Пускай зовут: забудь, поэт! Вернись в красивые уюты! Нет? Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта — нет. Покоя — нет.
А. Блок.
Поэтическое творчество А. Блока — одного из величайших поэтов в истории русской лирики — было насыщено духом современной ему эпохи, противоречивой, тревожной, пронизанной ощущением близкой катастрофы. Его поэзия стала воплощением духовных исканий русской интеллигенции того времени, разочарованной в вековых идеалах, ненавидящей настоящее, жаждущей обновления. Надо сказать, что герой ранних произведений Блока, к примеру, цикла о Прекрасной Даме, предстает несомненным индивидуалистом, далеким от жизни общества. Возвышенная любовь к идеальной деве не оставляет места для политических страстей. Но затем, сформировавшись как поэт, Блок открыл для себя мир внешний, мир “бурь и тревог” своего времени — ибо настоящий художник не может стоять в стороне от жизни, не может быть вне времени и вне пространства.
По словам самого Блока, чувства каждого истинного поэта, а значит, и вся его поэзия, вплоть до ритма и размера его стихов, “внушены его временем”. Стихи самого, казалось бы, отвлеченно-символического характера часто обусловлены событиями злободневности.
“Все ли спокойно в народе?” —так, в форме вопроса, звучит название одного из ранних стихотворений Блока. Народ неспокоен — он “власти не хочет”, он говорит “о новой свободе”. Неопределенность, неясность, условность поэтической ситуации отражают характерную для Блока поэтику символизма. Эти стихи еще нельзя отнести к собственно гражданской лирике, но уже в них проявляется процесс зарождения в творчестве поэта социальных мотивов. Впервые же они остро и четко представлены в стихотворении “Фабрика”. Картина фабричной жизни также обрисована в символистских тонах, но тем не менее социальная направленность произведения не оставляет сомнения, и она — в противопоставлении мира рабочих и мира хозяев: Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются, Что этих нищих провели.
Для стихотворения “Из газет” Блок взял подчеркнуто прозаическое название: перед нами — случай из жизни. И хотя автор ничего не говорит о причинах самоубийства героини, но очевидно, что это еще одна жертва “страшного мира”.
“Поднимались из тьмы погребов” — стихотворение о пробуждении в народе недовольства, желания изменить свою жизнь. Что будет с теми, кто смотрит на происходящее из окон экипажей? Что будет с героем и его средой? Поэт без страха глядит на движение потока: Пусть нас заменят новые люди.
Гнева и презрения к обществу, которому чужды идеалы и красота, исполнено стихотворение “Я вам поведал неземное”. Герой напрасно ищет в мире проявлений высокого духа: Я вижу: ваши девы слепы, У юношей безогнен взор.
В 1905 году Блок пишет два стихотворения, в которых он в поэтической форме выражает идею свержения самодержавия как историческую необходимость. Предчувствие близкой катастрофы усиливается с помощью повторов оборотов “еще” и “еще не”: “Еще прекрасно серое небо, еще безнадежна серая даль...”, и во втором стихотворении: “И голос черни многострунный еще не властен над Невой”.
“Сытые” — образец социальной сатиры, в котором автор рисует мир “важных чрев”. Их жизнь скудна и скучна. Блок сравнивает ее с прогнившим хлевом, обреченным на разрушение. Знаменательно, что герой не ратует за революционное насилие, предлагая иной, “естественный” выход: Пусть доживут свой век привычно — Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям — неприлично Их старой скуке подражать.
Чувство разочарования в революционном движении, горечь поражения определяют звучание последующих стихов Блока. Он горько замечает: Так. Буря этих лет прошла.
Мужик поплелся бороздою.
Но еще долго в поэзии его будут звучать призывы: Зй, встань и загорись и жги! Эй, подними свой верный молот...
Мир поэзии Блока — это мир города, мир Петербурга. Городские пейзажи, картины и в жизни горожан передают общую атмосферу эпохи. Город не только фон, но и действующее лицо. В творчестве Блока, продолжающего традицию европейского символизма, он предстает как душа всего мира, его сущность. Город полон повседневной прозы, питающей поэзию, на его улицах звучит то многоголосие, которое освежает язык литературы. Сюжет блоковских стихов во многом определяется ситуацией города. Его Петербург (“всемирный город”, как называет его сам автор) тоже в какой-то степени город-спрут, уродующий судьбы людей: Да и меня без всяких поводов Загнали на чердак.
Никто моих не слушал доводов, И вышел мой табак.
Отверженные его поэзии — обитатели подвалов и чердаков: Что на свете выше Светлых чердаков? Вижу трубы, крыши Дальних кабаков.
Город — место, где гибнут люди, где человек обречен на тяжкий труд, нужду, болезни. И в то же время город — обитель “сытых”, нищих духом. Примечательно, что в стихотворении “Поэты” Блок выносит место действия за пределы города: За городом вырос пустынный квартал На почве болотной и зыбкой.
Там жили поэты...
Тем самым автор открыто противопоставляет два мира — мир обывателей и мир людей искусства: Ты будешь доволен собой и женой, Своей конституцией куцей, А вот у поэта — всемирный запой, И мало ему конституций! В 1917 году Блок пишет: Да. Так диктует вдохновенье, Моя свободная мечта.
Все льнет туда, где униженъе, Где грязь, и мрак, и нищета.
Поэт романтического склада, Блок провозглашает: “В эпохи бурь и тревог душа поэта также преисполняется бурей и тревогой”. И всем своим творчеством он стремился доказать это. Он остро чувствовал наступление катаклизмов в жизни страны. Всем телом, всем сердцем он вслушивался в гул эпохи. Его поэзия — результат этого процесса мировосприятия. В ней нам явлен образ мира, где нередко царит нищета и несправедливость, злоба, насилие, рабство; где страданиями одних достигается сытость других. Общий пафос поэзии Блока можно определить как романтико-революционный — конечно, с символистским уклоном. И, хотя его произведения далеки от революционно-агитационной лирики Маяковского, сам поэт всегда на стороне слабых и страдающих.
Другие работы по теме:
Есенин с. а. - душа сжимается от боли
Образ родины в лирике С. ЕсенинаОбраз России возникает в произведениях многих поэтов серебряного века А. Блока А. Белого А. Ахматовой М. Цветаевой. Говорить о России в это трудное время значило не только любоваться красотой ее природы не толь.
Лермонтов м. ю. - Патриотические мотивы в лирике м. ю. лермонтова
Родина для Лермонтова - понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу. В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига (“10 июля 1830”), возвеличение былого могущества России (“Новгород”, “Приветствую тебя, воинственных славян...”).
Основные мотивы лирики А. А. Фета.
В лирике. Фета хорошо сказал А. В. Дружинин, точно оценивший сильные и слабые ее стороны: «Очевидно, не обилием внешнего интереса, не драматизмом описанных событий» « остановил внимание читателя» Фет.
Роль эпитета в поэзии Есенина
Художественно-выразительные средства делают поэтическое произведение ярким, неповторимым, образным. В своих стихотворениях С.А. Есенин использует метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения. Особая роль в лирике поэта отведена эпитету.
Стихотворение Блока Незнакомка
Цикл стихотворений А.А.Блока о Прекрасной Даме – является наивысшим достижением поэта в любовной лирике. Он творит некий миф о божественной Прекрасной Даме, неизменным поклонником которой становится лирический герой.
Стихотворение Блока О, я хочу безумно жить
Каждый поэт обращается в своем творчестве к различным темам: судьба родины, тема любви, образ природы, философские мотивы. Но творца волнует, безусловно, назначение и роль поэтического творчества. Роль поэта во все времена важна, но каждый по-своему понимает смысл лирики.
Бессмертное наше счастье Россией зовется в веках По одному или нескольким произведениям русской
Тема России — главное в творчестве А.А. Блока. Образ России видится Блоку через мотивы дороги, ветра, пути. В стихотворении «Россия» Блок исходит в своем понимании России из тютчевских мыслей («Россия, нищая Россия»). Он высказывает предчувствие, что на Россию надвигается что-то страшное, что Россия отдаст «разбойную красу» чародею, который может ее «заманить» и «обмануть»: и вместе с тем выражает веру в то, что Россия не пропадет: «Не пропадешь, не сгинешь ты,// И лишь забота затуманит// Твои прекрасные черты».
Основные мотивы лирики Пушкина 2
Основные мотивы лирики Пушкина Гений Пушкина намного опередил свое время. В лирических произведениях поэта отражаются самые существенные проблемы современной ему жизни, очерчиваются темы, которые найдут продолжение в литературе его последователей. Поэзия Пушкина — это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, которое касается его лично.
Патриотические мотивы в лирике Лермонтова 2
Патриотические мотивы в лирике Лермонтова М. Ю. Лермонтов страстно и вдохновенно любил свою родину, свой самобытный народ, природу России-матушки. Любить отчизну в представлениях поэта-гражданина значило ненавидеть тех, кто держал народ в цепях рабства, бороться за его свободу и счастье. Поэту горько сознавать, что Россия — «страна рабов», покорно несущих гнет лживой, бесчувственной знати.
Тема любви в лирике Блока
Тематика поэтических произведений А.А. Блока многообразна. Поэт пишет о России, ее судьбе, о природе, поднимает социальные проблемы. Но большое место в поэзии Александра Блока занимает тема любви. Ранний цикл стихотворений поэта на эту тему называется «Стихи о Прекрасной Даме». В основе поэтического цикла реальная, полная драматизма любовь Александра Блока к Любови Менделеевой.
Основные особенности лирики А.С.Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Слово "лирика" в переводе с древнегреческого языка означает "музыкальный", "волнующий". В отличие от эпоса и драмы лирика не изображает события, взаимоотношения людей, их поступки. Поэтому в лирических произведениях, как правило, отсутствуют сюжеты, то есть последовательно развивающиеся события.
Лики страшного мира в поэзии А. А.Блока
Автор: Блок А.А. Социальная тематика занимает немалое место в лирики А.А. Блока. Причем обращение к гражданским мотивам накануне первой русской революции 1905 года обусловило возникновение реалистических красок в стихах певца Прекрасной Дамы. Было бы ошибкой узко понимать под «страшным миром» Блока один мир Буржуазии и считать поэт обличителем капиталистического строя.
Мелодией одной звучат печаль и радость... Тема любви в лирике А.А. Блока.
"Мелодией одной звучат печаль и радость..." (Тема любви в лирике А.А. Блока.) Автор: Блок А.А. Александр Блок прежде всего поэт эпохи. Тема любви в его стихах также пронизана духом времени. Блок жил и писал в тревожные дни накануне и во время Октябрьской революции. Его лирика — это душевные переживания поэта о происходящих на Родине событиях Блок говорит о своих личных чувствах, но в них отражается настроение всего поколения.
Он весь - дитя добра и света... Образ художника в лирике А.А.Блока.
"Он весь - дитя добра и света..." (Образ художника в лирике А.А.Блока). Автор: Блок А.А. Как-то в разговоре с Блоком Ахматова передала ему замечание молодого поэта Бенедикта Лившица, "что он, Блок, одним своим существованием мешает писать стихи". Блок не засмеялся, а ответил вполне серьезно: "Я понимаю это.
Стихотворение А.А.Блока Вхожу я в темные храмы... Восприятие, истолкование, оценка.
Стихотворение А.А.Блока "Вхожу я в темные храмы..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Блок А.А. Пожалуй, ни у одного из писателей патриотическая тема так полно не сомкнулась с любовной, интимной лирикой, как у Александра Блока. Нетрадиционным стал блоковский образ родины-невесты, жены, Прекрасной Дамы, Вечной Женственности.
Образ России в лирике А. Блока
Средняя общеобразовательная школа №52 Образ России в лирике А. Блока Сочинение подготовил ученик 11 Б класса Никонов Дмитрий Чебоксары 2003 Образ России в лирике А. Блока.
Билеты по литературе (2 курс 2 семестр, 2004г.)
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Природа в лирике М. Ю. Лермонтова
Мелодичная, образная и удивительно красочная поэзия М. Ю. Лермонтова свежа и интересна нам так же, как и его современникам. Ее не старят века, ибо она творение гения. Природа в лирике Михаила Юрьевича олицетворена, полна драматизма.
"Страшный мир" в лирике А.А.Блока
Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе отображения жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь. Через душу А.Блока прошли все потрясения его времени.
Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета
Афанасий Афанасьевич Фет – поэт, воспевающий прекрасное. В этом он видел задачу творца. В лирике Фета звучат возвышенные мотивы, он создает образы, завораживающие своей красотой и изяществом. Основные темы его поэзии – природа, любовь, творчество.
"Предчувствую Тебя..." (Любовная лирика А. А. Блока)
Александр Блок — известная личность, гениальный поэт. Каким он был? Любил ли он свой народ? Природу? Кого любил? О чем мечтал? На все эти вопросы можно найти ответы в строках его произведений. Я хотела бы рассказать о юношеской лирике Блока.
Свобода духа в лирике А.С. Пушкина.Как реализуется идеал абсолютной духовной свободы в лирике Пу
Автор: Пушкин А.С. В романтической лирике Пушкина 1820-1824 годов тема свободы занимала центральное место. О чем бы ни писал поэт-романтик: о кинжале, «тайном страже свободы», грозе несговорчивых тиранов, о вожде восставших сербов Георгии Черном – «Дочери Карагеоргия», о Байроне или Наполеоне –«Наполеон», «К морю», о своих думах и повседневных занятиях в посланиях друзьям, - мотивы свободы пронизывали стихотворения, придавая им неповторимый облик.
Россия в творчестве А.А.Блока
Автор: Блок А.А. Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои. Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви. А. Блок Все сомнения, колебания и приступы отчаяния, свойственные Блоку, отступали перед спасительной верой в то, что придет "новый век" и наступит настоящая, человечески простая жизнь. "Рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна".
Мотивы и образы первого тома лирики Блока
Автор: Блок А.А. Главным циклом стали «стихи о прекрасной даме» (1901-1902 гг.). Это самая символистская книга Блока. Он писал: «Стихи о прекрасной даме – ранняя утренняя заря, те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь.
Анализ стихотворения А.Блока О, весна без конца и без краю...
Анализ стихотворения А. Блока «О, весна без конца и без краю…» Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! А. Блок А. Блок – замечательный русский поэт. В 1907 году он создал цикл из 11 стихотворений «Заклятие огнём и мраком». Исследователи творчества поэта отмечают, что для данного цикла характерна общая жизнеутверждающая идея.
Страшный мир в лирике А. А. Блока
Автор: Блок А.А. Александр Блок был поэтом, который не отделял свою жизнь от творчества. Он писал в порыве вдохновения, но через душу Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий, трагедия “вочеловечения”.
Страшный мир в лирике А. А. Блока 2
«Страшный мир» в лирике А. А. Блока Автор: Блок А.А. Я вижу: ваши девы слепы, У юношей безогнен взор. Назад! Во мглу! В глухие склепы! Вам нужен бич, а не топор!
Россия в лирике Блока и Есенина
Великий поэт Некрасов писал: "не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой". Тема России является центральной в творчестве многих поэтов.
Лирический герой А. Блока
Наивный читатель склонен отождествлять автора с героями его произведений. Ему видится я автора всегда, когда речь идет от первого лица. Это не так. Вернее не всегда так.
Трагедия любви в лирике А. А. Блока
Говорят, что каждый мужчина через всю жизнь бережно проносит в своих мыслях и мечтах созданный еще в юношеские годы образ своей Дульсинеи Тобосской, своей Прекрасной Дамы. И с годами этот образ только лишь слегка изменяется.
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр 2004г
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Мелодией одной звучат печаль и радость Тема любви в лирике АБлока
Эпоха 1900-х годов – эпоха лирики, в которой по преимуществу отразились тревоги, упования времени, сулившего «неслыханные перемены, невиданные мятежи». Блок, бесспорно – первый лирик своего времени. Поэт вошёл в литературу как певец Прекрасной Дамы. Удивительное откровение юной души – высший взлёт, озарённость, романтический порыв, томление, восторг, душевная чиситота – это ранний Блок.