Саратовский
государственный университет
им.
Н.Г.Чернышевского
«Падал
черный снег…»
Творческая
работа по произведению Михаила Булгакова
«Театральный
роман»
в рамках
курса «История русской литературы ХХ века»
Работу выполнила
студентка 4 курса
заочного отделения
Института филологии
и журналистики
Булыгина Екатерина
Саратов, 2010
«Записки покойника»
«…самоубийца никакого
отношения ни к драматургии, ни к театрам никогда в жизни не имел, <…>
…ни таких театров, ни
таких людей, какие выведены в произведении покойного, нигде нет и не было»
«Театральный роман» М.А.
Булгакова – это незаконченное произведение, которое при жизни автора не
публиковалось. В нем от первого лица повествуется о писательском опыте некоего
Сергея Максудова, о непонятном для героя и одновременно притягивающем его
театральном закулисье.
Произведение в рукописи
имело и второе название, которое в дальнейшем приравнялось к подзаголовку –
«Записки покойника». Если словосочетание «театральный роман» обозначает
содержание произведения («театральным романом» определяется не только
литературное сочинение главного героя, но и его отношения с Независимым
театром, которые можно рассматривать, как своеобразный «роман»), то
подзаголовком Булгаков дает трагичное, но в то же время ироничное определение
жанра своего произведения. Записки – следовательно, немного хаотичное
повествование, где, как в дневнике, выхватываются и описываются повлиявшие на
их автора события, остальное время размыто, прежде всего в памяти его самого. А
в предисловии разъясняется, почему эти «записки» – покойника: человек,
написавший их, бросился с моста почти сразу после их написания. В предисловии
также говорится о том, что практически все события, происходящие с ним – плод
его больного воображения, и все люди, с которыми он завязывал знакомства –
только фантазия его воспаленного сознания, в реальной жизни не существующие и
никогда не существовавшие.
Тем не менее,
«Театральный роман» – произведение не только очень правдоподобно повествующее о
театральном мире, но и автобиографическое, а также имеющее реальные прототипы.
Сначала Булгаков создал роман в письмах «Тайному другу», в котором объяснял, как
он «сделался драматургом». События этого произведения послужили материалом для
«Театрального романа». Сюжет во многом основан на конфликте Булгакова с главным
режиссером Художественного театра Константином Сергеевичем Станиславским по
поводу постановки "Кабалы святош" во МХАТе и последующим снятием
театром пьесы, однако прообразом пьесы Максудова "Черный снег"
послужили "Дни Турбиных". Булгаков осуждал систему Станиславского,
также как в романе Максудов осуждает методы режиссера Ивана Васильевича – его
литературного отражения. Практически все герои романа имеют прототипы, и Елена
Сергеевна Булгакова, третья жена писателя, составила большой список реальных
людей, театров, и даже спектаклей, нашедших отражение в романе.
По утверждению
современников, незаконченным роман остался, скорее всего, потому, что Булгаков
опасался не успеть завершить «дело своей жизни» – роман «Мастер и Маргарита»,
предчувствуя свою близкую смерть.
Роман
Сергей Максудов – «маленький
сотрудник газеты "Пароходство"», пишет роман. Роман, родившийся из
снов, воспоминаний, фантазий этого одинокого человека. Он работает по ночам, и
это для него настоящий труд, дело, которое отрывает его от реальной, угнетающей
и опостылевшей повседневной жизни. Зачитав роман своим знакомым и приглашенным
литераторам, Максудов слышит лишь: «никуда не годится», «ни к черту», «не
пропустят». В предисловии Булгаков говорит, что автор «записок» действительно
написал роман, который не был напечатан. Возможно, он и зачитал его, но резкая
критика его творения настолько расстроила его и без того нетвердый рассудок (он
даже чуть не застрелился), что, скорее всего, начиная с этого момента события
развивались только в его нездоровом воображении и с реальной жизнью никак не
пересекались; сам же он навсегда закрылся от окружающей действительности.
Но, тем не менее, герой
описывает свои шаги в писательском мире. Сначала привлекший его, при ближайшем
рассмотрении он оказывается пустышкой: писательское общество превозносит не
очень умных и не приятных людей, а вся эта «другая» жизнь сводится к застолью и
«танцам на ковре» в прокуренной комнате, что называется «вечеринками». Максудов
понимает, что не хочет для себя этого общества, запирается у себя в квартире,
читает произведения современных и «успешных» авторов, но их произведения ему не
нравятся.
И тогда, под влиянием
прогрессирующего психического расстройства болезненное воображение героя очень
интересным образом подсказывает идею переработки романа в пьесу. Максудов,
перечитывая роман снова и снова, начинает видеть на страницах картинку, «как бы
коробочку, и в ней сквозь строчки видно: горит свет и движутся в ней те самые
фигурки, что описаны в романе». Он так увлекается этим, что даже высказывает
сожаление о том, что у него умерла кошка: «Я уверен, что зверь вытянул бы лапу
и стал бы скрести страницу».
Начав записывать то, что
он видел на этих «живых» картинках, Максудов понял, что он пишет пьесу.
Максудов -
"Черный снег"
Идея превратить роман
Максудова в пьесу родилась не только у него самого, но и у режиссера Учебной
сцены Ильчина, что обрадовало героя, и он немедленно продолжил работу. Пьеса
получилась длинной, так как его настолько увлекла эта игра с движущимися
картинками, которые уже увеличились до размеров сцены, что он не мог
остановиться.
Дальнейшие довольно
прозаические происшествия, связанные с подписанием договора, получением денег,
кабинетами расстраивают Максудова, но он с нетерпением ждет репетиций, хотя
пьеса претерпела значительные изменения под давлением, прежде всего Ивана
Васильевича, обожествляемого всеми режиссера театра.
Очень важным становится
для героя момент, когда он видит свое имя на афише театра рядом с именами
Шекспира и Шиллера: «Открывши рот, я стоял на тротуаре, <…>. Меня
толкали, говорили что-то неприятное, а я все стоял, созерцая афишу».
Долгожданные репетиции не
принесли радости, а только разочарование. Здесь Булгаков практически напрямую
высказывает свое отрицательное мнение относительно теории Ивана Васильевича
(фактически – Станиславского), согласно которой любой актер путем специальных
упражнений «мог получить дар перевоплощения» и действительно заставить зрителей
забыть, что перед ними не жизнь, а театр. Он считал, что грань между сценой и
жизнью непреодолима. «Я новый! Я неизбежный, я пришел!», – вырывается из самого
сердца героя, который пытается противостоять привычному ходу дел в театре.
Но, тем не менее, без
театра он уже не мог. Пусть его и раздражали длительные и растянутые репетиции
его пьесы, он, «иссушаемый любовью к Независимому Театру, прикованный теперь к
нему, как жук к пробке», продолжал ходить на спектакли, хотя все тверже
становилась его уверенность относительно неверности теории Ивана Васильевича.
Конец?
Хотя роман не был
закончен Булгаковым, уже было продуманно его окончание. Но основная идея романа
раскрыта – это проблема столкновения двух миров: внутреннего мира человека,
создавшего произведение и внешнего, недружелюбно настроенного к нему. Этот
второй мир, где герой чаще всего чувствует себя неуютно, это есть та сила
общества, с которой Максудов не в силах бороться.
Герой романа Булгакова и
его жизнь вызывают сочувствие, причем в обоих случаях: как его воображаемая
жизнь - писателя и драматурга, не нашедшего понимания, так и его «реальное» в
пределах романа существование, которое мы можем лишь представить, и которое никак
не связано с театром - существование психически больного человека,
самостоятельно оборвавшего свою жизнь. Но все же иногда его воображение дарило
ему минуты радости и счастья, переполняя его душу – те сладкие минуты забытья,
когда он работал над своим произведением…
«Гроза омыла Москву 29
апреля, и стал сладостен воздух, и душа как-то смягчилась, и жить захотелось».
Другие работы по теме:
Булгаков м. а. - Возвращение писателя
После перестройки в течение двух лет впервые на родине Михаила Афанасьевича Булгакова были опубликованы пьеса "Адам и Ева", повесть "Собачье сердце", письма писателя, черновые варианты его произведений, воспоминания современников. Было наконец-то много переизданий, в том числе увидели свет после семидесятилетнего перерыва сатирические произведения художника, выходившие только один раз, в 20-е годы.
Булгаков м. а. - Знакомство ивана бездомного с мастером
Роман Мастер и Маргарита над которым. Булгаков начал работать в году а последние строки дописывал в году был книгой его жизни. Для русской литературы этот последний закатный роман как именовал. Булгаков Мастера и Маргариту явился н За сатирой скрывается сама суть жизни ее предназначение и смысл добро и зло в их вечном абсолютном противостоянии преступление.
Булгаков м. а. - Допрос во дворце ирода великого
Роман Мастер и Маргарита над которым. Булгаков работал с конца х годов до самой смерти принес ему посмертную мировую славу. Булгаков писал свой роман как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях и потому роман.
Булгаков м. а. - Тема выбора в романе м. а. булгакова мастер и маргарита
Роман “Мастер и Маргарита” - вершинное произведение Михаила' Булгакова, над которым он работал до конца жизни. Это произведение поистине уникальное, оно поражает своей необычностью, цветовой и звуковой насыщенностью, тематическим разнообразием, богатством красок, гротескным изображением героев и фантастикой. “Мастер и Маргарита” привлекает еще и оригинальной композицией: в рамках единого произведения сложно взаимодействуют два романа - роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера.
Гоголевские традиции в романе Михаила Булгакова Мастер и Маргарита
М. А. Булгаков — талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо выделялась такая тенденция русской литературы, как «борьба с чертом». В этом смысле М. А. Булгаков является как бы продолжателем традиций Н. В. Гоголя в изображении черта и ада — места его обитания. Сам автор говорил о романе «Мастер и Маргарита»: «Пишу роман о дьяволе».
Добро и зло в романе Мастер и Маргарита 3
Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» Автор: Булгаков М.А. Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" – очень неоднозначное и необычное произведение. Автор посвятил ему последние двенадцать лет своей жизни. Писатель вложил в этот роман все: свой талант, свои мысли, свою душу. Это произведение настолько многопланово, что даже жанр его определить невозможно: и бытовой, и социальный, и любовный, и фантастический.
Булгаков Михаил
(1891 — 1940) Прозаик, драматург. Родился 3 мая (15 н.с.) в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. "Семья Булгаковых — большая, дружная, культурная, музыкальная, театральная", — вспоминает жена младшего брата Булгакова.
Булгаковская Москва.
Автор: Булгаков М.А. Роман “Мастер и Маргарита” принес Булгакову посмертную мировую славу. Автор писал роман как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени. Все, что пережил Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, всю душу и весь талант отдал он этому роману,
Задачи и Сны М. Булгакова в романе Белая гвардия
Автор: Булгаков М.А. «…Стать бесстрастно над белыми и красными»,- так определял Булгаков свою писательскую задачу. Для Булгакова и большевики, и петлюровцы на деле равнозначны и выполняют одну и ту же функцию, поскольку «нужно было вот этот самый мужицкий гнев подманить по одной какой-нибудь дороге, ибо так уж колдовски устроено на белом свете, что, сколько бы он ни бежал, он всегда фатально оказывается на одном и том же перекрестке.
Размышления о романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. В начале 20-х годов Булгаковым был задуман роман “Инженер с копытом”, но с 1937 года он полу чает другое название — “Мастер и Маргарита”. Все, что пережил Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, — все свои самые главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. “Мастер и Маргарита” — творение необыкновенное, невиданное даже в русской литературе.
Тема любви в романе Булгакова Мастер и Маргарита
Что мы вспоминаем, когда слышим имя Михаила Булгакова? Мы вспоминаем уютный дом Турбиных, профессора Преображенского и его Шарика, «Роковые яйца», но все-таки в первую очередь Мастера и его возлюбленную – Маргариту. Но почему? Что есть в этом романе, чего нет в других произведениях? Ответ прост: здесь есть все.
М.А.Булгаков Добро и зло в романе Мастер и Маргарита
Сочинение Тема: М.А.Булгаков “Добро и зло в романе Мастер и Маргарита” На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с добром и злом. Поэтому вопрос, что есть добро и что есть зло будет волновать человечество всегда. Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" -- одна из ключевых, автор показывает читателям эту вечную борьбу добра и зла.
Мое любимое произведение М. А. Булгакова
Сегодня уже много сказано о М. А. Булгакове как о крупном мастере слова, авторе пьесы "Дни Турбиных", повести "Собачье сердце", романа "Мастер и Маргарита". А ведь начинал писатель с темы белой гвардии, поскольку Булгаков все это видел, знал, любил.
Три мира в романе Булгакова Мастер и маргарита
Три мира в романе Булгакова "Мастер и маргарита" Автор: Булгаков М.А. Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" принадлежит к тем произведениям, которые хочется и обязательно нужно перечитывать, чтобы глубже понять подтекст, увидеть новые детали, на которые с первого раза мы и не обратили внимания.
Писательская трагедия Мастера.
Автор: Булгаков М.А. Одним из главных героев романа Булгакова “Мастер и Маргарита” является Мастер. Жизнь этого человека, как и его характер, сложна и необычна. Каждая эпоха в истории дает человечеству новых талантливых людей, в деятельности которых отражается, в той или иной степени, окружающая их действительность.
Писательская трагедия Мастера. 2
Писательская трагедия Мастера. Автор: Булгаков М.А. Роман “Мастер и Маргарита” — вершина творчества Булгакова. В романе автор затрагивает множество разных проблем. Одна из которых — писательская трагедия человека, жившего в ЗО-е годы. Для настоящего писателя самое страшное — не иметь возможности писать про то, о чем думаешь, свободно высказывать свои мысли.
Первое прочтение романа М. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. С одной стороны, можно сказать, что этот роман – фантастический миф, феерическое представление, но это всего лишь поверхностное впечатление, воссозданное «булгаковской чертовщинкой» для выражения остро-волнующей автора проблематики: борьбе добра и зла, предательстве, трусости, любви и милосердия.
Мастер в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита
Мастер в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Автор: Булгаков М.А. Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический «Театральный роман» и роман «Жизнь господина де Мольера», обращался к теме взаимоотношений художника и общества. Но свое наиболее глубокое воплощение этот вопрос приобретает в главном произ-ведении писателя – «Мастер и Маргарита».
Фаустовская тема в романе Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. Булгаков сразу задумал роман, через который бы на всем его протяжении прошла заметной линией фаустовская тематика. Это ему помогло и дало роману прочный фундамент. Под такой фундамент на подкопался бы ни один человек, так как он поместил свой роман под знак европейской литературной традиции.
М. А. Булгаков и театр
Человек, принесший русской литературе XX века всемирную славу, свой жизненный путь окончил скромным либреттистом-консультантом Большого театра.
Васильев, Андрей Николаевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.1.1 Учебный театр ГИТИС 2.1.2 РАМТ 2.1.3 Театр Романа Виктюка 2.1.4 Театральный центр на Страстном
Барабанов, Илья Владимирович
Введение 1 Биография 2 Роли в театре 2.1 Российский академический молодёжный театр 2.2 Другой Театр 2.3 Театральный дом «Ойкумена» 3 Роли в кино Список литературы
Анкудинов, Андрей Робертович
План Введение 1 Биография 2 Театральный КВН 3 Работы в кино Введение Андрей Робертович Анкудинов (2 октября 1962, Омск) — советский и российский актёр театра и кино.
Булгаков Яков Иванович
Дипломат; образование получил в гимназии Московского университета. В 1761 г. Булгаков был записан на службу в Коллегию иностранных дел.