Реферат.
Мустай Карим.
Огненные берега
Ученика 9 класса «Б»
Средней школы № 3
Чванова Дмитрия
- Не надо пенять на судьбу и грустить,-
Мечты моей в тесном гробу не вместить.
Мечту я живым оставляю.
Что смерть? Не для смерти я жил и служил.
Я честную голову честно сложил
За жизнь. За неё умираю!
Для Мустая Карима шаги начались с комсомола, с первого романтического порыва и восхищения перед подвигами своих сверстников. Девятнадцатилетний Мустай передает нам слова умирающего комсомольца:
Не надо пенять на судьбу и грустить,-
Мечты мои в тесном гробу не вместить,
Мечты я живым оставляю.
Что смерть? Не для смерти я жил и служил,
Я честную голову честно сложил
За жизнь за нее умираю.
Романтический порыв молодого поэта был продиктован глубокой идейной убежденностью в правоте великого дела народа и партии. И когда Отчизна призвала сыновей на борьбу с фашистскими захватчиками, комсомолец Мустай заслонил ее грудью от врага. Кровь – это кровь его поэзии, которой нельзя не верить.
Таинство поэтического творчества пришло к нему очень рано. Еще до войны выпустил он первый свой сборник стихотворений, который выплеснулся из его юной души свежим весенним ручейком. Не будет преувеличением сказать, что уже тогда наметилось то особенное свойство его поэзии, которое впоследствии станет определяющим,- влюбленность в жизнь, стремление постигнуть ее сокровенную суть, проникнуть в самую глубину людских сердец.
Война стала первым и самым суровым испытанием для молодого поэта, как и для многих его сверстников. Она властно вошла в его судьбу, а значит – в стихи, думы, дела.
…С клятвой, скрепленной кровью,
Погибнем в смертельном бою,
Грудью своей покрою
Родимую землю свою!
Так писал Мустай Карим 23 июня 1941 года. Стихотворение называлось «Отомстим!». Тогда же он пишет стихотворение «Я на фронт ухожу, друзья!». Он жаждет отомстить врагу за поруганную честь священной для него земли.
Фронтовые стихи поэта составляют особую страницу в творческой биографии. Лучшим комфортом для письма был короткий отдых между боями – на дне окопа или в тиши блиндажа. Сама история, пропахшая порохом и дымом, развертывалась перед глазами поэта-воина, переполняя двумя всесильными чувствами – любовью к родине и ненавистью к врагу. Ими продиктованы все его поступки и написанные в те годы стихи.
Сейчас, по прошествии многих лет, фронтовые стихи молодого Мустая кажутся несколько похожими друг на друга – в образах и мыслях своих. Но для того времени они были живым голосом, выплеском души, летописью сердца. Он не просто фиксировал в рифмованных строчках эпизоды боев, он по-своему концентрировал переживания и думы бойцов, друзей по оружию. Он жил и дышал вместе с ними одним раскаленным воздухом войны. Он тосковал вместе с ними по отчему краю и жаждал скорой победы над фашизмом.
Двадцатичетырехлетний Мустай Карим от всего башкирского воинства пишет ответное письмо башкирскому народу. Пишет не просто по праву сочинения, а по высокому и беспрекословному доверию воинов-земляков. Это стихотворение останется в литературе своеобразным документом, воплотившим в себе пламенный патриотизм сынов башкирского народа, неразделимое единство фронта и тыла.
Пред глазами поэта распахивались окровавленные степи Украины, черные руины разрушенных городов, сожженные деревни, обугленные стволы яблонь, зловещие кресты виселиц. Жестокой болью отзывались они в его сердце. Недаром именно украинской земле посвятил он так много своих фронтовых стихов. И в каждом из них – клятва отомстить врагу, освободить порабощенных сестер и братьев!
Шаг за шагом двигались наши войска на запад. И вместе со всеми шел Мустай Карим, с каждым шагом приближаясь к долгожданной победе. Он чувствовал себя освободителем Европы. За восемь дней до Дня Победы он напишет стихи о ликующей первомайской Вене, которую освобождал в составе советской армии.
Я прочитал сборник стихотворений и поэм Мустая Карима «Огненные берега», изданным в 1974 году в башкирском книжном издательстве. Тираж книги был пятьдесят тысяч, что свидетельствуем популярности поэта. Все эти стихи и поэмы были переведены различными людьми, на русский язык.
Из прочитанного сборника мне понравились многие стихи, но больше всего стихотворение «Я-РОССИЯНИН». Оно было написано в 1952 году, уже после завершения Великой Отечественной Войны. В нем говорится, что все народы равны, что хоть он и не русский, но он россиянин, что у всех только одна родина – Россия.
В общем, весь сборник написан в патриотическом духе и прочитав его, он не может не понравиться, и наверное каждый найдет в нем свое, хоть одно, но любимое стихотворение.
Другие работы по теме:
Расул Гамзатов
Введение 3 Основная часть Глава . Пушкинские традиции в творчестве Расула Гамзатова. 7 Глава . Развитие традиций дагестанских классиков в творчестве Расула Гамзатова. 21
Цены на топливо в Казахстане
Специфика и проблемы топливного рынка в Казахстане. Отсутствие конкуренции как основная причина роста цен на внутреннем рынке. Динамика мировых цен на нефть, природный газ, уголь энергетический. Движение цен на нефтепродукты у казахских производителей.
Потерянное учение
Традиционная йога достигла берегов Запада в конце XIX века. Постепенно ее лишили духовного содержания и превратили в средство поддержания спортивной формы.
Вечная Вселенная
Карим Хайдаров Итак, космология реально приобрела статус респектабельной науки. Она уже имеет великолепные результаты, формирующие твердый фундамент, который останется навсегда. Такой статус имеет теория «Большого взрыва».
Карпенко-Карий Іван
(1845 — 1907) Народився Іван Карпович Тобілевич 29 вересня 1845р. в с. Арсенівка поблизу Єлисаветграда; батько його походив із старовинного зубожілого дворянського роду й працював прикажчиком поміщицького маєтку, а мати була простою селянкою. Освіту, до якої так тягнувся хлопець, довелося через матеріальну скруту обмежити чотирикласним училищем і з чотирнадцяти років заробляти на прожиття.
Таджикская литература
Письменность у иранских по происхождению народов Ср. Азии, к которым принадлежат таджики, существовала еще в древнейшие времена. Однако затем она претерпела значительные изменения у предков таджиков — согдийцев.
Іван Карпенко-Карий
Розуміння Карпенко-Карим багатства й краси українського слова та перші зерна артистичного хисту ще в дитинстві. Роки праці писарчуком. Боротьба за припинення переслідувань української культури. Формування світогляду письменника, його тонка гра на сцені.
Жизнь и творчество Мустая Карима
Краткие биографические сведения о башкирском поэте М. Каримове. Самобытность поэтических образов, философский смысл и романтизм лирики поэта. Педагогический опыт М. Карима. Тематика его произведений, выражение в них самобытности башкирского народа.
Вшанування пам’яті Панаса Мирного
Панас Мирний (Панас Якович Рудченко). Навчання в Миргородському парафіяльному, Гадяцькому повітовому училищах. Чиновницька служба. Літературні інтереси Панаса Мирного. Громадська діяльність. Меморіальний будинок-музей. Робочий кабінет письменника.
Баскетбол 4
Содержание Стихийное образование любительских команд и лиг привело к тому, что студенты стремились заниматься исключительно баскетболом, предпочитая его не только таким традиционным игровым видам, как американский футбол и бейсбол, но и горячо любимой попечителями колледжей гимнастике. Чиновники Молодёжной Христианской Ассоциации, вняв жалобам противников нового веяния, не стали закрывать глаза на такое вопиющее попирание основ учебного процесса и практически захлопнули двери спортивных студенческих залов.
Выдающиеся люди башкирской культуры
Основоположник башкирской литературы Мажит Гафури. Лирическая поэзия Мустая Карима. Газиз Альмухаметов, фольклорист-собиратель, исполнитель и композитор. Яркое и правдивое искусство художника Ахмата Лутфуллина. Симфонии, песни и романсы Рауфа Муртазина.
Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури
Введение Театр многообразен. Существует в нем множество школ и направлений. Если мы говорим, что сутью театра является раскрытие правды жизни пьесы через действие, которое и составляет драму, т.е. правды поведения действующих лиц, правды их поступков, то мы тем самым определяем степень важности и необходимости скрупулезного исследования в самом широком смысле всего круга мотиваций совершаемого действия, произносимого слова.
Национальная баскетбольная ассоциация
Реферат Национальная баскетбольная ассоциация Подготовил студент 1-ой группы 2-ого курса Старостин Егор Павлович Национальная баскетбольная ассоциация
Развитие экологического самосознания башкир
Обожествление сил и явлений природы – характерные черты древних верований башкир. Религиозно-мифические представления башкир в начале ХХ в. Особенности духовной культуры башкирского народа. Зависимость жизни этнического общества от состояния природы.
Узбекские имена
Введение 1 Имя 2 Арабские имена 3 Национальные имена 4 Интересные факты Введение Современная антропонимическая модель у узбеков трехчлена: личное (индивидуальное) имя, отчество, фамилия. Но имена, соответствующие полной модели, употребляются только в официальных документах[] и только в некоторых случаях; чаще даже в документах первые два элемента заменяются инициалами, а в быту употребляется только имя плюс окончание ака для мужчин и опа для женщин[
Зенды
Зенды — лури династия (из провинции Луристан, названная по имени иранского племени луров), правившая Ираном в 1753—1794 годах. Основатель — Мохаммад Карим-хан Зенд (первоначально звался Мохаммад Карим-бек, р.1705, правил с 1753), предводитель племени зендов из группы файли. Он пришёл к власти в ходе междоусобиц, вспыхнувших после смерти Надир-шаха, и сделал своей столицей Шираз.
Чагатайский улус
Введение 1 История 2 Правители Чагатайского улуса 3 Правители Чагатайского улуса в Мавераннахре 4 Правители Чагатайского улуса в Могулистане 5 Правители Могулии (Яркендского ханства или Мамлакат-и Моголийе)
Ага Мохаммед Шах Каджар
Введение 1 Биография Список литературы Введение Ага́ Мохамме́д Шах Каджа́р, Ага-Мухаммед хан (перс. آقا محمد خان مقاجار — Вqв Mohammad Şвh Qвjвr) (Ага-Мухаммед-хан, Ага-Мухаммед-шах) (1741—1797) — шах (шаханшах) Персии в 1779—1797 годах, шах с 1796 года.
Азербайджанские ханства
Введение 1 Наследственные мюльки (ульке) к середине XVIII в 2 Образование ханств 3 Азербайджанская концепция ханств по мнению Артура Цуциева 4 Источники
Карим-хан
Мохаммад Карим-Хан Зенд , (перс. کریم خان زند), (около 1705—1779), также Карим-хан Великий — правитель Ирана (шах де-факто) с 1760 по 1779 годы. Основатель курдской династии Зендов. По поводу своей персоны он не употреблял никогда титула «шах» и отказывался принять царский титул, а использовал выражение Вакиль од-Дауля («Уполномоченный государства»).
Касем, Абдель Керим
Введение 1 Ранние годы 2 Революция 14 июля 3 Премьер-министр 3.1 Курдская проблема 3.2 Борьба на внутреннем фронте 3.3 Отношения с соседями 3.3.1 Иордания
Марагинское ханство
Введение 1 Столица 2 История 2.1 Ханство в XVII—XVIII веках 2.2 Мукаддамы 2.3 Конституционный период 2.4 Ликвидация ханства Список литературы Марагинское ханство
Вадаи султанат
Сулатанат Вадаи — государственное образование, существовавшее с XVI по начало XX века на территории современного Чада. Ррасположенный к северо-востоку от султаната Багирми (на востоке от озера Чад), Вадаи возник в периферийной области султаната Дарфур и в 1912 году был включен в состав Французской Западной Африки
Ардаланское ханство
Ардаланское ханство - одно из курдских феодальных государств, расположенное на границе Османской империи и Ирана. С XVI века великое государство. Династия Арделан
Палестинский законодательный совет I созыва
Палестинский законодательный совет - парламент Палестинской автономии первого созыва был избран в 1996 году и работал до февраля 2006 года. ПЗС первого созыва состоял из 88 депутатов, избранных по 16 одномандатным и многомандатным округам. 7 мандатов было закреплено за религиозными меньшинствами: 6 - за христианами, 1 - за самаритянами.
Євген Чикаленко - меценат української культури
Благодійницька діяльність Євгена Чикаленко: підготовка однотомного популярного видання "Історія України", виділення коштів на будівництво Академічного Дому у Львові, укладання "Словаря російсько-українського", заснував газет "Громадська думка" і "Рада".
Наука и культура Таджикистана в годы ВОВ
Состояние народного просвещения в Советском союзе в годы войны и первые послевоенные годы, создание вечерних школ и государственных интернатов. Развитие литературы и искусства в Таджикистане, их патриотическое направление. Достижения здравоохранения.
Ага-Хан
Ага-Хан («почетный вождь»), с начала 19 в. наследственный титул духовного главы религиозной секты исмаилитов, ветви шиитского направления в исламе.
Великий, могучий и прекрасный русский язык
Русский язык – это национальный язык великого русского народа. При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Лингвистический вкус, как и весь культурный облик человека,— результат опыта, жизни.
Полярный Эльбрус
Страна Лестригонов. По ту сторону "семи миров". Нордический пик в исламе.
Али Хан
Али Хан был наследником Ага Хана III до тех пор, пока он не лишился возможности стать духовным лидером 20 миллионов мусульман исмаильской секты, проживающих в Индии.