Анализируя произведение, обращать внимание на:
· Речь. Плавная, ровная - или психологически неустойчивая, логически зыблемая, нервная, прерывистая (дисгармония синтаксиса, оговорки, уступительные предложения, обилие вводных слов и словосочетаний и др.); ускорение и замедление речи; повышение и понижение тональности; ритм; паузы.
· Лексические особенности.
· Слово "вдруг" - употребляется в романе более 500 раз. Частое употребление приходится на сюжетные шаги, совпадающие с описаниями смены душевных состояний.
· Портреты героев. Контраст между внешностью и внутренним миром героя (Раскольников); соответствие внешнего облика внутреннему миру героя. Метод двукратного портретирования в романе (герои проходят через идейную или нравственную катастрофу, по крайней мере дважды их внутренние качества полностью гармонируют с внешностью).
· Интерьеры. Художественная деталь в описании интерьеров.
· Пространство романа: лестница, порог, прихожая, коридор, площадка, ступени, открытые на лестницу двери. Лестница как символ подъема, усилия, борьбы в душе героя. Порог как символ кризиса, радикальной перемены, перелома в судьбе, важного решения, обновления или гибели.
· Описания природы. Мир, окружающий героя, как часть души этого героя, как внутренний пейзаж его души, определяющий многие поступки.
· Солнце как символ жизни в творчестве Достоевского.
· Время в романе (действие происходит в течение 2-х недель). Время как функция человеческого сознания, поэтому может то сжиматься, то растягиваться. Преодоление времени в эпилоге романа.
· Взаимоотношения персонажей романа. Раскольников как композиционный и духовный центр романа. Другие персонажи как символы определенных жизненных установок, как воплощения того или иного разрешения вопроса, о котором думает сам Раскольников. Неоднозначность трактовки образа Порфирия Петровича (идеологический заместитель автора; герой, защищающий существующий строй под маской гуманности; герой, прошедший вместе с Раскольниковым путь возрождения).
· Атмосфера невыносимой жары, духоты, городской вони, сдавливающих героя, мутящих его сознание, - атмосфера преступления.
· Символика чисел в романе.
· Число 4. Четырехчленная вертикальная пространственная структура в романе: четырехэтажные дома, четвертые этажи - ужас, насилие, нищета. Подразумевается противопоставление четырехчленной горизонтальной пространственная структуре: "на все четыре стороны".
· Тридцать (тридцать целковых) - от евангельского "тридцать сребреников"; цена предательства.
· Число 3. Фольклорно-евангельское число (в фольклоре: три дороги, три сына, три попытки, три препятствия и др.; в Евангелии: три отречения Петра, три года искал хозяин плодов на смоковнице и др.).
· 11 часов. Связь с евангельским текстом: притча о том, что царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник. Одних нанял в третьем часу, других - в шестом, в девятом, и, наконец, - в одиннадцатом. А при расплате всем заплатил поровну (и последние стали первыми - проявление высшей справедливости). Встречи с Мармеладовым, с Порфирием Петровичем, с Соней происходят в 11 часов - Раскольникову еще не поздно сбросить с себя наваждение, стать из последнего первым.
· Число 7. Семичленная структура романа (шесть частей и эпилог). Роковое время для Раскольникова - 7 часов. Число 7 в теологии - "истинно святое число", т.к. соединяет числа 3 (божественное совершенство - Святая троица) и 4 (мировой порядок - четыре стороны). Посылая героя на убийство в 7 часов, автор заранее обрекает его на поражение (символ разрыва с богом). В эпилоге число 7 (семь лет) символизирует восстановление связи героя с богом.
· Имена и фамилии героев романа.
· Раскольников - двоякое толкование: раскол как раздвоение; раскольничество как одержимость одной мыслью, как фанатизм.
· Мармеладовы - контраст сладкой фамилии и горького несчастья семьи, в жизни которой сфокусирована вся несправедливость общества.
· Соня, София - премудрость (греч.). Мудрость как мудрость смирения во имя добра, которое в конечном итоге все равно победит.
· Свидригайлов - в звуках, составляющих фамилию, отражена странность, изворотливость героя.
· Миколки (невинный Миколка красильщик и пьяный деревенский парень Миколка, забивающий лошадь). Символы веры и неверия, между которыми мечется Раскольников.
· Лизавета (Лисавета) - почитающая бога (евр.). Перекличка с Лизаветой Ивановной из пушкинской "Пиковой дамы": Германн убивает героиню морально, а Раскольников - физически.
· Порфирий - багряный (греч.). Очистительный огонь для Раскольникова, вступившего в конфликт с божьей и человеческой правдами.
· Цвет в романе.
· Грязно-желтый цвет как усиливающий атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали, как вызывающий чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. Соотношение "желтый" - "желчный" как определяющее взаимодействие внешнего мира и мироощущения героя. Желтый цвет как цвет Петербурга; петербургский роман.
· Красный цвет как своеобразный светофильтр, через который видит окружающее обезумевший от крови Раскольников.
Составлено на основе книги С.В.Белова "Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
В.К. Мяэотс
Другие работы по теме:
Достоевский ф. м. - Петербург в романе ф. м. достоевского
События в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказаниег разворачиваются в Петербурге. Многие писатели обращались к этому городу в своих трактирами полными пьяных. Когда Достоевский писал. Преступление и наказание торговцы студенты.
Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь Толстой
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — своеобразное исследование идеи Родиона Раскольникова, проверка ее жизненности. Достоевский изображает столкновение теории с логикой, самой жизнью. По мнению писателя, живой жизненный процесс, т. е. логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию.
В чем заключается наказание Раскольникова за преступление мини сочинение
Автор: Достоевский Ф.М. После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Самые близкие люди – мать и сестра – стали для него чужими и далёкими.
Образ Раскольникова по роману Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Федор Михайлович Достоевский — писатель-философ, ставивший и решавший в своих произведениях сложнейшие, вечные вопросы бытия. Его герои — необычные люди. Они мечутся и страдают, совершают злодейства и раскаиваются, находясь в бесконечном поиске истины. Таков и главный герой романа “Преступление и наказание” Родион Романович Раскольников. “Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся всякой встречи, не только встречи с хозяйкой.
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М Достоевского Преступление и наказание.
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М Достоевского "Преступление и наказание". Автор: Достоевский Ф.М. Противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой автор подчеркнул контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других.
Психологический смысл романа Ф.М.Достоевского Преступление и наказание
Психологический смысл романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Почему Достоевский взялся писать роман с таким названием "Преступление и наказание"? Что же важно для него? Этот частный случай: преступник, жертва и возмездие? Но сколько таких случаев! Нет, очевидно, смысл не в этом.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Образ Петербурга присутствует почти в каждом произведении Достоевского. Петербург строился при Петре 1 на «крови и жертвах» простого народа. В нём сошлись Европа и Россия. Писатель не говорит о великолепной архитектуре и красоте города.
Философские проблемы в романе Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. А. С. Пушкин Я хочу рассказать вам о книге, которая не может не взволновать думающего читателя. Эта книга — роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Мне бы хотелось рассказать о философском направлении этого произведения, о его гуманистическом звучании, о значении этой книги для читателя сегодня.
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского Преступление и наказание
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Ф. М. Достоевский известен на весь мир благодаря написанной им книге «Преступление и наказание». Этот роман по праву считается одним из лучших произведений второй половины 19 века и по праву принадлежит к элите мировой литературы.
Выбранные пути в жизни Сони и Раскольникова
Достоевский написал роман "Преступление и наказание" в 1861-1866 годах. Это время в России было переходным. Социальные противоречия обострились, лидеры революционного движения арестованы, крестьянские восстания подавлены.
Дети на страницах произведений Ф. М.Достоевского
Федор Михайлович Достоевский трепетно, бережно и искренне относится к своим героям. Описывая женщин и детей, он, как лакмусовой бумажкой, проверяет общество на гуманное, справедливое отношение к слабым и обездоленным.
Мое восприятие Достоевского
Сила и величие русских классиков XIX века заключались в глубоком демократизме, в бескомпромиссном служении правде жизни. Неослабевающий интерес к творчеству Достоевского во всем мире не случаен.
Образ Родиона Раскольникова
Автор: Достоевский Ф.М. Жена писателя А. Г. Достоевская вспоминает, что Федору Михайловичу сравнительно легко давалось написание романа. Однако мучительно и долго, с большими трудностями всегда шло создание плана. Так было и с книгой «Преступление и наказание».
Смысл теории Раскольникова
Автор: Достоевский Ф.М. В своем социальном, психологическом и философском романе “Преступление и наказание”, написанном в 1866 году, Федор Михайлович Достоевский воспроизвел жизнь России в 60-е годы XIX столетия, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и перемены.
Психологизм Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Федор Михайлович Достоевский - выдающийся романист прошлого века. В его социально-философском психологическом романе “Преступление и наказание” во всем объеме раскрылся талант писателя-психолога.
Сочинение-миниатюра по роману Преступление и наказание
Сочинение-миниатюра по роману "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Роман Ф.И. Достоевского " Преступление и наказание" - это произведение, посвящённное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки человеческая душа к постижению истины. Преступление Раскольникова-это игнорирование христианских заповедей, а человек,который в своей гордыне смог их преступить, по религиозным понятиям, способен на всё.
Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Соня Мармеладова - центральный женский образ в романс Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эта героиня входит в число тех персонажей Достоевского, в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке. Сопя наделена особым даром: евангельские истины любви, бескорыстия, ненасилия даны ей от Бога, запечатлены в ее душе - они определяют ее отношение к миру, каждый из ее поступков.
Идеи героев в романе "Преступление и наказание"
"Человек есть тайна",- говорил Достоевский. Разгадать человека, понять его нелегко. Достоевский в романе "Преступление и наказание" глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и психологию, типичную для разных слоев общества.
Сочинения: Выбор темы
Итак, мы рассматриваем выбор темы сочинения как оценку возможности смоделировать исследование в рамках этой темы. Важнейшее условие успеха на письменном экзамене - сформировать "скелет" сочинения в первый час работы над ним.