Наивный читатель склонен отождествлять автора с героями его произведений. Ему видится я автора всегда, когда речь идет от первого лица. Это не так. Вернее не всегда так. Ведь, например, А. Блок. Мы стараемся не видеть любовь, слезы, раскаянье автора в его стихах, не его чувства. Но это ошибка!
Впервые термин «лирический герой» был введен Ю. Н. Тыняновым, и именно о Блоке он писал: «Блок – самая большая лирическая тема Блока. Эта тема притягивает как тема романа еще новой, нерожденной (или неосознанной) формации. Об этом лирическом герое и говорят сейчас. Он был необходим, его уже окружает легенда, и не только теперь – она окружала его с самого начала, казалось даже, что она предшествовала самой поэзии Блока, что его поэзия только развила и дополнила постулированный образ…когда говорят о его поэзии, почти всегда невольно за поэзией представляют человеческое лицо – и все полюбили лицо, а не искусство». Но вся жизнь Блока – это его искусство. Его лирический герой не отстранен от мира, и не идеален. Он – сам автор, такой, какой есть, или каким бы он хотел себя видеть.
Блок живет на стыке времен. Бурные события рубежа веков не могли не отразится в его творчестве. Как известно «поэт в России больше чем поэт». Потому и бродит он по полю Куликову, потому и хочет отыскать там ответы на свои вопросы:
Закат в крови! Из сердца кровь струится.
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь.
На поле Куликовом. 1908
Степная кобылица – Русь действительно мчится вскачь, кто сможет оседлать ее? Как известно впоследствии Блок принял революцию и даже благословил (вспомним Иисуса Христа впереди роты военных из поэмы «Двенадцать»). Но пока не зазвенели литавры великого переворота, лирический герой – еще молодой человек, не убеленный сединами переживаний о судьбах Родины, ищет любовь, и любовная трагедия, измена, недосягаемость идеала кажутся ему самым ужасным, что может случиться в жизни:
Моей ли жалкой, слабой речи
Бороться с пламенем твоим
На рубеже безвестной встречи
С началом близким и чужим.
Поиск идеала – это лейтмотив блоковской лирики. Он ищет его повсюду. Идеал недостижим, он знает это, но все равно, в глубине души, лелеет надежду на встречу с ним. Он даже не знает ту «прекрасную даму», рассыпающую «кругом жемчуга», он даже не ищет ее, он просто ждет и слагает ей гимны. Исцеляющее одиночество, рождающее шедевры. Лирический герой избавлен от страданий, он не мучается неизвестностью, он просто влюблен в идеал, в ту, которая и «терем зажжет» и «отопрет ворота». Другой жизни лирический герой Блока не приемлет.
И весь исполнен торжества,
Я упоен великой тайной,
И твердо знаю – не случайно
Сбывались вещие слова.
И Родина в стихах Блока такая же как Прекрасная дама: идеальная, святая. Его герой не всегда понимает ее, не всегда осознает, что происходит, но, тем не менее, он всегда стоит перед ней, преклонив колена, и принимает ее такой, какая она есть. Всегда.
Да ночные пути, роковые,
Развели нас и вновь свели,
И опять мы к тебе Россия,
Добрели из чужой земли.
В лирике Блока очень часто звучит слово «я», но это, быть может, литературный прием. Мы, читатели, как бы видим все происходящее своими глазами. Мы даже уже не смешиваем понятия «лирический герой» и «автор произведения», мы сами – субъекты действия. Это мы слышим скрип отворяющихся дверей и свист ветра, это вокруг нас водят хороводы русалки, это мы сами едем в этом поезде жизни:
В этом поезде тысячью жизней цвели
Боль разлуки, тревоги любви,
Сила, юность, надежда… В закатной дали
Были дымные тучи в крови.
На протяжении всех стихов и поэм Блока лирический герой и для нас остается недосягаемым идеалом. Мы недоумеваем: как же можно так сильно любить? Как же можно в любой мелочи, в любой вещи видеть душу и смысл. Герой Блока просто берет нас за руку и ведет в свой мир, чтобы научить так любить, и так верить, и так жить.
Чтобы звуки чуть тревожа
Легкой музыкой земли,
Прозвучали, потомили
Над последним миром ложа
И в иное увлекли…
Именно в лирике Блока, и никого другого, создается наиболее полно иллюзия отсутствия раздвоения говорящего на автора и героя, а сам автор растворяется в своем создании, как Бог в своем творении.
Другие работы по теме:
Блок а. а. - Стихотворение а. блока вхожу я в темные храмы. ..
Символист А.А. Блок обесмертил свое имя созданием цикла стихов о "Прекрасной Даме". В них - чистая отроческая любовь к прекрасному, рыцарское смирение идеалу, мечта о возвышенной любви, которая являлась средством для проникновения в высшие миры, для слияния с совершенной вечной Женственностью. Цикл стихов о "Прекрасной Даме" посвящен возлюбленной А.А.
Анализ стихотворения А. Блока Осенняя воля комментарий к стихотворению
Автор: Блок А.А. Александр Блок “нашел” себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений о родине. Интерес к данной теме символизирует расцвет, творческую зрелость писателя. В стихотворениях, посвященных России — ее сложной истории и судьбе, — выражается то неподдельное чувство признательности и любви, благоговейного восхищения и восторга, которое поэт питает к чему-то по-настоящему близкому и родному, от чего невозможно отказаться, что постоянно влечет к себе и помогает преодолевать невзгоды.
Денискины рассказы
Так называется сборник рассказов В. Ю. Драгунского. Это очень весёлая книга. Главный герой её — Дениска — рассказывает разные случаи из своей жизни, делится с нами своими мыслями и наблюдениями. Мальчишка постоянно попадает в смешные ситуации. Особенно забавно бывает, когда герой и читатель по-разному оценивают рассказанное Дениской.
Лирический герой в поэзии Блока
Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и ХХ веков и обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока.
Лирический герой Александра Блока
Стихотворения великого поэта являются в первую очередь его дневником, отражающим мысли личности в момент создания очередного литературного шедевра. Ведь, на мой взгляд, любое стихотворение истинного поэта — это шедевр. Стихотворение очень трудно написать так, чтобы оно не соответствовало состоянию творца.
Тема одиночества в творчестве Лермонтова
Тема конфликта человека и общества, начатая Байроном, получила свое развитие в сочинениях и Пушкина, и Лермонтова не случайно. Дело в том, что «английский сплин», которым был болен Чайльд Гарольд, имеет аналогию — «русскую хандру». «Русская хандра» получила такое широкое распространение, что стала поистине болезнью века, и величайшие русские писатели не могли, конечно, не отразить это явление в своих произведениях.
Стихотворение Некрасова Я не люблю иронии твоей
Стихотворение Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» относится к так называемому панаевскому циклу, стихотворения которого навеяны отношениями с В.Я Панаевой и образуют единый лирический дневник, отразивший все оттенки чувств лирического героя.
Стихотворение Блока Незнакомка
Цикл стихотворений А.А.Блока о Прекрасной Даме – является наивысшим достижением поэта в любовной лирике. Он творит некий миф о божественной Прекрасной Даме, неизменным поклонником которой становится лирический герой.
Стихотворение Маяковского Нате
Центральный композиционный прием в стихотворении «Нате!» – антитеза. Уже само броское название красноречиво свидетельствует об этом. Ранний лирический герой В. Маяковского романтически противопоставляет себя всему человечеству. Он пытается взглянуть на мир со стороны. И этот вид ужасает его. Противостояние романтически окрыленного лирического героя и обрюзгшего мира подчеркивают и местоимения «я» – «вы», контрастно противопоставленные в структуре стихотворения.
Стихотворение Блока О, я хочу безумно жить
Каждый поэт обращается в своем творчестве к различным темам: судьба родины, тема любви, образ природы, философские мотивы. Но творца волнует, безусловно, назначение и роль поэтического творчества. Роль поэта во все времена важна, но каждый по-своему понимает смысл лирики.
Прекрасная Дама в лирике Александра Блока
Первый лирический сборник Блока, давший поэту известность, — "Стихи о Прекрасной Даме". По композиции он был создан подобно роману с завязкой, развитием действия, апогеем и развязкой. Главные герои данного романа – поэт со своей любимой, взаимоотношение между ними обусловливаются поклонением рыцаря своей даме сердца.
Тема любви в лирике Есенина
Поэтическое сознание, как правило, острее переживает любые эмоции. Любовь для него может стать как необычайным счастьем, так и величайшей в мире трагедией.
Романтичный герой Байрона
Джордж Гордон Байрон — олицетворение романтизма не только в творчестве, но и в личной жизни. Всю свою жизнь он был в одной и той же ситуации, которая будто подсказывала тему его творчества, - презренная, закованная сила, изувеченная красота, одиночество среди людей, даже близких и родных. Байрон был очень красивым, но хромым от роду, мать очень любила его, но мучала своей любовью.
Стихотворение Блока О доблестях, о подвигах, о славе
Стихотворение А.А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» по жанру представляет собой послание. Это разговор с портретом далекой возлюбленной, некогда покинувшей лирического героя. Однако герой воспринимает его как живой, одухотворенный образ. Именно поэтому он называет его не портретом, а лицом и, обращаясь к портрету, он говорит так, как будто покинувшая его возлюбленная способна услышать его слова, осознать всю глубину своей ошибки и, может быть, наконец, вернуться к герою.
Анализ стихотворения А. Блока Мне страшно с тобою встречаться
Автор: Блок А.А. Все в этом стихотворении робко и темно, зыбко и туманно… И все это — знаки "нездешних надежд" на вселенское "непостижимое чудо", на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы, в образе которой для Блока воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее "спасти мир" и возродить человечество к новой, совершенной жизни.
Анализ стихотворений Как тяжко мертвецу среди людей, Ночь, улица, фонарь аптека, Поэты, Друзьям
» Блока Автор: Блок А.А. У Блока в стихотворении «Как тяжко мертвецу среди людей» появляется образ чиновника-мертвеца, винтика большой государственной машины, который не способен чувствовать, радоваться. Он ведет обычную внешнюю жизнь: ходит на службу, посещает балы, разговаривает, улыбается, но он мертв, потому что не испытывает никаких чувств.
Моё восприятие стихотворения В. Маяковского Лиличка
Автор: Маяковский В.В. Стихотворение «Лиличка!» было написано А. Маяковским в 1916 году. За год до этого, в 1915 году, поэт знакомится с Лилей Брик. Об этом знакомстве Маяковский в своей автобиографии «Я сам» написал так: «Радостнейшая дата Июль 915-го года. Знакомлюсь с Л.Ю. и О.М. Бриками». Он любил Л.
Любовь в лирике Блока
Александр Блок – это гениальный лирический поэт. А лирическая поэзия в нашем сознании всегда будет связана, прежде всего, с темой любви. Любовь - определяющая тема в творчестве великого русского поэта.
Лирический герой поэзии Жуковского
Лирический герой в поэзии Жуковского. Прежде всего, следует отметить, что лирический герой - это лирическое «Я» героя произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает. Образ этого героя не тождествен образу автора, хотя и охватывает весь круг лирических произведений, созданных поэтом.
"Страшный мир" в лирике А.А.Блока
Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе отображения жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь. Через душу А.Блока прошли все потрясения его времени.
Прекрасная дама в лирике А. А. Блока
Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, — так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века.
Лирический герой А. А. Блока
В конце XIX — начале XX века в русской литературе появляется направление, получившее название “символизм”. Теоретик символизма В. Соловьев так сформулировал его основные принципы. Во-первых, принцип Вечной Женственности.
Анализ стихотворения А.Блока В ресторане
Анализ стихотворения А.Блока "В ресторане" Автор: Блок А.А. Сюжет вечен и прост: любимая женщина уходит, герой делает усилие удержать её, но всё тщетно. Несмотря на кажущуюся простоту, “В ресторане” — одно из сложнейших произведений Блока.
Анализ стихотворения А. Блока Незнакомка
Автор: Блок А.А. Это стихотворение Александра Блока принадлежит к периоду написания “Страшного мира”, когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия. Мрачные мотивы многих стихотворений данного периода выражали протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в предметы торга.
Анализ стихотворения А. Блока Незнакомка 2
Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка» Автор: Блок А.А. В стихотворении А.Блока «Незнакомка» даны два мира. Первый – реальный, в котором пьяные крики, «женский визг», «детский плач». Второй – две композиционные части в стихотворении, равные по количеству строф. Стихотворение основано на контрасте реальной пошлости, на беспросветности и высокой мечты о прекрасном, о счастье, о любви.
Анализ стихотворения А.Блока О, весна без конца и без краю...
Анализ стихотворения А. Блока «О, весна без конца и без краю…» Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! А. Блок А. Блок – замечательный русский поэт. В 1907 году он создал цикл из 11 стихотворений «Заклятие огнём и мраком». Исследователи творчества поэта отмечают, что для данного цикла характерна общая жизнеутверждающая идея.
Страшный мир в лирике А. А. Блока
Автор: Блок А.А. Александр Блок был поэтом, который не отделял свою жизнь от творчества. Он писал в порыве вдохновения, но через душу Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий, трагедия “вочеловечения”.
Лирический герой Есенина
Лирический герой Есенина слит с природой, в ней он ощущает свои корни, корни рода человеческого. Природа, по Есенину, полна мифологических символов, как языческих, так и христианских. Мифологические персонажи у Есенина обитают в реальном мире.
Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока
Поэзия Блока несколько раз претерпевала серьезные изменения, но сам поэт считал все свои произведения единым целым, своего рода романом в стихах. Всю свою поэзию поэт разделил на три тома, которые соответствовали различным этапам в жизни самого поэта.
Анализ стихотворения гумилёва "Волшебная скрипка"
Стихотворение “Волшебная скрипка”-ключевое для всего творчества Гумилёва. Стихотворение это-обращение искушённого поэта к юному, знающему лишь о счастье творчества, не видя оборотной стороны медали. Эту оборотную сторону и показывает искушённый поэт.
Генрих Гейне. Атта Троль
Эта поэма Генриха Гейне повествует о медведе по имени Атта Троль. Действие начинается в 1841 г. в небольшом курортном городке Котэрэ в Пиренеях, где лирический герой отдыхал вместе со своей женой Матильдой, которую он ласково называет Джульеттой.