Галикарнас (нынешний турецкий город Бодрум) был столицей и главным портом небольшого, но богатого античного государства, которое тогда называлось Карией. Город находился под властью персов, но сатрапов в Галикарнас назначали из местной знати. В 377 году до нашей эры на карийский престол вступил Мавсол, который сразу же обложил налогами все и вся. И на эти деньги обнес свою столицу крепостной стеной, затем возвел храм бога войны, в архитектуре присутствовали как карийские, так и восточные и греческие черты. По греческому образцу царь организовал и агору — большую площадь для собраний и торговли.
Мавсол где хитростью, где подкупом присоединил к своему царству близлежащие земли и острова, и государство его, торгуя со всем античным миром, стало богатеть. Царь принялся строить беломраморные дворцы, театры и библиотеки. Галикарнас украшался скульптурами не менее пышно, чем Афины. В последние годы правления начал складываться культ Мавсола, в частности, остров Хиос на своих монетах изображал его как Геракла. Но самым ярким свидетельством реального могущества карийского царя стала его грандиозная храмовая усыпальница, которую он начал возводить еще при жизни, не оглядываясь на реакцию соседей. Это был шаг уверенного в своих действиях монарха, еще не имевший аналогов в ту эпоху. Лишь позднее мавзолеи стали неотъемлемой частью культа царей и императоров от Александра Македонского до Августа и Адриана.
Для своей усыпальницы Мавсол выбрал место на склоне холма между агорой и главным храмом города. Был проведен конкурс на лучший проект монументального надгробия, в котором приняли участие выдающиеся греческие архитекторы и скульпторы. Победителями оказались греческие мастера Сатир и Пифей, предложившие возвести на 5-ярусном каменном основании (66x77 м) огромный каменный куб высотой 22 метра. Над ним планировалось расположить помещение усыпальницы, которую бы окружали колонны. Там же был предусмотрен заупокойный храм для жертвоприношений. Венчала все здание стройная 24-ступенчатая пирамида, на вершине которой Сатир и Пифей предполагали разместить огромную квадригу*. Общая высота Мавзолея равнялась приблизительно 50 метрам, что сравнимо с высотой современного 17-этажного дома.
Мавсол одобрил все планы Сатира и Пифея, хотя предложенный ими проект не вписывался ни в какие архитектурные каноны того времени. К тому же авторы предложили еще украсить Мавзолей фризами и барельефами. Но царь на затраты не поскупился, и работа закипела. Пока строители мастерили прочный фундамент и возводили первый каменный этаж, четыре прославленных греческих скульптора (Леохар, Скопас, Бриаксис и Тимофей) принялись обрабатывать белый мрамор, задумав изобразить сцены мифологической битвы амазонок с греческими героями. Они же высекали мраморные статуи богов, львов и лошадей для подножия Мавзолея.
Мавсол торопил мастеров, однако ему не пришлось полюбоваться этим шедевром, который вошел в историю как «пятое чудо света». В 353 году до нашей эры царь умер, и его жена Артемисия, вступившая на престол, поклялась довести дело до конца. У Мавсола и Артемисии не было детей, и единственным свидетельством их любви стал Мавзолей, благодаря которому город Галикарнас вошел в историю. С безмерным старанием и щедростью она выделяла деньги для увековечения памяти мужа, однако стала вмешиваться в планы мастеров. Так, например, царица потребовала, чтобы конями квадриги правил не один возница, а царственная чета — Мавсол и Артемисия. Слухи о необычайной гробнице, возводившейся в Га-ликарнасе, стали быстро распространяться, и в город стали прибывать толпы любопытных людей. Уже тогда говорилось и записывалось в хроники, что скульптуры на мраморных рельефах получились как живые. Люди, которым посчастливилось видеть работу прославленных мастеров, утверждали, что слышался шум сражения, свист стрел, звон мечей...
Но и Артемисия не дожила до окончательного завершения гробницы. И тогда мастера, архитекторы и скульпторы взяли инициативу в свои руки и достроили Мавзолей, удивлявший прежде всего своей архитектурной идеей: в нем впервые в греческом зодчестве соединились все три знаменитых стиля — дорический, ионический и коринфский.
Основой всего сооружения стал «огромный пьедестал из проконесского мрамора». На самом же деле он был только облицован мрамором, а основу его составлял массивный фундамент из необожженного кирпича. Современники восхищались и размерами пьедестала, и затратами на его возведение, но в первую очередь — непревзойденным совершенством его художественного оформления. На нем стоял храм-гробница, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими крышу в виде 24-ступенчатой пирамиды. Пирамида увенчана площадкой, на которой возвышалась скульптурная группа — Мавсол с Артемисией на колеснице. Между колоннами и по бокам гробницы размещалось богатое скульптурное украшение, и многие писатели древности отмечали выдающиеся художественные особенности этого сооружения. В их числе был и прославленный Витрувий:
Судьба осчастливила этих двух (Пифея и Сатира. — Н.И.) редчайшим и высочайшим даром. Их замысел воплощали в реальность мастера, чьи произведения окружены вечной и немеркнущей славой. Величайшие художники соревновались между собой, чтобы украсить Мавзолей и тем самым способствовать его великолепию. И каждому досталось по одной стороне здания. Это были Леохар, Бриаксис, Скопас и Праксителъ и, возможно, сам Тимофей.
Битву греков с амазонками, украшавшую восточную часть Мавзолея, изобразил великий Скопас. Значительная часть фриза сохранилась, и мы и сейчас можем восхищаться мастерством античного скульптора, который умел «передавать тончайшие оттенки душевного состояния человека».
Согласно античным описаниям, сюжетами для оформления других сторон Мавзолея стали героические подвиги Те-сея, состязания Пелопа и битва кентавров с лапифами. Трехметровую скульптурную группу на вершине храмовой пирамиды создал, согласно античным историкам, сам архитектор Мавзолея — Пифий, а по мнению современных исследователей — Бриаксис. А вот авторы замечательных скульптур львов, богов и героев, украшавших колоннаду храма, остались неизвестны.
Мавзолей простоял около 1800 лет, вызывая восхищение многих поколений. В 334 году до нашей эры Галикарнас штурмом взяли солдаты Александра Македонского, которые, выбив оттуда персидских завоевателей, разрушили многие дворцы и храмы города. Но Мавзолей они пощадили... Потом в войнах, следовавших друг за другом, Мавзолей оставался стоять, хотя уже лишился своих украшений, вызывавших всеобщее восхищение. Сильное землетрясение XIII века немного повредило гробницу царя Мавсола, сместив ее фундамент и сбросив вниз мраморную квадригу и часть верхней пирамиды. В XV веке довершили разрушение рыцари-крестоносцы, которые брали камни Мавзолея для строительства крепости Святого Петра. В 1523 году Галикарнас и крепость захватили турки; они стали использовать тесаные камни античного города для своих нужд, и менее чем за 100 лет почти все было стерто с лица земли. Но Мавзолей вошел в историю мирового искусства как непревзойденный образец погребальной архитектуры, и не случайно еще древние римляне стали называть «мавзолеями» все монументальные надгробные сооружения. В XIX веке остатки храма-усыпальницы были раскопаны, и сейчас они хранятся в Галикарнасском зале Британского музея.
Список литературы
«100 некрополей»
Другие работы по теме:
Исторические и архитектурные памятники Кыргызстана
Исторические и архитектурные памятники Кыргызстана Кыргызстан имеет богатую историю, уходящую в глубокую древность. На территории республики насчитывается больше 5000 археологических и архитектурных памятников, имеющих историческое значение.
Архитектурные сооружения Константинополя
11 мая 330 года столицей Великой Римской империи был провозглашен город Константинополь. Собор Святой Софии. Внутренняя отделка храма. Мавзолей Галлы Плацидии. Церковь Сан-Аполинаре. Новый тип храмового здания - крестово-купольный храм.
Ленин и Линкольн — образы современной смерти
Внешне Мавзолей напоминает египетские или вавилонские пирамиды, в которых хоронили древних властителей. Но различие более существенно. Мумия фараона после погребения была недоступна для обозрения смертными.
Методические рекомендации для учителя
Авторский медиапродукт: мультимедийная звуковая презентация Power Point – 14 слайдов (презентация работает только с приложением: звуковыми файлами)
Усадьба Суханово
Дорога в Суханово проходит мимо малоизвестного архитектурного ансамбля XVII - XIX веков - бывшей Екатеринской пустыни. Начало этой обители было положено в 1658 г. царем Алексеем Михайловичем, который, охотясь в здешних лесах, узнал о рождении дочери, которую нарек Екатериной. Никольскую церковь, палаты, ограду кельи и «всякое каменное дело» строил видный московский зодчий Иван Кузнечик - автор таких известных сооружений, как церковь Григория Неокесарийского, и Покровский собор в Измайлово.
Галикарнасский мавзолей 2
Галикарнасский мавзолей Одним из самых грандиозных памятников греческой архитектуры поздней классики была величественная гробница в Малой Азии, в столице небольшого Карийского государства – Галикарнасе. Галикарнас имел удобное географическое расположение. Здесь был красивый порт, укрепленный самой природой, удобный в торговом отношении.
Семь чудес света 2
Text Text Text Text Пепел царственной четы хранился в золотых урнах в усыпальнице в основании здания. Ряд каменных львов сторожил это помещение. Само сооружение напоминало греческий храм, окружённый колоннами и статуями.
Музей мира
Британский музей в Лондоне, один из крупнейших музеев мира. Основан в 1753. В Британском музее хранятся памятники искусства, культуры и истории Древнего Египта и Месопотамии (в том числе Розеттский камень, ассирийские рельефы и др.), Древней Греции и Древнего Рима (рельефы Парфенона и мавзолея в Галикарнасе, богатейшие собрания греческой вазописи, коллекция античных камей), народов Европы, Азии, Африки, Америки, Океании, уникальные по размерам и представительности собрания гравюр, рисунков, монет и медалей.
Галикарнасский Мавзолей
Противоречивый характер греческого искусства периода поздней классики и эллинизма. История Мавзолея, особенности постройки, внутренние украшения, реконструкции, использование темы амазонок, порыв и драматический накал чувств в скульптурных образах.
Скифские курганы
Курганы тянутся во все стороны: одни возвышаются над степью, другие поднимаются конусовидной или полушаровидной горой. В IV веке до н.э. в скифском обществе усилилось социальное неравенство, что отразилось и на погребальном обряде.
Мавзолей В.И.Ленина
Уже на другой день после смерти В.И. Ленина архитектор А.В. Щусев получил задание всего за трое суток спроектировать и построить «склеп» — именно так в официальных документах называлось тогда место захоронения вождя революции.
Архитектура Казахстана
Едва ли не самыми замечательными из памятников строительного мастерства и архитектуры средневекового Казахстана являются культовые здания. Среди сохранившихся до нашего времени строений особый интерес вызывают мавзолеи и мазары.
Семь чудес света 5
Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию Московский государственный строительный университет Кафедра истории и культурологии
Семь чудес света 4
Семь чудес света (лат. septem miracula mundi), самые знаменитые памятники древнего мира — египетские пирамиды в Эль-Гизе, Висячие сады Семирамиды, Зевса Олимпийского статуя, Мавзолей в Галикарнасе, Артемиды Эфесской храм, Фаросский маяк, Колосс Родосский.
Мавзолей В.И. Ленина
Первый (временный деревянный) вариант Мавзолея был открыт 27 января 1924 года возле Сенатской башни Кремля на Красной площади. Первый Мавзолей представлял собой усеченную ступенчатую пирамиду.
Бохай
Введение 1 История 2 Государственное устройство и культура Введение Бохай (кит. 渤海) или Пархэ (кор. 발해) (698—926), — первое государство тунгусо-маньчжуров, располагавшееся на территории Маньчжурии, Приморского края, и в северной части Корейского полуострова. В 926 году Бохай было завоёвано киданями.
Мавсол
Мавзол (Μαύσωλος) II — фактически независимый от Ахеменидов правитель (сатрап и царь) Карии в 377—353 гг. до н. э.
Мерв
Введение 1 История 2 Инфраструктура Список литературы Введение Мерв (перс. مرو; туркм. Merw) — древнейший известный город Средней Азии, стоявший на берегу реки Мургаб в юго-восточной части Туркменистана, в 30 км к востоку от современного города Мары. Столица персидской сатрапии Маргиана и государства Сельджуков.
Отрар
Отра́р (каз. Отырар) — городище в Отрарском районе Южно-Казахстанской области. Городище расположено в низовьях реки Арысь при впадении её в Сырдарью, в 10 км западнее железнодорожной станции Тимур, рядом с современным селом Талапты, в 57 км южнее города Туркестан, 120 км северо-западнее Шымкента.
Артемисия III
Карийская (др.-греч. Ἀρτεμισία; ум. в 350 году до н. э.) — дочь Гекатомна, сестра и жена карийского правителя Мавсола. После смерти последнего правила Карией в течение 2 лет (352 — 350 до н. э.), до своей смерти. Придерживалась принципов правления своего мужа, поддерживая, однако, партию олигархов на острове Родос.
Аппак Ходжа
Введение 1 Биография 2 Мавзолей 3 Наследники Введение Аппак Ходжа, Афак Ходжа, или Абах Ходжа (уйг. Appak hodja), (Afaq Khoja, Āfāq Khwāja[1]) (? — 1693/94) — религиозный и политический деятель Восточного Туркестана (Синьцзяна, в современной терминологии) XVII в.
Древние города Казахстана 2
Введение 1 Алматинская область 2 Атырауская область 3 Кызылординская область 4 Южно-Казахстанская область 5 Жамбылская область 6 Мангистауская область
Тахмасп I
Шах Тахмасиб (1514-1576) — Шах Ирана, второй шах династии Сефевидов. Старший сын Исмаила I, основателя династии Сефевидов. Биография Родился Тахмасп I в 1514 году в городе Исфаган. В 1524 году в возрасте 10 лет стал правителем-шахиншахом Ирана. В 1538 году Шах Тахмасп отправил войска на подавление мятежа в Ширване, возглавляемым Альгасом и последний ширваншах из династии династии Дербенди Шахрух был захвачен в плен.
Гробницы императоров династий Мин и Цин
Введение 1 Компоненты памятника 1.1 Минская династия 1.2 Цинская династия Список литературы Гробницы императоров династий Мин и Цин Введение Гробницы императоров династии Мин и Цин — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО, состоящий из нескольких мавзолейных комплексов в разных районах Китая, где были похоронены императоры династий Мин и Цин, в совокупности правивших Китаем более 500 лет (1368-1911 гг).
Семь чудес света 6
Семь чудес света (Древнего мира). В настоящее время в их число включают: Пирамида Хеопса (Хуфу); Висячие сады Семирамиды; Храм Артемиды в Эфесе; Статуя Зевса в Олимпии;
Город Туркестан
Столица Казахского ханства Туркестан. Города КазахстанаТуркестан (Яссы) был известен как духовный и политический центр тюркско-язычных людей и был столицей Казахского ханства. Туркестану 1 500 лет. Паломники говорят: три поездки в Туркестан равняются малому хаджу в Мекку.
Культура средневекового Казахстана 2
Культура средневекового Казахстана. Религии: Тенгри Самая древняя религия на территории средневекового Казахстана – Тенгри Покровительница домашнего очага и детей – Умай
Реза Пехлеви
Введение 1 Биография 2 Награды 4 Исторические факты Список литературы Введение Реза́ Пехлеви́ или Реза шах Великий (перс. رضا پهلوی — Rezв Pahlavi; 1878, Мазендеран — 1944, Йоханнесбург, Южно-Африканский Союз) — шаханшах Ирана с 15 декабря 1925 (временный глава государства 31 октября — 15 декабря 1925), первый из династии Пехлеви.
Готвальд, Клемент
План Введение 1 Биография 2 Мавзолей 3 Память 4 Прочие факты Список литературы Введение Кле́мент Го́твальд (чеш. Klement Gottwald; (23 ноября 1896, Вишау, Австро-Венгрия (сейчас Чехия) — 14 марта 1953, Прага) — политический деятель Чехословакии, лидер Коммунистической партии Чехословакии, премьер-министр Чехословакии и президент Чехословакии.
Барда город
План Введение 1 География 2 История 2.1 Захват города русами 2.2 Монголы и ильханы 3 Экономика 4 Достопримечательности Список литературы Введение Барда (азерб. Bərdə) — город, центр Бардинского района Азербайджана.
Средневековые города Казахстана 6-12 века
Средневековые города Казахстана (6-12 века) Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь появились еще в кангарское и усуньское время, однако наибольший расцвет их приходится на VH-X1I1 вв. В этот период можно выделить несколько основных центров развития городской культуры:
Династия Акбаров
Династия Акбаров правила Могольской империей в Северной Индии в 16–17 вв. Начиная с Акбара, занимавшего престол с 1556 по 1605, в нее входили последние императоры державы Великих Моголов.
Геродот
Он родился в малоазийском городе Галикарнасе. В молодости Геродот участвовал в политической борьбе и в результате был вынужден покинуть родину. В путешествиях он провел более 10 лет.