Пусть
когда-нибудь имя мое
Прочитают
в учебнике дети...
Анна Ахматова
В автобиографии, озаглавленной «Коротко о себе», Анна
Ахматова писала: «Я родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой (Большой
Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым
ребенком я была перевезена на север—в Царское Село. Там я прожила до
шестнадцати лет.
Мои первые воспоминания—царскосельские: зеленое, сырое
великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали
маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии
в «Царскосельскую оду».
Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу
Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих
лет—древний Херсонес, около которого мы жили.
Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет,
слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить
по-французски.
Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать
лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На
рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз Красный нос»). Эти вещи
знала наизусть моя мама.
Училась я в Царскосельской женской гимназии...»
Семья была большая: мать Инна Эразмовна (1852— 1930), отец
Андрей Антонович (1848—1915), сестры Ирина (1888—1892), Инна (1883-1905), Ия
(1894—1922), братья Андрей (1886—1920) и Виктор (1896—1976).
Инна Эразмовна, мать Анны Ахматовой, вела свой рол по
женской линии от татарского хана Ахмата.
Об отце, по-видимому, всегда несколько отдаленном от семьи и
мало занимавшемся детьми, Ахматова почти ничего не написала, кроме горьких слов
о развале семейного очага после его ухода. «В 1905 году мои родители
расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где
я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому
Селу и писала великое множество беспомощных стихов...»
О быте семьи известно очень мало—по-видимому, он мало чем
отличался от образа жизни более или менее обеспеченных семей Царского Села.
Когда отец узнал, что дочь пишет стихи, он выразил
неудовольствие, назвав ее почему-то «декадентской поэтессой». По сохранившимся
в памяти отца представлениям, заниматься дворянской дочери стихами, а уж тем
более их печатать совершенно непозволительно. «Я была овца без
пастуха,—вспоминала Ахматова в разговоре с Лидией Чуковской. — И только
семнадцатилетняя шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской
поэтессы... Мне потому пришло на ум взять себе псевдоним, что папа, узнав о
моих стихах, сказал: «Не срами мое имя».— И не надо мне твоего имени!—сказала
я...»
Время детства Анны Ахматовой пришлось на самый конец XIX
века. Впоследствии она чуть наивно гордилась тем, что ей довелось застать
краешек столетия, в которой жил Пушкин.
Поэзия Анны Ахматовой возникла в лоне так называемого
«Серебряного века»,—так стали со временем называть первые десятилетия XX века,
оставив высокий титул «золотого века» для классического XIX столетия.
Эта эпоха в нашей официальной литературной науке долгие
десятилетия почти игнорировалась, как время реакции и декадентства, будто бы
почти ничего не давшая русскому искусству. На самом деле 10-е годы были на
редкость богатыми во всех областях художественного творчества—в литературе,
живописи, балете, музыке...
Ахматова в заметке «1910-е годы» писала:
«10-й год—год кризиса символизма, смерти Льва Толстого и
Комиссаржевской. 1911—год Китайской революции, изменившей лицо Азии, и год
блоковских записных книжек, полных предчувствий...
Кто-то недавно сказал при мне: «10-е годы—самое бесцветное
время». Так, вероятно, надо теперь говорить, но я все же ответила: «Кроме всего
прочего, это время Стравинского и Блока, Анны Павловой и Скрябина, Ростовцева и
Шаляпина, Мейерхольда и Дягилева»...
Ахматова в 10-е годы, когда публиковались (с 1907 года) ее
первые стихи и вышла первая книга («Вечер», 1912), оказалась рядом не только с
автором «Соловьиного сада», навсегда оставшимся для нее богом, но и с целым
сонмом крупных и ярких поэтических миров—с Брюсовым, Бальмонтом, Белым,
Сологубом, Вяч. Ивановым, Волошиным, Гумилевым, а вскоре с Маяковским,
Мандельштамом, Цветаевой, Клюевым, Есениным...
Она безусловно многое взяла от своего ярко талантливого
«серебряного века»— прежде всего необычайно и виртуозно развитую словесную
культуру, а также и самый дух новаторства, в высшей степени свойственный как
наиболее крупным символистам, так и возникшим вскоре другим поэтическим школам
и направлениям, пришедшим на смену символистской поэзии.
Ахматова начала писать стихи еще в детстве и сочинила их, по
ее словам, великое множество. То была пора, если воспользоваться выражением
Блока, «подземного роста души». От тех стихов, аккуратно записывавшихся на
пронумерованных страницах, почти ничего не сохранилось, но те отдельные
произведения, что нам все же известны, уже выказывают, как ни странно,
некоторые весьма характерные «ахматовские» черты. Первое, что сразу же
останавливает взгляд, это—лаконичность формы, строгость и четкость рисунка, а
также какая-то внутренняя почти драматическая напряженность чувства.
Удивительно, но есть в этих стихах и чисто ахматовская недосказанность, то есть
едва ли не самая знаменитая ее черта как художника. Недосказанность
парадоксально сосуществует у нее с совершенно четким и почти стереоскопическим
изображением.
Молюсь оконному лучу —
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце—пополам.
На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.
Молюсь оконному лучу...
О самом раннем творчестве Анны Ахматовой подробно говорить
трудно, так как многое из написанного ею не сохранилось. Она всегда очень
строго относилась к своим стихам, и даже тогда, когда уже вышла книга «Вечер»,
считала себя не вправе называться высоким словом «поэт». «Эти бедные стихи
пустейшей девочки, — писала она, вспоминая пору первого появления своих
произведений в печати,—почему-то перепечатываются тринадцатый раз... Сама
девочка (насколько я помню) не предрекала им такой судьбы и прятала под
диванные подушки номера журналов, где они впервые были напечатаны, «чтобы не
расстраиваться». От огорчения, что «Вечер» появился, она даже уехала в Италию
(1912 год, весна), а сидя в трамвае, думала, глядя на соседей: «Какие они
счастливые—у них не выходит книжка».
С 1905 по 1910 год Ахматова не была в Царском Селе, так как
семья после ухода отца и смерти одной из сестер от туберкулеза переехала, как
мы уже говорили, на юг— к Черному морю, а затем в Киев. Судя по всему, то были
годы очень интенсивного духовного и художественного развития. Она вернулась в
Царское Село взрослым человеком, внутренне пережившим уже очень многое. В ее
автобиографических записках, написанных в старости, есть строки о сильных
впечатлениях шестнадцатилетней девушки от событий 1905 года, в особенности
рассказы очевидцев о восстании на броненосце «Потемкин». Было бы крайне
неверным думать, что юная Ахматова была, как часто писали, совершенно оторвана
от жизни, ничего о ней не знала, ни к чему не прислушивалась. Опубликованные
недавно ахматовские дневниковые записи говорят об ином: жизнь по-своему
вторгалась в ее сознание и, конечно же, по-своему, претворяясь и видоизменяясь,
проникала в ее стихи.
Другие работы по теме:
Ахматова а. - я была тогда с моим народом. ..
Анна Ахматова прожила долгую жизнь, наполненную историческими катаклизмами: войнами, революциями, полным изменением жизненного уклада. Когда в первые годы революции многие интеллигенты оставили страну, Ахматова осталась со своей Россией, я пусть окровавленной и разоренной, но по-прежнему родной.
Ахматова а. - я была тогда с моим народом
Я счастлива что жила в эти годы и видела события которым не было равных. А. Ахматова Анна Ахматова поэт пришедший в литературу в первом десятилетии нового XX века и покинувший мир когда XX век перевалил далеко за шестьдесят.
Ахматова а. - Анна ахматова. реквием
Реквием одно из крупнейших произведений. Ахматовой был написан в годах. Именно м годом датирован эпилог последняя часть поэмы. Но к читателю. Реквием пришел лишь во второй половине х годов поскольку в году.
Ахматова а. - дайте мне горькие годы недуга. ..
P alignjustifyp alignjustify alignjustifyСтрашно мне от звонких воплей. Голоса беды Все сильнее запах теплый. Мертвой лебеды. А Ахматова Поразительно чистая и открытая поэзия. Анны Андреевны Ахматовой сразу берет в плен заставляет задуматься о месте человека в мире его предназначении на земле.
Ахматова а. - и безвинная корчилась русь. ..
Показать бы тебе насмешнице. И любимице всех друзей. Царскосельской веселой грешнице Что случится с жизнью твоей. А. Ахматова Неповторимую и искреннюю поэзию оставила после себя. Анна Андреевна Ахматова.
Ахматова а. - Стихотворение а. а. ахматовой родная земля
В автобиографии. Анна Ахматова сообщает. Каждое лето я проводила в бывшей. Тверской губернии в пятнадцати верстах от Бежецка. Это неживописное место распаханные ровными квадратами на холмистой местности поля мельницы трясины осушенные болота во Но ложимся в нее и становимся ею Рассуждение о земле сопрягается с душевным переживанием а душевное переживание.
Ахматова а. - Судьба поколения в лирике а. ахматовой
Уникальность лирики великой русской поэтессы. Анны Андреевны Ахматовой заключается в том что по словам. Осипа Мандельштама она вобрала в себя всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века.
Ахматова а. - Стихотворение а. ахматовой родная земля
Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра любовного дневника жанра в котором она не знала соперников и который она оставила может быть даже с некоторым опасением и оглядкой и переходит на раздумья о роли и судьбе поэта о религии о р Стихотворение Родная земля подводит своеобразный итог отношению поэта к своей родине.
Мой любимый поэт
Анна Ахматова… Совсем недавно я впервые прочитал ее стихи, вчитался в них. С первых строк завораживающая музыка ее лирики увлекла меня за собой. Я прикоснулся к тому духовному миру, который отразили ее стихи. И я понял, что Анна Ахматова была человеком незаурядным, с большой душой. Она была на редкость верна себе, хотя как несправедливо часто ей было плохо, больно, горько.
И все-таки узнают голос мой
Всемирно известная поэтесса Анна Ахматова прожила большую жизнь. Более полувека она бескорыстно служила отечественной литературе. Путь ее был нелегок и непрям. Вспомним, что писала она главным образом в наше время, а работать начала до революции, да еще в среде той части русской интеллигенции, которая не только не приняла сразу Великую Октябрьскую революцию, но и оказалась по другую сторону баррикад.
Пушкин в творчестве Ахматовой
Невозможно перечислить всех поэтов «золотого века», на которых не оказали бы влияние гений Пушкина, поразительное обаяние его личности, его гуманистическая философия и нововведения в области русского стиха. Влияние его Музы способствовало и формированию лучших поэтов «серебряного века».
Я голос ваш Анна Ахматова
Я голос ваш 8230 Анна Ахматова В 1989 году, объявленном ЮНЕСКО годом А. А. Ахматовой, исполнилось сто лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой, большого русского советского поэта, женщины-матери, противопоставившей достоинство жестоким ударам судьбы.
Анна Ахматова, близкая и далекая
1989 год был объявлен ЮНЕСКО Годом Анны Андреевны Ахматовой в связи со столетием со дня рождения этой выдающейся, истинно русской поэтессы. Все в этом человеке было замечательно и значительно, и внешний облик, и духовный мир. Несмотря на тяготы, выпавшие на ее долю, на тяжелую и трагическую жизнь, на ужас унижений, ни в одной ее строке не было отчаяния и растерянности.
Поэма без героя Анны Ахматовой. Серебряный век в послереволюционном измерении.
Автор: Ахматова А.А. В «Поэме без героя», писавшейся в 40-е и последующие годы (всего около 20 лет), Анна Ахматова обратилась ко временам своей молодости — эпохе поэтического «серебряного века»; Здесь причудливо переплетается прошлое и настоящее, дорогие сердцу поэтессы бытовые детали и фантастические образы, легенда и действительность.
Трагедия народа - трагедия поэта поэма Анны Ахматовой Реквием
Автор: Ахматова А.А. Анна Ахматова сама не была непосредственной жертвой репрессий второй половины 30-х годов: Однако ее сын и муж неоднократно арестовывались и провели долгие годы в тюрьмах и лагерях (супруг Ахматовой там погиб). Эти страшные годы Ахматова запечатлела в «Реквиеме». Поэма - это действительно реквием по погибшим в волнах сталинского террора.
Слава тебе, безысходная боль
"!" Автор: Ахматова А.А. Страшное, темное время "ежовщины", ужас которого до конца не понять потомкам. Никогда не понять этой не минутной, а длящейся изо дня в день муки. Это даже не смерть близкого человека, не война, а странное, бесконечно тянущееся время неоправданной разлуки, незаслуженных мук и страха.
Тема России в лирике А.А. Ахматовой
Автор: Ахматова А.А. Вспомним, сколько в нашем языке слов с корнем «род»: родной, родник, родина, народ, природа. Все эти слова в сознании русского человека неотделимы друг от друга. Именно нерасторжимая связь русского человека с землей, с природой отличает его от человека западного. И это же отличие позволило думать о русском характере как о характере западном, характере крайностей и бескомпромиссности.
Поэзия Анны Ахматовой
Источником вдохновения для ахматовой стали родина, россия, поруганная, но от этого ставшая еще ближе и роднее. Анна ахматова не смогла уехать в эмиграцию, так как она знала, что только в россии может она творить.
Пушкинская тема в творчестве А. А. Ахматовой
Судьба наградила Анну Ахматову счастливым даром. Её внешний облик "царский профиль" отчетливо и красиво выражал личность. Но Бог одарил Ахматову не только внешней красотой, а и душевной. Анна Ахматова великий поэт и лирик!
«Мне дали имя при крещенье — Анна»
На рубеже столетий, накануне Октябрьской революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась одна из самых значительных во всей современной мировой литературе "женская" поэзия — поэзия Анны Ахматовой.
Эволюция творчества А. А. Ахматовой
Придя в поэзию в начале века, Анна Андреевна Ахматова заявила о себе как о большом и серьезном художнике. Ее стихи рассказывали о страданиях и радостях любящего сердца, невыразимой тоске одиночества и боли покинутой души.
Поэзия Анны Ахматовой
Поэзия этого удивительного человека гипнотизирует своей простотой и свободой. Произведения Ахматовой не оставят равнодушным никого, кто хоть раз слышал или читал их.
Поэты Серебряного века Анна Ахматова
В школьную программу одиннадцатого класса входит обязательная задача: познакомиться с поэтами «Серебряного века». Среди них такие люди как Есенин, Блок, Гумилев, Цветаева, Ахматова и другие. Я хочу написать о моем самом любимом поэте, о прекрасной женщине Анне Ахматове.
Мой любимый поэт Серебрянного века
"" Автор: Ахматова А.А. Анна Андреевна Ахматова – великая поэтесса двадцатого столетия. Эта женщина принадлежала эпохе войн и революций, но благодаря высокой образованности, а главное сильной воле, смогла не идти на поводу тоталитарного режима и выбрала духовную дорогу самостоятельно.
Настоящую нежность не спутаешь.. любовь в лирике Анны Ахматовой
«Могла ли Биче, словно Дант, творить Или Лаура жар любви восславить? Я научила женщин говорить…» Анна Андреевна Ахматова нашла в себе силы, чтобы уже в 22 года заставить литературную общественность обратить на себя внимание. Это была женская поэзия. Но она была сильна и прекрасна. Это была поэзия женского сердца, вырвавшаяся наружу вулканической лавой страстей, переживаний, мечтаний, обманов.
Акмеисты
Зарождение движения акмеистов. Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Кузьмин, Городецкий.
Анна Невилл
(англ. Anne Neville, род. 11 июня 1456 года, Уорикский замок — ум. 16 марта 1485 года, Лондон) — королева Англии (1483—1485), супруга короля Ричарда III.
Стихотворение А Ахматовой Родная земля восприятие истолкование оценка
Стихотворение Ахматовой «Родная земля» восприятие истолкование оценка Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра «любовного дневника», жанра, в котором она не знала соперников и который она оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве.