Украинская культура развитие и современное состояние. Украинское барокко.
оглавлениеРаздел 13. Украинская культура : развитие и современное состояние 13.1 «Украинское» барокко
Украинская национальная революция 1648 – 1676 гг. привела к созданию украинского государства. Часть ее на территории Левобережья (Гетманщина) на правах автономии просуществовала в составе Российской империи до начала 80-х гг. XVIII в. Революция способствовала развитию устного народного творчества, исторической науки, художественной литературы и т. п.
Во второй половине XVII в. в Украине распространяется стиль барокко, который стал целостной художественной системой, под влиянием которой развивались все виды и жанры искусства.
В его рамках развивались идейно-стилевые тенденции: официальное аристократическое барокко «высокое», «среднее» и «низкое». Последнее тесно связано с фольклором. Искусство барокко отличается динамизмом, склонностью к аллегорическому отражению действительности, пышностью и театрализацией, что усиливает эмоциональное влияние на зрителя. В каменном культовом строительстве выделяются два направления. Самобытный прием композиции храма – трехдольное трехвер-хое (редко одноверхое) сооружение и крестовидные пяти-, семи-, де-вятидольные сооружения с 5, 7, 9 куполами. Это Троицкая церковь в Густыне (1671), Покровский собор в Харькове (1689), Ильинская церковь в Киеве (1692), Вознесенский собор в Переяславе (1700), Георгиевская церковь Выдубицкого монастыря в Киеве (1696 – 1701) и др. Второе направление – соединение трансформированного древнерусского храма с классической композицией фасадов: собор Троицкого Ильинского монастыря в Чернигове (1679), собор Мгарского монастыря вблизи Лубен (конец 1689 – 1709) и др.
В «украинском» барокко творчески соединились европейские традиции с традициями народной деревянной архитектуры.
Живопись также впитала наилучшее достижение барокко – богатый декор, позолоту, сложную композицию, соединив их с традициями народного творчества. Наряду с существующими культурными центрами – Львовом, Киевом – сформировались новые художественные школы в Чернигове, Новгород-Северском. К храмовым росписям относятся пейзаж, портрет, жанровая картина. Выдающимися мастерами живописи были И. Бродлакович, И. Кондзелевич и И. Руткевич. Период барокко оставил большое количество как памятников деревянной скульптуры удивительных многоярусных иконостасов.
Украинская музыка периода барокко – наивысшее достижение национального искусства многоголосое партесное пение. Оно отличалось гармоничностью и простотой. Заметную роль в его распространении сыграли братские школы. Это течение представляли композиторы Е. Завадовский, М. Замаревич, И. Календа и др.
Украинская национальная революция 1648 – 1676 гг. привела к созданию украинского государства. Часть ее на территории Левобережья (Гетманщина) на правах автономии просуществовала в составе Российской империи до начала 80-х гг. XVIII в. Революция способствовала развитию устного народного творчества, исторической науки, художественной литературы и т. п.
Во второй половине XVII в. в Украине распространяется стиль барокко, который стал целостной художественной системой, под влиянием которой развивались все виды и жанры искусства.
В его рамках развивались идейно-стилевые тенденции: официальное аристократическое барокко «высокое», «среднее» и «низкое». Последнее тесно связано с фольклором. Искусство барокко отличается динамизмом, склонностью к аллегорическому отражению действительности, пышностью и театрализацией, что усиливает эмоциональное влияние на зрителя. В каменном культовом строительстве выделяются два направления. Самобытный прием композиции храма – трехдольное трехвер-хое (редко одноверхое) сооружение и крестовидные пяти-, семи-, де-вятидольные сооружения с 5, 7, 9 куполами. Это Троицкая церковь в Густыне (1671), Покровский собор в Харькове (1689), Ильинская церковь в Киеве (1692), Вознесенский собор в Переяславе (1700), Георгиевская церковь Выдубицкого монастыря в Киеве (1696 – 1701) и др. Второе направление – соединение трансформированного древнерусского храма с классической композицией фасадов: собор Троицкого Ильинского монастыря в Чернигове (1679), собор Мгарского монастыря вблизи Лубен (конец 1689 – 1709) и др.
В «украинском» барокко творчески соединились европейские традиции с традициями народной деревянной архитектуры.
Живопись также впитала наилучшее достижение барокко – богатый декор, позолоту, сложную композицию, соединив их с традициями народного творчества. Наряду с существующими культурными центрами – Львовом, Киевом – сформировались новые художественные школы в Чернигове, Новгород-Северском. К храмовым росписям относятся пейзаж, портрет, жанровая картина. Выдающимися мастерами живописи были И. Бродлакович, И. Кондзелевич и И. Руткевич. Период барокко оставил большое количество как памятников деревянной скульптуры удивительных многоярусных иконостасов.
Украинская музыка периода барокко – наивысшее достижение национального искусства многоголосое партесное пение. Оно отличалось гармоничностью и простотой. Заметную роль в его распространении сыграли братские школы. Это течение представляли композиторы Е. Завадовский, М. Замаревич, И. Календа и др.