Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией.
Римское искусство условно делят на искусство периода Республики (IV— I вв. до н. э.) и искусство периода Империи (I— V вв. н. э.). В период Республики Рим завоевал Грецию (II в. до н. э.), и с этого времени культура и искусство римлян испытывают большое влияние культуры и искусства Греции.
Эстетический идеал красоты
Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота— таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства. Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны.
Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.
В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы— германцы. Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета.
Ткани, цвет, oрнамент
Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей.
Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной.
Цветовая гамма в римском костюме— яркая, красочная, основные цвета— пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.
Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию— круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь.
Мужской костюм
В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее.
Туника и тога— основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт.
Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.
Верхней одежде— тоге— римляне придавали глубоко символическое значение, Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира— народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.
Тога представляет собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером 6х1,8 м. Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры. Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой на перед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх и образовавшийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей, и опять через левое плечо перебрасывают на спину. После этого левый конец подтягивают вверх, укладывая на груди полукруглой складкой. В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной художественный образ. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса— знак сословного отличия— должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества. Драпировка тоги фиксировалась путем пропитки специальным составом.
В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча.
В европейской одежде средневековья и даже в современных пелеринах-накидках возрожден еще один вид римского плаща— пенула — в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей— в костюме богатых щеголей.
С III в. н. э. драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры.
Изменения костюма обусловлены были влиянием восточноазиатских форм и распространением в Риме христианской идеологии. Появляются длинные узкие туники, широкие далматики, закрывающие фигуру от шеи до ступней; характерны пестрота в орнаментации, пристрастие к украшениям. Примером такой одежды, далекой от античных традиций, является далматик— длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами.
Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками.
В период Империи в костюме знати широко распространяются ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носят по 5-6 штук на каждом пальце. Браслеты играют роль наградного знака.
Прямые зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняют облик римлян. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени римского императора Тита Веспасиана.
Одежда римской бедноты и рабов— туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани, в непогоду носили простые деревянные башмаки.
Женский костюм
Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV вв. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.
Женская туника по покрою не отличалась от мужской.
Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции.
Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ— палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы.
В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу.
В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней.
В III-IV вв. меняется представление о красоте фигуры женщины. Развитые формы, подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, заменяются плоскими статичными формами, которые создает закрытая одежда из тяжелых неэластичных тканей.
Простая гармоничная прическа римлянок, сохранявшая греческие традиции, сменяется в период Империи высокой прической на веерообразном каркасе, накладками из искусственных волос.
Обувь римлянок— мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.
Другие работы по теме:
Мифология Древней Греции и Древнего Рима
Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах.
Полибий о государстве и праве
Полибий 210-123 до н.э. Произведения - история Рима в 40 книгах. Его идеал - Сократ, его идеи. Также учения стоиков. Основной момент (принцип стоицизма) все что случается случалось раньше и случится снова.
работа
I. император марк аврелий в контексте своей эпохи (Рим, II в н э.)
Народная одежда - произведение искусства
Народная одежда - яркое и самобытное явление в истории его народа. Оно развивалось и совершенствовалось в течение столетий. История украинской одежды связана с традициями Киевской Руси. Костюм украинской крестьянки состоял из вышитой рубашки, юбки, которая представляла собой два несшитых полотнища клетчатой или орнаментированной ткани.
Новый наряд короля
Автор: Андерсен Ханс Кристиан. В королевство короля-модника прибыли двое обманщиков. Они обещали выткать чудную ткань, невидимую для глупцов и тех, кто не на своем месте сидит. Получая от короля материалы, деньги и почести, они не только «соткали» ткань, но и «сшили» костюм — хотя никакого костюма не было, высланные на проверку чиновники, да и сам король, не хотели признаваться, что ничего не видят.
Костюм скифов
В скифских курганах Поднепровья и Крыма обнаружены ценнейшие предметы материальной культуры, позволяющие представить внешний облик и форму костюма этих древних племен.
Искусство древнего Рима
Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян.
Кола ди Риенцо
(собств. Никола ди Лоренцо Габрини) (Cola di Rienzo) (1313 — 8 октября 1354) — итальянский политический деятель, уроженец Рима, сын трактирщика и прачки. Сумел получить хорошее образование, был страстным почитателем античности.
Иллирийские войны
Введение 1 Первая Иллирийская война 2 Вторая Иллирийская война 3 Последствия Иллирийские войны Введение Во время Иллирийских войн 229 до н. э. — 228 до н. э. и 220 до н. э. — 219 до н. э., Рим захватил иллирийские поселения в долине Неретвы и уничтожил пиратство на адриатике, мешавшее римской торговле. Было проведено две кампании: первая — против царицы Теуты, вторая — против Деметрия Фарского.
Брэстед, Джеймс Генри
Джеймс Генри Брэстед (англ. James Henry Breasted) (27 августа 1865 – 2 декабря 1935) — американский археолог и историк, занимавшийся вопросами египтологии, а также влияния цивилизаций Древнего Ближнего Востока на становление западной и православной цивилизации. Его труды также затрагивали другие важные аспекты истории Древнего Востока (в частности, он предложил термин «Плодородный полумесяц»).
Сенат Древний Рим
Сена́т (лат. senatus, от senex — старик, совет старейшин) — один из высших государственных органов власти в Древнем Риме. Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (около VI века до н. э.);
Вторая Македонская война
Введение 1 Предпосылки к войне 2 Ход войны 3 Итоги войны Вторая Македонская война Введение Вторая Македонская война (200 до н. э. - 197 до н. э.) - война между Римом и Македонией.
Древнеримская музыка
Введение 1 История 2 Музыка и быт 3 Музыкальные инструменты Список литературы Введение Древнеримская музыка развивалась на основе эллинистической культуры и играла большую роль в жизни римлян.[1] Хоровые ансамбли выступали в цирках и театрах, эффектные зрелища (бои гладиаторов, казни) шли под звуки труб, рогов и других инструментов.
В чем суть реформы Сервия Туллия
01.02.2011 Бочарова Ольга Олеговна №50091, тел. 89147000803 Предмет: История бухгалтерского учета Вопрос: В чем суть реформы Сервия Туллия Сервий Туллий – шестой царь Древнего Рима в 578-535 г. до н.э. С его именем римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя Рима, было создано т.н.
Антиковедение
Антикове́дение — наука о древней Греции и Риме. В континентальной Европе известна также под названием «классическая филология», но так как многие относили филологию преимущественно к изучению языков и литературы, термин «классическая филология» приобрёл двоякий смысл. В XIX веке немецкими учёными была создана концепция «науки о древности», объединявшая различные аспекты изучения древнего мира, такие дисциплины как собственно классическая филология, история древнего мира, классическая археология, папирология, эпиграфика, нумизматика и история права.
Гейбл тюдоровский чепец
Гейбл (от англ. gable — двускатная крыша дома) — английский женский головной убор первой трети XVI века. Английский женский костюм в начале XVI века по основным своим соотношениям и силуэту был сходен с фламандским, французским и т. д., но имел свои специфические особенности, придававшие ему национальный колорит.
История от основания города
«Исто́рия от основа́ния го́рода» (лат. «Ab urbe condĭta») — основное произведение Тита Ливия, один из самых известных и фундаментальных трудов по истории Древнего Рима. Охватывает периоды от традиционной даты основания Рима по хронологии Варрона (753 до н. э.) до 9 года. Из 142 книг полностью сохранились 35.
Латинский союз Древний Рим
Латинский союз — в древности федерация городов Лация (современный Лацио, Италия), возникшая в начале 1-го тыс. до н. э. и насчитывавшая, согласно античной традиции, 30 общин. Члены Латинского союза имели общие религиозные праздники, союзное собрание решало общие вопросы и споры между членами союза.
Полиэстеровый костюм
(англ. Leisure suit; костюм для досуга, выходной костюм) — это модный в 1970-е годы покрой костюма, состоящий из похожего на сорочку пиджака и аналогичных брюк[1], часто белого цвета. Материал костюма обычно представлял собой двухфонтурный полиэстер, но не всякая одежда, сделанная из полиэстера, может быть названа «полиэстеровым костюмом».
Индо-римская торговля
первоначально осуществлялась сухопутными путями через Анатолию и Персию, что существенно ограничивало её объём. До римского завоевания Египта монополией на морскую торговлю обладали Птолемеи. Присоединение Августом Египта активизировало торговые и культурные контакты Древнего Рима с Индией.
Римская история Моммзен
Ри́мская исто́рия » (нем. Rцmische Geschichte) — фундаментальный труд Теодора Моммзена по истории Древнего Рима, получивший Нобелевскую премию по литературе. Основан на корпусе исторических источников, найденных автором во время путешествий по Италии. Первые три тома, охватывающие период от основания Рима до падения Республики, вышли в 1854 — 1857 гг., 5-й том, посвящённый римским провинциям, появился в 1885, но 4-й, в котором предполагалось изложить правление императоров до Диоклетиана, написан не был — он был восстановлен по записям и черновикам Моммзена.
Сирмий
Иллирийская префектура с центром в Сирмии. Си́рмий (Sirmium) — город в Римской Паннонии, который служил резиденцией императора Галерия в период тетрархии. Его значение в эпоху поздней античности было столь велико, что Аммиан Марцеллин назвал его «преславной матерью городов». Современный город на его месте — Сремска Митровица.
Взятие Рима
План Введение 1 Предыстория 1.1 Вторая война за независимость Италии 1.2 Франко-прусская война 1.3 Письмо Папе 2 Взятие Рима 3 Последствия Введение Взятие Рима (20 сентября 1870 года) — завершающее событие процесса объединения Италии в XIX веке.
Карфаген город
План Введение 1 История 1.1 Карфагенское государство 1.2 Римская эпоха 1.3 После Рима 2 Падение Введение Карфаге́н (финик. Qart Hadasht, лат. Carthago, фр. Carthage) — город на территории Туниса, вблизи современного города Туниса . Название Qart Hadasht (в пунической записи без гласных Qrthdst (קרת חדשת)) переводится с финикийского языка как «новый город».
Смокинг
Смо́кинг — вечерний чёрный пиджак с открытой грудью и длинными, обшитыми шёлком лацканами. К смокингу полагаются тугая крахмальная манишка, стоячий воротничок с загнутыми углами, чёрный галстук-бабочка, туфли из тонкой кожи, но не лакированные, чёрный жилет или пояс-кушак камербанд (cummerbund).
Стиль одежды
План Введение 1 Классификация стилей одежды по критериям 1.1 возраст 1.2 пол 1.3 профессия 1.4 социальный статус 1.5 принадлежность к субкультуре 1.6 личный вкус человека
Сизарс-Палас
Сизарс-Палас Caesars Palace ([Сизарс Палас], в переводе «Дворец Цезаря») — развлекательный комплекс в Лас-Вегасе (США). Здание оформлено в стиле Древнего Рима.
Magister equitum
(лат.) (Магистр конницы либо начальник конницы) — экстраординарная магистратура в Древнем Риме, заместитель диктатора[1]. Должность магистра конницы восходит к времени царского Рима.
Древний Рим
Рим создал свою цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей. Древний Рим. На развалинах этого исполина возникло и сформировалось большинство западноевропейских государств. Из глубины его бытия пришли к нам многие учреждения, зачатки современной литературы и юриспруденции, шедевры архитектуры.
Гай Юлий Цивилис
Гай Юлий Цивилис (лат. Gaius Julius Civilis; род. 25г.) — вождь союзного римлянам германского племени батавов, префект когорты вспомогательных войск, возглавивший Батавское восстание против Рима.
Хакасы
Самоназвание хакасов - тадар. В фольклоре хакасов в качестве их древнего самоназвания употребляется термины хоорай и хыргыс-хоорай.