Нелли Тер-Геворкян
В монографии М.И.Серовой "Феномен декабристской политической культуры в контексте российской истории Х1Х века" (Краснодар, 2002 г.) представлена история зарождения с 10-х гг. Х1Х века и дальнейшая эволюция до 80-х гг. того же столетия политической культуры дворянской, преимущественно военной, интеллигенции.
Несмотря на существующую обширную и многожанровую литературу о декабристах, проблема декабристской политической культуры не стала пока еще предметом специального научного исследования, хотя актуальность ее несомненна.
В книге сделана попытка показать, во-первых, что передовые дворяне России в первой четверти Х1Х в. выработали свою особую, отличную от официальной патриархально-подданнической, политическую культуру - активистскую, "наступательную" (автор ее квалифицирует как контркультуру); во-вторых, что она сочетает в себе два взаимосвязанных гуманистических компонента - политику и культуру. В связи с этим, культурологический анализ, предпринятый автором, позволил включить декабристскую политическую культуру в систему культуры и в поиск собственно культурных сторон в политике.
Феномен декабризма выявил, как убедительно показала автор, два важнейших компонента, необходимых для устойчивого развития общества:
1) верховенство закона, действительная подчиненность ВСЕГО общества единым "правилам игры", с которыми согласно большинство, и
2) постоянное наличие не абстрактного, а реального слоя общества, практика жизни которого находится в соответствии с принятыми законами. Потребовав введения категории справедливости в практику жизни, декабристы стали, по сути, родителями чисто русского понимания интеллигентности, уникального явления, принятого обществом за эталон не только образованности, но прежде всего нравственности. Явление, рожденное почти два века назад, остается насущной потребностью общества и ныне. Можно сказать, что сегодня наличие или отсутствие названных компонентов становится формулой выживания или гибели общества и государства.
Особенностью монографии является междисциплинарный комплексный подход к исследованию. Исходной посылкой научного анализа является понимание автором того, что культура есть живое динамичное социальное поле, в котором развивается политическое действие, процессы, в целом - политика.
М.И.Серова показывает политическую культуру декабристов как феноменологическое явление русской культуры и истории, политической мысли и практики. Автор утверждает, что "культура вмешивается в политику и через нее же находит свое выражение, поэтому понять конкретные события не только современности, но и исторического прошлого, можно только в тесной связи развития политики с общим культурным контекстом исследуемой эпохи и частными ее проявлениями, которые в совокупности влияют на политическое поведение людей, принадлежащих к определенной культуре" (С.34). В этом смысле автор рассматривает политическую культуру с двух сторон: с одной, это элемент культуры, сформировавший особый образ жизни, мировоззрение, восприятие российской и западной действительности Х1Х в., которые противостояли официальным взглядам; с другой, политическая культура декабристов - это феномен, теоретически наметивший путь модернизации России по либерально-демократическому западному образцу. Несмотря на узость либерального поля в России в первой четверти Х1Х в., декабристы, будучи хорошо знакомыми с достижениями западноевропейской политической мысли (И.Бентам, Б.Констан,Т.Гоббс, Дж.Локк, И.Кант и др.), опосредовали сущность либеральных идей и отразили их в своих конституционных проектах.
Привлекает внимание вторая глава монографии - "Феномен декабристской политической культуры в проблемном поле культурологии", где с философских позиций рассмотрены вопросы онтологии политической культуры декабристов в контексте российского национального опыта и традиций. Проблема проанализирована в философских категориях сущности и явления, что позволило высветить ее главную составляющую - духовную культуру, проникнутую идеями гражданственности и гуманизма.
При определении сущности декабристской политической культуры в проблемном поле культурологии автор выделила три основные формы: во-первых, в форме завершенных актов их духовной деятельности; во-вторых, в форме субъектов, творцов и носителей культуры: в-третьих, в форме институциональных связей, переводящих субъективную деятельность каждого участника политического процесса в объективный план. Под этим исследователь понимает способ освоения декабристами действительности, приемы и способы выработки политической, моральной, психологической и иной информации и передачи ее другим поколениям.
Следует отметить также хороший литературный язык, которым изложены результаты многолетнего научного поиска автора.
М.И.Серова написала добротную работу, которая явится достойным пополнением литературы о декабризме - эпохе и ее представителях.
Другие работы по теме:
Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр о праве на ложь
Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр о праве на ложь В первой главе необходимо определить предмет исследования, а именно - феномен лжи. Для определения лжи используются различные категории. В обыденном сознании ложь обычно ассоциируется с негативным, социально неодобряемым действием - обманом, который определяют либо как синоним лжи, либо как процесс порождающий ложь.
Понимание межличностных отношений
Общественные отношения и межличностные отношения. Деловые отношения и межличностные отношения. Виды и феномены межличностных отношений.
Множественная личность
Множественная личность — психический феномен, при котором человек обладает двумя или более различными личностями, или эго-состояниями. Каждая альтер-личность в таком случае имеет собственные паттерны восприятия и взаимодействия с окружающей средой.
Деятельность
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ 1. Предмет и социальная роль философии. 2. Философия и религия: общее и особенное.
Революция сверху
Pеволюция сверху — социально-политический феномен. По одним данным, термин введён испанским писателем Хоакином Коста[1], по другим — Марксом и Энгельсом.[2]
Эффект Брэдли
Эффект Брэдли (также именуемый эффект Вильдера, эффект Динкинса) — феномен, часто наблюдаемый в политической жизни США и других стран с непростыми межрасовыми отношениями, который выражается в проявлении политики двойных стандартов избирателями, когда в предвыборной кампании участвуют белые и небелые кандидаты.
Декабристы в политической и культурной истории России
Сен-Симона, Фурье, Оуэна, давших острую критику буржуазной цивилизации, предвещавших социалистическое будущее человечества. Своеобразным национальным теоретическим и практическим вариантом подобных учений в России было движение декабризма
на тему: М. Ю. Лермонтов
Лермонтову пришлось жить и писать в одну из самых реакционных эпох русской истории. Начало этой эпохи было ознаменовано разгромом декабризма, а пределом ее, до которого Лермонтов не доложил, послужило сплочение и активизация революционной демократии
Литературный герой ВАЗИР-МУХТАР
ВАЗИР-МУХТАР - герой исторического романа Ю.Н.Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара» (1927). Героем романа является реальное историческое лицо - Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829), создатель комедии «Горе от ума», талантливый дипломат, полномочный представитель (на перс. яз.- вазир-мухтар) Российской империи, трагически погибший в Персии.
Историческое значение образа Чацкого
Чацкий — новый тип человека, действующий в истории русского общества. Главная его идея — гражданское служение. Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Самое ненавистное для него — рабство во всех его проявлениях, самое желанное — свобода. Все окружающее нуждается, по его мнению, в тотальной переделке.
Композиция романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени и ее роль в раскрытии личности Печорина
Автор: Лермонтов М.Ю. Лермонтов-художник сформировался после поражения дворянской революции, в период, который был воспринят многими его современниками как крушение истории. Крах идей декабризма вызвал глубокую переоценку ценностей. В литературе появляется новый герой, герой эпохи «безвременья», жесточайшей реакции, безграничного произвола самодержавно-полицейского строя в России.
Разбор и анализ стихотворений В Сибирь, Арион.
Автор: Пушкин А.С. Своим взглядам, идейно объединявшим поэта со всей передовой Россией, Пушкин не изменил ни в ссылке, ни после разгрома декабристов. Об этом говорят написанные в 1827 году стихи «В Сибирь» и «Арион».
История создания романа "Война и мир"
К "Войне и миру" Толстой шел трудно - впрочем, легких путей в его жизни не было. Толстой блистательно вступил в литературу с первой же своей вещью - начальной частью автобиографической трилогии "Детство" (1852).
Идеи декабризма в комедии А. Грибоедова Горе от ума. Чацкий и декабристы
Автор: Грибоедов А.С. “Горе от ума” — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, б рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.
Обзор творчества 4
Обзор творчества Автор: Гумилев Н.С. Поэт в России — больше чем поэт. Е. Евтушенко Михаил Юрьевич Лермонтов — гениальный поэт, прозаик, драматург, оставивший яркий след в классической русской литературе. “Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок”,—скажет о себе другой русский поэт — Сергей Есенин.
Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума"
"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе.
Образ М.Ю. Лермонтова
Сочинение о творчестве великого русского поэта ХIХ века М.Ю. Лермонтова. Краткая биография, события, которые оказали влияние на его творчество. Взгляд поэта на поколение ровесников, причины душевного смятения. Любовь, боль, переживания за судьбу России.
Олений парк
(фр. parc aux cerfs) — особняк в окрестностях Версаля, предназначавшийся для встреч короля Франции Людовика XV с многочисленными и часто меняющимися фаворитками. В литературе XIX—XX веков феномен «Оленьего парка» использовался в качестве примера развращённости нравов эпохи рококо.
Взаимосвязь понятий культура и цивилизация
Цивилизация – это: Стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня воспроизводства социальной жизни. Локализованные в пространстве и времени общ-ва, которые являются целостными системами, представляющими конкретный социокультурный феномен, имеющими четковыраженные параметры духовного, технологического, экономического и политического развития.
Контркультура
Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы подключились не только и культурологи, но и культурофилософы.
Цеховик
— подпольный предприниматель в СССР в период до конца 1980-х годов. Феномен подпольности заключался в том, что официально было невозможно ни организовать предприятие, ни продавать произведённую продукцию. Поэтому цеховики нашли выход — официальной государственной структурой производилась подпольная продукция и неофициальной теневой структурой эта продукция продавалась.
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
Компьютерная зависимость
Text Text Graphics Компьютерная зависимость. Graphics Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. . Graphics
Идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума
"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.
Грибоедов А.С.
Родился 4 января (15 н.с.) в Москве в семье офицера русской гвардии, дворянина. Получил разностороннее домашнее образование. Семи лет отдан в Московский университетский пансион. Одиннадцати лет Грибоедов - студент Московского университета.