та».)
Автор: Булгаков М.А.
Роман Михаила Булгакова — произведение весьма своеобразное. Оригинальность композиции и нестандартный сюжет, искрометный юмор и мрачный сарказм, антитеза и гипербола, лиризм и высокий реализм — многие литературные приемы использованы талантливым писателем и вполне уместны, так как дополняют силу воздействия авторского материала на читателя .
Кроме всего прочей роман активно использует образ самого времени, Хроноса. И это не только временная двуплановость произведения, где вставная и вполне самостоятельная притча об Иисусе как бы дополняет нравственную суть повествования. Постоянно “путешествует” во времени сознание Мастера: “лишь одно видение, посещающее его в полнолуние, беспокоит его временами- казнь на Лысой горе и безнадежные уговоры Пилата, чтобы Иешуа подтвердил, что казни не было...”
Булгаков вложил в этот роман всего себя, все им прожитое и пережитое. Он вложил опыт предыдущих творений, почти все из написанного ранее: московский быт, запечатленный в очерках “Накануне”, сатирическую фантастику и мистику, опробованную в повестях 20-х годов, мотивы рыцарской чести и неспокойной совести романа “Белая гвардия”, драматическую судьбу гонимого художника, развернутую в “Мольере”, пьесе о Пушкине... К тому же картина жизни незнакомого восточного города, запечатленного в “Беге”, подготовила описание Ерша-лайма. Даже способ перемещения во времени назад, к первому веку истории христианства, и вперед, к утопической грезе “покоя”, родился из сюжетов “Блаженства” и “Ивана Васильевича...”. Так что этот роман создавался всей жизнью Булгакова, он вне времени и потому — бессмертен.
Об этом романе исследователями разных стран написано уже очень многое. Среди трактовавших книгу есть и такие, что склонны были читать ее как зашифрованный политический трактат: в фигуре Воланда пытались угадать Сталина и даже его свиту расписывали по конкретным политическим ролям — в Азазелло, Коровьеве пытались угадать Троцкого, Зиновьева... Трудно представить себе что-либо более плоское, одномерное, далекое от природы искусства, чем такая трактовка булгаков-ского романа.
Иные истолкователи романа увидели в нем апологию дьявола, любование мрачной силой, какое-то особое, едва ли не болезненное пристрастие автора к темным стихиям бытия. При этом они досадовали на то, что автор не принадлежит к религиозным людям, что он невежествен в догматах православия, а потому позволил себе сочинить сомнительное “Евангелие от Воланда”.
В самом деле, Булгаков называл себя “мистическим писателем”, но мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя. С наслаждением отдаваясь вольной фантазии, расписывая фокусы, шутки и перелеты Азазелло, Коровьева и кота, любуясь мрачным могуществом Воланда, автор посмеивается над уверенностью, что все формы жизни можно расчислить и спланировать, а процветание и счастье людей ничего не стоит устроить — нужно только захотеть. Его мистика обнажает трещину в рационализме. Булгаков осмеивает самодовольную кичливость рассудка, уверенного в том, что, освободившись от суеверий, он создаст точный чертеж будущего, рациональное устройство всех человеческих отношений и гармонию в душе самого человека.
Здравомыслящие литературные сановники вроде Берлиоза, давно расставшись с верой в Бога, не верят даже в то, что им способен помешать, поставить подножку его величество случай. Несчастный Берлиоз, точно знавший, что будет делать вечером на заседании писателей, всего через несколько минут гибнет под колесами трамвая.
Так и Понтий Пилат в “евангельских главах” романа кажется себе и людям человеком могущественным. Но проницательность Иешуа поражает прокуратора не меньше, чем собеседников Воланда странные речи иностранца на скамейке у Патриарших прудов. Самодовольство римского наместника, его земное право распоряжаться жизнью и смертью других людей впервые поставлено под сомнение. Пилат решает судьбу Иешуа. Но по существу Иешуа — свободен, а он, Пилат, — пленник, заложник собственной совести. И этот двухтысячелетий плен — наказание временному и мнимому могуществу.
История Иешуа лишь в самом начальном варианте романа имела одного рассказчика — дьявола. Рассказ Воланда продолжен уже как сновидение Ивана Бездомного на больничной койке. А дальше эстафета передается Маргарите, читающей по спасенным тетрадям фрагменты романа Мастера о смерти Иешуа и погребении. Три точки зрения, а картина одна, хоть и запечатленная разными повествователями, но именно оттого трехмерная и многовременная. Оказывается, любой человек способен путешествовать в нравственном временном пространстве.. Если он, естественно, наделен человеческими чертами: способностью любить, как Маргарита, способностью творить, как Мастер, способностью верить...
Даже малограмотный рифмач Иван Бездомный, который вместе с Берлиозом осмеивал возможность существования Христа, в бесплодной погоне за воландовской шайкой оказывается на берегу Москва-реки и как бы совершает крещение в ее купели. С бумажной иконкой, приколотой на груди, и в нижнем белье явится он в ресторан Массолита, изображенный подобием вавилонского вертепа — с буйством плоти, игрой тщеславия и яростным весельем.
В новом облике Иван выглядит сумасшедшим, но в действительности это путь к выздоровлению; потеряв рассудок, он в то же время обретает его, прозрев духовно. Одно из проявлений душевного выздоровления — отказ от претензии на всезнание и всепонимание. В эпилоге романа Иван Николаевич Понырев возникает перед нами в облике скромного ученого, будто заодно с фамилией изменилась и вся его духовная сущность.
Иван Бездомный обретает нравственное сознание как наследный дар русской интеллигенции, к которой принадлежал и Булгаков, но в роли научного сотрудника института истории и философии Иван Николаевич Понырев как ученик, увы, не более даровит, чем не расстающийся с козьим пергаментом Ле-вий Матвей...
Выбирая посмертную судьбу Мастеру, Булгаков выбрал судьбу себе. За недоступностью для Мастера райского “света” (“не заслужил”), решение его загробных дел поручено Воланду. И он дает странную награду — покой.
О бессмертии, как о долговечной сохранности души, “убегающей тленья”, о творении искусства, как о перенесении себя в чью-то душу с возможностью стать ее частицей, возможно, и думал Булгаков, создавая свою главную книгу.
Другие работы по теме:
Булгаков м. а. - Знакомство ивана бездомного с мастером
Роман Мастер и Маргарита над которым. Булгаков начал работать в году а последние строки дописывал в году был книгой его жизни. Для русской литературы этот последний закатный роман как именовал. Булгаков Мастера и Маргариту явился н За сатирой скрывается сама суть жизни ее предназначение и смысл добро и зло в их вечном абсолютном противостоянии преступление.
Булгаков м. а. - Тема выбора в романе м. а. булгакова мастер и маргарита
Роман “Мастер и Маргарита” - вершинное произведение Михаила' Булгакова, над которым он работал до конца жизни. Это произведение поистине уникальное, оно поражает своей необычностью, цветовой и звуковой насыщенностью, тематическим разнообразием, богатством красок, гротескным изображением героев и фантастикой. “Мастер и Маргарита” привлекает еще и оригинальной композицией: в рамках единого произведения сложно взаимодействуют два романа - роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера.
Мой Михаил Булгаков Люди как люди
Для меня М. А. Булгаков является одной из величайших загадок человеческого гения. Все без исключения его творения выделяются из огромной массы произведений XX века. Они слишком непохожи на других, оригинальны и неожиданны, чтобы быть неузнанными. Спектр проблем, поднимаемых писателем в произведениях, необычайно широк и разнообразен.
Гоголевские традиции в романе Михаила Булгакова Мастер и Маргарита
М. А. Булгаков — талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо выделялась такая тенденция русской литературы, как «борьба с чертом». В этом смысле М. А. Булгаков является как бы продолжателем традиций Н. В. Гоголя в изображении черта и ада — места его обитания. Сам автор говорил о романе «Мастер и Маргарита»: «Пишу роман о дьяволе».
Тема города в русской литературе по произведениям Михаила Булгакова
Тема города является одной из самых характерных тем для русской литературы. Она отразилась в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока, М. А. Булгакова и многих других писателей. Раскрытие данной темы можно проследить на примере творчества М. А. Булгакова, в частности его романов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита».
Добро и зло в романе Мастер и Маргарита 2
Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» Автор: Булгаков М.А. “Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. И. В. Гёте. “Фауст” Эти слова эпиграфа свидетельствуют о нетрадиционном для русской литературы отношении Булгакова к сатане. Если для Гоголя и Достоевского дьявол — это воплощение зла, то Булгаков пишет о сложном переплетении добра и зла в жизни.
Рукописи не горят по роману Булгакова Мастер и Маргарита
Судьба Михаила Булгакова как судьба интеллигента и гражданина привлекает меня и моих современников своим трагизмом. Человек высоких моральных качеств, он немало сделал для своей родины как врач, проведя наилучшие годы своей жизни в борьбе с ужасными венерическими заболеваниями. Уже один этот факт мог бы поставить его на надлежащий уровень в государстве.
Булгаковская Москва.
Автор: Булгаков М.А. Роман “Мастер и Маргарита” принес Булгакову посмертную мировую славу. Автор писал роман как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени. Все, что пережил Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, всю душу и весь талант отдал он этому роману,
Булгаковская Москва. 2
Булгаковская Москва. Автор: Булгаков М.А. Тонкий психолог — Булгаков, переплетая в своем произведении “Мастер и Маргарита” реалистическое и фантастическое, добился возможности сатирически изобразить Москву 30-х годов.
Размышления о романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. В начале 20-х годов Булгаковым был задуман роман “Инженер с копытом”, но с 1937 года он полу чает другое название — “Мастер и Маргарита”. Все, что пережил Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, — все свои самые главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. “Мастер и Маргарита” — творение необыкновенное, невиданное даже в русской литературе.
М.А.Булгаков Добро и зло в романе Мастер и Маргарита
Сочинение Тема: М.А.Булгаков “Добро и зло в романе Мастер и Маргарита” На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с добром и злом. Поэтому вопрос, что есть добро и что есть зло будет волновать человечество всегда. Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" -- одна из ключевых, автор показывает читателям эту вечную борьбу добра и зла.
Проблематика романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
На долю произведений Булгакова выпала непростая судьба. При жизни автора были опубликованы лишь первая часть его романа “Белая гвардия”, книга фантастической и сатирической прозы, цикл рассказов “Записки юного врача” и многочисленные газетные фельетоны.
Мое любимое произведение М. А. Булгакова
Сегодня уже много сказано о М. А. Булгакове как о крупном мастере слова, авторе пьесы "Дни Турбиных", повести "Собачье сердце", романа "Мастер и Маргарита". А ведь начинал писатель с темы белой гвардии, поскольку Булгаков все это видел, знал, любил.
Герой-интеллигент в прозе Булгакова
Образ героя-интеллигента типичен для произведений М.А. Булгакова. Профессор Преображенский в повести «Собачье сердце», Алексей Турбин в «Белой гвардии», Мастер в романе «Мастер и Маргарита» – все эти герои обладают, как правило, университетским образованием, широким кругозором и по своему мировоззрению принадлежат, скорее, к старому миру.
Писательская трагедия Мастера.
Автор: Булгаков М.А. Одним из главных героев романа Булгакова “Мастер и Маргарита” является Мастер. Жизнь этого человека, как и его характер, сложна и необычна. Каждая эпоха в истории дает человечеству новых талантливых людей, в деятельности которых отражается, в той или иной степени, окружающая их действительность.
Писательская трагедия Мастера. 2
Писательская трагедия Мастера. Автор: Булгаков М.А. Роман “Мастер и Маргарита” — вершина творчества Булгакова. В романе автор затрагивает множество разных проблем. Одна из которых — писательская трагедия человека, жившего в ЗО-е годы. Для настоящего писателя самое страшное — не иметь возможности писать про то, о чем думаешь, свободно высказывать свои мысли.
Первое прочтение романа М. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. С одной стороны, можно сказать, что этот роман – фантастический миф, феерическое представление, но это всего лишь поверхностное впечатление, воссозданное «булгаковской чертовщинкой» для выражения остро-волнующей автора проблематики: борьбе добра и зла, предательстве, трусости, любви и милосердия.
Мастер в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита
Мастер в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Автор: Булгаков М.А. Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический «Театральный роман» и роман «Жизнь господина де Мольера», обращался к теме взаимоотношений художника и общества. Но свое наиболее глубокое воплощение этот вопрос приобретает в главном произ-ведении писателя – «Мастер и Маргарита».
Фаустовская тема в романе Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. Булгаков сразу задумал роман, через который бы на всем его протяжении прошла заметной линией фаустовская тематика. Это ему помогло и дало роману прочный фундамент. Под такой фундамент на подкопался бы ни один человек, так как он поместил свой роман под знак европейской литературной традиции.
М. А. Булгаков и театр
Человек, принесший русской литературе XX века всемирную славу, свой жизненный путь окончил скромным либреттистом-консультантом Большого театра.
Булгаков Яков Иванович
Дипломат; образование получил в гимназии Московского университета. В 1761 г. Булгаков был записан на службу в Коллегию иностранных дел.