Московский государственный университет
им. Ломоносова
факультет журналистики
реферат
по истории зарубежной Литературы
на тему:
Специфика комедийных образов у мольера (на примере «Тартюфа»)
работа студентки 206 гр.
Н. Митюшевой
Москва
2000
Мольер (Жан Батист Поклен, 1622-1673) – самый универсальный синтетический писатель XVII века не только по тематике, но и по языку и по литературной манере. Он сложнее и разностороннее всех своих литературных современников – Буало, Расина и Корнеля, Ларошфуко и Лафонтена. У каждого из писателей XVII века был свой метод изображения, своя «узкая специализация»: у Корнеля – героическое, у Расина – тонко психологическое, драматическое. И Корнель и Расин имеют свой излюбленный тип человека, который они переносят их трагедии в трагедию. Классицист имел дело с жизнью верхних слоев общества; писатели линии Скарона говорили о плебее.
У Мольера совершенно нет этой узости. Перед нами обширная галерея, где представлены все классы и все человеческие типы этих классов, современных Мольеру. Здесь и либертен – Дон Жуан, и разоряющийся аристократ – Арист, и «порядочные люди» - воспитанные и уравновешенные придворные дамы и кавалеры («Версальский экспромт»). Еще разнообразнее типы буржуа: скупец («Скупой»), выскочка («Мещанин во дворянстве») и т.д. Есть у Мольера и народ, да еще и говорящий в его произведениях своим языком.
И весь этот социальный типаж дан в предельно сжатых, кристаллически четких образах, каждый из которых исторически важен. Гарпагон – родоначальник всех скупцов в литературе. Селимена - прототип героинь-аристократок у Бальзака. Тартюф – классический тип лицемера, имя его стало нарицательным. Журден – родоначальник всех выскочек в литературе. От него ведут свой род выскочки Бальзака и Диккенса.
Отвлекаясь от всего лишнего, громоздких деталей, Мольер вырисовывает нам свои образы. Ему не важно положение героя в обществе. Комедия-балет «Докучные» может служить путеводителем по дворянским образам Мольера, разработанным потом в зрелом творчестве. В пьесах с более развитым сюжетом дворяне не выступают в главных ролях, за исключением «Мизантропа» и «Дон Жуана». Яркими образами у Мольера являются и буржуа. Здесь и Арнольф из «Урока женам», Журден и т.д.
Метод мольеровской характеристики аналогичен созданию общих понятий. Его герои лишены внутренних противоречий, внутреннего развития и внутренней борьбы. Скупец равен скупцу, глупость является только глупостью и ничем более. Персонажи несколько плоски, не глубоки. В них ясно все сразу и до конца. Но это свойство типизации мольеровских образов. Нельзя было бы иначе обозначить то самое общее, к отображению чего в героях стремился Мольер. Это одно из свойств классической его комедии. И это достаточно четко прослеживается в его комедии «Тартюф».
Главный герой комедии – конечно же, Тартюф. Лицемер. И здесь Мольеру неважно, дворянин это или буржуа. Нам неизвестна та среда, в которой приобрел эту черту. Существенна сама его страсть – лицемерие, психологическая черта, а не социальный фон. Это образ кристалльно чистый, выведенный из исторической среды. Мольер стремится создать чистое отвлеченное сценическое пространство и время. Это стремление к абстракции, характерное для классицистов, и это стремление сказывается еще сильнее в характерах.
Еще Пушкин заметил, что Тартюф даже и воду пьет лицемеря. Тартюф таков во всех своих проявлениях. Это наглый и откровенный лицемер. Он движется к цели по прямой, не отвлекаясь на мелочи. Это было бы невозможно в реальной жизни, так это абсолютизация, «концентрат» лицемерия. Для общества – это религиозный, смиренный аскет. Привлекательный образ добродетели, не правда ли? И вот уже Оргон очарован:
Лишь познакомитесь получше с ним – и сразу
Его приверженцем вы станете на век.
Вот человек! Он… Он… Ну, словом, че-ло-век!
Но почему же Тартюф столь неосмотрителен, что, особо не заботясь об осторожности, пытается завоевать жену Оргона, захватить его имущество? Мольер, типизируя образ, не может не придать герою и индивидуальных черт. Индивидуальная особенность Тартюфа заключается в том, что он носитель лицемерия. Он нагл, упрям. Это как человек. А как тип – воплощает то, что Мольер хочет в нем выразить, - сгущенное лицемерие.
Каким образом ему удается такой способ характеристики? Одним из способов обрисовки такого образа является окружение героя. Он возникает из этого окружения. Тартюф же вообще обрисовывается окружающими. Оргон им восхищен. О нем рассказывает Дорина:
По милости господней
Еще стал здоровей, румяней и дородней.
…Наелся до отвала.
Это окружение Тартюфа искусственно. Рукой Мольера с дороги главного героя убраны все препятствия. Обратная сторона беспредельной наглости и лицемерия Тартюфа – беспредельная доверчивость Оргона, его преданность Тартюфу. Откуда берется эта преданность? Мольер ее не мотивирует, и это несущественно: это необходимая атмосфера для раскрытия характера Тартюфа. То же с масками слуг.
Второй способ достижения абстракции Мольером – гипербола. Он штрихами вводит эту гиперболу. Надо, чтобы гиперболизированная черта была правдивой, реальной, закреплялась в жестах, интонации, фразеологии, поведении, действительно характерных для человека, одержимого данной страстью. Тартюф абсолютен в своем мнимом благочестии: декольте Дорины прикрывает платком: «Прикрой нагую грудь./Сей приоткрыв предмет, ты пролагаешь путь/Греховным помыслам и вожделеньям грязным». Точно так же абсолютен в своем греховничестве: «Да, грех большой, коль на глазах у всех,/Но тайный грех – какой же это грех?»
Классицистический принцип характеристики Мольер доводит до последней степени законченности, превосходя в этом смысле самых ортодоксальных классицистов. Вообще принципы классицизма очень важны для него. Например, для него важно его тяготение к симметрии, к уравновешенности всех частей.
У Мольера всегда действуют два героя, которые друг друга дополняют по методу контраста. В «Тартюфе» это наглый Тартюф и доверчивый Оргон. На самом деле, Оргон – образ более слабый, чем Тартюф. Он нужен скорее для создания той самой абстракции. Поэтому это несколько двумерный образ. Однако он определенно противоположен Тартюфу. Оргон доверчив, ничего не стоило лицемеру охмурить его. И потом, когда все было против Тартюфа, и Оргон уже, было, поверил словам слуг и родственников, как главный герой снова гипнотизирует его своей маской – благочестием.
И тут Оргон так же смешон и жалок, как и Тартюф. Каждый из них представляет какую-либо крайность и поэтому смешон по-своему. Мольер ведет борьбу на «два фронта»: осмеивая одну крайность, он никогда не забывает другую. Контраст создает равновесие, взаимное ослабление двух крайностей, подобие гармонии. И этот метод связан непосредственно с эстетикой гуманизма XVII века: для смягчения одной угловатости создается другая.
Так, например, какова расстановка сил в доме Оргона? Мать Оргона, г-жа Пернель, воспитанная в патриархальных, домостроевских традициях, властная и крикливая старуха, всем недовольна. Под влиянием Тартюфа она становится особенно непримиримой. Защищая Тартюфа от нападок своих домочадцев, Оргон имеет в лице матери надежную союзницу. Клеант и Дорина объединены в непримиримы вражде к святоше с Дамисом, Марианной и Эльмирой.
А Мольер расширяет количество героев и уравновешивает их в позиции к Тартюфу. Это происходит за счет внесценических персонажей, проникнутых тлетворным духом тартюфства. К ним относится ханжа и недотрога Оранта, слуга Тартюфа – Лоран, повторяющий в людской все каверзы и ужимки своего господина, Дафна с мужем, славящиеся «зазорными делами», но неусыпно следящие за нравственностью своих соседей. Очень ярок образ Лояля. Это ехидная, злобная личность, которая совершает беззакония под маской фальшивой задушевности и с божьим словом на устах.
Говоря о творчестве Мольера нельзя не сказать о его идеалах. Его идеал – естественная мер человеческой свободы и человеческой плоти, золотая середина, далекая как от аскетизма, так и от распутства. У Мольера – ясное гармоническое отношение к человеку, к его возможностям и свойствам. Эта концепция человека противоположна той, которую дают Корнель и Расин. Не господство героического разума над слабой плотью, как у Корнеля, не господство страсти над слабым разумом, как у Расина, а вера в благость человеческой природы в ее натуральном, неизвращенном виде, такой, какой она явилась на свет.
Великий французский комедиограф установил не только типические черты общественных классов своего времени. Он гениально предугадал в людях XVII века их исторических потомков XVIII и XIX веков. Это художник огромной пророческой силы. В истории нравов ему нет равного, ибо история XVII века имеет всязь с будущим буржуазным обществом. В это время определяются психология, нравы, привычки и обычаи буржуа, французская буржуазия стабилизируется как класс. Герои Мольера – люди своего века, но он впереди истории, потому что его герои – типичны. Таковы образы классической комедии, принципам которой следует Мольер скурпулезно, как идеям гуманизма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Ж.Бордонов. Мольер. М. 1983
- И. Гликман. Мольер. М. 1966
- В. Гриб. Избранные работы. М. 1956
Другие работы по теме:
Мольер - Почему смешон господин журден
Ж. Б. Мольер написал более тридцати комедий. В них он высмеж ханжество лицемерие тупость и легкомыслие дворянскую спесь и чванливость французских буржуа.
Жан-Батист Мольер Мещанин во дворянстве
Новое художественное направление в литературе XVII ст. — классицизм — снова, как и предшественники, пора барокко и Возрождения, обращается к античности как к эстетичному эталону. Пьеса известного комедиографа Мольера «Мещанин во дворянстве» стала воплощением черт классицизма (лат. classicus — образцовый), которому присущи нормативность правил, иерархия жанров (низменность на высокие, средние, низкие), культ ума, гармоничность форм.
Краткое содержание Мизантроп Мольер
Альцест (Альсест) — «молодой человек, влюбленный в Селимену», как он охарактеризован в списке действующих лиц комедии. Его имя — типичное для литературы XVII в. искусственное образование, перекликающееся с греческим именем Алкеста (Алкестида, жена Адмета, отдавшая свою жизнь ради его спасения от гибели), греческими словами «алке» — мужество, храбрость, отвага, сила, могущество, битва, «алкеэис» — сильный, могучий.
Принципы комического у Мольера на примере комедии Тартюф
Комедия едва ли не самый трудный жанр литературы. О природе комического эффекта размышляли философы древности и новейшие теоретики искусства, но никто еще не дал исчерпывающего объяснения. Английский драматург Сомерсет Моэм заявил, что «в отношении комедии выдвигать требование реалистичности едва ли разумно.
Над чем смеется Мольер в комедии Мещанин во дворянстве
«Мещанин во дворянстве» — не единственная пьеса Мольера, в которой он высмеивает дворянство. Начиная с первых своих произведений, Мольер опирался на народное творчество, народный юмор. И неизвестно, стал ли бы он большим драматургом, если бы не пятнадцатилетняя школа жизни, которую он прошел во время путешествия вместе с бродячим театром.
Краткое содержание Дон Жуан, или каменный гость Мольер
Дон Жуан — испанский дворянин, сын дона Луиса, муж Эльвиры, брошенной им, хозяин Сганареля. В начале первого действия Сганарель дает уничтожающую характеристику своему господину: «…Дон Жуан — это величайший из всех злодеев, каких когда-либо носила земля, чудовище, собака, дьявол, турок, еретик, который не верит ни в небо, ни в святых, ни в Бога, ни в черта, который живет как гнусный скот, как эпикурейская свинья, как настоящий Сарданапал, не желающий слушать христианские поучения и считающий вздором все то, во что верим мы».
Мольер Жан Батист
(1622 - 1673) Жан-Батист родился в Париже, в семье Жана Поклена (придворный обойщик, декоратор, продолжатель семейного дела) и Марии Креше (дочь зажиточного буржуа). После того, как в 10 лет умерла мать, мальчик жил с отцом, который видел в нем наследника своего ремесла. Жан-Батист получил хорошее образование, окончил престижный иезуитский колледж в Клермоне, где досконально изучил латынь, также, считается, что он некоторое время учился в Орлеане, на юриста.
Можно ли считать комедию Мольера Тартюф классической
Автор: Зарубежная литература Ж. Б. Мольер – известный драматург 18 века, живший во Франции в эпоху Просвещения. Его произведения написаны в литературном направлении – классицизм. Одно из этих произведений – комедия «Тартюф». Комедия - это низкий жанр, который содержит в себе разговорную речь. Так , например, в этой комедии часто встречается простонародная лексика: «Дурак», « не семья, а сумасшедший дом». «Тартюф» состоит из пяти актов, все действия совершаются за одни сутки в одном месте, в доме Оргона - все это характерная черта классицизма.
Мольер (1622–1673)
МОЛЬЕР (Moli re; настоящее имя – Жан Батист Поклен, Jean-Baptiste Poquelin) (1622–1673), французский драматург и актер. Он был крещен в Париже 15 января 1622; семья его принадлежала к обеспеченному торговому среднему классу. Дед будущего великого драматурга приехал в Париж из небольшого городка Бовэ.
Создатель французской комедии (Жан-Батист Мольер)
Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, но смелее других вышедших за его пределы, был Мольер, создатель французской комедии, один из основоположников французского национального театра.
Мольер 17 век
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ МОЛЬЕРА Жан-Батист Поклен (15.01.1622, Париж, - 17.02.1673, Париж), вошедший в историю литературы под именем Мольера, родился в 1622 г. в Париже. Его отец, Жан Поклен, владевший лавкой и мастерской на одной из парижских улиц, имел наследственное звание придворного обойщика.
Флеминг, Херман Классон
Херман Классон Флеминг (швед. Herman Klasson Fleming; 17 сентября 1619(16190917) — 28 сентября 1673) — барон аф Либелиц, генерал-губернатор Финляндии и государственный казначей Швеции.
Бежар, Арманда
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Интересные факты Список литературы Введение Арма́нда-Грези́нда-Клэр-Элизабе́т Бежа́р, госпожа Молье́р (фр. Armande-Grйsinde-Claire-Йlisabeth Bйjart;1642 (?) — 30 ноября 1700, Париж, Франция) — французская актриса, младшая представительница театральной фамилии Бежаров.
Оболенский, Фёдор Тимофеевич Чёрный
Князь Фёдор Тимофеевич Чёрный Оболенский (реже — Чорново-Оболенский [1] и Черново-Оболенский [2]) (ум. после 1648) — воевода в Саратове (1617—1620) и Ржеве (1622—1623).
Карл Филипп
Не следует путать с Карлом Филиппом, принцем Швеции, рождённым в 1979 году. Карл Филипп (швед. Karl Filip; 22 апреля 1601 — 25 января 1622) — герцог Сёдерманландский, один из претендентов на русский престол во время Смуты.
Белякович, Валерий Романович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Режиссёрские работы 2.1.1 Театр на Юго-Западе 2.1.2 Другие театры 2.1.3 В кино 2.2 Актёрские работы Введение Валерий Романович Белякович (26 августа 1950) — советский и российский актёр, художественный руководитель и главный режиссёр Московского театра на Юго-Западе, театральный педагог, Народный артист России (2003), лауреат Премии Московских профсоюзов деятелей искусств (1991), лауреат Премии Мэрии Москвы (2000).
Белякович, Сергей Романович
Введение 1 Биография 2 Роли, сыгранные в Театре на Юго-западе 3 Иллюстрации Введение Сергей Романович Белякович (7 июля 1953 — 31 мая 2009) — советский и российский актёр, актёр и основатель Московского театра на Юго-Западе, заслуженный артист Российской Федерации, брат художественного руководителя Театра на Юго-Западе Валерия Беляковича.
Рюдигер, Андреас
Связать Андреас Рюдигер (нем. Johann Andreas Rьdiger; 1673—1731) — немецкий философ, ученик Хр. Томазия; читал лекции по философии в Галльском и Лейпцигском университете.
Мир Вайс
(1673(1673)—1715) (афг. میروَیس) — вождь афганского племени гильзаев, первый независимый правитель Афганистана (в масштабе гильзайского ханства со столицей в Кандагаре). Происходил из шах-алам-хеля (ханского хеля гильзаев), являлся вождем племени хотаки, занимал пост калантара (купеческого старшины) Кандагара, был богатым купцом, обладал большим состоянием, нажитым в торговле с Индией.[1]
Португало-персидская война
План Введение 1 Захват Ормуза португальцами 2 Захват Бахрейна 3 Захват Ормуза персами Список литературы Португало-персидская война Введение Португало-персидская война — ряд вооружённых конфликтов с 1507 по 1622 между колониальной Португалией и вассальным Ормузом, с одной стороны, и Сефевидской Персией, поддерживаемой англичанами, с другой.
Bartolomeo Manfredi Essay Research Paper The first
Bartolomeo Manfredi Essay, Research Paper The first artist I have chosen is Bartolomeo Manfredi (1582 – 1622). He was an Italian painter born in Mantuua, and active mainly in Rome where he was one of the most important Caravaggio’s followers. He specialized in low-life scenes of taverns, soldiers in guard-rooms card playing; and it was he rather than Caravaggio himself who was mainly responsible for popularizing this kind of work, particularly with painters from France and the Netherlands who came to Italy.(1)
Jacque Marquette Essay Research Paper Jacques MarquetteFebruary
Jacque Marquette Essay, Research Paper Jacques Marquette February 25,1997 Jacques Marquette was a great French Jesuit Missionary and explorer. He was also known as Pere Marquette. He was born at Laon in Northern France on June 1, 1637. He was one of the first white men to explore the upper Mississippi River region.
Moliere Essay Research Paper MolireMolire pseudonym of
Moliere Essay, Research Paper Moli?re Moli?re, pseudonym of JEAN BAPTISTE POQUELIN (1622-73), French dramatist, and one of the greatest of all writers of comedies. His universal comic types still delight audiences; his plays are often produced and have been much translated.
Mithologien Essay Research Paper Jean Baptiste Poquelin
Mithologien Essay, Research Paper Jean Baptiste Poquelin de Moliere was born in 1622 in Paris. Later in life, Moliere graduated with a law degree but then the twenty-one year old Jean Baptiste got caught up in the theatre. His acting company toured for fifteen years through the provinces where Moliere was exposed, and greatly influenced by, the Italian Commedia.
The Misanthrope By Moliere 1622 Essay Research
Paper Alceste, ?Friends? Friends, you say? Well, cross me off your list I?ve been your friend till now as you well know; But after what I saw a moment ago I tell you flatly that our ways must part.
Жан-Батист Поклен
Жан-Батист Поклен, вошедший в историю литературы под именем Мольера, родился в 1622 г. в Париже.
Дежнев Семен Иванович
Русский землепроходец, казак. Участвовал в нескольких. походах по рекам Колыма и Индигирка, плавал вокруг Чукотского полуострова, фактически открыв (в 1648) пролив (впоследствии назв. Беринговым) между Азией и Америкой.