Реферат: Культура средневекового Казахстана 2 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Культура средневекового Казахстана 2

Рефераты по истории » Культура средневекового Казахстана 2

Культура средневекового Казахстана.

Религии:

Тенгри

Самая древняя религия на территории средневекового Казахстана – Тенгри

Покровительница домашнего очага и детей – Умай

Каменные бабы - бал-балы изображают мужчин с чашей в руке

Строительство бал-балов прекращается с распространением ислама


Ислам(зародился в 7 в)

Самые ранние мусульманские некрополи - 9-10 вв. в Отырарском оазисе (Буранинское городище)

Первые мечети – 10-12 вв.

В широкие слои населения Ислам проникает в 11-12 вв.

Племена миссионеры – Согдийцы


Буддизм(зародился в 1 в до н.э.)

Согдийцы распространили Буддизм по всей Центральной Азии иКазахстану по Великому Шёлковому пути в 11 в.

В Испинджабе найден подземный буддистский монастырь


Христианство (зародилось в 1 в. н.э.)

В первой половине V в. в Восточно-Римской Империи возникла христианская секта Нестора

В 7-8 в. несторианство распространилось в Южном Казахстане и Семиречье

Вильгельм Рубрук сообщает, что христиане города Койлык имели свою церковь

Символ несторианства - крест и голубь

Надгробные памятники с несторианской символикой – кайраки


Зороастризм (зародился в 7 в. до н.э.)

Древнегреческая языческая религия

Вода, земля, огонь, воздух

Согдийцы занесли зороастризм на территорию Казахстана в 6-7 вв. н.э.

Памятники зороастризму распространены в Сырдарышских городах.


Манихейство (зародилось в 3 в. н.э.)

Синтез зороастризма и христианства

Глава манихейства имел резиденцию в городе Самарканд

В Таразе найден медальон с изображением манихейского божества


Наука и литература:

Коркыт — первый шаман, композитор, создатель кобыза.

Махмуд Кашгари - автор книги «Диван лугат ата тюрк» - энциклопедия тюркоязычных народов.

Юсуф Баласагуни - автор поэмы «Кудадгу билик» - как стать счастливым

Ахмед Иугнеки, в народе прозван поэтом поэтов. Автор книги «Дар истины»

Ученик Йассауи- Сулейман Бакыргани, известен в народе как Хаким ата.Учебниками в медресе являются «Хикметы». Их авторами являются Йассауи и Бакыргани

Также известна религиозная поэма акына Али «Жусуп -Злиха»


Ахмет Яссави

Поэт, первый проповедник ислама в Центральной Азии и Казахстане

Автор «Дивани Хикмет»

Хикмет — учебник для медресе

Основатель суфизма в Казахстане

В иерархии мусульманских святых Азии занимает Арыстан Баб – учитель Ахмета Яссави

В 63 г. Яссави отрёкся от мирской жизни


Абу Насыр аль Фараби

Учёный-энциклопедист 9-10 вв.

«Второй учитель» после Аристотеля

Автор трактата «Возникновение наук»

Письменность арабская

Жил в Отырар


Абу Райхан Бируни

3а 600 лет до Галилея и Коперника предсказал гелиоцентрическую модель мира

3а 500 лет до Ньютона предсказал всемирное тяготение земли

Изобрёл макет земного шара и нанёс на него координаты 600 городов


Абу Али ибн Сина(Авиценна)

автор профилактической медицины

Письменность:

Тюркская письменность - руническая(знаки) - с 6 в.

Тюркская письменность - Орхоно-Енисейская

Обнаружил русский учёный Адринцев

Расшифровал датский учёный Томсон

Самые крупные памятники - стелы в честь Культегина и Бильге-кагана - памятники политической прозы

В долине реки Талас найдено много тюркских надписей

Первое сообщение о письменности тюрков принадлежит Минандру Протектору

Также сообщают о письменности тюрков китайские источники

Арабская письменность распространяется с 9 в.

Также с 6-10 в. распространение получает согдийское письмо

Самый знаменитый памятник Кыпчакского письма - «Кодекс Куманикус»

Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв

Родоплеменной знак- тамга

Тюркская письменность появилась в середине 1 тыс. до н.э

С 8в. у тюрков появляется письменная литература

Основные памятники тюркской литературы «Культегин» и «Тоньюкок»

К литературе 8-9вв. относятся «Книга моего деда Коркыт ата» и поэма «Огуз наме»

Первым «Огуз наме» записал Рашид ад Дин в 13в, а полностью в 17 в оформил Абулгазы хан.


Архитектура:

Самое крупное мемориальное сооружение 14-15 вв. - Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, построенного по приказу Тамерлана

Самое раннее мусульманское сооружение XI в - Мавзолей Айша Биби

Памятник Караханидского зодчества - Мавзолей Кара хана

Мавзолей Сарлышали - район Сырдарьи(низ.) - XII в

Памятники 14-15 вв. - памятники Алаш-хана и Джучи-хана - Центральный Казахстан

Акыртас -каменная кормушка, памятник находится в Жамбылской области7-8вв, принадлежит карлукам

Стиль «дын»-памятники доисламского периода, напоминают юрту из камня 6-8вв

На месте г. Акбешим и Суяб, Исфиджаб остатки буддистских храмов

Исламские мечети стали строиться со второй половины 9 в. (Баба эта в

Сузакском р-не ЮК)

Мавзолей Коркыт ата находится в Кармкчинском р-не Кзылординской

области

Мечети- исламские храмы для молитв

Первые мечети появились в 10 веке. Сохранился минарет Боран 10в.

Мавзолей-крытые монументальные сооружения надгробий

Бабаджа Хатун-10-11вв

Остатки двух восточных бань в Отраре 11-12вв.

Скульптура:

Балбал,балбык, кемпиртас, таскелиншек-каменные скульптуры

Терракота- керамика из обожженной цветной глины

Сардоба-надстройка над колодцем


Деньги

В Отырарском монетном дворе печатали монеты трёх номиналов:


-золотые динары

-серебряные дирхемы

-медные фельсы

Монетные дворы Тараза и Испинджаба печатали только серебряные дирхемы

В 11 в. начинается «серебряный кризис». Дирхемы печатаются из меди и покрываются тонким слоем серебра

13-14 вв. вместе с основной валютой в обороте ходит тюргешская монета, которая печатается в городе Акбешим

Коммуникационные постройки городов - бани, трубопроводы


Города:

Традиционная планировка городов – круглая

Начало формирования городов - 8 в.

Главная функция городов – административная

Центральное место в городе - цитадель - там проживают правители

Шахристан - часть города, где проживает знать

Рабат - часть города, где проживает народ

Подъём городской культуры – 9-13 вв.

Расцвет городов – 11-12 вв.

11-12 вв. - города растут за счёт рабатов

11-12 вв. - в городах развиваются цехи

В 11 в. появляются амфилатные жилища - смежные комнаты, расположенные по одной оси

Удобное передвижное жилище кочевников – кибитка

В основном все города расположены в Семиречье

Развитие средневековых городов было прервано монголо-татарским нашествием

Оживление городов после нашествия приходится на середину 13 в.

Центры оседлости Отрар, Сыгнак, Сайран, Алмалы, Талхир, Койлык.

В средневековом Ю.Казахстане насчитывалось 30 городов, во второй половине – 37 городов.

Средоточие городов – междуречье Арыыси и Сырдарьи

Высоко развиты города в Жетысу (36 городов = больше 30 га, на северо-востоке найдено 70 городищ = больше 15 га.)

Самые большие города превышали 30га. – Испиджаб, Отрар, Сауран

В городах были кварталы ремесленников, торговые площади, мечети, бани.

Очень мощные крепостные стены


Отырар:

Существовал каменный асфальт

Функционировала библиотека, занимающая второе место в мире после Александрийской

Визитной карточкой города является серебряный клад (монеты разных стран - свидетельство международной торговли)

Если цитадель обнесена крепостью, то это хисар.

Центральная часть Отырара называется хисар

Был памятником городской культуры 14 вв.

Погиб в 18 в. от джунгарского нашествия


Испиджаб:

Современный город Шымкент

Первые сведенья о Испиджабе появились в 7 в. из китайских источников

Его называют «Город на белой реке»

Самый крупный город по численности населения

Его называют «Источник ископаемых для торговцев всего мира»

В этом городе был найден подземный буддистский монастырь

В 13 в. город стал называться Сайрам

В 11 в. здесь впервые появились Тимы (специальные караван-сараи для торговли тканями)


Тараз:

Город купцов

Сохранилась баня из 10 помещений

Самый богатый город тюргешей, караханидов, карлуков

Найден медальон с изображением манихейского божества

«Место торговли тюрков с мусульманами»

«Благословенный город тюрков-чаруков»

На реке Талас добывалось серебро, поэтому основной предмет торговли таразских купцов - серебряные изделия

Раскопки древнего Тараза в 10 в. возглавил академик Моссон


Сыгнак:

«Торговая гавань для восточного Дешт-и-Кыпчак» (15-17 вв.)


Янгикент:

Колония хорезмшахских купцов в 10 в.


Кулан:

Китайцы называли Кулан – Изюйлень - приятный городок тюрков


Суяб:

Город Чуйской долины, в котором смешанно живут торговцы разных стран

Половину города составляют купцы


Согдийские города:

Джамукант, Семекну, Навакент

Жилища:

Юрта

Жилища на зимовках (камень, сырец, глина). Рядом строились загоны и стойла

Тандыр - очаг с дымоходом

Специально устроенные ниши для посуды, светильников и инструментов

Перед очагом имелись специальные ямы для золы

Все комнаты были сквозными-дома «коржыны»

Суфы-глиняные помосты для отдыха

Площадь дома от 30 до 50кв.

В 12в появились новые очаги-жаровни вкопанные в пол, они богато украшались

узорами

Ташнау-санитарное устройство для гигиены дома

Общая площадь жилища вместе с хозпостройками-500-600кв.м


Ремесло:


гончары, стеклодувы, кузнецы, ювелиры, косторезы, каменотесы

Гончарные мастерские-Отрар,Куйрыктобе, Тараз

Стеклодувы появились в 10 веке

Главным показателем развития оседлой и городской культуры является развитие ремесла

Из г.Тараз на международный рынок поставлялись козьи шкуры

Великий Шёлковый Путь

Начало ВШП берет в долине р.Хуанхе

Общая протяженность пути 7000 км.

Великий Шёлковый Путь - трансконтинентальный торговый путь из Азии в Европу

Действует в период 2 в до н.э. – 14-15 вв. н.э.

Самый оживлённый участок - из Китая на Запад через Семиречье и Южный Казахстан

Степной Путь действовал с 1 тыс. до н.э.

Лазурит (производимый на Памире) вывозится в Иран и Месопотамию

Первоначально международная валюта - шелк, позднее - византийский золотой солид

Открытие морских торговых путей ослабило значение Великого Шёлкового пути и послужило причиной его ликвидации

Секрет производства шелка стал известен согдийцам и византийцам еще в 1в. Согдийцы стали соперниками китайцев по производству шелка.

Самый дальний пункт ВШП- Нана, (Токио)

«Основные ворота ВШП на Восток-Семиречье»

Южный Казахстан- одни из главных ворот на Запад

Узлом многих торговых путей был Отырар

Города находились на перекрестках торговых путей, были многонациональны и много религиозны

Социально-экономическое развитие городов ВШП ухудшилось в связи с монгольским нашествием

По Великому Шёлковому пути двигаются товары, религии, искусство, наука, культура. Они взаимовлияют друг на друга.