Искусство Донателло 1386 – 1466, 623 года со дня рождения
Донателло – его полное имя Донато ди Никола ди Бетто Барди – величайший скульптор первой половины 15 века.
Для средней Италии это было время окончательного и решительного преодоления еще сохраняющихся готических традиций и создание нового стиля раннего Возрождения. Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция. Смелые открытия, гениальные предвидения в науке, философии, эстетике, в изобразительном искусстве, осознание величия личности, вера в безграничные возможности разума – вот характерные черты этой эпохи. Роль пластического искусства была особенно велика, так как оно обращалось к самому широкому зрителю.
Три великих мастера находятся во главе нового искусства: архитектор Филиппо Брунеллески, живописец Томазо ди Джованни, прозванный Мазаччо, и Скульптор Донателло.
Его первые работы относятся к 1408 году. Статуя Давида еще сохраняет готический изгиб фигуры, придающий ей некоторую неустойчивость, но почти исчезла «бестелесность» средневековой пластики. И хотя хрупкость пропорций еще сохраняется, но одежда точно следует за реальным очертанием тела. Еще более реальным стали статуи евангелистов: св. Иоанна и св. Марка (Микеланджело скажет, что у св. Марка лицо порядочного человека и, если он был таким, можно поверить и его писаниям).
По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «св. Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле. Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов. Св. Георгий был покровителем воинов и оружейников. Донателло создает образ молодого война – он стоит очень прямо, ноги широко расставлены, одна чуть выставлена вперед и выходит за край постамента, ей соответствует выставленное вперед плечо, голова юноши поднята вверх и чуть повернута влево. Благодаря такому соединению устойчивого положения тела и подвижному контуру фигуры, художник добивается необычайной достоверности образа. Густые завитки волос обрамляют тонкое юношеское лицо с решительным и воинственным взглядом.
Св. Георгий - бесстрашный герой, юношески порывистый, мужественный защитник своего народа. Он лучший из лучших, но он и один из тех, кто самоотверженно сражался за свободу своего города. На долгие годы св. Георгий стал романтическим символом Флоренции. Вазари пишет о нем: «…и, конечно, ни в одной скульптуре не найти столько жизни, ни в одном мраморе столько одухотворенности, сколько природа и искусство вложили в это произведение Донато».
В 1432 году Донателло и Брунеллески отправились в Рим. Целые дни проводят они на Форуме, древней части Вечного города. Не зная усталости, они измеряют античные памятники, мечтают найти новое. Римляне были уверены, что флорентийцы ищут в развалинах клад и с интересом за ними наблюдали.
После возвращения из Рима самой значительной работой Донателло стал Бронзовый Давид. Неизвестно, для кого статуя была выполнена, но в 1469 году она украшала внутренний дворик палаццо Медичи во Франции.
Давид – библейский герой, и цель художника воспеть самоотверженность юноши. После одержанной победы, молодой пастух стоит, чуть наклонив голову, его взгляд устремлен на поверженного врага, лицо юноши скрыто тенью от полей пастушеской шляпы, поэтому взгляд его уловить трудно. В руках он держит меч, которым только что убил Голиафа. Подобно греческим богам и героям, Давид представлен обнаженным, и острое лезвие меча подчеркивает мягкую нежность тела подростка. Донателло максимально использует все возможности бронзы: плавную текучесть формы и остроту граней. Образ Давида полон внутренней ясности и гармонии, в нем соединяются лучше черты личности, сохраняющие актуальность во все времена: благородство, величие души. Джорджо Вазари пишет о Давиде: «Фигура эта настолько естественна в своей оживленности и мягкости, что художники не хотят верить, что она не отлита с натуры».
В 1443-1450 годах Донателло живет в Падуе, где работает над созданием алтаря для собора Сант-Антонио. В 17 веке алтарь был разобран, и попытка реконструировать его не увенчалась успехом. Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция. Постамент алтаря украшали четыре рельефа со сценами чудес, совершенных св. Антонием. «Исцеление гневного сына» - история о мальчике, который, рассердившись, ударил мать ногой и, чтобы искупить свою вину, решил себя наказать. Эта тема позволила создать грандиозную композицию. Донателло использует в этом произведении высокий и низкий рельеф, прихотливую линию для очертания предметов, математическую перспективу: живописные тени перебегают в разных частях композиции.
В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелато (пятнистая кошка). Он был сыном булочника и одним из прославленных полководцев этого времени. Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелато не потерпел ни одного поражения. Задача автора – прославить непобедимого героя, который не знает «какого цвета страх». Гаттамелато после выигранной битвы совершает торжественный смотр войскам. Могучий конь покорен воле всадника, весь облик которого говорить о привычке к победам и торжествам. За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность. Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения».
Вернувшись во Флоренцию, Донателло нашел город сильно изменившимся. Медичи правили практически единолично, при дворе утверждались аристократические идеалы. Не стало друзей художника: умерли Брунеллески и Кастаньо, затворником живет Учелло. Теперь произведения Донателло далеки от его прежних жизнеутверждающих образов.
Например, Мария Магдалина – изможденная постами и молитвами старуха, в страшных лохмотьях, безобразные морщины избороздили лицо, не сохранившее следов былой красоты. Ее покорная поза – символ внутренней сломленности. Статуя вырезана из дерева, мастер отполировывает обнаженные плечи и руки, оставляет шероховатыми одежду и спутанные волосы. Этот контраст придает образу еще более трагическое звучание.
Совсем другой пафос – героический – отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн». Грозная воительница в роскошном платье, строгие складки которого придают торжественное величие ее фигуре, подняла меч над головой, у ног безвольного Олоферна, еще секунда – и меч нанесет последний удар. Подобная композиция трудна для исполнения. Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастер принимал участие. Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством… художник настолько был удовлетворен этим произведением, что захотел подписаться своим именем».
Последние годы жизни Донателло был беден и одинок, почти забыт согражданами. Когда-то у него было много денег, которыми он рад был поделиться. В его мастерской была корзиночка, в которой он держал деньги, каждый мог брать, сколько надо и не возвращать.
Но в 1495 году Медичи были изгнаны из Флоренции, и тогда вспомнили великого скульптора. Его «Юдифь» из дворца Медичи перенесли на площадь и поставили перед палаццо Веккио, где была городская ратуша.
Ни один художник в эпоху кватроченто так полно не выразил демократические идеалы своего времени, как Донателло.
Литература:
1. Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения Москва, 1979г.
Другие работы по теме:
Менеджмент- это исскуство или наука
МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО НАУКА И ИСКУССТВО Ф. Тейлор указывает, что «Менеджмент – это искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».
В чем заключается назначение искусства
Автор: ЕГЭ В чем заключается назначение искусства? Об этом размышляет в своей статье советский писатель Василь Быков Владимирович. Размышляя над данной проблемой, автор уже в самом начале статьи подчеркивает, что искусство всегда было средством познания жизни «с целью ее совершенствования». Беспокойство писателя вызывает то, что в наши дни искусство служит главным образом для развлечения.
Несколько рефератов по культурологии
Донато ди Никко ди Бетто Барди, которого называли Донателло (около 1386-1466 годов) родился во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Он работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падце. Однако огромная слава не изменила его простого образа жизни. Рассказывали, что бескорыстный Донателло вешал кошелёк с деньгами у двери своей мастерской и его друзья и ученики брали из кошелька столько, сколько им было нужно.
Художественная культура эпохи Возрождения.
оглавление духовности. 9.3 Возрождение хронологически делится на 4 этапа: 1) Проторенессанс (Предвозрождение) - XIII в. (двухсотые годы - дученто) и XIV в. (трехсотые годы - треченто); 2)
Титани італійського Відродження
Реферат на тему: Титани італійського Відродження Епоха Відродження відноситься до визначних періодів розвитку людської цивілізації. Злет наукової та мистецької думки, розвиток різних галузей – далеко не повний перелік досягнень Відродження.
Культура итальянского Возрождения 2
Итальянское Возрождение Культура Возрождения зародилась в Италии. Хронологически итальянское Возрождение принято делить на 4 этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) — вторая половина XIII—XIV вв.; раннее Возрождение — XV в.; Высокое Возрождение — конец XV в. — первая треть XVI в.; позднее Возрождение — конец XVI в.
Донателло и его статуя Давида
Созданные Донателло образы являются первым воплощением гуманистического идеала всесторонне духовной личности и отмечены печатью яркой индивидуальности и богатой духовной жизни.
Искусство древнего Рима
Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян.
Архитектура эпохи Возрождения
Филиппо Брунеллески (1337-1446) — один из величайших итальянских зодчих XV столетия. Он открывает новую главу в истории архитектуры — формирование стиля Возрождения. Новаторская роль мастера была отмечена еще его современниками.
Образ Давида в творчестве мастеров Возрождения
Эпоха Возрождения как революционная для истории всей человеческой культуры. Тематика эпохи Возрождения. Образ Давида в творчестве Донателло, Микеланжело и Бернини. Особенности и различия каждого образа Давида и влияние эпохи на изображение его образа.
Изобразительное искусство Возрождения
Введение 1 Раннее Возрождение 2 Высокое Возрождение 3 Позднее Возрождение 4 Северное Возрождение Введение Микеланджело. «Давид» (1501-04) Первые предвестники искусства Возрождения появились в Италии в XIV веке. Художники этого времени, Пьетро Каваллини (1259—1344), Симоне Мартини (1284—1344) и (в первую очередь) Джотто (1267—1337) при создании полотен традиционной религиозной тематики отталкивались от традиции интернациональной готики, однако начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными.
Невисокосный год, начинающийся в воскресенье
(по григорианскому календарю): Годы до введения григорианского календаря: 6 17 23 34 45 51 62 73 79 90 102 113 119 130 141 147 158 169 175 186 197 209 215 226 237 243 254 265 271 282 293 299
Кватроченто
Кватроче́нто , также кваттроченто (итал. quattrocento, «четыреста», сокращенно от mille quattrocento — «тысяча четыреста») — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения. Это время творчества Пьерро делла Франческа, Ботичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини, Пинтуриккьо, Фра Анжелико, Перуджино и мн. др.
Тринадцатилетняя война
Тринадцатилетняя война (нем. Dreizehnjдhriger Krieg, польск. wojna trzynastoletnia, также известна в западной литературе как « Война городов ») 1454—1466 годов — война между Польским королевством и Тевтонским орденом за доминирование в Восточном Поморье. В результате войны Польша получила выход к Балтике.
Лукомское княжество
Лукомское (Лукомльское) княжество — удельное западнорусское княжество с центром в городе Лукомль, располагавшееся на реке Лукомка (Лукомля) неподалёку от Лукомского озера[1]. Точные границы княжества не установлены.
Виндзорский договор 1386
Виндзорский трактат , подписанный в Виндзоре в 1386 году при бракосочетании Жуана I, первого португальского короля Ависской династии, с Филиппой Ланкастерской, дочерью Джона Гонта, положил начало англо-португальскому союзу, самому длительному в дипломатической истории, продолжавшемуся вплоть до мировых войн XX века.
Список правителей Австрии
Введение 1 Маркграфы Австрийские 1.1 Династия Бабенбергов 2 Герцоги Австрийские 2.1 Династия Бабенбергов 2.2 Династия Пржемысловичей 2.3 Династия Габсбургов
Список правителей Грузии
Содержание 1 Династия Фарнавазидов (299—90 годы до н. э.) 2 Династия Арташесидов (90—30 годы до н. э.) 3 Династия Фарнавазидов (вторично) (30—1 годы до н. э.)
Елизавета Йоркская
План Введение 1 Биография Список литературы Введение Елизавета Йоркская (англ. Elizabeth of York; 11 февраля 1466 — 11 февраля 1503) — старшая дочь короля Англии Эдуарда IV и Елизаветы Вудвилл. Супруга Генриха VII. Единственная королева, которая была дочерью, сестрой, племянницей, женой, матерью и бабушкой английских королей.
Людовик Орлеанский
О сыне регента см. Людовик де Бурбон, герцог Орлеанский Людовик Орлеанский (Louis d'Orlйans) (13 марта 1372 — 23 ноября 1407, Париж, Франция) — герцог Орлеанский (с 1392), граф де Бомон и де Шато-Тьерри, герцог де Турень (с 1386), герцог де Валуа, граф д'Ангулем (с 1394), граф де Перигор (с 1400), граф де Дре (с 1401), граф де Суассон (с 1404), герцог Люксембурга с 1407.
Королевство Польское 1025 1385
Королевство Польское (польск. Krуlestwo Polskie) — польское государство с 1025 по 1795 год. После Люблинской унии 1569 года стало частью Речи Посполитой. Началом Королевства Польского принято считать принятие королевского титула Болеславом I Храбрым, а концом — отречение от престола короля Станислава Августа Понятовского в результате третьего раздела Речи Посполитой.
Западная Русь
Под термином Западная Русь — обычно имеется в виду Юго-западные русские земли и Белоруссия. В XIV веке юго-западная часть Руси была освобождена из-под ордынского ига и объединена в составе Великого княжества Литовского (ВКЛ) (см. карту 1). Позже большая часть этих земель, до разделов польско-литовской «Республики Двух Народов» (1772, 1793, 1795), более 400 лет являлась третьим безмолвным и всё более бесправным участником уний: Кревской (1386) и Люблинской (1569), хоть и находились под их (не всегда надёжной) эгидой против посягательств и набегов тевтонов, татар, турок и пр.
Передняя Австрия
Передняя Австрия (нем. Vorderцsterreich) — собирательное название для группы владений австрийской династии Габсбургов, находящейся в юго-западной части Германии (главным образом, в Швабии, Эльзасе и Форарльберге). В 1805 г. эти земли были разделены между союзниками Наполеона Баварией, Баденом и Вюртембергом.
Роден Рене Франсуа Огюст
(1840 – 1917) Роден Рене Франсуа Огюст – французский скульптор. Учился в Парижской школе изящных искусств, пользовался советами Ж. Б. Карпо и А. Л. Бари, испытывая влияние пластики Микеланджело и Донателло. Роден работал в Париже и Мёдоне; посетил Бельгию (1871- 1877) и Италию (1875). Уже ранними работами Родена (''Человек со сломанным носом'', бронза, 1864, Лувр, Париж; ''Бронзовый век'', гипс, 1876, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; ''Иоанн Креститель'', бронза, 1878, музей Родена, Париж) присущи смелость образных и пластических исканий, философская глубина замысла, жизненность в передаче сложных движений, энергичная моделировка объёмов.
Use Of Satire In Chaucer
’s The Canterbury Tales Essay, Research Paper “The Canterbury Tales” was a novel written by Geoffery Chaucer in 1386. In the prologue to Chaucer’s work, he describes certain characters using the literary device known as satire. His descriptions of the characters do a few different things. First, they give the reader an accurate vision of the time period that the novel takes place, fourteenth-century England, through the context of the character descriptions such as their dress.
Desiderius Erasmus
– “Prince Of The Humanists” Essay, Research Paper A date that may have little connotation in the minds of history students everywhere was, in fact, the date that gave birth to a man more brave than any comic book could ever illustrate. On October 28, 1466, Desiderius Erasmus was born the illegitimate son of Margaretha Rogers and Gerard in Rotterdam, Holland.
Leonardo Da Vinci 3 Essay Research Paper
On April 15, 1452 Ser Piero and Catarina (her first name is all that we know today) gave birth to arguably the most important man in history, Leonardo da Vinci. Leonardo was born in a farmhouse in Anchiano, which is 3 km away from Vinci. Leonardo s family had lived in this area since the 13th century.
Donatello Essay Research Paper Donatello
Donatello Essay, Research Paper Donatello Donatello (1386-1466) was a master of sculpture in bronze and marble and was one of the greatest Italian Renaissance artists of his time.
The Canterbury Tales The Perfect Love Essay
, Research Paper The Canterbury Tales: The Perfect Love The Canterbury Tales, written by Geoffrey Chaucer around 1386, is a collection of tale told by pilgrims on a religious pilgrimage. Three of these
Мазаччо
Мазаччо (1401-1428) - человек, одержимый искусством, безразличный ко всему, что лежало за его пределами, беспечный и рассеянный, и за эту рассеянность его и прозвали Мазаччо, что в переводе с итальянского означает мазила.
архитектура Брунеллески в период Раннего Возрождения
В культуре итальянского Возрождения архитектура занимает выдающееся место. По обилию талантливых мастеров, размаху и многообразию художественного творчества, а главное, по его смелому новаторству Италия опередила в 15 в. все другие страны Европы. Итальянское искусство Кватроченто развивалось в рамках локальных школ.