Автор: Бунин И.А.
Сон... Во все времена состояние сна вызывало у одних людей пристальный интерес, у других — мистический ужас. Сон — это отдых для уставшего человека, но он может быть и самой страшной пыткой. Ведь если человеку снятся кошмары, он не может убежать, вырваться из леденящего душу плена. Кстати, у некоторых народов существуют поверье, что во время сна душа покидает тело и витает в невидимых мирах, где лицезреет разные видения, иногда пророческие. Сон — это тонкая, хрупкая грань между реальностью и нереальностью, и в этом можно усмотреть нечто мистическое. Отсюда и проистекают все верования о вещих снах.
Но во сне события часто искажаются, предметы приобретают несвойственные им в реальной жизни качества, свойства. Иногда мы находимся под столь сильным впечатлением от увиденного сна, что и в обычных вещах начинаем видеть нечто загадочное, а порой страшное. Это особенно ярко проявляется в жизни обитателей Суходола, некогда богатой, а теперь разорившейся усадьбы. Все они видят сны, причем одинаковые значения отводятся как снам барышни Антонины Петровны, так и снам дворовой девки Натальи. По статистике, человек тратит на сон одну треть своей жизни, но суходольцы явно превышают этот показатель.
Разве не сон — вся жизнь Татьяны? Надуманная, а по прошествии лет кажущаяся приснившейся история с молодым человеком, Войткевичем, ее дневные истерики и, наконец, ночные кошмары, где “змей иерусалимский душит” ее. А змей — это дьявол. Эти кошмары настолько измучили Танечку, что пришлось пригласить колдуна Клима. Но разве он, страшный, бормочущий, заклинающий ее (опять-таки ночью!), не часть ночного кошмара?
Впрочем, “пришлось” — не то слово, ведь суходольцы крайне суеверны: заветное черное полотенце, ножницы для защиты от грозы, странники и богомолки — неотъемлемые атрибуты суходольской жизни. Характерно, что молодая барыня, раньше не боявшаяся грозы, тоже бежит в дом за ножницами при первых раскатах грома Суходол, его атмосфера поглощает ее, затягивает, так же как и сон постепенно овладевает уставшим человеком, и вот уже тяжелеет голова, опускаясь на подушку, закрываются глаза, и начинаются видения...
Говорят, что уставший человек не видит снов. Но Наталью посещают сновидения, зачастую пророческие. Ведь козел, приснившийся ей, бросающийся ей копытами на грудь, — это предчувствие Юшки. Горящие глаза животного, его непристойное возбуждение. Козел — это тоже один из излюбленных образов сатаны. И уже в ночь, когда совершилось это ужасное преступление, Наталья предчувствует все, что произойдет. Почему же она не пытается противиться судьбе? Да потому, что все случившееся — это продолжение сна, реальное продолжение, сон наяву. И пропадает голос, и нельзя пошевелить ни рукой, ни ногой.
В ночных кошмарах это обычный “сюжет”. Значит, в Суходоле сны так тесно переплетаются с реальной жизнью, что их нельзя отличить друг от друга. Может, виновато в этом незримое присутствие дьявола (змей, козел)? Так это или нет, но от неразрывной связи реальности и сна жители Суходола становятся неуравновешенными, нелогичными в своих поступках, проявлениях души. От этого сходит с ума Танечка Мне хочется упомянуть один эпизод: Наталье помог избавиться от бремени (воистину, тяжкого бремени) пожар, охвативший Суходол. Был или не был человек в красном жупане, мелькнувший перед ней? Это тоже был сон наяву. Но это единственный хороший сон в Суходоле. Пламя — символ очищения. Цвет пламени — красный. А человек этот привиделся .лишь Наталье. О чем это говорит? О том, что ее душа — самая чистая среди душ остальных? Возможно... Души других пламя не исцелило.
Я вдумываюсь во все это, и мне становится не по себе. Вот темнота медленно подкрадывается к старому рассохшемуся дому, заполняя постепенно все его углы и щели, и суходольны погружаются каждый в свой мирок сна, чтобы утром проснуться, вернее, очнуться от физического состояния сна, но не от сна души... А может быть, старый темный дом — тоже сон? Может быть, мне приснилась заброшенная усадьба?..
Другие работы по теме:
"Как бы" и "На самом деле"
Привычка через каждые пять предложений добавлять "На самом деле" характеризует поколение, выросшее в 1960-х гг. и реализовавшееся в 1970-х гг. "Как бы" говорит поколение, выросшее в 1980-х гг. и не реализовавшее себя в 1990-х.
Реальность
Реальность (от лат. res, realia - дело, вещи) - в традиционном естественнонаучном понимании совокупность всего материального вокруг нас, окружающий мир, воспринимаемый нашими органами чувств и независимый от нашего сознания.
Картина мира
Картина мира - система интуитивных представлений о реальности. Картину мира можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы - от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы.
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
Виртуальная реальность и одиночество
Virtual – наличный, имеющийся в распоряжении. Программист свободно оперирует понятием виртуальной машины. Это, в сущности, набор ресурсов, предоставляемых программисту определённой большой вычислительной средой.
Абсолютный идеализм
Абсолютный идеализм - направление в англосаксонской философии первых двух десятилетий ХХ в. В своей основе абсолютный идеализм восходил к гегельянству, и в этом смысле это было последнее направление классической философии.
Теория речевых актов
Теория речевых актов - одно из направлений аналитической философии, созданное в конце 1940-х гг. оксфордским аналитиком Дж. Остином. Теория речевых актов учит тому, как действовать при помощи слов, "как манипулировать вещами при помощи слов".
Этика аутентичности и виртуальная реальность
Уханов Е.В. Научный руководитель: д.ф.н. проф. Воропай Т.С. Национальный Технический Университет «Харьковский Политехнический Институт» (61002, Харьков, ул. Фрунзе 21, каф. Системы и Процессы Управления),
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
К. Кастанеда: путь мистика
К. Кастанеда исследует новый способ познания, мало кем до сих пор изученный, - с помощью интуиции, интуитивный. Он представляет этот путь познания как специфический путь знакомства с миром древнего мексиканского племени.
Легендарное царство Кито
Древняя история Латинской Америки порой неотделима от легенды, правда дополняется мифом, а реальность – преданиями забытых народов.
Виртуальные реальности
Понятие виртуальные реальности имеет узкий и широкий смысл. В узком смысле виртуальные реальности - это те игровые или необходимые с технической точки зрения "искусственные реальности".
Булгаков м. а. - Смысл эпиграфа романа мастер и маргарита
Зло нельзя победить, потому что борьба со злом и есть сама жизнь. Александр Дюма. Его мечты – наша реальность. Его слово – наш приказ. Его наказание – наша смерть. Его похвала – наша жизнь. Это его Мир. Всю свою жизнь человек ведет споры о том, что есть добро и зло, пытается четко разграничить эти понятия, проводит толстую линию между ними.
Современные поэты - Что я чувствую читая стихи современных поэтов.
Недаром говорят что поэзия это музыка души. И правда стоит лишь назвать имена великих поэтов. России и сразу еще не притронувшись к книгам ощущаешь ту скрытую мелодию русского сердца. Это касается не только поэтов золотого века но и поэтов современн Вот здесь не равнина.
Мое отношение к Владимиру Маяковскому
Сейчас принято ругать идеи революции. И Маяковский в этом смысле наиболее уязвим. Он один из первых принял и воспевал Ленина и его дело. Но его нельзя обвинить в «лакействе», ведь все его стихи — крик души, они очень искренни. Да и сама судьба Маяковского очень трагична. Поняв реальность, несовместимую с его верой в лучшую жизнь, разочаровавшись в ней, великий поэт пришел к страшному концу.
Театр абсурда Йожена Йонеско
Французский драматург румынского происхождения Йожен Йонеско (1909-1994) вошел в историю мировой литературы как ярчайший и теоретик и практик «театра абсурда».
Тема дворянства в повести Суходол
Автор: Бунин И.А. В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период упадка. Это своеобразные “унесенные ветром” — люди, которые не смогли приспособиться к изменившимся условиям жизни, которые всецело принадлежат прошлому: “Легко сказать — начинать жить по-новому! По-новому жить предстояло и господам, а они и по-старому-то не умели”.
Тема обреченности в повести Бунина Суходол
Автор: Бунин И.А. Повесть «Суходол» поднимает тему обреченности усадебных мужиков. Спокон века славятся Хрущевы своими ссорами, как им всякая долгоживущая в единении семья. Суходольцы, с одной стороны, - дружная семья. Так же Хрущевы слывут добрейшими и простыми господами. С другой стороны, они держат в страхе своих крестьян.
Творчество И. А. Бунина
Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма.
Человек и окружающий мир в произведениях Бунина
И. А. Бунин с необыкновенным мастерством описывает в своих произведениях полный гармоний мир природы. Его любимые герои наделены даром тонко воспринимать окружающий мир, красоту родной земли, что позволяет им чувствовать жизнь во всей ее полноте.
Творчество Ивана Алексеевича Бунина
Взаимоотношение человека и мира, истинные и мнимые ценности, смысл человеческого существования - вот те вопросы, которые волнуют автора. Иван Алексеевич не только сам размышляет над многочисленными проблемами но ни одного читателя.
Картина мира как культурологическая категория
Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К. м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности.
Реализм в искусстве
Реализм-понятие ,характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания. Так, широко понимаемый реализм – основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам.
У Фэн
Введение 1 Жизнь У Фэна 2 Образ У Фэна в XX веке Введение У Фэн (кит. 吳鳳, Wu Feng; 17 февраля 1699 — 9 сентября 1769 [1]) — китайский проповедник XVII века, который способствовал развитию культуры тайваньских аборигенов. Реальность существования У Фэна оспаривается, так же спорно жизнеописание У Фэна, по ряду мнений оно является мифом или поздней подделкой.
Докетизм
, докеты (от др.-греч. δοκέω [dokeō] — «кажусь») — одно из старейших еретических христианских учений и его приверженцы, отрицавшие реальность страданий Христа и Его воплощение как противоречащие представлениям о бесстрастности и неограниченности Бога и утверждавшие иллюзорность его существования.
Болота
Болото - участок земной поверхности, постоянно или большую часть года насыщенный водой и покрытый специфической болотной растительностью. Соответствующая экосистема характеризуется накоплением в верхних горизонтах субстрата мертвых неразложившихся растительных остатков, во временем превращающихся в торф.