем определении ЦЕННОСТЬ – это все, что имеет для человека то или иное значение /значимо для него/, а следовательно как бы «очеловечивается». А с другой стороны, способствует «возделыванию» /культивированию/ самого человека.
Ценности подразделяются на природные /все, что существует в естественно-природной среде и имеет значение для человека – это и минеральное сырье, и драгоценные камни, и чистый воздух, и чистая вода, лес и т.д. и т.п./ и культурные /это все, что создал человек, что является результатом его деятельности/. В свою очередь, культурные ценности делятся на материальные и духовные, которые в конечном итоге и определяют материальную и духовную культуру.
Материальная культура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять так называемые материальные потребности человека. Материальные потребности, вернее их удовлетворение, обеспечивают жизнедеятельность людей, создают необходимые условия для их существования – это потребность в пище, одежде, жилище, средствах передвижения, связи и т.д. И чтобы их удовлетворить человек /общество/ производит продукты питания, шьет одежду, строит дома и другие сооружения, делает автомобили, самолеты, корабли, компьютеры, телевизоры, телефоны и т.д. и т.п. И все это как материальные ценности и есть сфера материальной культуры.
Но эта сфера культуры не является определяющей для человека, т.е. самоцелью его существования и развития. Ведь человек живет не для того, чтобы есть, а он ест для того, чтобы жить, а жизнь человека – это не простой обмен веществ как у какой-нибудь амебы. Жизнь человека – это его духовное существование. Так как родовым признаком человека, т.е. то, что присуще только ему и что отличает его от других живых существ, является разум /сознание/ или иначе, как говорят, духовный мир, то отсюда определяющей сферой культуры становится духовная культура.
Духовная культура есть совокупность духовных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления. Духовные ценности призваны удовлетворять духовные потребности человека, т.е. все то, что способствует развитию его духовного мира /мира его сознания/. И если материальные ценности, за редким исключением, скоротечны – дома, станки, механизмы, одежда, транспортные средства и прочее и прочее, то духовные ценности могут быть вечными, пока существует человечество. Скажем, философским суждениям древнегреческих философов Платона и Аристотеля без малого две с половиной тысячи лет, но они и сейчас такая же реальность как и в момент их высказывания – достаточно взять в библиотеке их произведения или получить информацию через Интернет.
Другие работы по теме:
Социология культур
Социология культуры как социальная и историческая культурология. Культура как система духовного производства, ее сущность, типология, динамика. Основные типы социокультурной регуляции. Анализ взаимодействия культур и социокультурных характеристик России.
Основные сферы жизни общества
Общество как сложная динамическая система, его основные признаки. Сферы жизнедеятельности общества: экономическая, социальная, политическая и духовная. Культура и традиция в развитии общества. Национальный характер и менталитет. Политическая жизнь России.
Лекции
КУЛЬТУРОЛОГИЯ Наука культурология. Культурология – одна из самых молодых наук. Сам термин «культура», хотя данное слово известно с древних времен, в современном привычном для нас значении используется лишь с начала XIX века.
Культурология
Коммерческий Негосударственный Институт Предпринимательской Деятельности Реферат на тему: Культурология как наука. Предмет, структура, функции культуры
Структура и функции культуры
Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах.
Универсальность культуры и ее конкретные проявления
Культура всегда всечеловечна, универсальна, в своих глубинах она носит родовой характер. В какую бы эпоху ни жил человек, где бы ни развивалась его биография, для него всегда горе останется горем, а радость – радостью.
Культура периода Реформации и Просвещения. Реформация. Ее культурно-историческое значение.
оглавление Раздел 10. Культура периода Реформации и Просвещения 10.1 Реформация. Ее культурно-историческое значение Реформация (лат. reformatio - преобразование) - важнейший этап в культурно-историческом развитии Западной и Центральной Европы. Это религиозно-идеологическое и социально-политическое движение, начавшееся в первой четверти XVI в. в Германии с выступления М.
Контрольная работа по Культорологии 2
Культура это часть общества, это одно качеств человека, общество и человек не могут существовать друг без друга. Вместе с обществом и человеком происходит становление и развитие их культуры.
Архаический Юго-запад
, англ. The Archaic Southwest — термин, включающий археологические культуры юго-запада США в период примерно между 6500 г. до н. э. и 200 г. н. э. Культурам, относящимся к указанному периоду, были свойственны следующие характеристики:
Взаимосвязь понятий культура и цивилизация
Цивилизация – это: Стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня воспроизводства социальной жизни. Локализованные в пространстве и времени общ-ва, которые являются целостными системами, представляющими конкретный социокультурный феномен, имеющими четковыраженные параметры духовного, технологического, экономического и политического развития.
Понятие и функции культуры 3
Культура Понятие культуры Мир культуры неисчерпаем. Теоретически его постигают философы, ученые, художники, богословы, культурологи, а в повседневной жизни каждый из нас осваивает ее нормы, ценности и идеалы как целеустремленно, так и стихийно. Поэтому неудивительно, что существует множество (свыше 300) самых различных определений культуры.
Социокультурная динамика
Этимология слова "культура". Соотношение внешнего и внутреннего (материального и духовного) в культуре. Что такое материальная культура, роль духовной культуры. Внутренняя культура личности как определяющий фактор формирования внешней культуры общения.
Проблемы культурологии
Проблема - это некое противоречие межу уверенностью и сомнением, очевидным и неопределенным.
Поверти-Пойнт культура
Декоративные глиняные шарики из Поверти-Пойнт: вероятно, символы душ предков Культура Поверти-Пойнт — археологическая культура индейцев, обитавших в низовьях р. Миссисипи, ныне штат Луизиана. Существовала примерно в 17-7 вв. до н. э. Памятниками данной культуры являются сохранившиеся до наших дней колоссальные земляные сооружения (курганы) у Поверти-Пойнт около города Эппс в штате Луизиана.
Культурологические исследования
Структура и состав современного культурологического знания. Понятия философии и социологии культуры, культурная антропология. Теоретическая и прикладная культурология, методы культурологических исследований. Цивилизация и функции культуры, культурогенез.
Предмет культурологии, его место и роль в обществе
Культурология как наука о культуре, ее сущности и закономерностях, взаимовлиянии, культур, цивилизаций. Культурология - теория и история культуры. Взаимосвязь культурологии с общегуманитарными дисциплинами.
Структура культуры
Культура и ее разделы. Виды культуры. Содержание и воздействие культуры на человека.
Чернолесская культура
Введение 1 Культура 2 Хозяйство 3 История 4 Этническая принадлежность Список литературы Введение Чернолесская культура — археологическая культура переходного периода от бронзового к раннему железному веку (IX—VII вв. до н. э.). Распространена была в лесостепной полосе Правобережной Украины между Днепром и Днестром, а также в бассейне р.
Культура Луншань
Луншань (кит. 龍山文化) — группа неолитических культур, располагавшихся по течению реки Хуанхэ на протяжении второй половины II тысячелетия до н.э.
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
Культура Саладо
План Введение 1 Скальные жилища 2 Материальная культура 3 Экология Список литературы Введение Культура Саладо (от названия Солёной реки, англ. Salt River, исп. Rio Salado) — условное обозначение смешанной археологической культуры (сочетавшей в себе традиции культур анасази, могольон и хохокам), существовавшей в бассейне реки Тонто (юго-восток штата Аризона) в период около 1150—1400 гг.
Тенерийская культура
Тенерийская культура — доисторическая культура, существовавшая в период примерно 5—3 тыс. до н. э. на территории пустыни Сахара. Это был влажный период в истории пустыни, известный как неолитический субплювиальный период.
Культура Кондоруаси
Культура Кондоруаси , исп. Condorhuasi существовала с 4 в. до н. э. по 7 в. н. э., в основном в долине Уальфин (es:valle de Hualfнn), ныне провинция Катамарка (Аргентина). Оказала сильное влияние на соседнюю культуру Аламито.
Атлантроп
План Введение 1 История открытия 2 Внешний облик 3 Материальная культура Атлантроп Введение Атлантроп (др.-греч. Ἄτλας, род. п. Ἄτλαντος — «Атлас» (горная страна в Африке) и ἄνθρωπος — «человек») — североафриканский подвид Homo erectus, живший около 700 тыс. лет назад.
Растениеводство как основная отрасль сельского хозяйства
Растениеводство – как основная отрасль сельского хозяйства. Растениево́дство — возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания, получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных, в том числе декоративных целей. Растениеводство как наука изучает многообразие сортов, гибридов, форм полевых культур, особенности биологии и наиболее совершенные приёмы возделывания, которые обеспечивают высокую урожайность и качество при наименьших затратах.