Фаустовский
тип культуры - условное название европейской культуры, распространенное с 20-х
гг. Термин «Ф.т.к.» был введен Шпенглером («Закат Европы», 1918-22). Одна из
восьми осн. мировых культур — зап.-европ. названа им «фаустовской», т.к. доктор
Фауст, популярный персонаж нем. легенды, ярко отразил характерные особенности
европ.человека.
Легенда
о Фаусте возникла в 16 в. как одно из произведений жанра демонологич. лит-ры.
Она носила религиозно-воспитат. и отчасти развлекат. характер, однако в отличие
от ср.-век. легенд в ней отчетливо видны черты европ. культуры Нового времени.
Фауст, в отличие от своих предшественников, идет на договор с сатаной ради
обладания знанием, с помощью к-рого можно изменить мир и жизнь людей, приблизиться
к Богу в возможности творить. Уже в 16 в. эта легенда отразила в себе такие
черты новоевроп. культуры как увлечение наукой, индивидуализм (Фауст идет
наперекор обществ, мнению и морали), стремление выйти за веками установленные
пределы, будь то социальное положение, уровень знаний, границы экумены и т.п.
Все эти стремления были присущи не только легендарному Фаусту, но и его
современникам. Черты доктора Фауста видны не только в жаждущих нового знания
ученых, бесстрашно отстаивавших противоречащие догмам ср.-век. науки теории
(напр., Дж. Бруно), но и у религ. реформаторов, бросивших вызов почти
всемогущему институту католич. церкви (Лютер, Кальвин, Цвингли и др.), они
видны у конкистадоров, завоевывавших неизвестные страны с многочисл. населением
отрядами в несколько сотен человек (Писарро, Кортес); черты Фауста заметны у
полит, деятелей, в погоне за властью перешагнувшими все традиции и законы
(напр., Чезаре Борджа). Все эти люди, как и легендарный Фауст, принадлежали к
новоевроп. культуре, следовали ее кодам, превыше всего ставя достижение
намеченной цели, ради к-рой можно было пренебречь этич., религ., правовыми и
пр. нормами. Победа любой ценой — гл. принцип людей этой культуры. К
осуществлению поставленной цели люди фаустовского типа продвигались
последовательно, следуя тщательно разработанной стратегии, претворяя в жизнь
цепочку логически обоснованных действий. Фауст идет на заключение союза с
дьяволом в качестве крайней меры только после того, как менее действенные
средства (изучение ср.-век. науки и т.д.) не привели к желаемому результату —
получению полного знания о мире и достижению могущества с помощью этого знания.
Такой же подход был характерен для людей этого времени.
В
17-18 вв. в связи с появлением картезианских принципов и идей Просвещения
фигура Фауста, в легенде связанная с магией, дьяволом и эзотерикой вообще (для
16 в. понятия магии и науки неразделимы) несколько теряет популярность. Тем не
менее развитие науки .дальнейшее освоение новых земель, использование
достижений теор. наук для получения практич. рез-тов, общая установка на
продуманность и осознанность любых действий свидетельствуют о бытовании типа
культуры, черты к-рого можно проследить в 16 в., и в частности в легенде о
Фаусте. Т.о., культурный тип, бытовавший в Европе 17-18 вв., хотя и не
ассоциировался у современников с фигурой доктора Фауста, по существу являлся
именно фаустовским.
В
к. 18-19 в. образ Фауста вновь становится чрезвычайно популярным. Мистич.
аспекты легенды теряют свое значение, столь важное для 16 в., и в сознании
современников на первый план окончательно выходят черты характера гл. героя.
Если в 16 в., когда в Европе происходил переход от ср.- век. типа культуры к
культуре Нового времени, образ Фауста многозначен, то к нач. 19 в. образ
Фауста-мага окончательно уступает место Фаусту-ученому, Фаусту-носителю высоких
устремлений человечества. Романтиков (напр., Ф.М. Клингера) в Фаусте прежде
всего интересует сильная личность. Для них Фауст — мятежник, восстающий против
установленного порядка, видящий и стремящийся исправить несовершенство мира.
Здесь особо подчеркивается характерный для новоевроп. культуры принцип: знание
должно служить достижению практич. результатов. Лессинга привлекает в Фаусте
сама тяга к познанию, ибо стремление познавать вложено в человека Богом, это
«благороднейшее человеч. стремление», и поэтому Фауст не может быть осужден. В
знаменитой драме Гёте также очень важен характерный для новой европ. культуры
мотив знания и труда. Фауст обретает спасение, только используя свои знания во
благо людям.
У
Шпенглера Фауст окончательно осознан как символ европ. культуры. Широкая
популярность этого персонажа, к образу к-рого обращались величайшие писатели, чтобы
выразить свои взгляды на культуру и человека, близость устремлений этого героя
к устремлениям европейцев вообще позволяют считать понятие «Ф.т.к.» синонимом
понятия «европ. тип культуры».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта countries/
Другие работы по теме:
Место и роль философии в культуре 3
3. место и роль философии в культуре Назначение и функции философии в культуре Во-первых, философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом. Эти общие идеи, являющиеся граничными основами культуры, называют универсалиями культуры.
Философия культуры
Философия культуры, культурфилософия- это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в начале 19 в. немецким романтиком А. Мюллером.
История древнерусской культуры 16-17 века
В XVI в завершается формирование великорусской народности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т п в XVI в ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре
Функции менеджмента 3
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА На тему: «Функции менеджмента»
Трагедия Гете Фауст 2
Трагедия Гете Фауст В течение всей своей истории человечество пыталось понять окружающий мир, объяснить природные явления и сущность бытия. Достаточно вспомнить библейский сказ о Еве, который попробовал яблоки с дерева познания, труда алхимиков эпохи Возрождения, направленные на изобретение «философского камня», с помощью которого можно будет превратить металл в золото и получить «эликсир жизни», которая возвращает молодость и здоровье.
Взаимоотношение культурологии co смежными науками
Особенности культурологии как науки более понятны при рассмотрении ее взаимоотношений со смежными науками историей культуры, философий культуры, социологией культуры культурной и социальной антропологией.
Архаический Юго-запад
, англ. The Archaic Southwest — термин, включающий археологические культуры юго-запада США в период примерно между 6500 г. до н. э. и 200 г. н. э. Культурам, относящимся к указанному периоду, были свойственны следующие характеристики:
Возникновение и развитие первобытной культуры
Первобытная культура — культура собирательства и охоты, имеющая весьма длинную историю и являющаяся в известном смысле культурой исходной, базовой, со всеми вытекающими отсюда особенностями. Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны.
Меса-Гранде
Руины Меса-Гранде — археологический памятник близ г. Меса в штате Аризона, представляющий собой группу сооружений культуры Хохокам, относящихся к классическому периоду североамериканской хронологии. Руины датируются примерно 1300 годом. Культура Хохокам, создавшая эти сооружения, также известна постройкой развитой системы водных каналов.
Проблемы культурологии
Проблема - это некое противоречие межу уверенностью и сомнением, очевидным и неопределенным.
Массовая культура
Смешение культуры и политики. Массовая культура - культура масс, культура, для потребления народом; это создание не народа, а коммерческой индустрии культуры.
Динамика культуры
Понятие «динамика культуры» Сущность идеи «циклического» и «линейного» развития культуры, причинная обусловленность и относительная самостоятельность процесса
Предмет культурологии, его место и роль в обществе
Культурология как наука о культуре, ее сущности и закономерностях, взаимовлиянии, культур, цивилизаций. Культурология - теория и история культуры. Взаимосвязь культурологии с общегуманитарными дисциплинами.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Культура Донг-Шон
Изображение на бронзовом барабане из Нгок-Лу, Вьетнам Культура Донг-Шон , вьетн. Văn hуa Đфng Sơn — доисторическая археологическая культура азиатского бронзового века, существовавшая на территории Индокитая. Названа по поселению на севере Вьетнама, где были обнаружены её следы.
Киффийская культура
— название археологической культуры, существовавшей в период 8000—6000 гг. до н. э. на территории пустыни Сахара. В это время на территории Сахары климат был влажным. В 2000 г. были обнаружены человеческие останки данной культуры в местности Гоберо в районе пустыни Тенере в Нигере.[1]
История Черноземья
В Бронзовом веке на территории Черноземья жили арии Абашевской культуры В эпоху Железного века (соответствующей средиземноморской Античности) на Черноземье проживали балтские народы бондарихинской, юхновской и колочинской культуры, которых иногда отождествляют с геродотовыми меланхленами.
Среднестоговская культура
Введение 1 Погребальный обряд 2 Хозяйство 3 Антропологический облик Список литературы Введение Среднестоговская культу́ра — археологическая культура эпохи энеолита (4500-3500 до н.э), распространённая в степях Приазовья между Днепром и Доном. На востоке её локальные разновидности доходили до среднего Поволжья[1].
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
V тысячелетие до н. э.
Введение 1 Культуры 2 События 3 Изобретения и открытия 4 Мифические события Введение V тысячелетие до н. э. — временной промежуток от 5000 до 4001 года до нашей эры.
IV тысячелетие до н. э.
Введение 1 Культуры 2 События 3 Изобретения, открытия 4 Мифические события Введение IV тысячелетие до н. э. — временной промежуток с 4000 по 3001 год до нашей эры.
Энтони, Дэвид
Дэвид У. Антони , англ. David W. Anthony — американский археолог и антрополог. Куратор по вопросам антропологии в Хартвикском музее искусства и культуры им. Егера (Нью-Йорк). Специализируется в сравнительной археологии в сочетании со смежными дисциплинами (прежде всего лингвистикой и антропологией).
Государственная культурная политика
Культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры (ст.3 Основ законодательства РФ о культуре).
Сидорова, Нина Александровна
Нина Александровна Сидорова (1910—1961) — советский историк-медиевист, доктор исторических наук, профессор, старший научный сотрудник Института истории АН СССР (с 1942 г.), зав. сектором истории средних веков этого Института (с 1952 г.). Специалист в области ранней городской культуры. В ряде своих исследований раскрыла характерные черты городской культуры Франции, её истоки, коснулась такого вопроса, как католическая церковь и средневековая культура, показала Абеляра как одного из ярких представителей средневекового свободомыслия.
Культура псковских длинных курганов
План Введение 1 Характерные особенности 2 Наследие культуры Список литературы Введение Культу́ра пско́вских дли́нных курга́нов — славянская раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территории V—X веках[1]. Сформировалась в V—VI веках в результате миграционных потоков славянского и балтского населения, в основном, из бассейна Вислы под влиянием местных финно-угорских племён[2].
Культура новгородских сопок
План Введение 1 Характерные особенности 2 Наследие культуры 3 Источники Введение Культура Новгородских сопок — славянская раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территории VIII—X веках. Сформировалась примерно в VII—VIII веках в результате миграционных потоков славянского населения, из бассейна Вислы и Одера.
Что ожидает человечество от развития науки и техники в 21 веке
Перед лицом глобальных проблем, затрагивающих сами основы человеческого существования на земле, цивилизациям Востока и Запада предстоит заново мобилизовать весь свой культурный творческий потенциал — отмолчаться и отсидеться более не удастся никому.
Пазырыкская культура
— археологическая культура железного века (VI—III вв. до н. э.), причисляемая к "скифскому кругу", основные находки предметов которой были сделаны в Горном Алтае. Носители этой культуры обитали на смежных территориях Казахстана, Республики Алтай и Монголии.
Бутмирская культура
Культуры неолита Европы Бутмирская культура — балканская неолитическая культура. Существовала в период 2600—2400 г. до н. э. Является одной из потомков культуры кардиальной керамики.
Викус культура
Культура Вику́с (по названию небольшого посёлка на севере Перу в 40 км на восток от города Пьюра) — археологическая доколумбова культура, датируется периодом примерно 5 в. до н. э. — 6 в. н. э., принадлежит к «классическим» доколумбовым культурам. Область распространения данной культуры пока определена недостаточно чётко; центр её находился предположительно в долине Пьюра; распространялась на север до территории современного Эквадора, а на юг — до долины Ламбайеке.
Растениеводство как основная отрасль сельского хозяйства
Растениеводство – как основная отрасль сельского хозяйства. Растениево́дство — возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания, получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных, в том числе декоративных целей. Растениеводство как наука изучает многообразие сортов, гибридов, форм полевых культур, особенности биологии и наиболее совершенные приёмы возделывания, которые обеспечивают высокую урожайность и качество при наименьших затратах.