Символика цвета тесно сочетается с национальными, политическими, историческими, религиозными и идеологическими особенностями. Она крайне многообразна и связана с применением в определенной стране или народа, в какой-либо его партийной или социальной группе.
Николай Викторович Серов, Российский институт цвета.
Особое значение символика цвета приобрела в искусстве западного Средневековья. Когда разделяются мир человеческий и божественный, между ними посредством символов устанавливаются своеобразные «мосты». Невидимый мир отпечатывает свои знаки в доступной взору материи, и в частности, в цвете. Так,
белый означает мир, благородство, высшую власть;
черный — ночь, мрак, смерть, печаль;
пурпур — знак высшего достоинства, силу, могущество и благородство;
красный — регальный цвет, войну, храбрость, мужество, неустрашимость;
золотой — богатство, силу, верность, правду (честность), постоянство (пить с золота);
зеленый — надежду, изобилие, свободу, жизнь (местное значение);
голубой — величие, красоту, ясность.
Возникшее в начале XVIII веке масонство разработало собственную символику цвета:
белый — непорочность, беспристрастие;
серый — каббалистический цвет мудрости;
черный — печаль, смерть;
пурпурный — символ власти, царственности, высоты Духа;
красный — цвет крови, гнева, мести, войны, возмездия, верности;
розовый — любовь, вечность жизни;
золотой — символ чистоты, благородства побуждений;
зеленый — одоление, победа;
голубой (синий) — цвет неба, возвышенности устремлений, совершенствования духа.
Как пишет Ансельм, вся облицовка оружия различалась двумя видами металлов, пятью цветами и двумя видами меха. Этими двумя металлами были золото и серебро; пятью цветами были лазурь, красный, черный, зеленый и фиолетовый. В геральдике цвет играет большую роль из-за применения различных цветов. Так, во-первых, цвет:
значительно увеличивает количество вариантов различных знаков;
облегчает возможность их отличия одного от другого;
позволяет создавать множество сочетаний и перестановок разноцветных фигур, создавая тем самым их многообразие, расширяя численность не совпадающих по внешнему виду знаков, эмблем, гербов, делая богаче, разнообразнее их арсенал.
Во-вторых,
с каждым цветом связано его определенное смысловое, политическое и национальное значение и, следовательно;
применение цвета позволяет углублять и расширять качественную гамму различных фигур и знаков, нюансировать их содержание.
Наконец, в-третьих,
применение цвета делает эмблемы и гербы более привлекательными, превращает их в подлинные произведения искусства и позволяет рассматривать их как таковые, помимо их чисто геральдического значения, «читать» их в контексте развития искусства в определенной стране и в определенную эпоху.
Вплоть до начала XVI века гербы, как родовые, так и государственные или городские, изображались только в красках (металлах и финифтях). Поэтому воспроизводить свои гербы на своем имуществе (движимом и недвижимом) могли лишь весьма состоятельные люди. Обедневшие дворяне, например, в России даже в конце XVIII — начале XIX века были порой не в состоянии выкупить свои дипломы на герб в герольдмейстерской конторе.
Объяснялось это тем, что выполнение заказанных дипломов на пергаменте с применением натурального листового золота и серебра, органическими невыцветающими красками профессиональными художниками-геральдистами стоило весьма дорого и исполнялось исключительно за счет гербовладельца. Несостоятельные гербовладельцы могли удовольствоваться лишь гравированной копией своего герба, оттиском его на бумаге, который стоил значительно дешевле.
При этом в гравюре краски (и металлы) подлинного герба заменялись штриховкой, условным графическим изображением, присвоенным каждому цвету. Путь к такой замене цвета штриховкой открыло изобретение книгопечатания. Впервые в Западной Европе штриховое изображение цвета появилось около 1500 года, но вплоть до середины XVII века к этому приему прибегали все же крайне неохотно и в сборниках гербов, даже отпечатанных и оттиснутых с граверных досок, все равно гербы раскрашивали от руки.
Вследствие этого чаще применялся другой прием: при печатании давался лишь граверный контур герба и его фигур, все они не штриховались, а оставались белыми, но их цвет обозначался просто первой буквой его наименования на соответствующем языке. Так, черный цвет
во французских гербах обозначался буквой N (noire),
в немецких буквой S (schwarz),
в английских — буквой В (black) и т. д.
Предполагалось, что затем каждое поле и фигура будут раскрашены и буквы служат лишь для указания художникам.
Однако это оказалось настолько неудобным практически, особенно когда гербы попадали в другую страну, что после Вестфальского мира 1648 года, когда все дела приводились в Европе в относительный порядок, было принято правило обозначать цвет в геральдике порядковыми латинскими буквами алфавита, едиными для всех стран:
А — красный,
В — синий,
С — зеленый,
D — черный,
Е — золотой (желтый),
F — серебряный (белый),
G — пурпур.
Штриховка же с этого времени утверждалась как обязательная, если геральдический цвет не предполагалось после печатания выполнять красками. Только натуральному цвету не была присвоена ни определенная буква, ни штриховка, так как в то время, когда эти правила утверждались (середина XVII в.), натуральный цвет в геральдике еще вообще не допускался и не признавался.
Лишь позднее, в конце XVIII — начале XIX века, было принято правило для передачи натурального цвета графически оставлять поле белым, но, чтобы не путать его с серебряным или белым, наносить на него так называемую «тень», то есть очень легко и чуть-чуть штриховать лишь геральдически левый край такого поля или фигуры.
Как подчеркивает В. В. Похлебкин, цвета в символике и геральдике имеют далеко не однозначные и не одинаковые, не совпадающие смыслы. В самом деле, символика цвета тесно связана с национальными, политическими, историческими, религиозными и иными идеологическими и этнографическими особенностями, а потому крайне многообразна и тесно связана с применением в определенной стране или у определенного народа или в какой-либо его партийной или социальной группе.
В противоположность этому цвет в геральдике (по своему значению, месту и применению) строго постоянен, стабилен, интернационально канонизирован и не подлежит интерпретации:
Красный (рубин) — Право, Сила, Мужество, Любовь, Храбрость.
Синий (сапфир) — Слава, Честь, Верность, Искренность.
Зеленый (изумруд) — Свобода, Ликование, Надежда, Здоровье.
Черный (алмаз) — Постоянство, Скромность, Смерть, Траур, Мир как «покой».
Желтый (золото, топаз) — Верховенство, Величие, Уважение, Великолепие, Богатство.
Белый (серебро, жемчуг) — Чистота, Невинность, Мудрость, «Безмятежное состояние души».
Пурпурный (аметист) — Высокорожденность, Власть, Верховенство, Достоинство, Величие.
В геральдике существует строго определенное число употребляемых красок, которые подразделяются на две группы: металлы и эмали (финифти); третья группа — меха — ныне вышла из употребления (фактически исчезла с конца XIX — начала XX в. и в современных, новых гербах не применяется).
Металлы — золото и серебро — в случае, когда требующие их цвет эмблемы приводятся не в подлиннике, а в репродукции, копии и т. д., могут быть заменены соответственно желтым или белым цветом, но с обязательной оговоркой, ибо указанные цвета могут существовать и как таковые, представляя сами себя.
Финифти включают красный, синий, зеленый, черный и пурпурный цвета. В новейшее время к ним иногда добавляют оранжевый и коричневый, но эти два цвета, так же как и натуральные цвета (розовый, стальной), не имеют полного международного признания.
Три цвета (а нередко и два) считаются вполне достаточными, чтобы отразить сущность и идейные принципы любого государства в его национальном флаге. Так что семи классических красок геральдики с лихвой должно хватать для использования в современных вещественных символах государственной власти — в государственных гербах и национальных флагах.
Другие работы по теме:
Шерсть
Химических формул шерсть и натуральный шелк не имеют. При сгорании шерсть и натуральный шелк горят медленно с запахом жженых волос, образуя шарик черного цвета, который растирается в порошок.
Цвет в дизайне винной продукции
Меняющийся мир требует более тщательно подхода к оформлению продукции. Похоже, нет более распространенной метафоры в бизнесе, чем сравнение упаковки с менталитетом покупателя.
Московская культура XIV-XV веков
Развитие письменности, образования и науки. Творчество величайшего иконописца Древней Руси Андрея Рублёва. Литература, живопись, геральдика.
Водяной фазанчик
Введение 1 Среда обитания 2 Описание 3 Гнездование 4 Поведение 5 Привычки, поведение, окраска Список литературы Введение Водяной фазанчик[1] (лат. Hydrophasianus chirurgus) — птица семейства якановые, единственный представитель рода Hydrophasianus. Водяной фазанчик, обладая способностью плавать, тем не менее предпочитает передвигаться по суше.
Малахитовый зимородок
Введение 1 Описание 2 Распространение 3 Образ жизни Список литературы Введение Малахи́товый зиморо́док[1] (лат. Alcedo cristata) — африканская птица семейства зимородковых.
Серебряноклювая амадина
Введение 1 Описание 2 Распространение 3 Размножение Список литературы Введение Серебряноклювая амадина[1] (лат. Lonchura cantans) — африканская птица семейства вьюрковых ткачиков.
Белошейный аист
Введение 1 Описание 2 Образ жизни 3 Подвиды Список литературы Введение Белоше́йный а́ист[1] (лат. Ciconia episcopus) — птица из семейства аистовых.
Паниранские цвета
Введение 1 История 2 Флаги, использующие паниранские цвета 3 Флаги иранских стран, использующие паниранские цвета частично 4 Бывшие флаги с паниранскими цветами
Герольд
Геро́льд (от лат. heraldus — глашатай или от нем. «herald») — глашатай, вестник, церемониймейстер при дворах королей, крупных феодалов; распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах. Герольд был также судьёй на турнире (страж турнира): подавал знак к началу турнира, мог остановить слишком ожесточённый бой.
Синекрылый травяной попугайчик
Введение 1 Внешний вид 2 Распространение 3 Образ жизни Список литературы Введение Синекрылый травяной попугайчик[1] (лат. Neophema chrysostoma) — птица семейства попугаевых.
Бражник прозерпина
Введение 1 Описание 2 Ареал 3 Время лёта 4 Размножение 5 Численность 6 Замечания по охране Список литературы Введение Бражник прозерпина или бражник олеандровый малый[1] (Proserpinus proserpina) — бабочка из семейства бражников (Sphingidae).
Геральдика
Введение 1 Цвета в геральдике 1.1 Символика цветов Список литературы Введение Гера́льдика (лат. heraldus — глашатай) — гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов.
Рассадин, Сергей Евгеньевич
Сергей Евгеньевич Рассадин — белорусский историк, археолог, геральдист; доктор исторических наук, профессор истории. В 1981 году окончил историко-филологический факультет Гомельского государственного университета. Обучался в аспирантуре Института истории Академии наук (АН) БССР (1981—1984).
Провинции Швеции
Введение 1 История 2 Геральдика 3 Гёталанд 4 Свеаланд 5 Норрланд 6 Эстерланд Введение Разделение Швеции и Финляндии на исторические провинции. Швеция разделялась на провинции или ландскапы (швед. landskap) до реформы 1634 г., которая была проведена Акселем Оксеншерной и заменила старое деление на новую систему ленов.
Бражник олеандровый
Введение 1 Описание 2 Ареал 3 Гусеницы 4 Куколка 5 Факты Введение Бражник олеандровый, или олеандровый бражник (Daphnis nerii) — бабочка из семейства бражников (Sphingidae).
Желтоплечий амазон
Введение 1 Внешний вид 2 Распространение 3 Образ жизни 4 Размножение 5 Угрозы и охрана Список литературы Введение Желтоплечий амазон[1] (лат. Amazona barbadensis) — птица семейства попугаевых.
Три цвета гимн
Введение 1 Текст гимна 2 Перевод 3 Первоначальный текст патриотической песни 3.1 Перевод Три цвета (гимн) Введение «Trei culori» («Три цвета») — гимн Румынии в 1977—1989 годах. После Румынской революции 1989 был заменен гимном «Deşteaptă-te, romвne!».
Рыжепоясничная ласточка
Введение 1 Описание 2 Местообитание 3 Размножение 4 Питание Список литературы Введение Рыжепоясни́чная ла́сточка[1] (лат. Hirundo daurica, Cecropis daurica) — птица семейства ласточковых (Hirundinidae).
Флаг Миннесоты
Флаг Миннесо́ты (англ. Flag of Minnesota) — один из государственных символов американского штата Миннесота. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище синего цвета, в центре которого помещена печать штата, окружённая белой полосой с жёлтой каймой.
Миртовый лесной певун
План Введение 1 Описание 2 Распространение 3 Питание 4 Размножение Список литературы Введение Миртовый лесной певун[1] (лат. Dendroica coronata) — вид птиц семейства древесницевых.
Чайконосая крачка
План Введение 1 Описание 2 Местообитание 3 Размножение 4 Питание Список литературы Введение Чайконо́сая кра́чка[1] (Gelochelidon nilotica) — птица семейства крачковых (Sternidae). Единственный представитель рода Gelochelidon
Веерный попугай
План Введение 1 Внешний вид 2 Распространение 3 Образ жизни 4 План Введение Список литературы Введение Веерный попугай[1] (лат. Deroptyus accipitrinus) — птица семейства попугаевых. Единственный вид рода.
Ласточковый попугай
План Введение 1 Внешний вид 2 Распространение 3 Образ жизни 4 Размножение Список литературы Введение Ласточковый попугай[1] (лат. Lathamus discolor) — птица семейства попугаевых. Единственный вид рода.
Африканский серый ток
Африканский серый ток Научная классификация Латинское название Tockus nasutus Linnaeus, 1766 Подвиды T. n. dorsalis T. n. epirhinus T. n. forskali T. n. nasutus
Герб Романовых
План Введение 1 Описание герба 2 История герба 2.1 Описание прапора Н. И. Романова Список литературы Герб Романовых Введение Герб Романовых — фамильный герб дома Романовых. Составлен Б. В. Кёне в царствование императора Александра II и официально утверждён 8 декабря 1856 года[1].
Сфрагистика
Сфрагистика (от греч. σφραγις — печать), или сигиллография (от лат. sigillum — печать) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.
Клейноды
Содержание 1 Имперские клейноды 2 Клейноды на Украине 2.1 Библиография 1. Имперские клейноды Имперские клейноды (нем. Reichskleinodien) — это атрибуты императорской власти правителей Священной Римской империи. Важнейшие из них — имперская корона, святое копье и императорский меч. Сегодня они сохраняются в палате сокровищ Венского дворца и делятся на две части: «Нюрнбергские клейноды», хранившиеся с 1424 по 1796 в Нюрнберге, и «Ахенские клейноды», хранившиеся в Ахене до 1794 г.
Флаг Флориды
Флаг Флориды Флаг Флори́ды (англ. Flag of Florida) — один из государственных символов американского штата Флорида. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета с красным андреевским крестом. В центре изображена печать Флориды.
Обыкновенная каракара
Обыкновенная каракара Научная классификация Латинское название Caracara plancus (J. F. Miller, 1777) синонимы Polyborus plancus (J. F. Miller, 1777)
Флаг Вайоминга
Флаг Вайоминга Флаг Вайо́минга (англ. Flag of Wyoming) — один из символов американского штата Вайоминг. Флаг штата Вайоминг представляет собой синее прямоугольное полотнище с белой и красной каймой. В центре флага изображён силуэт американского бизона (обычно в США называемый «Буффало») белого цвета, смотрящий в сторону древка.
Буланоголовая зелёная танагра
Буланоголовая зелёная танагра Научная классификация Латинское название Tangara gyrola (Linnaeus, 1758) Подвиды T. g. albertinae (Pelzeln, 1877) T. g. bangsi (Hellmayr, 1911)
Коромысло синее
План Введение 1 Описание 2 Ареал 3 Биология 4 Размножение 5 Галерея Список литературы Введение Коромысло синее[1] (лат. Aeshna cyanea) — крупная стрекоза из группы Разнокрылых стрекоз.
Флаг Аризоны
Флаг Аризоны (англ. Flag of Arizona) — один из символов американского штата Аризона. Флаг штата Аризона представляет собой прямоугольное полотнище пересечённое на две равные части. Верхняя часть состоит из 13 лучей красного и золотого цвета (цвета́ конкистадоров и флага Испании), представляя 13 первоначальных округов Аризоны (ныне 15 округов), так же символизируя живописные закаты Аризоны.
Цвет и палитра
Цвета и палитра Цвет имеет большое значение в компьютерной графике , т.к. он усиливает зрительное впечатление и повышает восприимчивость информации и изображений . Ощущение цвета формируется человеческим мозгом от светогого потока ,который попадает на сетчатку глаза от излучающих объектов .