(1707 - 1793)
итальянский драматург
Гольдони родился в Венеции в 1707 г. В доме деда своего, большого любителя театра, он уже ребенком знакомился с сценическими представлениями. Изучая, по приказанию отца, медицину, он больше читал Плавта, Теренция, Аристофана, Менандра и вместе с тем усердно посещал театр, водил компанию почти исключительно с актерами и актрисами. Уступая его просьбам, отец позволил ему переменить факультет.
Сперва в Венеции, потом в Павии Карло Гольдони занимается юридическими науками, но гораздо усерднее знакомится с драматической литературой вообще и итальянской в частности, причем с прискорбием замечает в последней отсутствие чего-либо достойного внимания и, несмотря на свои 16 лет, задумывает реформу в этой области. За сатиру в драматической форме: «Колосс» его удалили из Павии, после чего он учился некоторое время в Удинэ, а затем в моденском университете, где и окончил курс.
Вступил в адвокатское сословие (в Венеции) и с успехом ведя процессы, Карло Гольдони сочинял трагедии — что наименее соответствовало свойству его дарования и потому выходило очень неудачно — и либретто для оперт, и те и другие стали появляться на сцене, но без успеха. На свою настоящую дорогу, сразу доставившую ему громкое имя, К. Гольдони вступил только комедией «Светский человек» (L'Uomo di Mondo), за которою последовали: «Мот» (II Prodigo), «Банкротство» (II Fallimento), «Обманщик» (L’Impostore) и др. В течение одного года им было написано для венецианской публики шестнадцать трехактных пьес.
В 1761 г. Гольдони навсегда оставил свое отечество, чтобы поселиться в Париже, куда его вызвала дирекция тамошнего итальянского театра. В два года он написал там 24 пьесы, из которых удержались в репертуаре 8 и которым сам автор придавал так мало значения, что почти не бывал на представлении их; тем охотнее Карло посещал театр французской, где все более и более росло его восторженное сочувствие к Мольеру.
Занятие должности учителя итальянского языка, внезапная потеря одного глаза, приглашение из Лондона писать пьесы для тамошнего итальянского театра, громадный успех написанной им по-французски комедии «Благодетельный Брюзга» (Le Bourru bienfaisant), за которою последовала еще одна французская, менее понравившаяся парижской публике, продолжение литературной деятельности и на родном языке — вот главные биографические факты за последнее время жизни Гольдони, умершего в Париже в 1793 г.
Литературное наследие Годьдони — более 200 пьес, между которыми всего больше комедий, из этих последних одни (напр. «Патеда») относятся к жанру «слезливых комедий», другие — веселые буффонады из народной жизни и так ваз. «комедии характера» (напр. «Трактирщица», Locandiera; «Комический театр», II teatro comico; «Осажденный богач», II Ricco insidiato; «Скупой», L Avaro; вышеупомянутый «Благодетельный Брюзга» и мн. др.).
На этой-то второй категории зиждется огромное значение Карло Гольдони в итальянское литературе и та слава, которою он пользовался и пользуется в Италии, давшей ему характеристический титул своего «protocomiсо» (как Греция назвала Аристофана «комиком»). И в его втором отечестве, Франции, такой строгий судья, как Вольтер, называл его (в письме к нему) «сыном и живописцем натуры», человеком, «очистившим итальянскую сцену, изобретающим фантазиею и умеющим писать здравым смыслом», восхвалял «чистоту, естественность» его стиля.
Итальянское общество и народ нашли себе в нем удивительного живописца. Если, по характеристике итальянского критика, «театр Гольдони похож на большую, людную ярмарку, где встречаешь людей всякого характера и всякого сословия, то первое место на этой ярмарке занимает низший класс. Ни в чем дарование Карло Гольдони, его vis comica, не обнаружилось так ярко и широко, как в его так наз. «венецианских» народных комедиях; тут сравнение с ним может выдержать разве только Плавт, с которым у Гольдони вообще немало точек сходства и соприкосновения.
В литературном отношении пьесы Карло Гольдони приобретают особенное значение рисовкою характеров, чему он придавал очень высокую цену, идя по следам Мольера (Гольдони так и называют итальянским Мольером). В этом создании «комедии характера» и заключается реформа Карло Гольдони в области итальянской драматургии.
Завещанные итальянской комедии еще римскою так называемые четыре «маски», которые вследствие своей вековой неподвижности, приобрели плачевную шаблонность и утратили всякую жизненность — эти «маски» Гольдони заменил реальными лицами, выхваченными прямо из жизни. Грубую, большею частью импровизированную арлекинаду он заменил тонким и серьезным «жанром», в котором главное— изображение действующих лиц, их смешных сторон, слабостей и недостатков.
Строгий пурист-эстетик найдет в комедии Гольдони недостатки в роде, например, излишней бесцеремонности в изображении и особенно в языке, его современник и враг, известный драматург Гоцци, прямо обвинял его в том, что «он представлял на сцене только ту правду, которую находил у себя пред глазами, и копировал ее осязательно и грубо, вместо того, чтобы подражать натуре с подобающими писателю деликатностью и утонченностью».
Но такие обвинения, неосновательные сами по себе, теряют всякий смысл, когда применяются к писателю чисто народному: притом же недостатки эти — если они действительно недостатки у Гольдони весьма незначительны и обильно выкупаются достоинствами.
Другие работы по теме:
Монако
Государство расположено в Южной Европе на побережье Средиземного моря. С суши окружено территорией Франции. Состоит из трех слившихся городов: , Ла-Кондамин и Монте-Карло.
Методы монте-карло
Методи монте-карло-ця загальна назва групи методів для рішення різних задач за допомогою випадкових послідовностей. Ці методи (як і вся теорія імовірностей) виросли з спроб людей поліпшити свої шанси в азартній грі. Цим пояснюється і той факт, що назву цій групі методів дало місто Монте-Карло - столиця європейського грального бізнесу.
Антонолини, Фердинанд
План Введение 1 Биография 2 Произведения 3 Семья Список литературы Введение Фердинанд (Фердинандо) Антонолини (2-я половина XVIII века — 1824) — композитор, дирижёр, музыкальный педагог, итальянец по национальности[1].
Застосування методу Монте-Карло для кратних інтегралів
Метод Монте-Карло як метод моделювання випадкових величин з метою обчислення характеристик їхнього розподілу, оцінка похибки. Обчислення кратних інтегралів методом Монте-Карло, його принцип роботи. Приклади складання програми для роботи цим методом.
Золотой ключик, или Приключения Буратино
В основе сюжета этой сказочной повести А. Н. Толстого лежит борьба Буратино и его друзей с Карабасом Барабасом, Дуремаром, лисой Алисой и котом Базилио — борьба за овладение золотым ключиком, который для Карабаса Барабаса является символом богатства, власти над бедняками. Для Буратино же, папы Карло, пуделя Артемона, Пьеро и Мальвины золотой ключик — символ свободы.
Сценарий
Сценарий (scenario) — первоначально краткое изложение событий, свершающихся по ходу действия в спектакле.
Литература Италии XVIII века
Кризис итальянской культуры. Антифеодальное, просветительское движение в Италии: Чезаре Баккария, Джамбаттиста Вико. Литературное наследие Пьетро Метастазио. Театрально-зрелищный жанр - комедия дель арте. Деградация комедийного жанра, реформа Гольдони.
Фаринелли
Введение 1 Биография 2 Образ в массовой культуре Введение Фарине́лли (итал. Farinelli, настоящее имя Карло Броски, итал. Carlo Broschi; 24 января 1705(17050124) — 17 сентября 1782, Болонья) — знаменитый итальянский певец-кастрат.
Треуголка
Введение 1 Появление треуголки 2 История треуголки 3 Треуголка как атрибут эпохи Введение Треуго́лка (англ. cocked hat, фр. tricorne ) — шляпа с полями, загнутыми так, что они образуют три угла. Получила распространение во второй половине XVII века и была популярна до конца XVIII века, пока не была заменена двууголкой.
Итальянский театр 18 века
Итальянский театр. Несмотря на экономическую и политическую отсталость, Италия отличалась богатством и разнообразием театральной жизни. К XVIII в. Италия обладала лучшим в мире музыкальным театром, в котором различались два вида – серьезная опера и комическая опера (опера буфф). Существовал театр кукольный, повсеместно давались спектакли комедии дель арте.
Альбергати, Франческо
Франческо Альбергати (итал. Francesco Albergati Capacelli; 1728 - 1804) — итальянский поэт, театральный актёр, маркиз. Франческо Альбергати родился 29 апреля 1728 года в Болонье и получил хорошее воспитание.
Сатирикон
Театр "Сатирикон" появился на московских афишах сравнительно недавно - в 1987 году. Но, несмотря на молодость, театр имеет большую и примечательную историю, связанную прежде всего с именем своего первого руководителя - великого артиста Аркадия Райкина.
Алексеев, Юрий Иванович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Екатеринбургский государственный академический театр драмы 3.1.2 Камерный театр
Аморозо, Филиппо Августо
Филиппо Августо Аморозо принц ди Аморио (итал. Filippo Augusto Amoroso d’Aragona; 20 мая 1670(16700520), Трекаст — 17 августа 1744, Трекаст) — представитель старейшего рода в Италии, византийского происхождения «Амориенсе». С 1722 по 1744 год являлся Великим Магистром ордена Святой Марии Вифлеемской.
1737 год
— невисокосный год, начинающийся во вторник по григорианскому календарю. События Открыт театр Сан-Карло (Teatro San Carlo) — оперный театр в Неаполе.
Бурджалов, Георгий Сергеевич
Георгий Сергеевич Бурджалов (Бурджалян; 1869—1924) — русский актёр и режиссёр, брат армянского режиссера Аркадия Сергеевича Бурджаляна. С 1921 руководитель 4-ой студии МХАТ. Один из основателей Музея Художественного театра в 1922 году.
Репрезентация
(лат., repraesetatio, от re, и praesetare представлять) — представленность, изображение, отображение одного в другом или на другое, то есть речь идет о внутренних структурах, формирующихся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся у него картина мира, социума и самого себя.
Каваллотти, Феличе Карло Эмануэле
Связать Феличе Карло Эмануэле Каваллотти (1842, Милан — 1898) итальянский поэт, драматург и парламентский деятель. В 1860 написал антигерманскую брошюру «Germania е Italia» и примкнул к волонтёрам Гарибальди. Позже столь же яростно нападал на национальное правительство, так же как и ранее — на австрийское.
Чхеидзе, Николай Семёнович
Введение 1 Биография 2 После Февральской революции Введение Никола́й (Карло) Семёнович Чхеи́дзе (груз. ნიკოლოზ ჩხეიძე, 1864, село Пути Кутаисской губернии, ныне в Грузии — 7 июня 1926, Левиль, близ Парижа) — политический деятель России и Грузии.
Бахтыбаев, Тохтахун
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Театральные работы 2.2 Роли в кино Список литературы Введение Тохтахун Бахтыбаев (2 марта 1923, Алма-Ата — 16 сентября 1987, там же) — уйгурский советский актёр театра, танцовщик, заслуженный артист Казахской ССР (1977).
Аржиловский, Александр Михайлович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Роли в кино Введение Александр Михайлович Аржиловский (14 сентября 1948, Тюмень — 11 ноября 1999, там же) — советский актёр театра и кино.
Сальвини, Томмазо
Томмазо Сальвини (итал. Tommaso Salvini; 1 января 1829, Милан — 31 декабря 1915, Флоренция) — великий итальянский актёр так называемой «школы переживания».
Жозеф Бонапарт
Жозеф Бонапарт (фр. Joseph Bonaparte, Джузеппе Буонапарте итал. Giuseppe Buonaparte, Хосе Бонапарте исп. Josй Bonaparte, 7 января 1768(17680107), Аяччо, Корсика — 28 июля 1844, Флоренция) — первенец Карло и Летиции Буонапарте, старший брат Наполеона I. С 1794 года женат на Жюли Клари. Дети Зенеида Бонапарт (8 июля 1801 — 8 августа 1854) и Шарлотта Бонапарт (31 октября 1802 — 3 марта 1839).
Фердинанд I король Обеих Сицилий
Фердинанд I (итал. Ferdinando I; 12 января 1751(17510112), Неаполь — 4 января 1825, Неаполь) — король Неаполя (как Фердинанд IV , 1759—1806), король Сицилии (как
Орсеоло, Пьетро I
Пьетро I Орсеоло (928—997) — 23-й венецианский дож (976—978). Родился в 928 году в влиятельной семье Орсеоло. В молодые годы командовал венецианским флотом, воевал против пиратов.
Пиччини, Никколо
Введение 1 Биография 2 Среди сочинений 3 Постановки в России Список литературы Введение Вито Никколо Марчелло Антонио Джакомо Пиччинни (итал. Vito Niccolт Marcello Antonio Giacomo Piccinni; 16 января 1728(17280116), Бари — 7 мая 1800, Пасси, близ Парижа) — итальянский и французский композитор.
Пизакане, Карло
Карло Пизакане (итал. Carlo Pisacane, 22 августа 1818(18180822), Неаполь — 2 июля 1857, Санца, близ Сапри) — итальянский революционер, деятель Рисорджименто.
Монако
Это самое маленькое государство в Европе, после Ватикана, имеет мировую славу «игорного рая» и фешенебельного курорта.
Наполеон Бонопарт
Наполеон Бонапарт. Наполеон родился в Аяччо на острове Корсика. Наполеон был вторым из 13 детей Карло Буонапарте и Летиции Рамолино, пять из которых умерли в раннем возрасте. Семья относилась к мелким аристократам и жила на острове с начала XVI века. Хотя в прошлом Карло Буонапарте был одним из составителей Конституции Корсики, он подчинился французской верховной власти, чтобы иметь возможность дать детям образование во Франции.
Авогадро Амедео
В начале своей научной деятельности Лоренцо Романо Амедео Карло Авогадро ди Кваренья э ди Черрето изучал электрические явления: объяснял поведение проводников и диэлектриков в электрическом поле, в частности поляризацию диэлектриков.
Борромини
Борромини Франческо (Borromini, Francesco) (25.09.1599 / Биссон, Ломбардия, Италия–02.081667 / Рим, Италия), итальянский архитектор.