Министерство
образования и науки Украины
Харьковский национальный университет
им. В. Н. Каразина
ОБРАЗ ДОН ЖУАНА В ПЬЕСЕ
ЖАН-БАТИСТА МОЛЬЕРА
"ДОН ЖУАН"
Реферат
Студентки 4-го курса
Группы ЯА-41
Факультета
иностранных языков
Шейченко А.А.
Научный руководитель
Доцент Рожина А. Д.
Харьков 2002.
ВВЕДЕНИЕ
Комедия великого
французского драматурга Жана-Батиста Мольера "Дон Жуан" и по сей день
остается одной из самых популярных пьес мирового репертуара, заставляя вновь и
вновь разгадывать тайну незаурядной гордой личности, бросившей дерзкий вызов
небесам. Кто же он? Азартный игрок? Авантюрист? Искушенный в страсти
обольститель? Философ? Циник, глумящийся над всем и вся: законом, религией,
добродетелью, моралью, жизнью, смертью?.. Этот вопрос волнует воображение
многих драматургов, актеров, режиссеров, вдохновенно сочиняющих собственные
вариации мифа о Дон Жуане.
“Дон-Жуан” - одно из
наиболее реалистических произведений Мольера, несмотря на черты условности и
даже фантастики, которые переходят в пьесу из легенды (приглашение статуи
Командора и гибель Дон-Жуана). В этой комедии драматург значительно отступает
от “правил”: он не соблюдает трёх единств, образы действующих лиц, и особенно
главного героя, обрисованы многосторонне, не отличаются однокачественностью,
свойственной произведениям представителей классицизма. Мольер поднимает в пьесе
свой голос против “сословной морали”, позволяющей знатному господину
безнаказанно угнетать и унижать простых людей. Вместе с тем Мольер в этой
комедии снова направляет свои удары против религиозного ханжества и лицемерия.
Дон
Жуан - герой мировой литературы. Предыстория этого героя уходит в
средние века и связана с многочисленными легендами о грешнике, одержимом тягой
к чувственным наслаждениям, отдавшем себя во власть порока, наказанном за свое
распутство судом божьим. Древнейшее происхождение имеет легенда, связанная с
Дон Жуаном, о каменном госте, статуе, карающей преступника. Он является героем
нескольких произведений. Так например, герой драмы Тирсо де Молины “ Севильский
озорник, или Каменный гость, герой либретто Л. да Понте и оперы В. А. Моцарта “
Дон Жуан , или наказанный распутник“ , герой незавершенной поэмы Байрона “Дон
Жуан “, герой драмы Д. Граббе “ Дон Жуан и Фауст “, герой трагедии А. С
Пушкина “ Каменный гость“, а так же он является героем комедии Ж.-Б. Мольера “
Дон Жуан или каменный гость “ ( 1665 ).
В Дон Жуане
мы видим человека, “ сильного своим умом, но принадлежащей к сильной социальной
группе “( Леклер ), распутного и злого, носящего маску вольномыслия. Среди
героев комедий Мольера Дон Жуан самый привлекательный. Ему чужда назойливость,
а ханжество у артистичного дворянина выглядит грациозно. Радостное жизнелюбие
героя особенного свойства: он словно постиг все законы бытия и чувствует себя
избранником, которому ничего не стоит остановить время, сделать врага другом,
покорить в миг любую красавицу. Поведение его может показаться противоречивым:
он смеется над женскими чувствами, но почти по-братски расположен к слуге
Сганарелло, он безразличен к тому, о чем говорят о нем “ в свете “, но
бросается на помощь к незнакомцу, попавшему в беду. Он дерзок и бесстрашен, но
может и удрать от преследователей, переодевшись в костюм крестьянина.
Рисуя своего
героя, Мольер заставляет читателя дивиться галантной виртуозности сеньора по
отношению к женщинам, хотя у многих его поведение может вызвать негодование.
Между тем, кара небесная обрушивается на грешника, чьи вины так обыденны. Но
по-видимому, его кощунственное лицемерие - только часть преступления. Мы не
можем истолковать вину героя , не учитывая быта и идей того времени. В пьесе
автор выстраивает для своего героя удивительно обыденный мир: здесь снуют
кредиторы, папаша “ читает прописи “. Одним словом в реальности не существует
ничего “ чудесного и божественного “, пока не появляется статуя командора и не
делает свое дело. Ей предшествует предупреждающий герой призрак женщины под
вуалью. Оскорбленная любовь. Однако тема каменного командора, посланного силами
ада, не может быть понята только как тема небесного правосудия. Оживший истукан
- традиционная для литературы ситуация вторжение злых сил в мир людей и
опустошение их душ.
Игра Дон
Жуана с мертвым командором, нарядной статуей ( “ Ему идет это одеяние римского
императора “ ) - этот такая же игра, которую ведет герой на земле и готов вести
в мирах иных. Игра, как средство достижения целей, как наслаждение властью над
теми, кто не имеет способности творить воображаемый мир. Принимая “правила игры
“ предложенные ему окружающими, Дон Жуан ведет себя весьма разнообразно. То он
упоенно рассуждает о “ модном пороке “ - лицемерии, то бросается на выручку
незнакомцу, то на миг подыгрывает отцу. Мольеровский интеллектуал не верит в
смысл бытия, где жизнь, смерть, любовь имеют величайшее значение. Наказание,
которое настигает Дон Жуана, - это по существу кара за слепоту, за высокомерие,
обернувшееся смертным грехом.
Впервые “
Дон Жуан “ увидел свет на сцене парижского театра Пале - Рояль 15 февраля 1665
года. Роль Дон Жуана сыграл Лагранж. С тех пор мольеровский Дон Жуан стал
некоей точкой отсчета для всех, кто пытался так или иначе интерпретировать
знаменитый сюжет о севильском обольстителе.
“Дон Жуан”
написан прозой, что было не принято в жанре высокой комедии. Иногда это
объясняют нехваткой времени: Мольер торопился заменить запрещённого “Тартюфа”.
Возможно и иное объяснение: высота и величие этой комедии достигаются
снижением, пародийным переиначиванием самых высоких ценностей: любви земной и
небесной. Пьеса прошла пятнадцать раз и была снята.
Мольер дал сюжету новый поворот, сделав
безнравственность Дон Жуана лишь частью его вольнодумства, простирающегося
вплоть до безбожия. Именно такое объяснение даёт в первой же сцене слуга Дон
Жуана Сганарель. Слугу играл сам Мольер, хозяина — Лагранж. И тот и другой
поражают неодномерностью своих характеров, способностью к неожиданным речам и
поступкам.
Слуга — как будто бы традиционный простак,
который в то же время хитроват, плутоват, трусоват и, безусловно, жаден. Пьеса
кончается его отчаянным воплем: "Моё жалованье, моё жалованье, моё
жалованье!" — эпитафия Дон Жуану, провалившемуся в преисподнюю. Такой
исход, впрочем, Сганарель предрёк ещё в первой сцене. Для простака он вообще
очень проницателен. Замечательный комический эффект этого характера порождается
тем, что Сганарель здесь всё время балансирует на грани своей простоватости,
переступая её. Находясь вблизи своего необычного господина, Сганарель примеряет
к его поступкам ходячие истины, чтобы убеждаться, что они не работают. Выбитый
из привычной колеи, он пробует проповедовать, рассуждать, искренне сочувствовать
очередной жертве Дон Жуана или даже попытаться спасти её, как в случае с
крестьянкой Шарлоттой.
Однако с появлением хозяина Сганарель идёт на
попятный или, вовлечённый тем в спор, терпит поражение. Именно так случается,
когда он пытается со всей непреложностью доказать существование Бога. Ведь
должен был кто-то создать и землю, и небо, и человека, который может так
замечательно рассуждать:
"Сганарель. Разве это не
поразительно, что вот я тут стою, а в голове у меня что-то такое думает о сотне
всяких вещей сразу и приказывает моему телу всё что угодно? Захочу ли я ударить
в ладоши, вскинуть руки, поднять глаза к небу, опустить голову, пошевелить
ногами, пойти направо, налево, вперёд, назад, повернуться... (Поворачивается
и падает.)
Дон Жуан. Вот твоё рассуждение и разбило
себе же нос" (пер. А.Фёдорова).
Диапазон контрастов в характере самого Дон Жуана
ещё шире. Почитаемый обманщиком, он необычайно прямодушен, что и доказывает
сразу же, когда своей последней жене (он женится на каждой покорившей его
сердце женщине) донне Эльвире признаётся, что покинул её, ибо более не любит.
Он верен любви, полагая, что вся её прелесть — в переменах. Чувство чести не
позволит Дон Жуану безучастно наблюдать, как в лесу трое разбойников нападают
на одного дворянина. Дворянин окажется Дон Карлосом — братом Эльвиры,
разыскивающим именно его, Дон Жуана, чтобы наказать за оскорбление, нанесённое
семье. Вызов принят, но поединок не произойдёт, ибо, когда Дон Карлос явится, чтобы
получить удовлетворение, он встретит совершенно иного человека. Дон Жуан стал
лицемером и по всем своим счетам предлагает взыскивать с неба.
Это перевоплощение, от которого видавший виды
Сганарель исполнился не ужаса, а отвращения, — маска. Модный и такой удобный,
по словам Дон Жуана, порок: "Роль человека добрых правил — лучшая из
ролей, какие только можно сыграть. В наше время лицемерие имеет громадные
преимущества".
Это превращение делает двусмысленным финал. Кого
увлекает в преисподнюю Статуя Командора (некогда убитого на поединке Дон
Жуаном) — вольнодумца или лицемера? Кто был наказан? Ведь пятый акт изменил
тему пьесы, превратив её в дополнение к “Тартюфу”: как будто представлен
механизм того, как и почему овладевают мастерством лицемерия в качестве
благопристойного прикрытия любовного порока.
Литература
1.
Мольер. Пьесы; Критика и комментарии; Темы и развёрнутые сочинения;
Материалы для подготовки к уроку / Сост. и коммент. Н.Я. Мировой. М., 1997.
2.
Э. Святоша // Ауэрбах Э. Мимесис. М., 1999.
3.
Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.
4.
Булгаков М. Жизнь господина де Мольера (многократно издавалась).
5.
Бояджиев Г.Н. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой
комедии. М., 1967.
Другие работы по теме:
Жан Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость
Покинув молодую жену, донью Эльвиру, Дон Жуан устремился в погоню за очередной пленившей его красавицей. Его нимало не смущало, что в том городе, куда он прибыл по её следам и где намеревался похитить её, за полгода до того им был убит командор.
Жан-Батист Мольер Мещанин во дворянстве
Новое художественное направление в литературе XVII ст. — классицизм — снова, как и предшественники, пора барокко и Возрождения, обращается к античности как к эстетичному эталону. Пьеса известного комедиографа Мольера «Мещанин во дворянстве» стала воплощением черт классицизма (лат. classicus — образцовый), которому присущи нормативность правил, иерархия жанров (низменность на высокие, средние, низкие), культ ума, гармоничность форм.
Смысл названия драмы Гроза Островского
Творчество А. Островского — русского Мольера и русского Шекспира, как его иногда называют, сегодня, в эпоху становления специфической формы «дикого капитализма», требует новых подходов и более внимательного прочтения, ибо вновь поднимает проблемы, которые волновали общество как в середине XIX, так и в конце XX — начале XXI века.
Образ дон Жуана в комедии Мольера Дон Жуан
Более ста вариантов образа Дон Жуана знает мировое искусство. Крупнейшие мастера, гениальные поэты, композиторы, художники участвовали в создании блестящей галереи портретов пылкого, беспечного испанца, покорителя и соблазнителя женских сердец.
Краткое содержание Дон Жуан, или каменный гость Мольер
Дон Жуан — испанский дворянин, сын дона Луиса, муж Эльвиры, брошенной им, хозяин Сганареля. В начале первого действия Сганарель дает уничтожающую характеристику своему господину: «…Дон Жуан — это величайший из всех злодеев, каких когда-либо носила земля, чудовище, собака, дьявол, турок, еретик, который не верит ни в небо, ни в святых, ни в Бога, ни в черта, который живет как гнусный скот, как эпикурейская свинья, как настоящий Сарданапал, не желающий слушать христианские поучения и считающий вздором все то, во что верим мы».
Мольер Жан Батист
(1622 - 1673) Жан-Батист родился в Париже, в семье Жана Поклена (придворный обойщик, декоратор, продолжатель семейного дела) и Марии Креше (дочь зажиточного буржуа). После того, как в 10 лет умерла мать, мальчик жил с отцом, который видел в нем наследника своего ремесла. Жан-Батист получил хорошее образование, окончил престижный иезуитский колледж в Клермоне, где досконально изучил латынь, также, считается, что он некоторое время учился в Орлеане, на юриста.
Рецензия на книгу Мольера Мещанин во дворянстве
Автор: Зарубежная литература Книга Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» вышла в Москве в 1977 году в издательстве «Лениздат». Читая книгу, некоторые места я перечитывала несколько раз, а в общем все было понятно. «Мещанин…» - комедия-балет. Я считаю, что главная мысль в ней – глупость сумасброда господина Журдена.
Правда или сострадание По пьесе М.Горького На дне
Правда или сострадание? (По пьесе М.Горького "На дне") Автор: Горький М. Однозначного ответа на этот вопрос не возможно дать. Ведь для каждого есть своя правда. И очень сложно разобрать в пьесе что есть правда, а что есть ложь.
Жизненно важные вопросы в пьесе Недорсль
Жизненно важные вопросы в пьесе "Недорсль" Автор: Фонвизин Д.И. Я думаю,что в пьесе Фонвизина затронута жизненоважная проблема дворян в Петровскую эпоху.Во время правления Петра1 усилился контроль за образованием.Петрй говорил о необходимости просвещения дворянства.Дворян надо было воспитывать,делать из них не бессердечных невежд,а опору государству.Петр1 проводил реформы связанные с образованием.Так же в своей комедии Дмитрий Иванович затрагивает проблему высших и низших слоев населения,обращение дворян к крестьянам.Крестьяне пытаются угодить своим хозяевам,усердно работая на них за гроши.В пьесе затрагивается проблема так же проблема воспитания детей.Простакова является тираном для всех,кроме своего сына Митрофана.Она потакает ему во всем,делая все для него,а Митрофан не так уж прост и наивен как кажется.Он использует ее любовь и подыгрывает ей.Прежде всего Митрофан
Мини-сочинение В городе Калинове по пьесе А.Н. Островского Гроза
Мини-сочинение "В городе Калинове" (по пьесе А.Н. Островского "Гроза") Автор: Островский А.Н. Город Калинов - провинция, далеко отстающая в плане развития. Здесь, кажется, всё застыло, и никогда уже не тронется с места - так и останется под слоем пыли и паутины невежества.
Мольер (1622–1673)
МОЛЬЕР (Moli re; настоящее имя – Жан Батист Поклен, Jean-Baptiste Poquelin) (1622–1673), французский драматург и актер. Он был крещен в Париже 15 января 1622; семья его принадлежала к обеспеченному торговому среднему классу. Дед будущего великого драматурга приехал в Париж из небольшого городка Бовэ.
Без имени - нет человека. (По пьесе М.Горького На дне)
"Без имени - нет человека". (По пьесе М.Горького "На дне".) Драматическая пьеса «На дне» была написана в 1902 году. В своем произведении автор изображает социальные низы, униженных и оскорбленных, людей без имени, которые оказались на дне. Так уж судьба распорядилась, что жители ночлежки стали лишними людьми, не имеющими права с честью носить собственное имя.
Мольер (1622-1673)
В реферате говорится о спецификации комедийных образов у Мольера (на примере "Тартюфа").
Ход анализа образа Дом Гуана (Точка зрения Г. А. Гуковского)
Точка зрения Г. А. Гуковского представляется мне и глубже и плодотворнее. Действительно, Пушкин воссоздает в «Каменном госте» «дух» эпохи Возрождения, атмосферу «жизнерадостного свободомыслия», когда «все сословное и застойное исчезает, все священное оскверняется».
В чём трагедия Ларисы Огудаловой по пьесе А.Н. Островского Бесприданница
В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Автор: Островский А.Н. Многие поэты и писатели посвящали свои строки женщинам-прекрасной половине человечества.В русской литературе с большой теплотой рисовался образ женщины,воспевались её лучшие черты:верность,искренность,красота,ум,благородство,нежность и бескорыстная любовь.
Образ Дон Жуана у Мольера
Специфика интерпретации образа Дон Жуана у Мольера. Отрицательные черты героя, их описание. Отдельно стоит сказать об отношении Дон Жуана к религии. Неоднозначность и современность образа, положительные и отрицательные черты. Мировая литература и образ.
Інтерпретація образу Дон Жуана у світовій літературі
Змалювання персонажа Дон Жуана в багатьох художніх творах як вічного героя-коханця та найвідомішого підкорювача жіночих сердець. Перші згадки про існування реального історичного прототипу героя. Різні інтерпретації образу у творах письменників та поетів.
Мольер
Театр а “Бог создает пьесы, а люди-актеры, непрестанно меняющие маски...“ 31 декабря 1643 года парижская публика сошлась посмотреть новую труппу актеров. Представление давалось в зале для игры в мяч у Нэсльских ворот, на левом берегу Сены, вблизи теперешнего Института. Зала была полна.
Гусев, Владимир Евгеньевич
Введение 1 Биография 2 Роли в Ярославском камерном театре 3 Фильмография Список литературы Введение Влади́мир Евге́ньевич Гу́сев (род. 9 июля 1958) — российский актёр театра и кино, заслуженный артист России (2010)[1].
Бежар, Арманда
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Интересные факты Список литературы Введение Арма́нда-Грези́нда-Клэр-Элизабе́т Бежа́р, госпожа Молье́р (фр. Armande-Grйsinde-Claire-Йlisabeth Bйjart;1642 (?) — 30 ноября 1700, Париж, Франция) — французская актриса, младшая представительница театральной фамилии Бежаров.
Силва Карвалью, Жозе да
Связать Жозе́ да Си́лва Карва́лью (порт. Josй da Silva Carvalho; 19 декабря 1782—1845) — португальский государственный деятель. Был судьёй; принял участие в революции 1820; был членом временного правительства, а в 1821 собравшимися кортесами назначен регентом до прибытия короля Жуана VI.
Коклен, Бенуа-Констан
Коклен-старший фр. Benoit-Constant Coquelin Бенуа-Констан Коклен Коклен-старший (фр. Benoit-Constant Coquelin; род. 23 января 1841, Булонь-сюр-Мер — ум. 27 января 1909, Сюлли-Пон-о-Дам, Иль-де-Франс) — французский актёр и теоретик театра.
Карлота Жоакина, инфанта Испанская
Карлота Жоакина Бурбон (исп. Carlota Joaquina Teresa de Borbуn y Borbуn, порт. Carlota Joaquina Teresa de Bourbon e Bourbon; 25 апреля 1775, Аранхуэс, Испания — 7 января 1830, Дворец Келуш, Португалия) — урожденая инфанта Испанская, в замужестве королева-консорт Португалии.
Португальское междуцарствие
Введение 1 Предыстория 2 1383 год 3 1384 год 4 1385 год 5 Завершение Введение Междуцарствие 1383—1385 годов — период португальской истории между смертью в 1383 году короля Фернанду I, не оставившего наследника, и воцарением в 1385 году короля Жуана I.
Бурджалян, Аркадий Сергеевич
Аркадий Сергеевич Бурджалян (26 декабря 1879 года (7 января 1880) Астрахань — 4 сентября 1946 года Ереван) — армянский советский и русский актёр и режиссёр, заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1934).
Виндзорский договор 1386
Виндзорский трактат , подписанный в Виндзоре в 1386 году при бракосочетании Жуана I, первого португальского короля Ависской династии, с Филиппой Ланкастерской, дочерью Джона Гонта, положил начало англо-португальскому союзу, самому длительному в дипломатической истории, продолжавшемуся вплоть до мировых войн XX века.
Самари, Жанна
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Некоторые роли в театре Список литературы Введение Жанна Самари (фр. Lйontine Pauline Jeanne Samary) (4 марта 1857, Нёйи-сюр-Сен — 18 сентября 1890, Париж) — французская актриса. Модель многих полотен Ренуара.
Дон Жуан Персидский
План Введение 1 Происхождение 2 Произведение Список литературы Введение Дон Жуан Персидский (1560(1560) — 1604), псевдоним Орудж-бек Баята — посла дипломатической миссии Сефевидов ко двору испанского короля в 1599—1602 годах оставшегося в Испании, принявшего католицизм и, позднее, в 1604 году написавшего книгу «История Дон Жуана Персидского».
Себастьян I
Себастьян (20 января 1554, Лиссабон — 4 августа 1578, Поле трех королей близ Эль-Ксар-эль-Кебир, теперь Марокко) — король Португалии и Алгарве из Ависской династии.