Рецензия на повесть
Григория Бакланова “Навеки-девятнадцатилетние”
Сороковые роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Д.Самойлов
.
Одной из центральных тем в мировой литературе была и остается тема молодых на войне. Какая бы ни была война, какой бы национальности ни был солдат, всегда мы сопереживаем своим сверстникам. Они, как и мы, сегодняшние, мечтали, строили планы, верили в будущее. И все это рушится в один миг. Война меняет все.
Военная тема стала основой у тех писателей, кто прошел фронтовые дороги. Девятнадцатилетними ушли на фронт Василь Быков, Владимир Богомолов, Алесь Адамович, Анатолий Ананьев, Виктор Астафьев, Григорий Бакланов, Юрий Бондарев. То, о чем они рассказали в своих произведениях, было общим для их поколения. Как сказали поэты-фронтовики Павел Коган и Михаил Кульчицкий:
Мы были всякими, любыми,
Не очень умными подчас.
Мы наших девушек любили,
Ревнуя, мучась, горячась…
Мы-мечтатели. Про глаза-озера
Неповторимые мальчишеские бредни.
Мы последние с тобою фантазеры
До тоски, до берега, до смерти.
Писатели-фронтовики свой гражданский долг исполнили.
Для Бакланова рассказ о войне – это рассказ о своем поколении. Из двадцати ребят-одноклассников, ушедших на фронт, он вернулся один. Бакланов закончил Литературный институт и стал писателем-прозаиком. Главным направлением его творчества стала тема: война и человек. Страстное желание Бакланова рассказать о пережитом им и его сверстниками, воссоздать ту подлинную картину, которую видели только фронтовики, можно понять. Читая его произведения, мы, молодые, вспоминаем тех, кто воевал, понимаем смысл их жизни.
О моих современниках я узнала, прочитав повесть Г.Бакланова “Навеки-девятнадцатилетние”. Эмоциональным толчком к написанию этого произведения стал случай, происшедший во время съемок фильма “Пядь земли”. Съемочная группа наткнулась на останки, засыпанного в окопе война: “… вынули на свет запекшуюся в песке, зеленую от окиси пряжку со звездой. Ее осторожно передавали из рук в руки, по ней определили: наш. И, должно быть, офицер”. И долгие годы томила писателя мысль: кто был он, этот безызвестный офицер. Может быть, однополчанин?
Бесспорно, главный фигурой войны всегда был и остается солдат. Повесть “Навеки девятнадцатилетние” - это рассказ о молодых лейтенантах на войне. Им приходилось отвечать и за себя, и за других без каких-либо скидок на возраст. Попавшие на фронт прямо со школьной скамьи, они, как хорошо сказал однажды Александр Твардовский, “выше лейтенантов не поднимались и дальше командиров полка не ходили” и “видели пот и кровь войны на своей гимнастерке”. Ведь это они, девятнадцатилетние взводные, первыми поднимались в атаку, воодушевляя солдат, подменяли убитых пулеметчиков, организовывали круговую оборону.
А самое главное – несли груз ответственности: за исход боя, за составление взвода, за жизнь вверенных людей, многие из которых годились по возрасту в отцы. Лейтенанты решали, кого послать в опасную разведку, кого оставить прикрывать отход, как выполнять задачу, потеряв по возможности меньше бойцов.
Хорошо сказано об этом чувстве лейтенантской ответственности в повести Бакланова: “Все они вместе и по отдельности каждый отвечали и за страну, и за войну, и за все, что есть на свете и после них будет. Но за то, чтобы привести батарею к сроку, отвечал он один”.
Вот такого храброго верного чувству гражданского долга и офицерской чести лейтенанта, совсем еще юношу, и представил нам писатель в образе Владимира Третьякова. Герой Бакланова становится обобщенным образом целого поколения. Вот почему в заголовке повести стоит множественное число – девятнадцатилетние.
Содействует удаче повести и естественное единение правды минувших лет и нашего сегодняшнего мироощущения. Порой задаешься вопросом, кто размышляет Володя Третьяков или Григорий Бакланов: “Здесь, в госпитале, одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда-нибудь окажется, что этой войны могло не быть? Что в силах людей было предотвратить это? И миллионы остались бы живы?..” Эти строки из произведения еще раз подчеркивают лирическую близость автора к своему герою.
Говоря о своей повести, Г.Бакланов отмечал два обстоятельства: “В тех, кто пишет о войне, живет эта необходимость – рассказать все, пока жив. И только правду”. А второе: “Теперь, на отдалении лет, возникает несколько иной, более обобщенный взгляд на событие”.
Совместить такой взгляд на отдалении с правдивой атмосферой былого – задача трудная. Бакланову это удалось.
Такая тональность заявлена в стихотворных эпиграфах. Прочитав повесть, только тогда понимаешь, почему Бакланов поставил именно два. Философски обобщенные строки Тютчева:
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые! -
содействуют с полемически задиристым утверждением “прозы войны” в стихах Орлова:
А мы прошли по этой жизни просто,
В подкованных пудовых сапогах.
Это сочетание, соотнесение обобщенности и правды раскрывает основную мысль повести. Бакланов рисует точно подробности фронтового бытия. Особенно важны детали психологические, создающие эффект нашего присутствия там, в те годы, рядом с лейтенантом Третьяковым. И в то же время повесть бережно и ненавязчиво опирается на рожденные уже раздумья и обобщения. Вот описание минут перед атакой: “Вот они, последние эти необратимые минуты. В темноте завтрак разносили пехоте, и каждый хоть и не говорил об этом, а думал, доскребая котелок: может в последний раз… С этой мыслью и ложку вытертую прятал за обмотку: может, больше и не пригодится”.
Вытертая ложка за обмоткой – деталь фронтового быта. Но то, что каждый думал о необратимости этих минут, уже сегодняшнее, обобщенное видение.
Бакланов придирчиво точен в любых деталях фронтового быта. Он справедливо считал, что без правды малых фактов нет правды великого времени: “Он смотрел на них, живых, веселых вблизи смерти. Макая мясо в крупную соль, насыпанную в крышку котелка рассказал про Северо-Западный фронт. И солнце подымалось выше над лесом, а своим чередом в сознании приходило иное. Неужели только великие люди не исчезают вовсе? Неужели только им суждено и посмертно оставаться среди живущих? А от обычных, от таких, как они все, что сидят сейчас в этом лесу, - до них здесь так же сидели на траве, - неужели от них ничего не останется? Жил, зарыли, и как будто не было тебя, как будто не жил под солнцем, под этим вечным синим небом, где сейчас властно гудит самолет, взобравшись на недосягаемую высоту. Неужели и мысль невысказанная и боль – все исчезает бесследно? Или все же отзовется в чей-то душе? И кто разделит великих и не великих, когда они еще пожить не успели? Может быть, самые великие – Пушкин будущий, Толстой – остались в эти годы на полях войны безымянно и никогда ничего уже не скажут людям. Неужели и этой пустоты не ощути жизнь?”
Эти строки звучат как философское обобщение, как вывод, как мысль самого Бакланова. Простота сюжета и напряженный лирический пафос определяют, по-моему, секрет эстетического эффекта повести.
И, конечно, органично вплетается в настроение повести – любовь Володи Третьякова. Та самая, к которой едва-едва смогли прикоснуться или совсем не успели познать эти “нецелованные” лейтенанты, шагнувшие со школьной скамьи в смертную круговерть. Щемящая лирическая нота все время звучит в повести, усиливая ее внутреннее напряжение, ее высокий трагедийный пафос.
С разными людьми пришлось встретиться лейтенанту Третьякову на коротком фронтовом пути. Но хороших было больше. Неповторимо различны по своему темпераменту, энергии, душевному чувству и его соседи по госпитальной палате, и его однобатарейцы. Но все в целом они-то фронтовое содружество, которое укрепило силы Третьякова.
“Гаснет звезда, но остается поле притяжения” - эти слова слышит в госпитале Третьяков. Поле притяжения, которое создано тем поколением и которое возникает как главное и цельное настроение повести. О поколении, а не об одном герое захотел рассказать Г.Бакланов. Как на фронте вся жизнь порой умещалась в одно мгновение, так и в одной фронтовой судьбе воплотились черты поколения. Поэтому смерть Третьякова не возвращает нас к началу повести: к тем останкам, обнаруженным в засыпанном окопе на берегу Днестра. Смерть как бы вводит героя в кругооборот жизни, в вечно обновляющееся и вечно длящееся бытие: “Когда санинструктор, оставив коней, оглянулась, на том месте, где их обстреляли и он упал, ничего не было. Только подымалось отлетевшее от земли облако взрыва. И строй за строем плыли в небесной выси ослепительно белые облака, окрыленные ветром”, - будто поднявшие бессмертную память о них, девятнадцатилетних. Навсегда герои повести Бакланова, писателя-фронтовика, как и их прототипы, останутся молодыми. Ощущение красоты и цены жизни, острое чувство ответственности перед павшими за все, что происходит на земле, - вот такой душевный настрой остается поле прочтения повести “Навеки-девятнадцатилетние”.
Другие работы по теме:
Шолохов м. а. - В чем трагедия героя романа м. шолохова
В произведении М. Шолохова "Тикий Дон" нравственным стержнем является Григорий Мелехов. Он занимает центральное место в эпопее . Понять трагичность жизненного пути героя можно, проследив всю его историю, начиная с истории рода Мелеховых.
Шолохов м. а. - смутные годы григория мелехова
Григорий Мелехов - главный герой романа М. Шолохова «Тихий Дон». Судьба его складывается трагически, потому что в сложной исторической ситуации он пытается найти свой собственный путь, потому что живет с чистым сердцем и чуткой совестью. Именно эти качества героя подвергаются тяжелому испытанию в огне революций, в кровопролитии войн.
Характеристика образа Григория Печорина по роману Герой нашего времени М.Ю. Лермонтова
Григорий Александрович Печорин - это сложный собирательный образ общества своего времени - тридцатых годов девятнадцатого века. Печорин одинок и не находит себе дела, занятия. Ему скучно, потому что никакие светские развлечения не занимают его. Он не поддаётся губительному влиянию света, но в тоже время мнит себя избранным для какого-то великого дела, не размениваясь на нормальную жизнь, любовь, дружбу.
Типичное и особенное в образе Григория Мелехова
Автор: Шолохов М.А. Роман-эпопея М.Шолохова «Тихий Дон» – это поистине грандиозное произведение, в котором автор ярко и достоверно показал жизнь русского народа в тяжёлые годы революции. Главный герой – Григорий Мелехов, являющий представителем народа.
Разговор Григория Мелехова со Степаном Астаховым. По роману Шолохова Тихий Дон
Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» - произведение эпическое, поставившее огромное количество вопросов, не устаревшее и по сей день, так как главная проблема романа - это поиск личностью своего места в меняющемся, зачастую враждебном мире. Личность - имеет ли она свободу выбора или кто-то ведет ее по жизни, как складываются отношения с другими людьми, с окружающей средой? Размышляет автор об этом на фоне страшных событий 20 века: войны, революции резко перевернули жизнь каждого человека в России.
Чужой всем образ Григория Мелехова по роману Тихий Дон
Автор: Шолохов М.А. Ничего я не понимаю. Мне трудно в этом разобраться.” Блукаю я, как метель в степи. М. Шолохов Михаил Александрович Шолохов отразил судьбу народа, поиски истины в переломные годы революции и гражданской войны в романе-эпопее “Тихий Дон”. Одним из центральных героев романа является Григорий Мелехов.
Григорий Мелехов - целостный человек в трагически разорванном времени
Тема: «» Михаил Александрович Шолохов в своем романе «Тихий Дон» изображал судьбы людей в то не простое для страны время на примере казаков, земледельцев, тружеников и воинов, обитающих на хуторе Татарском, на высоком берегу Дона. В судьбах этих людей отразились социальные перемены, перемены в сознании, быту, психологии.
Образ Печорина
Автор: Лермонтов М.Ю. (По роману “Герой нашего времени” ) Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. М. Лермонтов
Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. В тысяча восемьсот тридцать восьмом году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Героем нашего времени», опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения «Бела» и «Тамань» были опубликованы в виде отдельных повестей. При публикации «Фаталиста» в «Отечественных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «собрание своих повестей и напечатанных, и ненапечатанных».
Тема поиска жизненной правды в романе Тихий Дон
Тема поиска жизненной правды в романе "Тихий Дон" Автор: Шолохов М.А. Роман «Тихий Дон» охватывает самое исторически насыщенное десятилетие России. Здесь и Первая Мировая, и революция, и война Гражданская с ее братоубийственной реальностью. Прочитав этот роман-эпопею, я поняла, насколько велика сила художественного изображения такого яркого писателя, как Михаил Александрович Шолохов.
Образ Григория Мелехова
Автор: Шолохов М.А. Григорий Мелехов – главный герой романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон». Его образ нельзя назвать типическим, потому что в нём также присутствуют особые индивидуальные черты.
Пути исканий Григория Мелехова
Героями романа Шолохова «Тихий Дон» стали простые крестьяне — труженики, а не какие-то выдающиеся личности, правда, представляют они казачество. Одним из них является Григорий Мелехов. В его роду переплелась и турецкая, и казацкая кровь. С незапамятных времен предки Мелеховых поселились здесь и трудились на этой благодатной земле.
Роль внутренних монологов Григория Мелехова в третьем томе романа Тихий Дон
Автор: Шолохов М.А. Внутренний монолог – это диалог с самим собой. В романе «Тихий Дон» внутренние монологи мы можем встретить в основном только у главного героя – Григория Мелехова, в которых он выражает свои чувства, мысли. В третьем томе романа «Тихий Дон» можно выделить следующие его внутренние монологи:
На посту Опальные рассказы
Автор: Зощенко М.М. Очень худая профессия у врачей. Главное -- пациет нынче пошел довольно грубоватый. Не стесняется. Чуть что не понял -- драться лезет, или вообще убивает врача каким-нибудь предметом.
Человек в огне революции и гражданской войны
Автор: Пастернак Б.Л. Революция, как правило, для любой страны, для ее народа – период страшных метелей и красных закатов. Писателям, рожденным суровым временем революции и гражданской войны, «нужно» правдиво и понятно объяснить «время перемен». «Нужно» для потомков, «нужно» для истории и сознания людей.
Молодые на войне
Одной из центральных тем в мировой литературе была и остается тема молодых на войне. Астафьев нам рассказал, что в памяти человека остаются навсегда моменты, когда он был "молодым и счастливым".
Мое мнение о Печорине
Григорий Александрович Печорин – яркий образ, созданный М.Ю. Лермонтовым. Неравнодушный человек, любознательный, желающий взять от жизни как можно больше. Печорин – человек противоречивый, неоднозначный.
Большой баклан
Введение 1 Распространение 2 Образ жизни 3 Размножение Список литературы Введение Большой баклан[1] (лат. Phalacrocorax carbo) — ныряющая морская птица из рода бакланов (Phalacrocorax), длиной до 90 см, с перепончатыми лапами, длинной шеей, изогнутым клювом и большим черным хохолком. Окрас чёрный с зеленоватым отливом, горло и щёки белые, голое пятно по бокам клюва жёлтое и заходит за угол рта.
Длинноносый баклан
Введение 1 Распространение 2 Образ жизни 3 Питание 3.1 Размножение Список литературы Введение Длинноносый баклан[1] (лат. Phalacrocorax aristotelis) — морская птица из семейства баклановых.
Заболоцкие
Заболо́цкие — русские дворянские роды, происходят от князей Всеволожских, отрасли князей Смоленских. Предок Заболоцких, князь Александр-Всеволод Глебович Смоленский (18 колено Рюриковичей), в первой половине XIV века выехал в Москву. Он имел трех сыновей, от младший сын Иван Всеволож был предком Всеволожских и Заболоцких.
Теодебальд
(около 535 — 555) — король франков, правил в 547/548 годах, из династии Меровингов. Правил в Восточно-Франкском королевстве (Австразии). Сын короля Теодеберта I и Деотерии. Имя Теодебальд происходит от старо-германского «Самый смелый среди народа».
Островский, Григорий Силович
Григорий Силович Островский (1756—1814) — русский художник-портретист XVIII века. Работал в усадьбе Нероново, принадлежавшей семье Черевиных, примерно в 25 км к юго-востоку от Солигалича.
Войтинский, Григорий Наумович
Григорий Наумович Войтинский (псевдоним, настоящая фамилия — Зархин) (5(17) апреля 1893, Невель — 11 июня 1953, Москва) — советский политический деятель, учёный-китаевед.
VI век
Шестой (VI) век длился с 501 по 600 годы по григорианскому календарю. События 525 — Дионисий Малый ввёл летоисчисление от рождества Христова. 532 — восстание Ника, крупнейший бунт в истории Константинополя и Византии.
Антоненко, Григорий Николаевич
Введение 1 Биография 2 Почетные звания и награды 3 Творчество 4 Роли в театре 4.1 Роли в кино Список литературы Введение Григорий Николаевич Антоненко — актёр театра и кино театра, народный артист Украины (1996)[1].
Аронсон, Григорий Яковлевич
Григорий Яковлевич Аронсон (1887, Санкт-Петербург — 1968, Нью-Йорк) — меньшевик, публицист и общественный деятель. Биография Получив традиционное еврейское образование, в юношеском возрасте вступил в партию социал-демократов (большевиков), а в 1908 г. — в Бунд. С 1909 г. активный сотрудник ОРТа и Общества для распространения просвещения между евреями в России.
Корганов, Григорий Николаевич
Григорий Николаевич Корганов (Корганишвили/Корганян) (30 июля 1886, Тифлис — 20 сентября 1918) — грузинский революционер, большевик, деятель Бакинской коммуны, один из 26 бакинских комиссаров.
Огинский, Григорий Антоний
Григорий Антоний Огинский (польск. Grzegorz Antoni Ogiński; 23 июня 1654 — 17 октября 1709, Люблин) — политический и военный деятель Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, великий гетман литовский, князь из рода Огинских.
Папа Григорий Великий
Св.Григорий ревностно собирал напевы разных христианских церквей. Сборник этих напевов, получивший название антифонария, как неизменное хранилище христианского пения был прикреплен цепью к алтарю церкви св.Петра в Риме.
Святитель Григорий Богослов
Установление официальной догматики христианской Церкви поставило перед христианскими философами и теологами новые задачи. Теперь необходимо было доказать верность принятых Соборами догматов и разъяснить их простым верующим.
Григорий Яковлевич Бакланов (Фридман)
Родился 11 сентября 1923 в Воронеже. Рано осиротев, со старшим братом, студентом Московского университета (погиб в октябре 1941 под Москвой в ополчении), вырос в семье родственников. Окончил авиационный техникум.
Бакланов Яков Петрович
Пребывание Бакланова на Кавказе с 1845 по 1853 г. представляет целый ряд мелких и крупных, нередко весьма опасных столкновений с горцами, доставивших ему блистательную боевую репутацию.
Остер Г.Б.
Остер Григорий Бенционович (р. 1947), детский писатель. Родился 27 ноября в Одессе в семье портового механика. Окончив среднюю школу в 1966, в течение трех лет служил на Северном флоте.