Автор: Толстой А.Н.
То академик, то герой.
То мореплаватель, то плотник.
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А. С. Пушкин
Алексей Николаевич Толстой пришел в литературу в сложное, переломное время, когда рушились вековые устои, страна переживала сложнейший период своей истории: происходили социальные революции, проносились войны. Писатель хотел осмыслить время, понять свое место в истории, поэтому обратился к эпохе Петра, когда складывались аналогичные события. На рубеже XVII—XVIII веков происходило становление российской государственности, страна из средневековой отсталости выбиралась на европейскую арену.
Великие свершения требовали большого напряжения сил,самоотверженности и героизма — все это было присуще русскому характеру. Толстой верил, что, выстояв однажды, Россия не сгинет и в XX веке. Эту уверенность писателю дала работа над романом “Петр Первый”. Вместе с Алексеем Толстым мы пристально вглядываемся в сильный, противоречивый и целеустремленный характер будущего царя.
В начале романа это испуганный ребенок на руках у Натальи Кирилловны, с ужасом смотрящий на бунтующих стрельцов. Позже мы видим неутомимого подростка, неделями и месяцами муштрующего потешных солдат. Петр не боится подчиняться более умным и знающим военачальникам. Он жадно учится мортирному, кузнечному и плотницкому делу.
Хорошо зная нерасторопность и вялость русского мужика, царь личным примером ведет за собой сподвижников. Где словом и уговорами, где угрозами и наказанием он пытается добиться поставленной задачи. Вначале Петр создает боеспособные и верные ему войска, затем строит флот и отвоевывает исконно русские земли на юге России. Не легко и победно идет он к намеченным целям, очень часто ему приходится терпеть поражения. Но он знает, что с однажды намеченного пути уже не сойдет, будет идти до конца.
Главная черта характера Петра Первого, которую постоянно выделяет автор,— это умение учиться, признавать свои ошибки и неустанное движение вперед, к единой цели — созданию крупного и богатого государства.
Петр не гнушается никакой работой. В Воронеже он целыми днями пропадает на верфи, а когда понимает, что созданный флот не годится для морского похода, отправляется в Голландию учиться корабельному делу. В Петре совершенно нет чванства. Он прост в обращении с людьми, старается отменить особые почести, которые оказывают ему бояре и ближайшее окружение.
Петру некогда сидеть на длинных приемах, выслушивая тяжбы бояр и доклады иноземных послов. Он стремителен и порывист, ему не хватает времени на более важные дела. Вначале наставником и другом Петра был Лефорт. Многому научился у этого умного и расчетливого немца царь. Полностью доверяет Петр и Ромодановскому, как сторожевой пес оберегает тот вверенные ему дела.
Есть соратники и последователи среди бояр и простых людей, но все же Петру приходится все проверять самому, во все вмешиваться, так как некоторым не хватает смелости и напористости царя, другие еще робеют перед чиновниками, третьи — больше бдят свою пользу. Нет еще у царя той силы и опоры, которая могла бы заменить его. Есть отдельные соратники, как Меньшиков, Бровкины, Шереметьев, Волков, из которых сформируется впоследствии ближайший круг — “птенцы гнезда Петрова”, но это в будущем. А пока перед нами могучая, не стоящая на месте, кипучая натура Петра Первого.
Алексею Николаевичу Толстому удалось создать правдивый, исторически обоснованный, ставший на долгие годы хрестоматийным образ Петра.
Другие работы по теме:
Русское духовенство при Петре Первом
После водворения на престол энергичной фигуры Петра в России начинается энергичная ломка старого строя и обновление его по за- падным образцам. Петр не был религиозным человеком в том смысле,
Толстой а. н. - образ петра первого
А. Н. Толстой шел к роману “Петр Первый” постепенно и издалека. Сначала, еще в 20-е годы, он пишет рассказы “Первые террористы”, “Наваждение”, “День Петра”, а затем “Повесть смутного времени” и пьесу “На дыбе”. И лишь в завершение всего этого принимается за работу над романом “Петр Первый”. Сам писатель отмечал: “Работа над „Петром" для меня прежде всего - вхождение в историю через современность...
Толстой а. н. - женские образы в романе петр первый
Большая заслуга А. Н. Толстого состоит в том что он в своем историческом романе создал правдивые образы. Петра Первого и его сподвижников но еще более велика заслуга писателя в том что он попытался раскрыть женские образы в их развитии.
Пушкин а. с. - Образ петра первого в творчестве а. с. пушкина
На протяжении всей жизни А. С. Пушкин очень интересовался личностью Петра Первого, его историческим значением. Поэтому образ Петра Первого довольно часто встречается в творчестве А. С. Пушкина. Проблема оценки этого незаурядного монарха становится в начале XIX века необычайно важной.
Литературный герой ПЕТР ПЕРВЫЙ
ПЁТР ПЕРВЫЙ - 1) герой романа Д.С. Мережковского «Петр и Алексей» (1904-1905), заключительной части исторической трилогии «Христос и Антихрист», где на примере трех отдаленных во времени исторических эпох изображается борьба христианства и язычества. Трилогия создавалась в течение почти целого десятилетия, и внутренняя ее концепция менялась.
Жизнь Гринева в белогорской крепости
(по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Петр Гринев — главное действующее лицо повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Перед читателем проходит весь жизненный путь главного героя, становление его личности, раскрывается его отношение к происходящим событиям, участником которых он является.
Образ Петра I в поэме Пушкина Полтава
(1 вариант) Обращаясь к исторической тематике, Александр Сергеевич Пушкин пишет поэму «Полтава». Произведение написано в 1828 году. В этот период поэт был увлечен личностью Петра I, его военными победами.
Образ Петра Первого в творчестве А.С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. На протяжении всей жизни А.С. Пушкин интересуется личностью Петра Первого, анализирует его историческое значение. Поэтому образ Петра довольно часто встречается в творчестве Пушкина. Проблема оценки этого монарха в начале девятнадцатого века становится необычайно важной.
Роль личности в истории по роману Алексея Толстого Петр Первый
Создавая роман, А.Н.Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: "Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция…, установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I".
Отношение Печорина к миру и собственной личности по роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Отношение Печорина к миру и собственной личности (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Автор: Лермонтов М.Ю. В предисловии к роману Лермонтов так охарактеризовал главного героя: « Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии ». Автор хотел показать « современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал».
Мастерство в построении композиции и
Автор: Толстой А.Н. А.Н.Толстой начал работу над романом в 1929 году. Причиной, побудившей писателя к созданию произведения, было, вероятно, ощущение созвучности Петровской эпохи, когда “трещит и рушится старый мир”, с эпохой, в которую жил автор романа. Весь ход повествования должен был показать взаимное влияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивность преобразовательских действий Петра, их закономерность и необходимость.
Гринёв и Швабрин по роману А.С. Пушкина Капитанская дочка
Гринёв и Швабрин (по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка") Автор: Пушкин А.С. Петр Андреич Гринев и Алексей Иваныч Швабрин впервые столкнулись на службе в Белгородской крепости. Гринев был определен туда по повелению батюшки, так как «Петруше шел семнадцатый годок». Швабрин же «уж пятый год был переведен за смертоубийство».
Образ Петра Гринева в повести Капитанская дочка
Образ Петра Гринева в повести "Капитанская дочка" Автор: Пушкин А.С. Повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка" уникальна и интересна тем, что в ней переплелись судьбы героев с разными характерами. Фактически, это историческая повесть, описывающая бунт того времени. Но с другой стороны, в повести прослеживаются нотки чистой, искренней, легкой и светлой любви.
Пётр Гринёв по роману А.С. Пушкина Капитанская дочка
Пётр Гринёв (по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка") Автор: Пушкин А.С. НАВЕРНОЕ, НЕТ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЛ БЫ ИМЯ АЛЕКСАНДРА С. ПУШКИНА. ВСЕМ ИЗВЕСТНО, ЧТО ПУШКИН БЫЛ ИЗВЕСТНЕЙШИМ ВЫДАЮЩИМСЯ ПИСАТЕЛЕМ, ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕКОМ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРОГО ЧИТАЛИ, ЧИТАЮТ, И БУДУТ ЧИТАТЬ.
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина Медный всадник
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" Автор: Пушкин А.С. В поэме «Медный всадник» Пушкин в образной форме противопоставляет государство олицетворенное Петром Первым и обычного человека с его желаниями и потребностями.
Личность и государство в творчестве А. С. Пушкина 2
Личность и государство в творчестве А. С. Пушкина Автор: Пушкин А.С. Противостояние личности и государства — одна из самых заманчивых для А. С. Пушкина тем. Именно она постоянно и настойчиво перекликается с такими вечными его мотивами, как свобода, место человека в обществе, сила, власть. Шире всего антагонизм личности и государства показан в поэме “Медный всадник”.
Повесть В.Г.Короленко Слепой музыкант
Автор: Короленко В.Г. Владимир Галактионович Короленко в своей повести «Слепой музыкант» пытается раскрыть перед читателем горе человека, родившегося слепым. Он хочет показать нам, как трудно человеку, родившемуся слепым, найти свое предназначение в жизни. Петр представляет весь мир в звуках и ощущениях.
"Петр 1" - исторический роман
Исторический роман "Петр 1" это неисчерпаемый источник подробных и очень интересных сведений о петровском времени, о социальных конфликтах, государственных и культурных реформах, о быте, нравах и людях той бурной эпохи.
Петр I и его эпоха в романе А. Н. Толстого "Петр I"
Роман Алексея Николаевича Толстого "Петр I" повествует о далекой эпохе конца XVII — начала XVIII веков, которая по праву осталась в русской истории как петровская. Работа автора над романом продолжалась 16 лет: с 1929 по 1945 год.
«Мы тут как в плену» (по роману «Дело Артамоновых» )
В двадцатые. годы Алексей Максимович Горький интенсивно работает. В этот период создан один из лучших романов писателя “Дело Артамоновых”. В нем Алексей Максимович воскрешает годы своей молодости. Но это не было уходом от проблем настоящего.
Образ Петра в поэме Александра Пушкина Медный всадник
Образ Петра в поэме Александра Пушкина 8220 Медный всадник 8221 В поэме “Медный всадник” Пушкин пытается оценить роль Петра в истории России и в судьбах людей. Образ Петра в поэме “раздваивается”: он становится не только символом движения жизни, ее изменения и обновления, но прежде всего воплощает устойчивость, непоколебимость государственной власти.
Осада Выборга 1706
Осада Выборга — неудачная операция русских войск во время Великой Северной войны, предпринятая в 1706 году царем Петром I по захвату шведского города-крепости Выборг.
Россия молодая фильм
Введение 1 Сюжет 2 Серии 3 В ролях 4 Киноляпы Список литературы Введение «Росси́я молода́я» (1981—1982) — 9-серийный телевизионный художественный фильм Ильи Гурина об эпохе Петра I. Экранизация одноимённого романа Юрия Германа.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ПО ЭПОХЕ ПЕТРА 1
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра истории Т Е С Т
Угрюмов, Иван Матвеевич
Введение 1 Биография 1.1 Летний сад 1.2 Первый Зимний дворец Список литературы Введение Иван Матвеевич Угрюмов (Иван Матвеев) (16??—1707[1]) — бомбардир, мастер-строитель, первый архитектор Летнего сада. Фонтанный мастер Петра I.
Андреевский флаг
Андреевский флаг - главное корабельное знамя Российского Флота. Он представляет собой белое, прямоугольное полотнище, пересеченное по диагонали из угла в угол двумя голубыми полосами, образующими косой крест.
Петр I великий реформатор или крепостник-консерватор
Петр I – великий реформатор или крепостник-консерватор? Личность и действия Петра I были очень противоречивы: с одной стороны, это новатор, производящий реформы, а с другой – консерватор, не желающий менять старые уклады крепостничества.
Анна Петровна
Дочь Петра Великого и Екатерины I, цесаревна и герцогиня Голштинская.
Петр II (1715-30)
Российский император (с 1727), сын царевича Алексея Петровича. Фактически правили государством при нем А. Д. Меншиков, затем Долгоруковы. Объявил об отмене ряда преобразований, проведенных Петром I.