Когда
я писала стихи, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей
страны.
А.
Ахматова
Кто,
как не поэт, чувствует быстротечность времени? Анна Андреевна Ахматова своей
чуткой душой и необыкновенной интуицией ощущала время почти материально.
Вначале бег его, плавный и мерный, позже воспринимается ею как неостановимая
лавина, сметающая все на своем пути.
Что
войны, что чума? — конец им виден скорый.
Им
приговор почти произнесен.
Но
кто нас защитит от ужаса, который
Был
бегом времени когда-то наречен?
Эти
стихи написаны в последние годы жизни, когда перед мудрым взором Анны Андреевны
вставали давно прошедшие годы, безвременно погибшие родные и близкие. Она своим
горячим отзывчивым сердцем не могла примириться со столь роковой неизбежностью.
Нет, умом она понимала, но душой принять не могла неотвратимости этого явления,
поглощающего все и вся. В ранней молодости мысли о течении времени светлы и
прекрасны, потому что несутся на легких крыльях ожидаемого счастья.
Я
научилась просто, мудро жить.
Смотреть
на небо и молиться Богу,
И
долго перед вечером бродить,
Чтоб
утолить ненужную тревогу.
Когда
шуршат в овраге лопухи
И
никнет гроздь рябины желто-красной.
Слагаю
я веселые стихи
О
жизни тленной, тленной и прекрасной.
Трагические
мотивы появляются в лирике Ахматовой в 1914 году, вслед грянувшей войне, отделившей
резкой чертой беззаботную молодость от наступившей зрелости. Происходит
своеобразная переоценка ценностей, когда на весы кладется уже человеческая
жизнь.
Думали:
нищие мы, нету у нас ничего,
А
как стали одного за другим терять,
Так,
что сделался каждый день
Поминальным
днем, —
Начали
песни слагать
О
великой щедрости божьей
Да
о нашем бывшем богатстве.
Но
Ахматова не была бы великим поэтом, если бы жила только прошлым. Она смело
шагнула вперед к новой, еще неведомой ей эпохе. Анна Андреевна прекрасно
понимала, что время неостановимо и надо быть с ним наравне, даже чуть впереди, если
ты поэт и “властитель дум”.
Я
только сею. Собирать
Придут
другие. Что же!
И
жниц ликующую рать
Благослови,
о Боже!
Неоднократно
в стихах Ахматовой появляются часы — символ времени. Вначале беззаботно
отсчитывающие золотое время детства и юности, потом немного зловещие, заставляющие
упорно думать о бренности жизни, а позже — опять лишь равнодушно отстукивающие
отпущенное ей время.
Ушла
к другим бессонница-сиделка,
Я
не томлюсь над серою золой,
И
башенных часов кривая стрелка
Смертельной
мне не кажется стрелой.
Очень
часто в лирике Ахматовой звучит мотив ворожбы и предчувствия. Она верна
традициям русской классики, в которой поэт всегда провидит сквозь пространство
и время, чувствует то, что скрыто от глаз обычного человека. Эта способность
порой пугает Анну Андреевну, она не хочет знать, что ждет ее, опасаясь, что
тягостные предчувствия накличут беду на родных и близких ей людей.
Я
гибель накликала милым,
И
погибли один за другим.
О,
горе мне! Эти могилы
Предсказаны
словом моим.
Как
вороны кружатся, чуя
Горячую
свежую кровь.
Так
дикие песни, ликуя.
Моя
насылала любовь.
Зловещим
и устрашающим ощущается время, описанное в “Реквиеме”. Безжалостные репрессии, неприятие
любого инакомыслия, зачастую вымышленного, характерны для этого периода. Не
обошла беда и Ахматову, в полной мере она хватила горя, заполнившего всю
Россию.
Это
было, когда улыбался
Только
мертвый, спокойствию рад,
И
ненужным привеском болтался
Возле
тюрем своих Ленинград.
Семнадцать
месяцев кричу,
Зову
тебя домой,
Кидалась
в ноги палачу,
Ты
сын и ужас мой,
Все
перепуталось навек,
И
мне не разобрать
Теперь,
кто зверь, кто человек,
И
долго ль казни ждать.
Анна
Андреевна Ахматова приняла, разделила, по мере сил стараясь облагородить и
гуманизировать, свое время. И когда пришел ее черед уйти, я уверена, Земля
осиротела. Слышу вечный колокол, который звонит по Ахматовой, вызывая в памяти
ее прекрасные и трагические строки.
Ты
не выпьешь, только пригубишь
Эту
горечь из самой глуби —
Этой
нашей разлуки весть.
Не
клади мне руки на темя —
Пусть
навек остановится время
На
тобою данных часах.
Нас
несчастие не минует
И
кукушка не закукует
В
опаленных наших лесах...
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта litra/
Другие работы по теме:
Ахматова а. - я научила женщин говорить. .. 1
«Быть поэтом женщине - нелепость», - утверждает герой одного из стихотворений А. Ахматовой. Действительно, большинство женщин, пишущих стихи, прочно занимали место на периферии: Каролина Павлова, Юлия Жадовская, Евдокия Растопчина... Те, кого не постигла такая судьба, воспринимались как исключения, подтверждающие правило.
Ахматова а. - Анна ахматова. реквием
Реквием одно из крупнейших произведений. Ахматовой был написан в годах. Именно м годом датирован эпилог последняя часть поэмы. Но к читателю. Реквием пришел лишь во второй половине х годов поскольку в году.
Ахматова а. - Тема поэта и поэзии в творчестве а. ахматовой
В русской классической литературе тема поэта и поэзии является одной из ведущих. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный творческий самоотчет напряженную авторскую исповедь почему и приковывают к себе внимание читателя.
Есенин с. а. - душа сжимается от боли
Образ родины в лирике С. ЕсенинаОбраз России возникает в произведениях многих поэтов серебряного века А. Блока А. Белого А. Ахматовой М. Цветаевой. Говорить о России в это трудное время значило не только любоваться красотой ее природы не толь.
Ахматова а. - Судьба поколения в лирике а. ахматовой
Уникальность лирики великой русской поэтессы. Анны Андреевны Ахматовой заключается в том что по словам. Осипа Мандельштама она вобрала в себя всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века.
Ахматова а. - Своеобразие темы любви в лирике а. ахматовой
Мир глубоких и драматических переживаний очарование богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике. Анны Ахматовой. Тема любви безусловно занимает в ее поэзии центральное место. Неподдельная искренность предельная откровенн.
Стихотворение Ахматовой Двадцать первое. Ночь. Понедельник
Передо мной на столе лежит книга Анны Андреевны Ахматовой «Белая стая». Наугад открываю ее. Читаю: «Двадцать первое. Ночь. Понедельник». Коротко и четко, поэтому необычно. Дочитываю до конца, понимаю, что это стихотворение о любви. Но как-то оно не похоже на другие произведения поэтессы, в которых переплетаются радость и трагедия, бури и пустыни любви.
Я голос ваш Анна Ахматова
Я голос ваш 8230 Анна Ахматова В 1989 году, объявленном ЮНЕСКО годом А. А. Ахматовой, исполнилось сто лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой, большого русского советского поэта, женщины-матери, противопоставившей достоинство жестоким ударам судьбы.
Великая земная любовь в лирике Анны Ахматовой
Ахматова — самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и брошенной. По выражению А. Коллонтай, Ахматова дала "целую книгу женской души". Ахматова "вылила в искусстве" сложную историю женского характера переломной эпохи, его истоков, ломки, нового становления.
Анализ стихотворения А.Ахматовой Но я предупреждаю вас...
...» Автор: Ахматова А.А. В этой лирической миниатюре, в этом поэтическом шедевре Ахматовой раскрываются главные особенности её внутреннего духовного строя, её личности, её поэтики. Вспомним определение поэзии, данное Пушкиным: «союз волшебных звуков, чувств и дум». Если у одних поэтов в стихах доминируют звуки, то у Ахматовой.
Анализ стихотворения Слаб голос мой... А.Ахматовой.
Автор: Ахматова А.А. Стихотворение «Слаб голос мой» написано весной 1913 года. Оно входит в сборник «Белая стая» (1917 год), который принес (наряду с другими сборниками: «Вечер», «Четки», «Подорожник», «Anno Domini») А. А. Ахматовой широкое литературное признание.
Тема России в лирике А.А. Ахматовой
Автор: Ахматова А.А. Вспомним, сколько в нашем языке слов с корнем «род»: родной, родник, родина, народ, природа. Все эти слова в сознании русского человека неотделимы друг от друга. Именно нерасторжимая связь русского человека с землей, с природой отличает его от человека западного. И это же отличие позволило думать о русском характере как о характере западном, характере крайностей и бескомпромиссности.
Любовный роман в лирике Ахматовой
Автор: Ахматова А.А. Первые книги Ахматовой исключительно о любви. Читая ее стихотворения, можно подумать, что это дневник женщины, которая находится в постоянном духовном развитии,и вместе с ней развивается и ее любовный роман. Это пики и обрывы, взлеты и падения. А также это целая гамма настроений, чувств, красок жизни.
Пушкинская тема в творчестве А. А. Ахматовой
Судьба наградила Анну Ахматову счастливым даром. Её внешний облик "царский профиль" отчетливо и красиво выражал личность. Но Бог одарил Ахматову не только внешней красотой, а и душевной. Анна Ахматова великий поэт и лирик!
«Мне дали имя при крещенье — Анна»
На рубеже столетий, накануне Октябрьской революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась одна из самых значительных во всей современной мировой литературе "женская" поэзия — поэзия Анны Ахматовой.
Классические традиции в творчестве А. Ахматовой
Начало XX века в России было временем небывалого расцвета поэзии, по праву названным “серебряным веком” — вслед за “золотым”, пушкинским. Это — период возникновения в русском искусстве множества новых направлений: символизма, футуризма.
Поэзия Анны Ахматовой
Поэзия этого удивительного человека гипнотизирует своей простотой и свободой. Произведения Ахматовой не оставят равнодушным никого, кто хоть раз слышал или читал их.
Поэты Серебряного века Анна Ахматова
В школьную программу одиннадцатого класса входит обязательная задача: познакомиться с поэтами «Серебряного века». Среди них такие люди как Есенин, Блок, Гумилев, Цветаева, Ахматова и другие. Я хочу написать о моем самом любимом поэте, о прекрасной женщине Анне Ахматове.
Своеобразие темы любви в лирике а. А. Ахматовой
Мир глубоких и драматических переживаний, очарование, богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике анны ахматовой. Тема любви, безусловно, занимает в ее поэзии центральное место.
Настоящую нежность не спутаешь.. любовь в лирике Анны Ахматовой
«Могла ли Биче, словно Дант, творить Или Лаура жар любви восславить? Я научила женщин говорить…» Анна Андреевна Ахматова нашла в себе силы, чтобы уже в 22 года заставить литературную общественность обратить на себя внимание. Это была женская поэзия. Но она была сильна и прекрасна. Это была поэзия женского сердца, вырвавшаяся наружу вулканической лавой страстей, переживаний, мечтаний, обманов.
Я голос ваш жар вашего дыханья По лирике ААхматовой
Создаваемый в стихах А. Ахматовой мир мог восприниматься как миниатюрный, камерный и это в течение многих лет служило основанием для резких критических суждений в адрес поэта. Угол зрения в её ранней поэзии и в самом деле не был широким, а само зрение может быть названо сосредоточенным. И всё это потому, что, говоря о любви всего лишь любви, Ахматова говорила о том, что , по её мнению, составляет ценность человеческого существования .