Немногие русские прозаики девятнадцатого столетия вызвали так много споров, как Тургенев. Его произведения трактовались самым разным, порой взаимоисключающим образом. При этом большинство исследователей обращалось к «светлому», «дневному» Тургеневу, игнорируя «темного», «ночного», «странного». Но такой тоже существует, и книга Топорова говорит в основном о нем. Это попытка определить природу тургеневской «странности», ее проявления в жизни и творчестве писателя.
Книга состоит из четырех частей: «Предрасположенности и возможности - врожденное и благоприобретенное», «Любовь и смерть», «Архетип моря («морской синдром»)», «Сны, видения, призраки» - и приложения «О жанре «ночного» или «сонного» мечтания и происхождении слова».
Эта книга или, точнее, брошюра известного современного филолога представляет собой, вероятно, всего лишь фрагмент (о чем свидетельствует подзаголовок «Четыре главы») из обширного труда, посвященного облику замечательного русского писателя в несколько необычном его отражении. Можно сказать, что данная книга является некоей системой зеркал, в центре которой стоит Тургенев, а мы рассматриваем и изучаем его многочисленные отражения. Главная задача литературы как раз в этом - отражать, проектировать - известна еще со времен Платона. О том, что литература - вовсе не зеркало, а система зеркал, пройдя которую облик может не только измениться до неузнаваемости, но сделаться вообще иным обликом (или обликом иного). К сожалению, возможность говорить об этом открыто представилась только в последнее десятилетие. Работа Топорова представляет нам как раз такого - иного - Тургенева. Это уже не ратователь за освобождение крестьян, не обладатель необыкновенного, живого и могучего русского языка, не представитель западничества в известной полемике со славянофилами. Нет. Это Тургенев - мистик, Тургенев - эзотерик, Тургенев «мрачных пропастей» темной стороны человеческого духа. Анализируются, главным образом, его поздние повести о «странной любви», причем речь ведется не об интимных особенностях и странностях человека Ивана Тургенева, но о тех чувственных безднах, открывающихся перед его героями, когда любовь вырывает их из житейского моря и возносит в туманные небеса иномирья.
Инструменты Топорова как исследователя и читателя - это контрпереживание, фильтрация фактов через призму импрессионизма. Это совершенно новый и необычный подход, претензия обнаружить и показать то, чего раньше не было в русской классике. Для такого подхода становятся актуальными приемы психоанализа. Например, описание родовых и генетических травм, - деспотичной матери, красавца и Дон Жуана отца – красной нитью проходят через всю биографию писателя и предопределяют появление главного комплекса, главного архетипа Тургенева - морского, всюду словно бы преследующего его. На самом деле, подбор подобных примеров впечатляет: «Вешние воды», «Накануне» - описание Царицынских прудов, в рассказе «Касьян с Красивой мечи» небо. Вот цитата из этого произведения, описание неба – «бездонное море... оно широко расстилается под вами, деревья... словно корни огромных растений, спускаются, отвесно падают в те стеклянно ясные волны... Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака - и вот вдруг все это море, ... все заструится, задрожит беглым блеском, и поднимется свежее, трепещущее лепетание, похожее на бесконечный мелкий плеск внезапно набежавшей зыби». Вот он, морской синдром, морской архетип в действии. Море ритмически отмеривает наступление жизни и смерти, соединяет сознательное с бессознательным – и так с раннего детства. В свою очередь сама книга Топорова ритмическим чередованием и монтажом цитат Тургенева, других классиков, стилистически однородных комментариев - завораживает, постепенно обнаруживая свою власть над читателем. Текст её, этой книги, как бы прошит словами «роковой», «безысходный», «трагический», «темный», «пленник фатума».
Этот новый взгляд на Тургенева, как на личность, необычайно интересен. Мы привыкли получать зачастую совершенно сухие сведения, голые факты. А увидеть любимого писателя во всей полноте красок, эмоций и чувств – это не просто ново и необычно. Взгляд на человека с такой точки зрения, изображение «темной» или «странной» стороны личности лишний раз дает понять, что нельзя ни о чем судить слишком плоско, просто и поверхностно. Чтобы понять человека – а писатель, каким бы великим он не был, тоже человек – надо поймать множество его отражений, вглядеться в них внимательнее и попытаться понять. Может, в конечном итоге, это поможет понять и свою сущность.
Другие работы по теме:
Тургенев и. с. - Автор и его герои принцип связи
Нет сомнений в том, что Тургенев знал до тонкостей психологию интеллигента, воспитанного в атмосфере романтико-философской настроенности. Еше до "Рудина" он изобразил смешные стороны этого типа в повести "Андрей Колосов", в рассказах "Татьяна Борисовна и ее племянник" и "Гамлет Щигровского уезда" ("Записки охотника").
Тургенев и. с. - Образ е. базарова в романе и. с. тургенева отцы и дети
В романе. Отцы и дети И. С. Тургенев знакомит нас с жизнью Е. В. Базарова одного из представителей новой зарождающейся в России социальной силы разночинной интеллигенции. Образ его необычен а поэтому знакомясь с ним с его судьбой мы открываем для се Большую роль в романе играют сцены споров.
Литературный герой РАКИТИН
Ракитин центральный персонаж комедии И. С. Тургенева Месяц в деревне первонач редакции под назв. Студент Две женщины тридцатилетний друг дома. Ислаевых дворянин конфидент. Натальи Петровны и ее собеседник.
Тема Кол-во страниц
И. А. Бунин и И. С. Тургенев: к вопросу традиций и новаторства (на примере произведений «Жизнь Арсеньева» и «Дворянское гнездо»)
Существуют ли сейчас тургеневские девушки
Автор: Тургенев И.С. «Что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева? То ли, что прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора? Именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом», - так отзывался о творчестве Тургенева великий русский писатель-сатирик М.Е.Салтыков-Щедрин.
Пейзаж в рассказе Ивана Тургенева Бежин луг
И. С. Тургенев – проницательный и прозорливый художник, чуткий ко всему, умеющий подмечать и описывать самые незначительные, мелкие детали. Тургенев в совершенстве владел мастерством описания. Все его картины живы, ясно предоставлены, наполнены звуками. Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом.
Картины природы в повести Тургенева Ася
И.С. Тургенев широко известен как один из лучших писателей, воспевших красоту родной природы. Чуткий и тонкий художник, Тургенев ярко рисует красоту даже самого простенького пейзажа, показывает, как красота природы влияет на душевное состояние героев.
Образ Базарова в романе И.С.Тургенева Отцы и дети. 2
Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Автор: Тургенев И.С. ...Но как на свете без любви прожить? Из песни В 1861 году, в год отмены крепостного права, Тургенев написал свой лучший роман “Отцы и дети”, который посвятил памяти великого русского разночинца Белинского. В романе отразилось дыхание эпохи.
Ася 2
Автор: Тургенев И.С. Повесть «Ася» писалась около пяти месяцев. Замысел ее возник случайно во время катания на лодке. Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти «куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг».Образ Аси очень поэтичен.
Спор двух поколений в романе И. С. Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Проблема отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” до сих пор остается актуальным. Два поколения, изображенные писателем, различаются не столько возрастом, сколько противоположными взглядами, мировоззрениями: старого дворянства, аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.
Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима по повести Муму
Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима (по повести "Муму") Автор: Тургенев И.С. Герасим является главным героем тургеневского рассказа «Муму». Он был глухонемым от рождения, жил сначала в деревне в небольшой избушке и работал дворником у барыни.
Образ тургеневской девушки в повести Ася
Образ "тургеневской девушки" в повести "Ася" Автор: Тургенев И.С. Под термином «Тургеневская девушка»-скрывается образ пленительных, обладающих особыми качествами души героинь с драматической судьбой.
Сочинение по рассказу И. С. Тургенева Бежин луг
Автор: Тургенев И.С. «Бежин луг»- рассказ из цикла «Записки охотника». Герой рассказа, Пётр Петрович, охотясь, заблудился в лесу и вышел к месту, которое местные жители называли Бежиным лугом. Здесь он заметил костёр, рядом с которым сидели люди. Подойдя поближе, он увидел мальчиков, которые стерегли табун лошадей.
Мое любимое произведение сочинение - миниатюра
Автор: Тургенев И.С. Моё любимое произведение - повесть И.С.Тургенева "Ася". Написанная вдали от России, повесть рассказывает о событиях, которые произошли в маленьком немецком городке, но она вобрала в себя все глубокие впечатления автора о Родине.
Почему одинок Базаров по роману Отцы и дети
Почему одинок Базаров (по роману "Отцы и дети") Автор: Тургенев И.С. Четвертый роман Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в феврале 1862 года. Действие романа происходит летом 1859 года, перед крестьянской реформой. В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев признался, что прототипом Базарова стал молодой провинциальный врач Дмитриев, умерший незадолго до 1860 года.
Визит к Евдоксии Кукшиной. Анализ главы XIII из романа И.С.Тургенева Отцы и дети.
Визит к Евдоксии Кукшиной. (Анализ главы XIII из романа И.С.Тургенева "Отцы и дети".) Автор: Тургенев И.С. Базаров и Аркадий возвращались от губернатора, когда их перехватил Ситников, "ученик" Базарова, и пригласил посетить Евдоксию Кукшину. Начинается глава, о сущности которой Писарев отзывался так: "Юноша Ситников и молодая дама Кук-шина представляют великолепно исполненную карикатуру безмозглого прогрессиста и по-русски эмансипированной женщины..."
Смысл заглавия романа Отцы и дети.
Автор: Тургенев И.С. Роман “Отцы и дети” — одно из лучших произведений прекрасного русского писателя И.О. Тургенева. Написанное во второй половине девятнадцатого века, это произведение остается популярным и читаемым и в наше время.
Почему И. С. Тургенев назвал Базарова лицом трагическим 2
Почему И. С. Тургенев назвал Базарова «лицом трагическим»? Автор: Тургенев И.С. Действие романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” разворачивается в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году. Это время выхода на общественную арену нового сословия - разночинцев. Накал политических страстей накануне крестьянской реформы 1861 года был очень велик.
О чем бы я хотел поспорить с Базаровым
Автор: Тургенев И.С. Много о чём. Несомненно, Базаров – много размышляющий человек, за что я его уважаю. Однако его мировоззрение только очень отдалённо сходно с моим: существуя в мире людей, нельзя отрицать столь очевидные вещи, живущие в сердце и сознании человека – за невозможностью их непосредственно осязать вовсе не кроется вывод об их полном отсутствии.
Любовь на страницах романа Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. На страницах романа «Отцы и дети» можно встретить несколько разных типов любви. Во-первых, это любовь родительская и сыновья. Николай Кирсанов очень сильно любит сына и выплёскивает всё наружу. Аркадий отвечает взаимностью, хотя и старается прикрыть свои чувства. Что до Базарова, то он очень любит своих родителей, но никоим образом не показывает этого.
Анализ двенадцатой главы повести И.С. Тургенева Первая любовь.
Анализ двенадцатой главы повести И.С. Тургенева " Первая любовь". Автор: Тургенев И.С. Повесть " Первая любовь"- автобиографическое произведение Тургенева. Прототипом молодого героя повести, как говорил Тургенев, послужил он сам: "Этот мальчик ваш покорный слуга".
Повести Муму и Постоялый двор.
Автор: Тургенев И.С. Как ни восхищен Тургенев поэтической мощью и нравственной чистотой России на родной, он замечает, тем не менее, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать. себя хозяином родной земли, гражданином. Эта мысль особенно ярко проявилась в повестях «Муму» и «Постоялый двор».
Смысл названия романа И. С. Тургенева Отцы и дети 2
Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Автор: Тургенев И.С. Мнения и суждения Тургенева... дают только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей.
Сравнительная характеристика Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых
Автор: Тургенев И.С. Когда И.С. Тургенев писал произведение "Отцы и дети", он говорил, что его смущал следующий факт: "Ни в одном произведении нашей литературы я даже намёка не встретил на то, что мне чудилось повсюду". Заслуга писателя состоит в том, что он первый в России поднял эту тему в литературе и впервые попытался создать образ " нового человека", представителя разночинцев.
Что такое базаровщина
Автор: Тургенев И.С. “Я нужен России... Нет, видно, не нужен.” И. С. Тургенев “Он в своих произведениях обыкновенно обращал внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество”, — так писал об И. С. Тургеневе Н. А. Добролюбов, характеризуя необыкновенную способность писателя откликаться на “злобу дня”.
Анализ рассказа Хорь и Калиныч
Автор: Тургенев И.С. Рассказ «Хорь и Калиныч» начинает цикл «Записки охотника». Этот очерк был напечатан в обновленном журнале «Современник», и его публикацией Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. «Хорь и Калиныч» оказался поэтическим ядром антикрепостнической книги.
Моё отношение к И.С.Тургеневу
Автор: Тургенев И.С. Тургенев-один из известнейших русских писателей.Читая его произведения,мы видим не только персонажей, но и в чём-то самого автора.
Мое отношение к Базарову.
Автор: Тургенев И.С. Тургенев — один из лучших писателей прошлого века. Его роман “Отцы и дети” начинается точной датой. Это позволяет читателю вспомнить события, происходящие в это время. В эти годы, после Крымской войны, несколько оживилась русская общественная жизнь, обнажился кризис крепостнической системы, обострилась борьба "между революционерами-демократами и либералами.
Тургенев "Первая любовь"
Самое главное в произведение - это поэтизация любви как самого прекрасного, возвышенного чувства, любви как вечной человеческой ценности. Талант и мастерство Тургенева позволяют нам убедиться, что чувства, испытанные его героями в прошлом веке, вполне акт
Среднестоговская культура
Введение 1 Погребальный обряд 2 Хозяйство 3 Антропологический облик Список литературы Введение Среднестоговская культу́ра — археологическая культура эпохи энеолита (4500-3500 до н.э), распространённая в степях Приазовья между Днепром и Доном. На востоке её локальные разновидности доходили до среднего Поволжья[1].
Литературные группы России
«Арзамас»: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Василий Львович Пушкин, Сергей Семенович Уваров, Дмитрий Николаевич Блудов, Николай Иванович Тургенев, Александр Иванович Тургенев, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин.
Тургенев Иван Сергеевич
Тургенев Иван Сергеевич (1818 – 1883), русский писатель, член – корреспондент Петербургской АН (1860).