(Экология души)
Нравственность есть правда
В. Шукшин
В наше бурное время, когда каждый день несет трагические сообщения, когда у многих из нас нет уверенности в завтрашнем дне, актуально ли говорить о нравственности? Многие сочтут рассуждения на эту тему неуместными, но мне думается, что это не так. На мой взгляд, самым актуальным для сегодняшнего дня является вопрос о духовном возрождении нации, но ведь именно нравственность должна стать основой для этого духовного возрождения. Такие писатели, как В. Астафьев и В. Распутин, Ф. Абрамов и В. Шукшин все свое творчество посвятили духовно-нравственным проблемам. В своем сочинении я хочу остановиться только на двух произведениях, которые, тем не менее, можно считать концептуальными.
“Прощание с Матерой” Валентина Распутина - книга о том, что взаимоотношения человека и земли - проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова “Родина”, “народ”, “родник”, “природа” - одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера - это и остров, и древняя деревенька с таким же названием, Матера должна быть стерта с лица земли. Должно исчезнуть все: дома, огороды, луга, кладбище - вся земля уйдет под воду навечно. С большой тревогой и безнадежной иронией говорит старуха Дарья о том, что Матеру посчитали за подати современной жизни, не слишком ли это много?
Другая жительница деревни - Анна, как и все старики, знает только свою родную Матеру, любит её и не хочет с ней расставаться. По её мнению, самый большой грех на свете - это лишить человека его Родины. А старая Настасья откровенно тоскует: "Кто ж старое дерево пересаживает?!"
Символична та весть, которая побудила героев активно действовать, принес Богодул. Этот герой воспринимается не иначе как своеобразный дух Матеры (живет он на острове, одному богу известно сколько). Войдя к сидящим за самоваром старухам, он возвестил: “Мертвых грабят”. Наверное, многое старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это.
Когда добрались они до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнем. Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище – это нечто святое. Не зря даже сдержанная Дарья, задыхаясь от страха и ярости, кричит о бесчеловечности вандалов. Её поддерживает вся деревня...
Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете, и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. "Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности", - писал еще Пушкин.
Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын её, Петр, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память - это плохо, без нее лучше.
Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут строить, разрушая, и когда задумаются чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. А такие, как Петруха (он поджег собственный дом, чтобы поскорее получить за него денежную компенсацию), и не станут утруждать себя созиданием: их устраивает, что за разрушение платят деньги. Своеобразным символом предупреждения нарисован новый поселок, куда должны перебраться сельчане. Поселок, хоть и сработан красиво, домик к домику, да поставлен как-то несуразно, “не по-людски”. Наверное, и прощаться, в случае надобности с этим поселком будет куда проще, чем с Матерой. А человек обязательно должен чувствовать себя хозяином земли. Иначе зачем жить? Если земля - территория и только, то отношение к ней соответствующее… Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет? Такие размышления вызывает талантливая повесть В. Распутина.
Очень близок по взглядам к Распутину и другой русский писатель Виктор Астафьев. В своих книгах “Последний поклон”, “Царь – рыба” и других он показывает нам мир старой русской деревни, противопоставляя его гармоничность хаосу современной городской жизни. Мир деревни, по Астафьеву, мир естественности, слияния с природой, мир душевного и телесного здоровья. И человек в этом мире - одушевленная часть одушевленной природы. Вспомним героя “Таежной повести” охотника Акима, который ощущает себя неотъемлемой частью тайги, разговаривает с обитателями ее на равных, и его считают “своим” в этой патриархальной гармонии. Сибирская деревня для Астафьева является и носителем нравственности - последним островком чистоты, охраняющим от духовного растления. Так, в рассказе “Уха на Боганиде” общая трапеза рыбаков становится своеобразным символом артельного единства. Герои понимают, что только вместе, сохраняя память и традиции прошлых поколений, они могут выстоять в этом мире. Мне кажется, что именно такие авторы продолжают держать ту нравственную планку, без осознания которой не может существовать никакая нация.
Другие работы по теме:
Шпоры по ЭиСТ
ВОПРОСЫ 1 Понятие труд и сост.эл-ы процесса труда. 2 Хар-р тр. и виды тр. по хар-ру. 3 Необходимый прибавочный тр., конкретный, абстрактный тр., произв. и непроизв.тр.
Духовность? Как ее понимать?
Уместно задать вопрос, как следует понимать духовность общества и его членов, нравственность их поступков? Можно постулировать: духовно все то, что способствует упрочению и процветанию общества и каждого его члена.
Проблемы добродетелей в беседах Сократа
В беседах и дискуссиях Сократ обращал основное внимание на познание сути добродетели. В этой связи Он ставит весьма «понятный» вопрос: как может быть нравственным человек, если он не знает, что такое добродетель? В данном случае познание сути добродетели, познание того, что есть «нравственное», является для него предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели.
Учение Г.В.Ф. Гегеля
Принцип историзма, проводимый Г.В.Ф. Гегелем (1770 – 1831), позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социальной теории морали. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, а на установление ее значения в системе общественных отношений. У Гегеля этика представляет собой философию права и включает: абстрактное право, мораль, нравственность, к которой относятся: семья, гражданское общество, государство.
Философия культуры Гегеля
Три уровня, модификации существования мирового разума. Субъективный, объективный и абсолютный разум. История культуры по Гегелю.
Новгородцев Павел Иванович
Новгородцев Павел Иванович - юрист и социолог, философ. Основа морально-правовых воззрений Новгородцева - трансцендентальный идеализм. В основе естественного права лежат априорные основания.
Критика морали
Если в первый период творчества проблема культурных ценностей интересовала Ницше главным образом с эстетической точки зрения, то во второй период основное свое внимание он сосредоточивает на анализе этических норм и оценок.
Мораль 4
Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека.Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
Этика делового общения
Содержание и история происхождения термина "Этика" - это философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность и определяющая присущуб данному обществу совокупность принципов человеческого общения. Этот термин берут начало от слова "этос", означавшего местопребывания-человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо.
Сочинения на свободную тему - Мой друг заболел спидом. ..
Тот, кто в борьбу не вступает, Жертвою станет потом... Е. Евтушенко Честь, совесть, долг, нравственность, добродетель. Люди, обладающие этими нравственными качествами, издревле почитались на Руси. Каждому человеку присущи они, но не каждый развивает их в себе, доводит до совершенства. Еще совсем недавно Коммунистическая партия, комсомольская и пионерская организации в какой-то мере удерживали людей от морального разложения.
Толстой л. н. - Истинная и ложная красота в романе л. н. толстого война и мир.
Красота. Какая она бывает. Внешняя и внутренняя. Внешняя красота это привлекательное лицо стройная фигура и изящные манеры. Внутренняя красота это душевная красота а душевная красота это прежде всего человеколюбие высокая нравственность душевность ис Впервые с Элен Курагиной мы встречаемся на вечере у Анны Павловны Шерер.
Тема нравственного подвига в рассказе Бунина Лапти
И.А. Бунин – прозаик первой половины ХХ века, мастер короткого рассказа. В своих небольших по объему прозаических произведениях Иван Бунин поднимает различные проблемы: долга и совести, нравственного подвига, справедливости. Писатель, не используя назидательные концовки, дидактические наставления, пишет о самом важном для человека, воспитывая чувство ответственности.
Судьба малой родины в повести Валентина Распутина Прощание с Матёрой
В. Распутин в своих произведениях раскрывает такие понятия, как нравственность, человечность, искренность и целеустремленность. В повести “Прощание с Матёрой” Распутин касается многих нравственных вопросов, но все же ведущая тема этого произведения — судьба Матёры. У каждого человека есть своя маленькая родина, тот кусочек Земли, который остается в памяти и в сердце человека.
Высокое небо по роману Л. Толстого Война и мир.
«)». Автор: Толстой Л.Н. Неправда, что у человека нет души. Она есть, и это самое доброе, прекрасное, великое, что имеет человек. Познать, понять душу дано не всем. Наука о душе, морали, нравственности (а эти понятия неразрывнo связаны) — наиболее интересная и сложная. И есть два человека, которые открыли ее в литературе, сделали для нее то же самое, что Архимед— для физики, Евклид — для геометрии.
"Нравственность — есть правда"
Творчество писателя, кинорежиссера и актера В. М. Шукшина привлекает внимание остротой постановки извечной проблемы о смысле жизни, о непреходящих духовных ценностях человека — его нравственных идеалах, чести, долге, совести.
Христианские мотивы в романе Булгакова Мастер и Маргарита
Христианские мотивы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Автор: Булгаков М.А. Я живу в двадцать первом веке. Однако чем больше я наблюдаю за людьми и законами жизни, тем чаще я замечаю, что мир живет и изменяется по законам вечности. И как мне кажется, эти законы продиктованы библейскими заповедями.
Нравы и запреты
Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций.
Структура и функции культуры
Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах.
Упадок нравственности в России
Нормы поведения и их соблюдение. Религиозные, социальные и другие взаимоотношения. Формирование православного государства. Причины и ход церковного раскола. Оторванное от народа духовенство и духовная жизнь народа. Тотальный обвал нравственности.
Баадер, Франц Ксавер фон
Введение 1 Биография 2 Идеи и труды 3 Наследие и признание 5 Публикации на русском языке Введение Франц Ксавер фон Баадер (нем. Franz Xaver von Baader; 27 марта 1765, Мюнхен — 23 мая 1841, там же) — немецкий философ и теолог, представитель философского романтизма.
ПА Кропоткин Биография и библиография произведений
БИБЛИОГРАФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ П.А.КРОПОТКИНА Анархия, ее философия и идеал. М.,1906. Великая французская революция 1789-1793 гг. М., 1979. В русских и французских тюрьмах (пер. с англ. В.Батуринского). Под редакцией автора. СПб.: Знание,1906.