Творчеству Эмиля Золя присущ
характерный для реализма второй половины XIX века интерес к изучению глубинных психических
процессов, сложных ассоциативных, связей, возникающих в человеческом сознании.
В «Карьере Ругонов» найдены решения важных психологических и художественных
проблем на уровне несравненно более высоком, чем в «Терезе Ракен».
С великолепной простотой и
человечностью решил Золя сложнейшую художественную задачу органического слияния
нескольких временных планов, слияния, поддерживающего впечатление непрерывного
течения жизни. Это не была простота «Терезы Ракен», где автор почти не
поднимался над неизбежной неполнотой протокольной записи и регистрировал
наблюдения в прямой видимой связи. Добиваясь многомерности изображения,
захватывая несколько временных планов припоминание давно ушедшего, реальность
настоящего, предчувствие грядущего, - Золя в «Карьере Ругонов» нашел связующее
начало- память сердца, которая у персонажей «Терезы Ракен» отсутствовала,
вытесненная физиологическими импульсами, а у Аделаиды Фук надежнее хранила
частицы жизни, чем ее помраченное сознание.
И пусть заперта снова калитка и
ключ брошен в колодец. Ведь все равно нельзя забыть: белый просвет, разорвавший
черную стену, «зиял, как открытая могила», а счастье «дразнит смерть и вызывает
ее зависть».
Вечером, в жестоком нервном
припадке Аделаида твердила о сражениях, о выстрелах: «Бедные, бедные дети!..
Сколько слез! Их тоже пристрелят, как собак…»
Задолго до того, как падет
сраженная пулей Мьетта и жандарм разможжит голову Сильверу, вошла в роман
печаль их ранней смерти.
С большой сатирической силой
написана сцена ликования, безумствоваиия в желтом салоне по поводу гибели
Республики. «Все радовались, что они спасены», но теперь многие рвались уже в
спасители. Каждый, как осел в басне, лягал побежденных, каждый хвалился, что
«ему удалось лягнуть сильнее других», и притязал на лавры победы, которые
достанутся одним Ругонам. «Даже те, кто надрывал глотку, чтобы только дать
выход темпераменту, ничего не требуя от нарождающейся Империи, были глубоко
уязвлены тем, что благодаря им самый бедный, самый запятнанный из всех вдруг
получает красную ленточку в петлицу. Другое дело, если бы это отличие получил
весь желтый салон». И в этом есть смысл. Люди, объединенные желтым салоном,
одни - действием, другие - бездействием, по справедливости заслужили от Империи
орден.
От государственного переворота,
вернувшего «счастье» Бонапартам, ожидали счастья и их сторонники:
«неудовлетворенные, тощие хищники» приветствовали, и с основанием,
новорожденную Империю, как долгожданный час дележа добычи, как возможность принять
участие в большой императорской охоте за деньгами, почестями, наслаждениями…
Избранная Эмилем Золя для этого
романа среда вряд ли могла представлять глубокий эстетический интерес. Круги
французской провинциальной буржуазии, мещанство, взятое даже не в момент
исторического кризиса, перелома, а в сравнительно стабильный период, как
материал для искусства имели сомнительную ценность. Однако Золя сделал именно
такой выбор, разрешив в романе «Завоевание Плассана» одну из принципиальных
задач искусства не только своего времени, но и ближайших к нему десятилетий.
Оценить достигнутое Эмилем Золя в
разработке этого эстетически небогатого материала могут помочь труды Герцена. С
замечательным реализмом исторического мышления Герцен говорит о сущности
буржуазной культуры, о различных сторонах общественного бытия и судьбах
отдельной личности при господстве буржуазии. Он видит интенсивно развивающийся
процесс идейного и морального растления буржуазии, ставшей господствующим
классом. Это «мещанское растление пробралось во все тайники семейной и частной
жизни». Мещанские нравы «составляют целое, то есть замкнутое, оконченное в
себе, воззрение на жизнь, с своими преданиями и правилами, с своим добром и
злом, с своими приемами и с своей нравственностью низшего порядка».
Но особенный интерес в данном
случае представляют письма-статьи Герцена «Концы и начала» (1862 г.), где идет речь об эстетических трудностях художника, избравшего себе эту натуру. «Искусство
не брезгливо, оно все может изобразить, ставя на всем неизгладимую печать дара
духа изящного и бескорыстно поднимая в уровень мадонн и полубогов всякую
случайность бытия, всякий звук и всякую форму - сонную лужу под деревом,
вспорхнувшую птицу, лошадь на водопое, нищего мальчика, обожженного солнцем». И
грозные фантазии, и грубые комические сцены - «все подлежит искусству… Но и
искусство имеет свой предел. Есть камень преткновения, который решительно не
берет ни смычок, ни кисть, пи резец; искусство, чтоб скрыть свою немоту,
издевается над ним, делает карикатуры. Этот камень преткновения - мещанство».
Художник, который может написать человека в лохмотьях нищего, в железных латах
рыцаря, в монашеской рясе, «останавливается в отчаянии перед мещанином во
фраке».
Во французской литературе, где
антиклерикальная традиция издавна развивалась и поддерживалась писателями, чьи
имена принесли славу нации, роман Эмиля Золя «Завоевание Плассана» представляет
собой заметное, яркое явление. Но книга вправе претендовать на серьезное
значение и в жанрах социально-психологическом и семейно-бытовом.
Это реалистическое произведение,
где царит сюжетная собранность, композиционная упорядоченность и логическая
ясность, заставляет вспомнить глубокое замечание Герцена, помещенное в «Письмах
из Франции и Италии». Сравнивая внутреннее единство конфликтного действия с
единством в природе, он находил, что и там и тут «все независимо и все в
соотношении, все само по себе и все соединено».
Политический роман с богато
разработанным антиклерикальным планом; психологический роман с вторжением в
область науки, малоисследованную в эпоху Золя; семейно-бытовой роман с отказом
от камерности этого жанра все эти линии соединил замечательный художник,
достигнув поистине органического их слияния, полного взаимопроникновения в
«Завоевании Плассана», где «все независимо и все в соотношении…».
Список
литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта soshinenie/
Другие работы по теме:
Реализм
В ХХ в. этот термин употребляется в трех значениях. Первое - историко-философское. Реализм - это направление в средневековой философии, признававшее реальным существование универсальных понятий, и только их.
Трилогия
Трилогия (греч.) — первоначально в греческой литературе три трагедии , объединенные в одно целое единством фабулы или идейного содержания.
Коллоидная защита
МГАВМИБ им К.И. СКРЯБИНА Коллоидная защита. Золотое, железное число. Биологическое значение коллоидной защиты. Реферат студента 2 группы II курса ФЗТА
Философия Канады
В 19 в. философские течения в Канаде складывались под влиянием французского и англо-американского источников, причём основным источником французского влияния остаётся католическая философия неотомизма.
Тема Кол-во страниц
Социалистический реализм в советском литературоведении и в трактовке А. Синявского
Стихотворение Блока О, я хочу безумно жить
Каждый поэт обращается в своем творчестве к различным темам: судьба родины, тема любви, образ природы, философские мотивы. Но творца волнует, безусловно, назначение и роль поэтического творчества. Роль поэта во все времена важна, но каждый по-своему понимает смысл лирики.
Михаил Шолохов Судьба человека
Тема Второй мировой войны нашла свое достойное место в творчестве многих известных мастеров слова. Один из них - русский писатель Михаил Шолохов. Как и в творчестве немецкого писателя Генриха Бэлля, рассказ пронизывает мысль: война противоестественна и антигуманна.
Золя Эмиль
(1840 - 1902) Эмиль Золя, произведения которого занимают ведущее место во французском натурализме, сам был наполовину французом. Полугрек, полуитальянец, его отец был гражданским инженером в Провансе, где возглавлял строительство водопроводных сетей города Экса. Мать Золя, родом из северной Франции, была женщиной трудолюбивой, дисциплинированной.
Реализм романа А.С. Пушкина Евгений Онегин. 2
Реализм романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Автор: Пушкин А.С. В романе “Евгений Онегин” А.С. Пушкин рисует картину жизни разных групп дворянского общества России XIX века, их быт и нравы, жизнь крестьянства.
Реализм романа А.С. Пушкина Евгений Онегин. 4
Реализм романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Автор: Пушкин А.С. Роман “Евгений Онегин” занимает главное место в творчестве Пушкина. Нет сомнений, что это его лучшее произведение. Появление романа оказало огромное влияние на развитие русской литературы. Роман в стихах “Евгений Онегин” был окончен в 1831 году.
Маяковский и революция
После Октября направление в творчестве Маяковского обрело особую четкость: служение революции, ориентация на Ленина.
Эмиль Золя
«В течение трех лет я собирал материалы для моего большого труда, и этот том был уже написан, когда падение Бонапарта, которое нужно было мне как художнику и которое неизбежно должно было по моему замыслу завершить драму, - на близость его я не смел надеяться, - дало мне чудовищную и необходимую развязку».
Что делать Николая Чернышевского реалистический роман
Прежде чем рассуждать, является ли произведение реалистическим, стоит уяснить, что есть в принципе реалистическое произведение. Определения термина "реализм" в Литературном энциклопедическом словаре занимает почти четыре страницы, но, если суммировать всю приведенную там информацию, реализм – это художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни и создаваемых посредством типизации фактов действительности, иными словами, в реалистическом произведении должны как можно полнее отражаться факты реальной жизни.
Черты реализма в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума
Черты реализма в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" Автор: Грибоедов А.С. По содержанию "Горе от ума" строго реалистическая комедия. Грибоедов раскрывает типические черты барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы в комедии достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых.
Творчество Эмиля Золя
Graphics Эмиль. Золя. Дата рождения: 2 апреля 1840 Место рождения: Париж, Франция Дата смерти: 29 сентября 1902 (62 года) Место смерти: Париж, Франция Род деятельности: писатель Graphics
Тестовые задания.
оглавление Тестовые задания Великие поэты древнего Рима: а) Вергилий; б) Гораций; в) Тиртей; г) Овидий; „Повесть временных лет? написана: а) неизвестным автором; б) русским летописцем; в) летописцем
Социалистический реализм
Социалистический реализм - направление в советском искусстве, представляющее собой в формулировке 1930-х гг. "правдивое и исторически конкретное изображение действительности в сочетании с задачей идейной переделки трудящихся в духе социализма"
Реализм в искусстве
Реализм-понятие ,характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания. Так, широко понимаемый реализм – основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам.
Поль Сезанн
– имя, хорошо знакомое каждому, кто хоть немного интересуется живописью. Французское искусство прошлого столетия и творческий путь многих европейских художников начала нашего века как бы делятся незримой чертой на два этапа «до Сезанна» и «после». Знакомство с художественными открытиями этого мастера, большую часть жизни проведшего в своем родном городке на юге Франции – Эксе, было поворотным пунктом в развитии многих живописцев.
Эмиль Золя. Тереза Ракен
Роман начинается с предисловия, написанного после первого издания романа. Автор объясняет, что его произведение не было понято. По словам Э. Золя, смысл книги — изучить не характеры, а темпераменты.
Д Антиньи, Бланш
Введение 1 Биография 2 Образ в литературе Введение Бланш д’Антиньи (фр. Blanche d'Antigny, собственно Marie Ernestine Antigny, 9 мая 1840, Мартизе, Эндр — 30 июня 1874, Париж) — французская куртизанка, натурщица, певица и актриса времен Второй империи.
Тюрьма Санте
(фр. maison d'arrкt de la Santй, prison de la Santй, или la Santй) — пенитенциарное заведение в Париже, расположенное в 14-м административном округе, в южной части города. На сегодня это единственная тюрьма, оставшаяся в пределах французской столицы. Название, в переводе означающее буквально «здоровье», происходит от имени расположенной рядом парижской улицы.
Франция 19 века
Франция в 19 веке была своего рода эталоном общественно- политического развития Европы. Все процессы, свойственные этому этапу, приняли во Франции особенно драматичные предельно противоречивые формы. Богатейшая колониальная держава, обладавшая высоким промышленным и торговым потенциалом, задыхалась от внутренних противоречий.
Золя Эмиль
В 1871 году он опубликовал первый из своих романов, где он изложил свою теорию натурализма, в которой утверждал, что все действия и поступки человека предопределены его наследственностью и окружающей средой.
Теофиль-Александр Стейнлен
Стейнлен, Теофиль-Александр (Steinlen, Thophile Alexandre) (1859–1923), французский художник, представитель символизма, мастер жанровой и социально-критической графики.