Автор: Платонов А.П.
Цветок на земле
Скучно Афоне жить на свете. Отец его на войне, мать с утра до вечера работает в колхозе на молочной ферме, а дедушка Тит спит на печке. Он и днем спит, и ночью спит, а утром, когда просыпается и ест кашу с молоком, он тоже дремлет.
— Дедушка, ты не спи, ты уж выспался, — сказал нынче утром Афоня дедушке.
— Не буду, Афонюшка, я не буду, — ответил дед. — Я лежать буду и на тебя глядеть.
— А зачем ты глаза закрываешь и со мной ничего не говоришь? — спросил тогда Афоня.
— Нынче я не буду глаза смежать, — обещал дедушка Тит. — Нынче я на свет буду смотреть.
— А отчего ты спишь, а я нет?
— Мне годов много, Афонюшка... Мне без трех девяносто будет, глаза уж сами жмурятся.
— А тебе ведь темно спать, — говорил Афоня. — На дворе солнце горит, там трава растет, а ты спишь, ничего не видишь.
— Да я уж все видел, Афонюшка.
— А отчего у тебя глаза белые и слезы в них плачут?
— Они выцвели, Афонюшка, они от света выцвели и слабые стали; мне глядеть ведь долго пришлось.
Афоня осмотрел деда, какой он есть. В бороде деда были хлебные крошки, и там жил еще один комарик. Афоня встал на лавку, выбрал все крошки из бороды у деда, а комарика прогнал оттуда — пусть живет отдельно. Руки дедушки лежали на столе; они были большие, кожа на них стала как кора на дереве, и под кожей видны были толстые черные жилы, эти руки много земли испахали.
Афоня поглядел в глаза деду. Глаза его были открыты, но смотрели равнодушно, не видя ничего, и в каждом глазу светилась большая капля слезы.
— Не спи, дедушка! — попросил Афоня.
Но дедушка уже спал. Мать подсадила его, сонного, на печку, укрыла одеялом и ушла работать. Афоня же остался один в избе, и опять ему скучно стало. Он ходил вокруг деревянного стола, смотрел на мух, которые окружили на полу хлебную крошку, упавшую из бороды деда, и ели ее; потом Афоня подходил к печке, слушал, как дышит там спящий дед, смотрел через окно на пустую улицу и снова ходил вокруг стола, не зная, что делать. — Мамы нету, папы нет, дедушка спит, — говорил Афоня сам себе. Потом он посмотрел на часы-ходики, как они идут. Часы шли долго и скучно: тик-так, тик-так, будто они баюкали деда, а сами тоже уморились и хотели уснуть. — Проснись, дедушка, — просил Афоня. — Ты спишь? — А? Нету, я не сплю, — ответил дедушка Тит с печки. — Ты думаешь? — спрашивал Афоня. — А? Я тут, Афоня, я тут. — Ты думаешь там? — А? Нету, я все обдумал, Афонюшка, я смолоду думал. — Дедушка Тит, а ты все знаешь? — Все, Афоня, я все знаю. — А что это, дедушка? — А чего тебе, Афонюшка? — А что это все? — А я уж позабыл, Афоня. — Проснись, дедушка, скажи мне про все! — А? — произнес дедушка Тит. — Дедушка Тит! Дедушка Тит! — звал Афоня. — Ты вспомни! Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи. Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся. А дед спал и только шептал тихо во сне неслышные слова. Афоня уморился его будить и сам уснул возле деда, прильнув к его доброй знакомой груди, пахнувшей теплой землею. Очнувшись от сна, Афоня увидел, что дед глядит глазами и не спит. — Вставай, дедушка, — сказал Афоня. А дед опять закрыл лаза и уснул. Афоня подумал, что дед тогда не спит, когда он спит; и он захотел никогда не спать, чтобы подкараулить деда, когда он совсем проснется. И Афоня стал ожидать. Часы-ходики тикали, и колесики их поскрипывали и напевали, баюкая деда. Афоня тогда слез с печи и остановил маятник у часов. В избе стало тихо. Слышно стало, как отбивает косу косарь за рекой и тонко звенит мошка под потолком. Дедушка Тит очнулся и спросил: — Ты чего, Афоня? Что-то шумно так стало? Это ты шумел? — А ты не спи! — сказал Афоня. — Ты скажи мне про все! А то ты спишь и спишь, а потом умрешь, мама говорит — тебе недолго осталось; кто мне тогда скажет про все? — Обожди, дай мне квасу испить, — произнес дед и слез с печи. — Ты опомнился? — спросил Афоня. — Опомнился, — ответил дед. — Пойдем сейчас белый свет пытать. Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу. Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже. Дед повел Афоню полевой дорогой, и они вышли на пастбище, где рос сладкий клевер для коров, травы и цветы. Дед остановился у голубого цветка, терпеливо росшего корнем из мелкого чистого песка, показал на него Афоне, потом согнулся и осторожно потрогал тот цветок. — Это я сам знаю! — протяжно сказал Афоня. — А мне нужно, что самое главное бывает, ты скажи мне про все! А этот цвет растет, он не все! Дедушка Тит задумался и осерчал на внука. — Тут самое главное тебе и есть!.. Ты видишь — песок мертвый лежит, он каменная крошка, и более нет ничего, а камень не живет и не дышит, он мертвый прах. Понял теперь? — Нет, дедушка Тит, — сказал Афоня. — Тут понятного нету. — Ну, не понял, так чего же тебе надо, раз ты непонятливый? А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь. — А трава и рожь тоже главное делают? — спросил Афоня. — Одинаково, — сказал дедушка Тит. — А мы с тобой? — И мы с тобой. Мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем. А этот вот желтый цвет на лекарство идет, его и в аптеке берут. Ты бы нарвал их да снес. Отец-то твой ведь на войне; вдруг поранят его, или он от болезни ослабнет, вот его и полечат лекарством. Афоня задумался среди трав и цветов. Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь; он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, желтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет. — Теперь я сам знаю про все! — сказал Афоня. — Иди домой, дедушка, ты опять, должно, спать захотел: у тебя глаза белые... Ты спи, а когда умрешь, ты не бойся, я узнаю у цветов, как они из праха живут, и ты опять будешь жить из своего праха. Ты, дедушка, не бойся! Дед Тит ничего не сказал. Он невидимо улыбнулся своему доброму внуку и пошел опять в избу на печку. А маленький Афоня остался один в поле. Он собрал желтых цветов, сколько мог их удержать в охапке, и отнес в аптеку, на лекарства, чтобы отец его не болел на войне от ран. В аптеке Афоне дали за цветы железный гребешок. Он принес его деду и подарил ему: пусть теперь дедушка чешет себе бороду тем гребешком. — Спасибо тебе, Афонюшка, — сказал дед. — А цветы тебе ничего не сказывали, из чего они в мертвом песке живут? — Не сказывали, — ответил Афоня. — Ты вон сколько живешь, и то не знаешь. А говорил, что знаешь про все. Ты не знаешь. — Правда твоя, — согласился дед. — Они молча живут, надо у них допытаться, — сказал Афоня. — Чего все цветы молчат, а сами знают? Дед кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него, как на цветок, растущий на земле. А потом дедушка спрятал гребешок за пазуху и опять заснул.
Другие работы по теме:
Литературный герой ДАНИЛА
Данила герой сказа П. П. Бажова Каменный цветок. В основу этого философ ско поэтического произведения положены тайные сказы о Малахитнице Хозяйке Медной горы и о ее колдовском каменном цветке заимствованные из уральского alignjustifyданила герой сказа.
Сочинения на свободную тему - Ромашка деловое описание 2
Каждое лето в садах лугах полях и даже на клумбах можно увидеть тихонько качающиеся на ветру головки ромашек. Многие любят эти цветы с солнечно желтой серединкой и белыми продолговатыми лепестками придающими ромашке вид маленького нарядного зонтика.
Мифы - Деметра и персефона1
У каждого народа на Земле сохранились древние мифы и предания насчитывающие тысячи лет. В них отразились представления наших предков об окружающем мире о появлении человека и животных о причинах стихийных явлений природы.
Сочинения на свободную тему - Человек и природа 2
Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к ее природе. К. Г. Паустовский Как-то мне на глаза попались строки Н. В. Гоголя: «Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов...». Не правда ли, удивительно волшебную картину нарисовал писатель.
Лещина обыкновенная (орешник)
Кустарник высотой 2—5 м. Молодые ветви серые, голые; годичные ветви желтовато-серые, с волосками или щетинками и желёзками; почки округлые или яйцевидные, сжатые, с округлыми чешуями, голыми или тонко опушенными и по краю реснитчатыми.
Сказка о жабе и розе
Автор: Гаршин Всеволод. В заброшенном уголке сада распускается прекрасная роза. Сюда заходит только маленький мальчик, который наблюдает за насекомыми, зверями и читает; за ним присматривает сестра. Но мальчик заболевает, и некому насладиться красотой розы. Ее видит противная жаба, которая вознамерилась съесть цветок, но лишь ранилась о шипы и падала со стебля.
Сочинение-эссе по сказке-были Платонова Неизвестный цветок
Андрей Платонов творил в богатую крупными историческими событиями эпоху. Перед его глазами прошли Первая мировая война, революция, гражданская и Великая Отечественная войны, он был очевидцем индустриализации и коллективизации в советской стране. Судьбы государства вершили взбудораженные людские массы, соответственно, и искусство ставило перед собой глобальные задачи отображения массовых движений, внимание к человеческой душе, как в XIX веке – веке личности, в ХХ веке было не актуально.
Настоящая любовь
Сочинение-рассуждение Любовь. Это чувство снова и снова доказывает, что без него жизнь теряет смысл. Любовь изменяет человека, в его душе будто расцветает волшебный цветок, который своим тонким ароматом заполняет каждую клеточку твоего тела; любовь дарит человеку радость, гармонию - именно таким есть идеальное представление об этом великом чувстве.
Как появились пролески
Рассказывают старые люди, что в древности зима была очень свирепа. Ежегодно Весна выходила на поединок с ней, но часто Зима побеждала, и тогда господствовала весь год. И однажды свирепая Зима опять взяла верх над нежной Весной, закрыла ее в темнице и сказала: «Ты выйдешь отсюда только тогда, когда случится чудо — посреди снега зацветут цветы».
О земле втрачена, явися
Автор: Стус Василь. О земле втрачена, явися бодай у зболеному сні і лазурове простелися, пролийся мертвому мені! І поверни у дні забуті, росою згадок окропи,
Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова
Автор: Платонов А.П. Андрей Платонович Платонов родился в Воронеже в 1899 году. Как старший в многодетной семье, рано начал работать: помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе, в паровозоремонтных мастерских. “Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности.
Сочинение по прочитанному рассказу А.П.Платонова Неизвестный цветок
Сочинение по прочитанному рассказу А.П.Платонова "Неизвестный цветок" Автор: Платонов А.П. Я прочитала рассказ Андрея Платоновича Платонова «Неизвестный цветок». В этом произведении рассказывается о храбром и смелом маленьком цветочке, а почему я назвала его храбрым и смелым вы сейчас узнаете.
Кем я хочу стать 2
Кем я хочу стать? Автор: Сочинения на свободную тему На Земле много разных профессий, но самая занимательная и необычная — палеонтолог. Ходят по земле с инструментами, маленькими метелочками и кисточками люди и отыскивают места обитания удивительных животных динозавров, живших миллионы лет назад.
Цветик-семицветик
Отзыв о прочитанной книге с элементами пересказа Книги делают нашу жизнь ярче и интереснее. А еще они учат нас любви, добру и смелости. Одна из моих любимых книг - «Цветик-семицветик» Валентина Катаева. В ней рассказывается о девочке Жене, которая однажды прожила очень необыкновенный день. Все началось из того, что Женя по просьбе мамы пошла в магазин за бубликами.
Романтик или прагматик?
На земле живет несколько миллиардов человек. Похожих людей не бывает генетически. Но людей можно разделить на две категории: романтики и прагматики.
Красный цветок
Автор: Гаршин Всеволод. Самый знаменитый рассказ Гаршина. Не являясь строго автобиографическим, он тем не менее впитал личный опыт писателя, страдавшего маниакально-депрессивным психозом и перенесшего острую форму болезни в 1880 г.
Ирис – живой памятник истории
Предание гласит, что первый цветок ириса расцвел в юго-восточной Азии еще в древние времена, когда на Земле не было людей. Он удивил своей красотой и изяществом зверей и птиц, а восхищенные ветры и воды разнесли его семена по всему свету.
Мейфлауэр
(англ. Mayflower, что дословно переводится как «майский цветок», так называют в Англии боярышник) — aнглийский рыболовный трёхмачтовый барк, на котором англичане, основавшие первое британское поселение в Северной Америке, в 1620 году пересекли Атлантический океан.
Флаг Кентукки
Флаг Кенту́кки (англ. Flag of Kentucky) — один из символов американского штата Кентукки. Флаг штата Кентукки представляет собой прямоугольное полотнище тёмно-синего цвета с изображением печати штата. Вокруг печати по окружности: вверху — надпись Commonwealth of Kentucky (с англ. Содружество Кентукки), внизу — две ветки золотарника (официальный цветок штата).
Геральдическая лилия
Геральди́ческая ли́лия (фр. fleur de lys, дословно «цветок лилии», или лилия ) — гербовая фигура, четвёртая по популярности среди естественных геральдических символов после креста, орла и льва. Флёр-де-лису соответствует символ U+269C Юникода.
Ты навсегда в ответе за тех кого приручил
Я давно, еще когда была маленькой, читала "Маленького принца" Антуана де Сент-Экзюпери. Меня поразило, что автор, взрослый человек, боится стать таким, как взрослые, которым ничего не интересно, кроме цифр. И поэтому он "купил ящик с красками и карандаши". Автор понимает Маленького принца, переживает о нем, когда думает о баобабах.
Диковинные растения тропиков
В экваториальных широтах, благодаря уникальным климатическим условиям, встречается множество диковинных представителей флоры. На островах Яве, Суматре, Филиппинских и других встречается интересное растение - паразит - раффлезия. Цветок раффлезии - самый большой в мире - более одного метра в поперечнике.
Седмичник - цветок, хранимый комарами.
Маленькое лесное растеньице седмичник настолько оригинально и приметно, что увидев раз, проникаешься глубокой симпатией. Потом ищешь в лесу, и не находишь. Все потому, что время и место его цветения, не совпадают с периодом приятных походов в лес.
Строение цветка
Цветок – это укороченный побег. Листья на побеге видоизмененные. Цветок состоит из чашелистика, лепестка, тычинки и пестика. Все части цветка прикреплены к цветоложу. Цветоложе верхушечная расширенная часть цветоножки.
Роза – цветок любви и страсти
Культурное возведение роз началось приблизительно 5 тыс. лет до н.э. в таких ранних цивилизациях, как Китай, Индия, Египет, Древний Рим. Официально родиной роз считается Персия, свое название цветок получил в честь острова Родоса.
Примула (первоцвет весенний, первоцвет лекарственный)
Название рода от латинского pri-mus — первый, veris — родительный падеж от ver — весна. Народные названия — ключ-трава, баранчики, желтуха, шальва желтая, медяница, буквица желтая, сережник, первенец лечебный, ручка.
Цереус - пустынный великан
Цереус гигантский (Cereus giganteus) произрастает в Аризоне, юго-восточной Калифорнии и пустыне Соноран в Мексике. Цереус гигантский является государственным цветком Аризоны, а из-за своих огромных размеров одним из рекордсменов книги Гиннеса.
Подснежник Воронова
Родовое название — от греческого “gala” — молоко, “anthos” — цветок; латинизированное woronowii — по имени Н.Н. Воронова, русского ботаника, изучавшего растения Кавказа.
Раффлезия Арнольди самый большой в мире чудо-цветок
Раффлезия (Rafflesia; индонез. bunga patma - цветок лотоса), трупная лилия, род растений семейства раффлезиевых. Встречаются на островах Суматра, Ява, Калимантан. Существует 12 видов раффлезий. Среди них наиболее известны Раффлезия Арнольди и Раффлезия туан муда, имеющие самые крупные цветы в царстве растений (диаметр от 60 см до 1 м при весе до 11 кг).
Цветочное растение – ландыш
Ландыш - растение семейства лилейных; легенды о происхождении цветка и его названия. Распространение, среда обитания, применение в медицине и парфюмерии. Характеристика: ботаническое описание внешнего вида, строение, уход и размножение; охранный статус.
Бальзамин
Одно из названий бальзамина - Ванька мокрый - в полной мере характеризует нрав этого растения: оно нуждается в обильном поливе. Нежные листочки при отсутствии влаги обвисают, как тряпочки, а при срывании быстро вянут.
Растения семейства Сложноцветные
К подсолнечнику, как и к картофелю, россияне так привыкли, что кажется странным, что до 30-ых годов прошлого века народ и понятия не имел о подсолнечном масле. Впервые в России его получил крестьянин Воронежской губернии Д.С.Бокарёв в 1829 году. После этого его стали сажать по всей России.