Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то этим он еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ по- ведения является постоянной чертой его характера.
Гегель
Сюжеты повестей Василя Быкова представляют собой обычно какой-нибудь небольшой военный эпизод. Нравственная проблема же служит ключом, открывающим дверь в произведение. Так построены "Круглянский мост", "Обелиск", "Сотников", "Волчья стая" и некоторые другие произведения писателя. Особенно интересуют Быкова такие ситуации, в которых человек должен руководствоваться не прямым приказом, а своим нравственным компасом,
Учитель Мороз из повести "Обелиск" воспитывал в детях доброе, светлое, честное. И когда пришла война, его ученики устроили покушение на полицая. Детей арестовали. Немцы пообещали отпустить ребят, если явится укрывающийся у партизан учитель. С точки зрения здравого смысла являться Морозу в полицию было бесполезно: гитлеровцы все равно не пощадили бы подростков. Но с нравственной точки зрения Мороз должен был подтвердить своим поступком то, чему он учил детей, в чем убеждал их. Мороз не мог бы жить, если бы хоть один человек подумал, что он струсил, оставил детей в роковой момент. Учитель был казнен вместе с ребятами. Кто-то, может быть, расценит его поступок как безрассудное самоубийство. Но я так не думаю.
После войны на обелиске на месте расстрела школьников его фамилии не оказалось! Но нашлись те, в чьих душах проросло то доброе семя, которое заронил Мороз своим подвигом. Они сумели добиться справедливости: имя учителя было дописано на обелиске вместе с именами ребят-героев.
В заключение своей повести Быков делает читателя свидетелем спора, в котором один из сегодняшних умников пренебрежительно говорит, что нет особого подвига за этим Морозом, так как он даже ни одного немца не убил. В ответ на это собеседник, в ком жива благодарная память героям войны, резко говорит: "Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно. Вы понимаете, какой это аргумент? И в чью пользу...". Этот аргумент как раз и относится к нравственному понятию: доказать всем, что твои убеждения сильнее грозящей смерти. Мороз переступил через естественную жажду выжить, уцелеть. С этого начинается героизм одного человека, столь необходимый для поднятия нравственного духа общества.
Герои Василя Быкова всегда стоят перед выбором. В книге "Сотников" перед нами два главных героя — Сотников и Рыбак. Рыбак более приспособлен к жизни, нежели Сотников. Он силен, ловок, вынослив, он не трус, — сам вызвался идти в разведку с Сотниковым. Попав в партизанский отряд, ни от какой работы не отказывался. Рыбак ненавидит немцев и полицаев, предавших свой народ. На протяжении всей повести он заботится о своем товарище Сотникове. Он тащит его на себе, хотя сначала проявил слабость и бросил раненого товарища.
Страх за свою жизнь охватил Рыбака. И не удивительно, ведь в каждом человеке живет инстинкт самосохранения. Но он поборол свой страх, хотя это было для него не просто. Совесть одержала победу над жалостью к себе. Казалось бы, все хорошо, что хорошо кончается. Но на этом повесть не кончается. Попав в плен, Рыбак выбирает путь предательства, в отличие от Сотникова.
Сотников по физической силе уступает Рыбаку. Он менее приспособлен к жизни на войне. Но даже будучи больным, он идет в разведку, ибо если не он, то кто же? Всю дорогу Сотников испытывает перед Рыбаком чувство вины, потому что болен, ранен, потому что отстает. Время же терять нельзя.
Оба героя становятся перед выбором. И вот они оказались по разные стороны одной черты, разделяющей друзей и врагов. Рыбак, чувствуя себя виноватым, старается убедить себя, что большой вины за ним нет. Рыбак пытается заглушить голос совести, но ему это не удается. Он должен выбить чурбак из-под ног Сотникова, когда того будут вешать. И от этого он в ужасе!
Сотникову противно от предательства Рыбака. Он обводит взглядом толпу, и последний, кого он видит, — мальчик, который со страхом наблюдает за казнью. Сотников не удержался и улыбнулся мальчугану одними глазами. Он словно хочет сказать, что лучше умереть, чем быть предателем.
Страдания Сотникова закончились с его казнью. А вот у Рыбака начались проблемы с совестью. И здесь возникает аналогия с библейской историей Иуды Искариота. Рыбак понимает, что ему не вырваться, и решает свести счеты с жизнью: "...в тартарары, навеки... это единственный возможный выход..." Но судьба не дает ему даже такой возможности. И он продолжает жить, изнывая от мук совести.
Проблемы столкновения добра и зла, равнодушия и гуманизма актуальны всегда, и, как мне кажется, чем сложнее нравственная ситуация, тем сильнее интерес к ней. Конечно, эти проблемы не могут быть решены одним произведением и даже всей литературой в целом. Каждый раз это личное дело каждого. Но, может быть, людям будет проще сделать выбор, когда они будут иметь нравственный ориентир.
Другие работы по теме:
Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат... по произведениям В. Быкова, К. Воробьева 3
«Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат...» (по произведениям В. Быкова, К. Воробьева) Автор: Разное Двадцать второго июля тысяча девятьсот сорок первого года на нашу землю пришла самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества. В человеческой памяти этот день остался не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих тысячи четырехсот восемнадцати дней и ночей Великой Отечественной войны.
Антивоенный пафос в творчестве выдающихся писателей XX века
Еще Первая мировая война открыла в литературе тему антимилитаризма, национального шовинизма. В образе бравого солдата Швейка выдающийся чешский писатель Ярослав Гашек подверг острой критике имперскую политику, он будто предупреждал, что война разрушает души людей, делает из них бездумных исполнителей чужой воли.
Альпийская баллада в системе произведений Быкова
В. Быков всегда «воюет» в своих повестях. Начавшие одновременно с ним или раньше него писатели уже не раз переключались на другие темы, на другой материал (Бакланов, Бондарев и др.), а В. Быков снова и снова возвращает своих героев и читателей в героическое, обжигающее холодом смерти, время 1941—1945 годов.
Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат... по произведениям В. Быкова, К. Воробьева 2
«Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат...» (по произведениям В. Быкова, К. Воробьева) Автор: Разное Прошло уже более половины столетия с того дня, когда закончилась война. Она сломала и унесла миллионы судеб и жизней. Война украла у людей их юность, одев подростков в шинели и отправив на фронт. И только их слезами, потом и кровью была достигнута победа.
Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат... по произведениям В. Быкова, К. Воробьева 5
«Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат...» (по произведениям В. Быкова, К. Воробьева) Автор: Разное Наша земля — это частичка нас. Это то, где мы работаем, учимся, живем. Это цветущие сады, это реки, это мирное небо над головой, это радостная и спокойная жизнь свободных людей, которые стремятся улучшить эту землю и обеспечить мир.
Военная проза К. Симонов, В. Быков, А. Адамов, В.Кондратьев
Автор: Разное Я жил, я был, за все на свете Я отвечаю головой. А. Твардовский Тема человека на войне была для России главной, так как война является проверкой, лакмусовой бумажкой в проверке на человечность. Она или есть, или отсутствует абсолютно.
Обелиск
Память об отдавших жизнь за счастье сегодняшних поколений стучит в сердцах тех, кто воевал и вернулся с победой, и тех, кто не воевал, но постоянно и прочными эмоциональными связями слит с памятью о павших.
Повесть Василя Быкова Обелиск
Рецензия на Повесть Василя Быкова “Обелиск” Работа Ученика(цы) … класса Школы № … ……………………….(Ф.И.О. в Родит.п.) Вот уже более двух десятилетий почти каждая новая повесть белорусского прозаика Василя Быкова (а пишет он, если не считать ранних рассказов, исключительно в жанре повести), увидев свет, сразу же приковывает к себе неравнодушное читательское внимание и занимает достойное место в нашей столь сегодня богатой талантливыми произведениями многонациональной литературе.
Мы не знаем войны
"Мы не знаем войны, нам она лишь по книгам знакома, по рассказам и песням свидетели дней грозовых, в ком доныне звучат отголоски далекого грома..."
Рецензия на повесть В. Быкова "Карьер"
В одном из журналов была опубликована повесть Быкова "Карьер". И вновь о войне, о многострадальной земле белоруссии, о трагических испытаниях, которые выдерживают или не выдерживают люди.
В. Быков. "Сотников"
Мне нравится, c какой простотой пишет о Великой отечественной войне Василь Быков. В его произведениях мало батальных сцен, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне.
Коллективизация
Это время было очень тяжелым для крестьян и оставило большой след в истории нашей страны. Если рассматривать коллективизацию на поверхности, то складывается впечатление, что это было сложное, но полезное время.
Подлинный и мнимый героизм ("Сотников")
В наше сложное, трудное время немного осталось праздников, но есть один, который волнует каждого человека и вызывает чувство гордости за наш народ и светлой печали о миллионах погибших.
Уездный город и его обитатели по комедии Ревизор
Автор: Гоголь Н.В. “Ревизор” принадлежит к тем произведениям, которые захватывают читателя и зрителя мгновенно и словно врасплох. О своем произведении Гоголь писал: “Я решился собрать все дурное, какое только я знал, и за одним разом над ним посмеяться— вот происхождение “Ревизора”.
Военная тема в современной литературе В. Быков, К. Воробьев
Автор: Разное Великая Отечественная война является страшным событием в истории нашего народа. Свидетелям и участникам война дала такой эмоциональный заряд, открыла им мир и человека в таких высоких и в таких страшных проявлениях, что забыть об этом просто невозможно. И хотя наш народ залечил тяжелые раны войны, а на месте руин и пепелищ выросли новые города и села, и заросли окопы и траншеи, все же живет в памяти народной великий подвиг воинов и партизан.
Тема Великой Отечественной войны в повести Василя Быкова
Автор: Быков В. Тема Великой Отечественной войны еще долго будет тревожить умы и сердца русских людей. Слишком большую цену заплатила наша страна за свою победу. Но кто завоевал эту победу: полководцы ил простые солдаты? Можно ли сохранить человечность в нечеловеческих условиях? Все ли участники войны – герои? Как ведут себя разные люди в ситуации смертельного испытания? Эти и подобные вопросы ставят и решают в своих произведениях многие современные авторы.
Рецензия на повесть в. Быкова "Обелиск"
В художественной литературе послевоенных десятилетий на первый план выступают темы пережитого во время войны и переосмысления событий тех лет. Именно к этому периоду относится и творчество в. Быкова.
Тема войны в современной литературе По произведениям В. Быкова
Автор: Быков В. Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно... А. Твардовский Победа в Великой Отечественной войне, жестокой и беспощадной, досталась советскому народу непомерно высокой ценой. Двадцать миллионов людей отдали свои жизни за свободу дорогой их сердцу Родины. Война испытывала человека на излом, выявляя истинных героев и предателей.
Нравственная проблематика военной прозы
Война… Страшное, как сама смерть, слово. Даже страшнее, если помнить, что смерть для каждого человека - естественное, неизбежное окончание жизни, а война - ужасающее бедствие, вызываемое злой волей людей. Пятьдесят лет миновало с тех пор, как умолкли громы Великой Отечественной войны, а народ наш не перестает оплакивать потерю.
«Сороковые роковые...»
“Каждый художник приходит в искусство прежде всего с правдой собственного опыта, с собственным пониманием и объяснением мира”, — писал Василий Владимирович Быков. Великой школой жизни стала для будущего писателя война.
Человек на войне (по произведению В. Быкова "Сотников")
Повесть В. Быкова "Сотников" о Великой Отечественной войне. Она раскрывает нам весь ужас этого грозного и трагического события, заставляет понять, какой ценой была завоевана победа. Как и все произведения о войне, эта повесть учит добру и человечности.
Графика
Графика — это рисунок. Сделанный художником на .бумаге. Рисунок обычно черно-белый, в отдельных случаях цветной. Обычно рисунок, выполненный карандашом, углем, тушью, а в некоторых случаях цветными карандашами или акварельными красками.
Облава
Василь Быков. «». Свержение самодержавия в начале века, разрушение «старого мира», взаимоотношения русского крестьянства с новой властью и дальнейшее развитие этих отношений дали повод и материалы для написания огромного количества произведений о судьбе крестьянства. До недавнего времени произведения, дающие «неверные» представления о жизни советского крестьянства, были фактически под запретом.
Верность долгу (по повести «Обелиск»)
Тема войны — почти единственная в творчестве большого художника Василия Владимировича Быкова. Он совсем молодым ушел на фронт, провоевал всю войну, вернулся сложившимся человеком и талантливым писателем.