Министерство образования РФ
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Кафедра истории России
Статья Ю.М. Лотмана «Сватовство. Брак. Развод»
Контрольная работа студентки 2 курса 214 группы
Плющевой Д.В.
Саратов 2004
Статья Ю.М. Лотмана «Сватовство. Брак. Развод» посвящена ритуальным действиям традиционного русского брачного обряда (преимущественно в дворянской среде). Автор рассматривает ритуал замужества в дворянском обществе XVIII – начала XIX века, доказывая мысль, что этот ритуал носит следы тех же противоречий, что и вся бытовая жизнь. Интересен культурно-исторический аспект рассмотрения проблемы, предлагаемый Ю.М. Лотманом.
В противоречие, по мысли автора, вступали воспринимаемые дворянской средой европейские взгляды и пока еще доминирующие архаичные формы брачного обряда. Однако «европейское просвещение», по утверждению исследователя, представляет собой не реальную действительность Запада, а взгляды, навеянные романами, так называемое «романическое воображение». Продиктованные им модели поведения описаны в русской литературе XIX века, в частности, в повести А. С. Пушкина «Метель». Лежащий в основе сюжета мотив похищения невесты и нарушения родительской воли, как доказывает автор примером из «Повести временных лет», существовал еще в языческие времена («древляне <…> умыкали девиц у воды»), однако в XIX веке рассматривался как «просвещенный» и «западный».
Довольно значительное место в статье отводится влиянию крепостнических отношений в России XIXвека на семейно-бытовую сферу. Как утверждает Ю. Лотман, только в уродливых условиях крепостничества могли появиться и долгое время существовать помещичьи гаремы. Автор доказывает факт существования крепостных гаремов, преимущественно основываясь на мемуарах Я. М. Неверова, и описывает жесткую систему правил и порядков, которые регулировали жизнь «наложниц», чьей судьбой всецело распоряжался хозяин-помещик, в том числе и наказание «ослушниц» и их возлюбленных. Помещичьи гаремы были обычным явлением в крепостном быту. И хотя исследователь подтверждает свое наблюдение только примерами исторического характера, я могу в качестве доказательства привести строчки из повести А. С. Пушкина «Дубровский», где в свойственной ему краткой и точной манере автор описывает гарем Кирилы Петровича Троекурова: «Окна во флигеле были загорожены деревянною решеткою; двери запирались замками <…>. Молодые затворницы в положенные часы сходили в сад и прогуливались под надзором двух старух. От времени до времени Кирила Петрович выдавал некоторых из них замуж, и новые поступали на их место».
Описывая крепостной быт, автор, на мой взгляд, излишне отвлекается на выяснение социальной составляющей значения слов «раб» и «хам» применительно к крепостным крестьянам. Кроме того, он отступает от заданной им темы («Сватовство. Брак. Развод») в область экономических отношений между крестьянином и помещиком, «когда инициатива одних и привычка к уже устаревшим формам жизни других образовали кричащий конфликт».
Помимо отмеченного противоречия между «западной» тенденцией в сфере семейно-бытовых отношений и осознаваемого как пережиток традиционно русского уклада в дворянской среде, Ю.М. Лотман отмечает и все возрастающий культурный разрыв между укладом жизни дворянства и народа, что, по его мнению, вызывает трагическое мироощущение у наиболее мыслящей части дворянства. Однако автор считает, что это наименее характерно для нестоличного дворянства, и приводит в качестве примера эпизод из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (пляска Наташи), который характеризует проникновение бытовой народности в дворянское сознание. Еще одним примером является вера провинциального дворянства в приметы, бытовое суеверие, когда это касалось тех ситуаций, где человек сталкивался со случайностью. Это придает, по мнению автора, «черты своеобразия» эпохе. Кроме приведенного исследователем примера из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (жизнь семьи Лариных), можно отметить также переплетение «европеизма» и архаических народных представлений в балладе В. А. Жуковского «Светлана».
Традиции исконно русских обрядов сохранились в крестьянском быту: их хронология была связана с крестьянским календарем (те же черты автор отмечает и у провинциального дворянства), с этнографической точностью описывая обычаи сватовства, организации женихом «мальчишника» как части ритуала подготовки к браку. Сватовство без согласия девушки исследователь отмечает как частный, достаточно редкий случай. Он утверждает, что невеста имела возможность реализовать свой отказ в церкви. Мне такое утверждение кажется сомнительным. Фактически такие случаи отказа, наверное, были крайне редки, однако, я думаю, не из-за исключительности ситуации. Причины, делавшие такой отказ невозможным (прежде всего экономические), убедительно обосновывают произведения литературы и искусства, на которые любит ссылаться Ю.М. Лотман: повесть А.С. Пушкина «Дубровский», рассказ А.П. Чехова «Анна на шее», народная песня «У церкви стояла карета», картина В. В. Пукирева «Неравный брак» и другие.
В описании самой свадьбы автор статьи отмечает повторение в ритуальной схеме традиционной национальной структуры, сопоставляя крестьянскую и дворянскую свадьбы, приводит как литературные примеры (А. С. Пушкин «История села Горюхина», Л. Н. Толстой «Анна Каренина»), так и документальное свидетельство капитана японской шхуны, волею судьбы оказавшегося в 1791 году в Петербурге. Через впечатления человека других религиозных верований наиболее отчетливо проступают особенности и кажущиеся «несообразности» самого действа. Эта часть статьи кажется мне наиболее убедительной и интересной.
Если церковный обряд был одинаков для всех слоев населения, то дальнейший ее сценарий варьировался в зависимости от социального статуса и достатка. «Европеизация» жизни российских дворян привела к восприятию такого варианта поведения, как отъезд в путешествие за границу сразу после совершения обряда. Другой вариант, требующий меньших расходов, – отъезд в деревню (менее высокий социальный уровень). Как отмечает Ю.М. Лотман, в конце XVIII - начале XIX века свадьба строилась как смешение «русского» и «европейского» обычаев, однако после 20-х годов XIX века в дворянской среде намечается стремление придавать обряду национальный характер.
Одним из нововведений послепетровской действительности был развод, который отражал закрепленные за дворянской женщиной права юридической личности. Автором статьи развод рассматривается как явление быта. В практической жизни права женщин вступали в противоречие как с обычаями, так и с церковной традицией, и развод для них был практически невозможен. Для него требовалось решение консистории, но иногда вмешательство царя или царицы решало бракоразводное дело в нарушение существующих законов. Конечно, если с прошением обращались близкие к царской семье люди из самых высоких социальных слоев. Чаще встречалось фактическое расторжение супружеских отношений при сохранении юридических. Ю.М. Лотман приводит в качестве примеров разнообразные варианты «развода без развода» и трудностей, связанных с решением имущественных отношений, в частности, из биографии А. В. Суворова.
Таким образом, в статье автор показывает сложную картину домашней жизни дворянина XVIII века, представляющую собой сочетание народных обычаев, религиозных обрядов и влияния европейской культуры, что имело как положительные, так и отрицательные стороны и последствия.
Другие работы по теме:
Автокоммуникация
Автокоммуникация - понятие, подробно проанализированное в рамках семиотической культурологии Ю. М. Лотмана. При обычной коммуникации общение происходит в канале Я - Другой. При автокоммуникации оно происходит в канале Я - Я.
Христианская этика о браке и разводе
Что такое этика? 1.1 Определение этики и морали 1.2 Христианская этика Что такое брак? Что такое развод? 3.1 Развод в Ветхом Завете 3.2 Развод в Новом Завете
Отношение молодежи в возрасте от 18-30 лет
ОТЧЕТ В ходе проведения социологического исследования на тему «Отношение молодежи в возрасте от 18-30 лет г. Минска к проблеме развода» использовался опрос, как метод сбора социологической информации, а форма – индивидуальное анкетирование. Опрос позволяет получить информацию о внутренних мотивах и побуждениях людей.
Марксистская теория семьи
Марксистская теория семьи Марксистская социология связывает существование семьи на всем протяжении ее истории со способом производства. Подчеркивается неразрывная связь производства средств производства с производством самой жизни. В марксистской трактовке вся социальная история связана с двояким отношением: производством средств к жизни посредством труда и производством жизни посредством рождения.
Новый взгляд на брак в XXI веке
Жизнь показала, что старый институт брака, поддерживаемый государством и церковью, безнадежно устарел. Прямо на наших глазах семья распадается, а точнее говоря, разбивается на мелкие осколки.
Не разводиться - ради детей
Как родители принимают решение в случае кризиса в семье. В каком возрасте дети легче переносят развод родителей. Что советует врач родителем ребёнка.
Семейное консультирование
Психологическая помощь при возникновении кризисных и конфликтных ситуаций. Понятие семьи и классификация стилей общения в ней. Стадии жизненного цикла семьи. Факторы, приводящие к семейным кризисам. Основные мотивы развода и причины супружеских измен.
Влияние развода родителей на психическое состояние детей
ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА: КАКИМИ БУДУТ ВАШИ ДЕТИ Согласно исследованиям Национального Центра Изучения Детского Развития (NCDS), развод родителей может вызывать негативные последствия и во взрослой жизни ребенка. Исследования основаны на опросах людей в возрасте 33 лет – сравнивались люди, имеющие в семье обоих родителей, дети, пережившие развод родителей в 7 лет или раньше, и дети, чьи родители развелись, когда им было от 9 до 16 лет.
Сочинения на свободную тему - В. пукирев.
Василий Владимирович Пукирев известный русский живописец прославившийся жанровой картиной. Неравный брак написанной в году. В те времена проблема бесправия женщины стояла очень остро.
Обычаи, традиции и обряды
В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей. Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия.
Семиосфера
Семиосфера - понятие, разработанное в семиотической культурологии Ю. М. Лотмана. Семиосфера - это семиотическое пространство, по своему объекту, в сущности, равное культуре; семиосфера - необходимая предпосылка языковой коммуникации.
Верховный король Ирландии
(англ. High King of Ireland, ирл. Ard Rн Йirinn) — в древности глава Ирландии, резиденция которого находилась в королевстве Миде, в Таре[1][2]. Земли Миде были окружены королевствами Улад, Коннахт, Лейнстер и Манстер, и короли этих королевств были относительно добровольными подданными Верховного короля[3].
Гизельберт граф в Маасгау
Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Гизельберт или Гизлеберт (нем. Giselbert, ок.825 — после 14 июня 877[1]) — граф в Маасгау, родоначальник дома Регинаридов.
Иоанна II королева Наварры
Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Жанна (Иоанна, Хуанна) II Французская (фр. Jeanne II de France, исп. Juana II de Francia; 28 января 1312(13120128), Замок Конфлан, Франция — 6 октября 1349, Замок Конфлан, Франция), королева Наварры с 1328, титулярная графиня Шампани и Бри с 1317, дочь Людовика X Сварливого, короля Франции и Наварры, и его первой жены Маргариты Бургундской, дочери герцога Бургундии Роберта II.
Маргарита Французская, герцогиня Беррийская
Введение 1 Происхождение 2 Династические планы 3 Брак и дети 4 Титулы Введение Маргарита Французская (фр. Marguerite de France; 5 июня 1523 — 15 сентября 1574) — французская принцесса, дочь короля Франциска I, представительница династии Валуа, жена Эммануила Филиберта, герцога Савойского, герцогиня Беррийская с 1550 года, герцогиня Савойская с 1559 года.
Бархатный развод
Введение 1 От предыстории к постистории 2 Хронология событий Список литературы Введение Бархатный развод (чеш. sametovэ rozvod) — мирный и официально узаконенный распад союзного государства Чехословакии. Бархатный развод 1 января 1993 г. был логической развязкой т. н. бархатной революции, в ходе которой социалистический режим и плановую экономику сменили демократия и рыночная экономика.
Юдитта Чешская
Введение 1 Происхождение 2 Брак и дети 4 Внешние ссылки Введение Юдитта Чешская, также Юдифь Богемская, (чеш. Judita Českб, Judita Přemyslovna), (ок. 1202 — 2 июня 1230 года) — чешская принцесса из рода Пржемысловичей, дочь короля Чехии Пржемысла Оттокара I и Констанции Венгерской, жена герцога Каринтии Бернарда.
Телешов, Иван Иванович
(возможно написание Телешев) - дьяк, думный дьяк (1520), дипломат на службе у московских князей Ивана III и Василия III. Служба у Ивана III В 1500 г. был послан Иваном III литовскому князю Александру объявить, что Семён Стародубский и Василий Рыльский со своими вотчинами перешли под власть Московского князя и будут под его защитой.
Бланка Бургундская
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети 3 Бланка в искусстве Список литературы Введение Бланка Бургундская (фр. Blanche de Bourgogne; 1296(1296) — апрель 1326) — королева Франции (1322 год), дочь пфальцграфа Бургундии Оттона IV и графини Матильды д’Артуа.
Бертрада де Монфор
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети Введение Бертрада де Монфор (фр. Bertrade de Montfort; ок. 1070 — ок. 1116/1117, Фонтевро). Дочь Симона I, сеньора де Монфор от второго брака с Агнес, дочерью Ричарда, графа д’Эврё.
Луи-Филипп I герцог Орлеанский
План Введение 1 Титулы и военная карьера 2 Сватовство к дочери короля 3 Первая семья 4 Вторая семья и двор в Сент-Ассизе 5 «Пиковая дама» Введение Луи-Филипп I (12 мая 1725(17250512), Версаль — 18 ноября 1785, Сент-Ассиз) — герцог Орлеанский, французский аристократ и военный, первый принц крови, отец Филиппа Эгалите и дед короля Луи-Филиппа.
Аймар де Бурбон
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Аймар (Адемар, Эмар) (фр. Aymar, Adhйmar, Ademar, ум. около 953), первый сеньор де Бурбон, сеньор де Сувиньи, родоначальник первого дома де Бурбон.
Август Вильгельм Прусский 1722 1758
Август Вильгельм ПрусскийЭто статья о сыне Фридриха Вильгельма I. О сыне Вильгельма II — см. Август Вильгельм Прусский (1887—1949). Принц Август Вильгельм Прусский
Клеменция Венгерская
Клеменция Венгерская (фр. Clйmence de Hongrie; 8 февраля 1293(12930208)[1], Неаполь — 12 октября 1328, Париж) — королева Франции и Наварры, супруга короля Людовика X.
Жозефина Богарне
План Введение 1 Биография 2 Потомки в России Список литературы Введение Жозефи́на Богарне́ (фр. Josйphine de Beauharnais, урожд. Мари Роз Жозефа Таше де ла Пажери (фр. Marie Rose Joseph Tascher de La Pagerie); 23 июня 1763, Труаз-Иле, Мартиника — 29 мая 1814, Мальмезон) — императрица Франции в 1804 — 1809 годах, первая жена Наполеона I.
Людовик V король Франции
План Введение 1 Жизнь Людовика в Аквитании 2 Людовик — король Франции 3 Браки Введение Людовик V Ленивый (фр. Louis V, le Fainйant, 966(0966) — 22 мая 987) — король Западно-Франкского королевства (Франции), правил в 986—987 годах. Последний представитель династии Каролингов. Сын Лотаря и Эммы Италийской.
Бора, Катарина фон
Катарина фон Бора (нем. Katharina von Bora; 29 января 1499, Липпендорф близ Пегау — 20 декабря 1552, Торгау) — жена и ближайшая помощница немецкого церковного реформатора Мартина Лютера.
Контрольная работа по Семейному праву 3
Задача № 1 Иванов умер в возрасте 86 лет в 2007 году. У него осталась жена, брак с которой он зарегистрировал в 1957 году, трое детей и четверо внуков. После его смерти объявилась Сидорова и заявила, что они вступили в брак с Ивановым по церковному обряду на территории Литвы в 1943 году. Впоследствии еще до окончания II мировой войны они потеряли связь и больше не виделись.