«Старик и море» - это, прежде всего, произведение о человеке, о его неповторимом внутреннем мире, его уникальности, его личных переживаниях. Но это также и произведение о природе и обо всем человечестве.
Э. Хемингуэй отмечал, что в повести «Старик и море» он хотел рассказать историю реального старого рыбака и его жизни. Автор встречался со многими рыбаками, поэтому образ Сантьяго имеет реальных прототипов. Однако, хотя здесь и отображается в определенной мере реальная жизнь, но «Старик и море» - модернистское произведение.
Задача: докажите, что повесть «Старик и море» - это произведение модернизма. Назовите особенности этого произведения, которые обусловливают его принадлежность к этому направлению.
Для модернизма характерно усиленное внимание к внутреннему миру личности. Человек возникает в центре литературного произведения, он способен создавать свой особенный мир, не менее значащий, чем мир реальный. Модернисты провозглашали ценность человека, считая его главной целью жизни, они верили в его широкие возможности и силы. Все это мы находим в повести «Старик и море». Чтобы раскрыть глубину ощущений и переживаний личности, модернисты использовали новую поэтику. Кроме того, для модернизма характерно слияние с философией. В повести Хемингуэя мы видим пример художественного воплощения сложных философских проблем бытия.
Герой повести «Старик и море» не ищет спасения в природе, он принадлежит ей. Старик не только проживает долгую жизнь в единении с природой, с морем - он часть этого мира природы. Сантьяго любил летающих рыб - это были его первейшие друзья в океане, а вот птиц жалел, особенно маленьких и хрупких морских ласточек.
О море старик думал, как о женщине, о живом существе, которое может и подарить большую ласку, и лишить ее. Ему было жаль и гигантских морских черепах, сердце которых бьется еще несколько часов после того, как их забьют. Он жалеет и захватывается большой рыбой, которая была у него на крючке, называет ее замечательной, необыкновенной, любит ее и уважает. Логическая схема отображает суть этой проблемы.
Действительно, человек - часть природы. И все они - птицы, черепахи, рыбы - его братья и сестры. А что им может противопоставить человек? Лишь единственное оружие - волю и ум. Так считает Сантьяго и приходит к выводу, что «человек - довольно никчемное существо против сильных птиц и зверей». Почему он так сказал? Наверное, через это глобальное понимание человечности, которое способно было охватить все достойное и прекрасное в жизни.
Сантьяго живет среди людей. Он старый, но все еще ходит в море. Это дело его жизнь, его призвание. И рыба ему нужна лишь для того, чтобы выжить, причем для Сантьяго биться за рыбу - значит биться и за свое место в человеческом обществе, которое не признает неудачников, даже уже пошел слух о том, что его лодка «несчастливая», поскольку восемьдесят четыре дня он выходил в море и не поймал ни одной рыбины. Парус его лодки было починен мешковиной и был похож «на флаг безнадежного поражения». Но сам старик думает о том, что ему не везет в последнее время. Но рассчитывать он должен лишь на себя: «Оно-то и хорошо иметь участь. Но лучше быть исправным. Тогда счастье не захватит неожиданно». Беспокоится о старике лишь мальчик Манолин. Тем не менее, старик думает о людях, которые ждут его на берегу: «Надеюсь, там за меня не очень тревожатся. Собственно, беспокоиться будет только мальчик. Однако я уверен, что он верит в меня. Будут беспокоиться старшие рыбаки. Да и другие тоже. Люди в нашем поселке добрые».
Из опорной схемы, видно, что Сантьяго - часть человеческого общества, которое толкает людей на постоянную борьбу за существование и на одиночество.
В повести-притче Хемингуэй поднимает проблемы, которые волновали и старика, и автора, и все общество: о верности обязанности, высоком мастерстве, жизненном призвании и т.п.
Луна, солнце, звезды - они для старика его далекие друзья, дорогие братья и сестры. Они - как люди: и отдыхают так, как люди, просто спят. Сантьяго остался один в безграничном мировом пространстве. «Человек и океан - они друзья, и ветер нам все-таки друг, и небо, и тучи», так думал Сантьяго, умел читать по ним погоду. Но чуть ли не наибольшим признанием величия вселенной являются слова старика рыбака о том, что «все-таки хорошо, что нам не надо покушаться убить солнце, луну или звезды. Достаточно и того, что мы живем возле моря и убиваем своих искренних братьев». В ходе рассказа воспроизводится логическая схема, которая отображает эту проблему.
Так необразованный рыбак ощущает свою связь с целым миром. В душе поэт, он одухотворяет все, что его окружает, и тысячами невидимых нитей связывает его с небом, звездами, космосом, со всем, что существует вечно. В работе - борьбе с необыкновенной рыбой, акулами, в победе над телесными недугами - раскрывается мужественный характер старика.
Другие работы по теме:
Сказка о рыбаке и рыбке 2
Сказка о рыбаке и рыбке Автор: Пушкин А.С. Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу,
Сказка о рыбаке и рыбке
Автор: Пушкин Александр. Жил старик со своею старухой у самого синего моря; они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. Старик два раза закидывал невод — ничего не было, в третий раз вытянул золотую рыбку. Рыбка попросила отпустить её. Старик отпустил. Пришел домой рассказал жене. Жена сказала попросить корыто.
Когда возвратится ангел
(по новелле Г. Маркеса «Старик с крыльями») В новелле Г. Маркеса «Старик с крыльями» говорится об ангеле - стареньком деде, который упал лицом в грязь, барахтается там, но не может встать, так как ему мешают большие крылья. «Он был одет, как нищий, череп его был лысый, как колено, рот беззубый, как у дряхлого деда, большие птичьи крылья, общипанные и грязные», «говорил на непонятном языке».
Русский человек на rendez vous Герой повести И. С. Тургенева Ася в оценке Н. Г. Чернышевского
Свою статью «Русский человек на rendez vous» Н. Г. Чернышевский начинает с описания впечатления, произведенного на него повестью И. С. Тургенева «Ася». Он говорит, что на фоне преобладающих в то время рассказов делового, изобличительного рода, оставляющих в читателе тяжелое впечатление, эта повесть – единственно хорошая вещь. «Действие – за границей, вдали от всей дурной обстановке нашего домашнего быта.
Философско-символическое содержание повести-притчи Хемингуэя Старик и море
Повесть «Старик и море» — одно из последних завершенных произведений легенды американской литературы Эрнеста Хемингуэя, своеобразный итог творческих поисков автора. Литературоведы определяют жанр этого произведения как повесть-притча, то есть произведение, которое рассказывает о судьбе и определенных событиях жизни героя, но этот рассказ имеет аллегорический характер, глубокое моральное и философское содержание.
Море
Сочинение-описание Море… Я очень люблю море. Оно никогда не бывает однообразным, неинтересным, так как каждый день, даже каждую минуту оно разное. Таинственное, непостоянное, необъятное - оно волнует душу, не оставляет равнодушным сердце. В один день оно тихое и спокойное, будто большое зеркало, холодное и прозрачное.
Характеристика Владимира Дубровского по повести А.С. Пушкина Дубровский
Характеристика Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") Автор: Пушкин А.С. А.С. Пушкин – великий реформатор не только русского литературного языка, но и русской прозы. Он принял за правило, что «точность и краткость – вот первые достоинства прозы». Роман «Дубровский» тому подтверждение.
Охота жить
Автор: Шукшин Василий. Центральные герои произведения — старик Никитич и молодой парень. Действие разворачивается в тайге. Старик Никитич, который с «малых лет таскался по тайге» иногда обитает в избушках, каких много вырублено по тайге. Так было и в этот раз. Нежилая, но уже согретая теплом сгорающих в печурке дров, она казалась давно обжитой.
В чем трагедия Гобсека
Автор: Зарубежная литература Оноре де Бальзак – великий французский писатель. Его заслуга в развитии мировой литературы заключается, прежде всего, в том, что он поднял жанр романа до вершин художественного совершенства и социальной значимости. Стендаль был прав, называя Бальзака «королем романистов».
Пугачев Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Образ Пугачева в повести Пушкина «капитанская дочка» является одним из центральных. Пугачев похож на героя казацких песен и былин. Офицеры царской армии представляли Пугачева злодеем, занятым грабежами и разбоями. «Донской казак и раскольник Емельян Пугачев, собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и убийства.
Старик и море
Автор: Хемингуэй Эрнест Миллер. «Старик рыбачил совсем один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Первые сорок дней с ним был мальчик. Но день за днем не приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик теперь явно salао, то есть самый что ни на есть невезучий, и велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую же неделю.
Образ матери в повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба
Образ матери в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Автор: Гоголь Н.В. В повести «Тарас Бульба» Гоголь создал различные образы запорожских казаков. Большое внимание он уделил сыновьям Тараса, Остапу и Андрею. И совсем немного написал о их матери.
Взаимоотношения суходольцев в одноименной повести Бунина
Автор: Бунин И.А. В повести «Суходол» Бунин большое внимание уделяет женским образам, а именно – Наташе и Тоне. Жизни данных героинь представлены как череда ненастий, выпавших на их долю, но, несмотря на это, их жизнь представлена буднично, где нет ничего яркого и значимого. Самое страшное то, что Наташа и Тоня не пытаются изменить свою жизнь.
Человек и природа (Эрнест Хемингуэй)
Весной 1936 года Хемингуэй опубликовал очерк, в котором рассказывал об эпизоде рыбной ловли в Гольфстриме. Старый рыбак поймал большую рыбу, долго тянувшую лодку. Когда его нашли, рыба была обглодана акулами, а рыбак в отчаянии рыдал.
Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна
Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека.
Сочинение по повести М. Горького «Детство». «На тему бог бабушки и дедушки»
Сочинение по повести М. Горького «Детство». «На тему бог бабушки и дедушки». Каков человек таков и бог для него. Я думаю, что бог у каждого человека в душе. Так и в этой повести. Бабушка Алёши очень добрый и хороший человек. Она искренне, по настоящему верит в бога. Ей стыдно перед ним нагрешить, потомучто он добрый.
Лесной царь
Автор: Гете И. Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик.
Как усиливается страх героя с приближением грозы по повести Л.Н. Толстого Детство
Как усиливается страх героя с приближением грозы? (по повести Л.Н. Толстого "Детство") Автор: Толстой Л.Н. Гроза в душе может быть разная. Она может представляться как маленький грибной дождик. Такая гроза бывает у детей 4-6 лет. (благо до этого "грозы" как таковой быть не может)Им кажется что этот грибной дождик (а для нас это грибной дождик)- настоящая буря.
Адмирал
Автор: Житков Б. -------------------------------------------------------------------- Книга: Б.Житков. "Джарылгач". Рассказы и повести
Анализ повести А.И. Куприна Гранатовый браслет
Желтков – шизофреник (анализ повести А.И.Куприна “Гранатовый браслет”) В повести А.И.Куприна “Гранатовый браслет” рассказывается о том, что в литературе встречается гораздо чаще, чем в жизни – о чистой и благородной безответной любви. Пылкая влюблённость или быстро прогорает и приходит отрезвление, как в неудачной женитьбе генерала Аносова, или переходит «в чувство прочной, верной, истинной дружбы» к мужу, как у княгини Веры.
Морис Метерлинк. Там, внутри
Старый сад, в саду ивы. В глубине дом, три окна нижнего этажа освещены. Отец сидит у камелька. Мать облокотилась на стол и смотрит в пустоту. Две молодые девушки в белом вышивают. Склонившись головкой на левую руку матери, дремлет ребенок.
Лавренев Б.А.
Прозаик, драматург. Родился 5 июля (17 н.с.) в Херсоне в семье педагога-словесника. Гимназистом сбежал из родительского дома, устроился работать на корабль и ушел в заграничный рейс.