Владимира Галактионовича Короленко уже при жизни стали называть “совестью эпохи”. И. А. Бунин писал о нем: “Радуешься, что живет и здравствует среди нас как какой-то титан, которого не могут коснуться все те отрицательные явления, которыми так богата наша нынешняя литература”.
Художественные произведения Короленко во многом автобиографичны. Они вобрали в себя все богатство жизненных впечатлений и встреч писателя, отразили его тревогу за судьбу русского народа Главное в жизни и творчестве писателя-гуманиста - уважение к человеку, борьба за него. Изображая представителей народа, автор раскрывал тему личности. Герои его произведений - простые русские люди, правдоискатели, не вписывающиеся в общий жизненный уклад. Многие из них пытаются ответить на вопрос: “Для чего, в сущности, создан человек?”.
Одним из первых так называемых “сибирских” рассказов, написанных Короленко в ссылке, был “Сон Макара”. Главный герой - простой крестьянин. Вся его жизнь - это борьба за существование. Пережив целый ряд “приключений”, Макар попадает к Якутскому Богу.
Оригинальность рассказу придает использование писателем фантастического момента: умерший видит себя разговаривающим с Богом. Человек спорит и оправдывает себя. Бог хочет превратить его в мерина, но крестьянин сопротивляется, говоря, что и так был всю жизнь “мерином”. Он рассказывает о тяжелой своей жизни, о смерти жены, которую не на что было даже похоронить. Тогда Якутский Бог взвешивает дела Макара и ведет разговор о праведниках. Но в сердце Макара больше нет веры, нет терпения. Финал рассказа не совсем ясен, однако читателя не покидает чувство надежды. Мы верим, что весы таинственного Якутского Бога перевесят в пользу Макара, и жизнь его на “том свете” будет легче и спокойней, чем на “этом”.
Фантастический прием позволяет читателю понять, что в душе забитого человека зреет протест. Герой устал жить, он измучен, обездолен и одинок. Он хочет перемен, ведь каждый человек имеет право на счастье.
В рассказе “Соколинец” повествуется о встрече рассказчика с беглецом. Рассказчик - политический ссыльный. Через все повествование в рассказе проходят символические образы: туман, холод, густая тьма, мрак... Но несмотря на неприглядность окружающей действительности, где-то все еще теплится огонек надежды, который, однако, может в любой момент погаснуть под напором наступающей тоски и безысходности.
В подобной обстановке происходит встреча рассказчика с бродягой. Он рассказывает о побеге, опасном пути с Соколиного острова, о всех трудностях, которые ему пришлось пережить. В характере этого человека рассказчик видит проявление вольного духа, присущего только русскому народу.
Писатель показывает, как в результате этой встречи изменяется настроение рассказчика. История бродяги запечатлелась ощущением воли, явилась источником возрождения надежды, жажды жизни. На примере бродяги мы видим, что если человек несет в себе надежду, значит, у него есть стремление к счастью, значит, есть вера в осуществление мечты.
В своих произведениях Короленко не только понимает своих героев, постигает глубины их психики, но и искренне сочувствует им, хотя подобного рода чувства не мешают писателю быть объективным по отношению к выходцам из народа.
На примере рассказа “Река играет” мы видим, как интерес к огромным возможностям русского народа сопровождается критикой крестьянства, его лени и нежелания противостоять различным негативным обстоятельствам.
Главный герой рассказа - перевозчик Тюлин - человек безалаберный, ленивый, склонный к пьянству. Рассказчик сравнивает героя с сектантами. Тюлин - воплощение природной стихии. Его внешность и характер соответствуют пейзажу: “Река с кудрявыми берегами”. Тюлин не понимает иронии, он очень простодушен и наивен, чем и вызывает симпатию автора и читателя. Этот герой ближе к финалу рассказа совершает подвиг, и его личность предстает перед нами в совершенно ином освещении: теперь это титан, способный на удивительные проявления физической и духовной силы. Однако минута подвига проходит - и перед нами все тот же лентяй и пьяница. Река - душа Тюлина - заходит в свои берега, и напоминанием о подвиге остаются лишь чувства читателя и автора
Я считаю, что гуманизм Короленко проявляется во всех его произведениях. Его главные герои - это русские люди, перенесшие многие тяготы жизни, но не потерявшие надежды, веры в счастье.
В своих произведениях писатель учит не бояться жизни, принимать ее такой, какая она есть, и не склонять голову перед трудностями. Человек должен бороться, искать свое счастье, даже если рушится последняя надежда. Таких людей хотел видеть писатель, ибо верил, что такие люди есть мощь и сила России, ее надежда и опора и, конечно, ее свет.
Другие работы по теме:
Эссе о гуманизме
Гуманизм – величайшая ценность, которая возникает как духовный пророческий прорыв в момент осознания кризиса традиционной культуры.
Горький М
Максим Горький (1868 - 1936). Псевдоним Алексея Пешкова. Русский писатель. Родился в Нижнем Новгороде. С 6 лет Горький учил с дедом церковно-славянскую грамоту, затем - гражданскую. В 1877 г. Горький поступил в Нижегородское Кунавинское училище.
Короленко в. г. - Чему учат жизнь и произведения в. г. короленко
Имя Владимира Галактионовича Короленко уже при его жизни стало символом “совести эпохи”. Вот что писал о нем И. А. Бунин: “Радуешься, что он живет и здравствует среди нас как какой-то титан, которого не могут коснуться все те отрицательные явления, которыми так богата наша нынешняя литература”.
Сюжет жизни А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Общество ждет и надеется... В. Г. Короленко Жизнь Чехова в чем-то сродни его художественным созданиям. Не так-уж много в ней внешне драматических эпизодов. Не было у Чехова ни дуэлей с роковым исходом, как у Пушкина и Лермонтова, ни ссылки, как у Чернышевского, ни политической эмиграции, как у Герцена, ни гражданской казни, как у Достоевского, ни ухода из отчего дома, как у Льва Толстого.
Проблема положительного героя в рассказе Горького Челкаш
Ранние рассказы М. Горького затрагивают важнейшие проблемы взаимоотношений человека и общества. Особую роль играет в мировоззрении автора проблема положительного героя. Кто изменит окружающий мир? Каким должен быть положительный герой? Как он будет жить, к чему стремиться? Все эти вопросы затрагивает Горький в рассказах 90-х годов, одним из которых является «Челкаш».
Проблема нравственного выбора в повести В. Г. Короленко Слепой музыкант
Автор: Короленко В.Г. Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир, — слепому?
Главный герой повести Короленко Дети поземелья
Автор: Короленко В.Г. Главный герой повести Короленко В. Г. “Дети подземелья”- Вася. Когда умерла мать Васи, ему было шесть лет. Отец совсем забыл о нем, весь отдавшись своему горю. Вася рос как дикое деревце в поле,- никто его не окружал заботой, но ни кто и не стеснял его свободы.
Повесть В.Г.Короленко Слепой музыкант
Автор: Короленко В.Г. Владимир Галактионович Короленко в своей повести «Слепой музыкант» пытается раскрыть перед читателем горе человека, родившегося слепым. Он хочет показать нам, как трудно человеку, родившемуся слепым, найти свое предназначение в жизни. Петр представляет весь мир в звуках и ощущениях.
Короленко Владимир Галактионович
КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович (1853-1921) Родился 27 июля 1853 г. в Житомире. В 1863 г. поступил в Житомирскую классическую гимназию, в 1866 перешел в реальную. Мечтал быть адвокатом. Со смертью отца началась долгая полоса нужды. Лишь во 2-й половине 80-х годов, когда развернулась литературная деятельность Короленко, нужда пропала.
Владимир Галактионович Короленко (Доклад)
Владимир Галактионович Короленко. Владимир Галактионович Короленко - выдающийся русский писатель. Родился в 1853 году в городе Житомире в семье чиновника. Учился в житомирской гимназии, позднее - в ровенской реальной гимназии. Большую роль в формировании мировоззрения Короленко сыграла демократическая литература 60-х годов, сочинения Н.
Хронограф по И.А. Бунину
И.А. Бунин (1870-1953) 1870 г. 10 октября в городе Воронеже родился Иван Алексеевич Бунин 1881-1886 гг. Годы учения в Елецкой гимназии. 1887 г. В газете "Родина" напечатаны первые стихотворения и рассказы Бунина.
Слепой музыкант
В наше время в Америке живет и работает потрясающий человек – темнокожий певец и композитор Стив Уандер (Stive Wonder). У которого из пяти чувств есть только три, кроме зрения и обоняния.
Гуманизм
Гуманизм —от латинского «гуманус» — человеческий, человечный, отличающийся любовью к людям. Это понятие появилось около 600 лет назад, когда были высказаны мысли о том, что главное внимание в науках, искусстве, литературе должно уделяться человеку
Короленко в Нижнем Новгороде
Короленко при жизни своей стал человеком-легендой в Нижегородском крае. Здесь были созданы произведения, составившие ему исключительную популярность. Одиннадцать лет, проведенные в Нижнем Новгороде - самый плодотворный период его творческой деятельности.
Ямщик
Введение 1 Происхождение названия 2 Влияние на культуру Список литературы Введение Ямщи́к (от монг. ямчи — проводник или «дзям» — дорога), устаревшее — «ямской охотник»[1], — человек, занимающийся грузовыми и/или пассажирскими перевозками на гужевом транспорте. До широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важнейшее значение для экономики России, осуществляя львиную долю коммерческих наземных перевозок.
Короленко, Владимир Галактионович
Введение 1 Детство и юность 2 Революционная деятельность и ссылка 3 Литературная карьера 4 Публицистика и общественная деятельность 5 Отношение к революции
Американская тема в публицистике В. Г. Короленко
В основном, журналистская деятельность Короленко связана с журналом “Русское богатство”. Она началась в 1878 г. Сначала он придерживался народнических взглядов. Затем отошел от них, но сторонником марксистского подхода не стал.
В.Г. Короленко - журналист
Оглавление Введение 3 1. Владимир Короленко: начало пути 5 2. Редакторские принципы В.Г. Короленко 8 3. Выдержки из писем В.Г. Короленко авторам 13 4.Библиографический список использованной литературы 15
Редакторские принципы В. Короленко
Роль Короленко-редактора в творческих судьбах многих известных писателей. Принципы при отборе произведений для издания: прогрессивность и актуальность содержания, правдивость показа жизни, реализм. Внимательное отношение к произведениям молодых авторов.
Горький М.
Русский писатель. Родился в Нижнем Новгороде. С 6 лет Горький учил с дедом церковно-славянскую грамоту, затем - гражданскую. В 1877 г. Горький поступил в Нижегородское Кунавинское училище.