.
Гуманизм – так называлось движение в Западной Европе, освободившее личность и культуру от порабощения католической церковью и положившее прочное начало новой независимой науке, светской философии, литературе, школе и самостоятельному искусству.
Аскетический идеал, составляющий нравственное основание господства церкви над государством и культурой, стоял в XIV и XV столетии в резком противоречии с жизнью.
Всемогущие некогда папы переселились в Авеньен, где сделались орудием в руках французских королей, а, вернувшись в Рим, произвели так называемый Великий Раскол, который окончательно подорвал их моральное и политическое влияние. Папство превратилось в светское государство, глава которого пользовался остатками духовной власти исключительно в политических и финансовых целях.
В то же время расшатался, особенно в Италии, средневековый и политический строй. Прежнее старое сословное деление сильно пошатнулось. Аристократия повсюду, за исключением Венеции, была оттеснена богатыми гражданами, с которыми вели упорную борьбу низшие классы. Этот процесс открыл возможность совершить карьеру целому ряду талантливых людей всех сословий.
Процесс разложения средневековых форм начался раньше гуманистического движения и проистекал из одинаковой с ним причины.
Основные черты гуманизма:
1. Индивидуализм.
Индивидуальное развитие, вызвавшее к жизни новые потребности, в гуманистическом движении выразилось не только критическим отношением к теоретическим основам средневековых форм, не только теоретическим оправданием их разрушения, но и попытками построить новое миросозерцание, которое было бы основано на новых индивидуальных потребностях развившейся личности.
Гуманистический индивидуализм характеризуется:
а) интересом человека к самому себе, к своему внутреннему миру;
б) интересом к внешнему миру, преимущественно к человеку;
в) убеждением в высоком достоинстве человеческой природы вообще и в неотъемлемом праве человека развивать свои способности и удовлетворять свои потребности;
г) интересом к окружающей действительности, поскольку она имеет влияние на человека.
Эта точка зрения, составляющая основу гуманистического движения, была диаметрально противоположна средневековым аскетическим воззрениям.
В Средние века человеческая природа, наряду с внешним миром и дьяволом, считалась источником соблазна и причиной вечной гибели. В силу этого следовало интересоваться только божественным, а не человеческим. Умственное развитие – опасное излишество, которое может привести к смертельному греху, т. е. к дьявольской гордыне, от мира лучше всего бежать в монастырские стены, а с человеческими потребностями нужно вести упорную борьбу.
Разойдясь, таким образом, со средневековыми учениями, гуманисты должны были искать опоры для своих воззрений за пределами христианства, которое они знали только в форме католицизма, и нашли ее в античной литературе.
2. Глубокий и горячий интерес к классической древности – вторая характерная черта гуманистического движения.
Гуманисты не только изучают греческий и латинский языки и литературу, как всякий духовный объект науки, но ищут в древности оружие для борьбы со средневековыми воззрениями и авторитет для оправдания своих учений.
Гуманисты любят древность, глубоко чтят ее авторитеты и стараются у нее учиться. Живой интерес гуманистов к действительности, понимание ее жизненности, силы и возможностей препятствуют слепому поклонению перед античным прошлым, фантастическому стремлению оживить прошлое; гуманисты относятся к классической древности так же критично, как к ближайшему прошлому и современной действительности.
Исходным пунктом их работы явилась индивидуальная потребность, основным настроением по отношению к прошлому был критицизм; при чем классическая древность служила опорой для нового миросозерцания, а современность – его регулятором.
Отвергнув средневековый аскетизм, гуманисты попытались выработать новые религиозные воззрения.
Это было самой слабой стороной Итальянского Возрождения.
Ранние гуманисты (Петрарка, Самотатти) пытались примирить свои учения с церковными. Но с католицизмом их учение было непримиримо. А ниспровергнуть папство, опираясь на Евангелие, они были не в состоянии.
Многочисленные этические трактаты гуманистов и их дидактическая беллетристика проникнуты той мыслью, что человек по природе существо нравственное, и что на лучших сторонах нашей природы должна быть построена новая этика.
Само содержание морального учения гуманистов отличается индивидуалистическим характером и сводится к проповеди права личности на широкое удовлетворение всех ее потребностей и на полное развитие всех ее свойств.
Гуманистам не удалось выработать долговечной эстетической системы и, что еще важнее, не удалось найти морального авторитета. Их эстетический индивидуализм под влиянием реакции против аскетизма и в теории заходил слишком далеко, кроме того, современные нравы и положение гуманистов, находящихся в зависимости от меценатов, весьма невыгодно отразились на их морали, и в гуманистической литературе встречается иногда открытая проповедь безнравственности в индивидуальных и политических отношениях
Тем не менее, весомую заслугу гуманистов составляют:
- секуляризация этики, как науки;
- признание прав личности на всестороннее развитие в предписаниях практической морали.
Эта сторона гуманистической нравственности особенно благотворно повлияла на школу. Средневековая школа была проникнута аскетическим духом, что вызывало враждебное отношение к ней гуманистов и их стремление противопоставить ей новые педагогические требования. Кроме того, многие гуманисты были педагогами по специальности. Этим объясняется обилие трактатов, которые проникнуты одним духом:
воспитание должно быть основано на изучении индивидуальных качеств ребенка, должно готовить его к жизни, а для этого необходимо развивать все хорошие духовные и физические стороны его природы. Эта педагогическая теория была положена в основу гуманистической школы педагогом Виторио де Фальтре.
Другие работы по теме:
Эссе о гуманизме
Гуманизм – величайшая ценность, которая возникает как духовный пророческий прорыв в момент осознания кризиса традиционной культуры.
Работа Ж.-П. Сартра "Экзистенциализм - это гуманизм"
Понятие и разновидности экзистенциализма: религиозный и атеистический, его гуманизм. Определение сущности человека экзистенциалистами, субъективная трактовка. Характеристика основных экзистенциалов Сартром: тревога, заброшенность, отчаяние человека.
Горький м. - Сочинение по пьесе максима горького
Что есть правда и что есть ложь. Этим вопросом человечество задается напротяжении многих сотен лет. Правда и ложь добро и зло всегда стоят рядом закопченные своды нары грязь и люди живущие в атмосфере беспробудного пьесы.
Короленко в. г. - Гуманизм в произведениях в. г. короленко
Владимира Галактионовича Короленко уже при жизни стали называть совестью эпохи. И. А. Бунин писал о нем. Радуешься что живет и здравствует среди нас как какой то титан которого не могут коснуться все те отрицательные явления которыми так бо Оригинальность рассказу придает использование писателем фантастического момента умерший видит себя разговаривающим.
Горький м. - Правда и ложь в пьесе м. горького на дне
Что есть правда и что есть ложь. Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь добро и зло всегда стоят рядом одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно.
Общая характеристика музыкальной культуры Возрождения
Основой искусства Возрождения был гуманизм (от лат. «humanus» - человечный, человеколюбивый) – воззрение, которое провозглашает человека высшей ценностью, отстаивает право человека на собственную оценку явлений действительности.
Своеобразие гуманизма Достоевского
Достоевский - певец "униженных" и оскорбленных" - получил всемирное признание как великий писатель - гуманист. Однако гуманизм Достоевского отличен от традиционного "человеколюбия".
Гуманистический пафос пьесы Горького На дне
Вопрос гуманизма – вопрос вечный, и многие писатели пытались решить его в соответствии со своими жизненными убеждениями. Часто под словом «гуманизм» понимают просто хорошее отношение к человеку. Но раз гуманные действия способны разбудить в человеке лучшие его качества, то не является ли гуманизм чем-то большим?
Гуманизм в романе Диккенса Приключения Оливера Твиста
Роман Ч. Диккенса о приключениях мальчика, в которого отняли даже имя матери, - это произведение высокого гуманистического смысла. Писатель принуждает по-новому посмотреть на общепринятые понятия о порядочности, респектабельности, которыми так гордились его современники. Безусловно, внешние проявления красивого воспитания важны, но что за этими манерами, что за белым жилетом? Ч.
Как нужно здороваться
Сочинение-исследование Приветствие является знаком доверия и достоинства человека. В этикетах разных стран много приветствий. Это может быть кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, просто слова «здравствуй» и здравствуйте».
Гуманизм лирики Пушкина
Гуманизм – это система представлений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение критерия человечности как главного в оценке общественных отношений. Во все времена в разных странах были люди, которые считали идеалы гуманизма основополагающими и делали все, чтобы они воплотились в жизнь.
Проблема гуманизма в пьесе М. Горького На дне
Автор: Горький М. Одной из основных тем творчества Максима Горького стала тема стремления к новой жизни, к свободе личности человека. Пьеса Горького “На дне” — не исключение. “Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность”, сказал об этом драматическом произведении К. С. Станиславский, поставивший пьесу на сцене МХАТа.
Это не должно повториться по роману Они сражались за родинуи очеркам о Великой Отечественной вой
Автор: Шолохов М.А. Этих лет не смолкнет слава. Песня гражданской войны В годы Великой Отечественной войны нравственные идеалы, утверждаемые Михаилом Александровичем Шолоховым, приобрели особое значение. В его военных корреспонденциях, очерках “На Дону”, “На юге”, “Военнопленные”, “В казачьих колхозах”, “Казаки”, в рассказе “Наука ненависти” разоблачается античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны, раскрывается героизм советского народа, любовь к Родине, всепобеждающий гуманизм.
Пушкин и Жуковский
Автор: Разное Сложный и запутанный вопрос о связях Пушкина с его учителем – Жуковским, крупнейшим русским поэтом. Вокруг этого вопроса сталкивались разные точки зрения, всегда велись споры, - они начались ещё при жизни Пушкина, продолжаются и теперь. Тема ” Пушкин и Жуковский ”: она важна для изучения не только роли Жуковского в творческой эволюции Пушкина, отношений “ ученика” и “ учителя ”, но шире – для общей трактовки путей и судеб поэтического творчества.
Гуманизм романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Гуманизм романа Достоевского «Преступление и наказание» раскрывается в разных аспектах. Прежде всего, все содержание романа пронизано гуманистической идеей сострадания. Оно выступает ведущей силой, заставляющей героев переживать, мыслить, действовать.
Правда и ложь в пьесе М. Горького На дне
Автор: Горький М. Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений.
Сочинение по пьесе Максима Горького "На дне"
Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений.
Литература Эпохи Возрождения
Возрождение — культурологический термин, он координируется с употребляемым в исторической науке понятием «эпоха первоначального накопления» (промежуточная стадия между феодальной и капиталистической формациями).
Тема добра и зла в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита
Основой творчества Михаила Панасовича Булгакова был гуманизм. Писатель не воспринимал ту литературу, которая подносила страдание абстрактных, нереальных героев. Поэтому в своем последнем романе «Мастер и Маргарита» он завуалировано показал отдаленную надежду на то, что зло будет наказано, а добро победит.
Гуманизм пьесы М. Горького На дне.
Автор: Горький М. Россия конца 1890-х—начала 1900-х годов переживала глубокий социально-экономический кризис. Это было время резко обострившихся противоречий между “верхами” и “низами”. Россия стояла накануне великих перемен, накануне “бури”. Все это не могло не найти отражения в литературе как одной из форм общественного сознания.
Правда и ложь в пьесе М. Горького На дне 2
Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне». Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой философской пьесы М. Горького “На дне”.
Гуманность творчества Пушкина
Общий обзор произведений "солнца русской поэзии" с наглядной демонстрацией их гуманности. Неплохая историческая основа.
Культура эпохи Возрождения. Гуманизм ценностная основа культуры Возрождения.
оглавление Раздел 9. Культура эпохи Возрождения 9.1 Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западноевропейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального - к буржуазному. Наступает период первоначального накопления капитала.
Гуманизм
Гуманизм —от латинского «гуманус» — человеческий, человечный, отличающийся любовью к людям. Это понятие появилось около 600 лет назад, когда были высказаны мысли о том, что главное внимание в науках, искусстве, литературе должно уделяться человеку
Гражданский гуманизм
Введение 1 Основные принципы 2 История термина 3 Библиография Список литературы Введение Гражданский гуманизм — флорентийское направление ренессансного гуманизма рубежа XIV—XV веков, в котором проблемы этики тесно переплелись с социально-политической мыслью. Наметившись в трудах Салютати Колюччо, это направление обрело чёткие формы в творчестве Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери, других гуманистов.
Пальмиери, Маттео
Маттео Пальмие́ри (итал. Matteo Palmieri; 1406—1475) — итальянский гуманист, родился в семье флорентийских аптекарей. Закончил Флорентийский университет. Известен как политический деятель. С 1432 по 1475 г. занимал во Флоренции более пятидесяти различных должностей, дважды избирался на высший пост гонфалоньера правосудия (1452, 1468).
Совет по светскому гуманизму
Совет по светскому гуманизму (Совет по секулярному гуманизму) (англ. Council for Secular Humanism) (первоначально: Совет по демократическому и светскому гуманизму
Ренессанс и гуманизм. Савонарола
Описание и определение понятий гуманизма и ренессанса. Направленность гуманизма на познание человека и его гармоничное развитие. Изучение древнего мира как основание эпохи Возрождения. Савонарола как христианский представитель итальянского ренессанса.
Грэм Грин
Крупнейший современный английский прозаик, он уже при жизни воспринимался как классик. За шесть с лишним десятилетий литературного труда накопил солидный багаж: свыше 25 романов, пьесы, киносценарии, книги для детей, две автобиографические книги.