Автор: Островский А.Н.
Пьеса "Гроза", написанная Александром Николаевичем Островским, рассказывает о жизни в небольшом городке Калинове, в котором самодурство богатых помещиков не знает границ. "Темное царство", олицетворяющее этих помещиков, не имеет над собой начальников, которые могли бы высказать им свое неодобрение. Каждый житель Калинова не согласен с этой несправедливостью, а некоторые решаются высказывать открыто то, что думают.
Первым с кем мы встречаемся в пьесе - Кулигин, простой мещанин, механик-самоучка и мечтатель. Внешность его нам не известна. Ему за пятьдесят лет, но он деятельный и инициативный.
С Кулигиным мы знакомимся в самом начале пьесы. Он сидит на скамейке и любуется Волгой, от удовольствия даже поет. Когда к нему подходят Кудряш и Шапкин, Кулигин сразу же делится с ними своими эмоциями. "Восторг!" - говорит он, но они не понимают его радости, они "не видят" красоты пейзажа, потому - что погружены в житейские проблемы. Разговор сразу заходит о "темном царстве". Кулигин же не поддерживает бессмысленной болтовни. Мы замечаем его реплики только "по - делу", и когда это необходимо. "С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть", - заявляет о ругательствах Дикого Кулигин. Такое отношение показывает ум и неординарность поведения Кулигина, для сравнения, Кудряш хвалится, что не дает себя обидеть: "Да не спускаю и я: он - слова, а я - десять." Но когда, мимо проходит Дикой, Шапкин и Кудряш отходят в сторону, побоявшись, что он привяжется, Кулигин же остается сидеть на своем месте и только снимает шляпу.
В следующей сцене Кулигин разговаривает с Борисом Григорьевичем, племянником Дикого. Кулигин интересуется, почему Борис живет в таком подчинении у дяди, что даже не смеет возразить ему на бессмысленные попреки, Борис отвечает, что трудно ему жить здесь, "я здесь лишний, точно мешаю". Выслушав Бориса Григорьевича, Кулигин понимает, что ничего изменить не удастся и советует "угождать как-нибудь". Кулигин умен, он четко представляет какие общественные устои царят в Калинове и объясняет это Борису: "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!" Вместе с умением анализировать, в нем присутствуют мечтательность и поэтичность - Кулигин умеет писать стихи. Но от предложения Бориса написать жизнь в Калинове стихами отказывается: "Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят". В этом проявляется его нерешительность: "Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается". Если Катерина, главная героиня "Грозы", в знак протеста идет на самоубийство, то Кулигин не хочет громких, решительных протестов.
Кулигин умеет находить общий язык с людьми. "Какой хороший человек!", - говорит о нем Борис. Кулигин благородный мечтатель, он постоянно думает о благосостоянии общества - хочет изобрести перпетуум-мобиле и получить за него миллион, который бы потратил на то, чтобы дать работу мещанству. "А то руки есть, а работать нечего".
"Механик, самоучка - механик", - как сам себя называет Кулигин, хочет сделать в городском парке солнечные часы, для этого ему нужно десять рублей и он просит их у Дикого. Здесь Кулигин сталкивается с упорной тупостью Дикого, просто не желающего расставаться со своими деньгами. Добролюбов писал в своей статье "Темное царство", о том, что "самодура легко "прекратить" силой рассудительно, просвещенного ума". "Просвещенный человек не отступает, пытаясь внушить Дикому правильные понятия о пользе солнечных часов и спасительной силе громоотводов." Но все бесполезно. Можно только удивляться терпеливости, почтительности и упорству с которыми Кулигин пытается достучаться до Дикого.
Кулигин тонко чувствует красоту природы: "из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое..."; и сожалеет, что люди в городе совсем не видят этого, пожалуй только главная героиня пьесы Катерина, также как он, любуется красотой окружающего мира. Бедные с утра до ночи работают, а богачи сидят дома за запертыми воротами и ругаются друг с другом. Только "молодые парни да девушки... у сна воруют часик, другой, ну и гуляют парочками". Также он пытается объяснить людям, что не надо бояться таких удивительных явлений природы как гроза, северное сияние, комета, ими следует восторгаться и удивляться. Но только он способен так оценивать эти природные явления, для всех остальных они являются божьим наказанием, знаком свыше, его рассуждения о науке никому не нужны и отторгаются. Грозы "всякий должен бояться", - говорит Катерина.
К Кулигину тянутся люди. Тихон Кабанов с полным доверием рассказывает ему о своих переживаниях, о том, как тяжело ему живется в доме матери. Кулигин ясно понимает все проблемы Тихона, дает ему советы простить жену и жить своим умом. "Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди - лучше всякой". Беда в том, что Тихон не может воспользоваться этим советом, ему не позволит маменька, да и в свои силы он не верит: "Нет, своего-то ума."
В последней сцене пьесы, когда мертвую Катерину достают из Волги, Кулигин первым решается заявить Кабанихе: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!" После этих слов он убегает. Убегает потому, что ему до глубины души неприятно находиться рядом с этими людьми.
Островский дал своему герою фамилию, созвучную с фамилией русского механика-самоучки Ивана Петровича Кулибина, который своими изобретениями и открытиями помогал развитию общества. Кулигин не является главным героем пьесы, но автор отвел ему очень важную роль. В лице Кулигина выражается еще один протест против "темного царства". Катерина жертвует собой в знак протеста против тирании, а Кулигин готов только на возражения. Но это не просты слезы на тяжелую жизнь, а обдуманные предложения, внедрения которых сделало бы жизнь калиновцев лучше и красивее. Если смотреть по объему, то монологи Кулигина уступают только монологам главной героини. По ходу повествования он появляется во всех ключевых сценах драмы, своими рассуждениями четко объясняя сложность сложившихся ситуаций.
В "темном царстве" Кулигин предстает хорошим человеком, он читает стихи, поет, его суждения всегда точны и обстоятельны. Он добрый мечтатель, стремящейся сделать жизнь людей лучше, расширить их знания об окружающем мире. Часто кажется, что мудрые и рассудительные мысли, которые высказывает Кулигин, являются оценкой событий пьесы самим автором.
Образ Кулигина симпатичен мне тем, что он всегда знает к чему он стремиться. У него есть цель - сделать жизнь общества лучше, для этого он старается придумать всевозможные изобретения, перпетуум-мобиле, чтобы на полученные деньги предоставить жителям города работу. Только этот персонаж обладает какими-то стремлениями в жизни, все остальные просто живут, решая житейские проблемы или создавая их другим.
Думаю, что Островский в образе Кулигина хотел изобразить вариант решения проблемы в Калинове. Будь Кулигин не один в своих стремлениях или если бы был по - богаче, то тогда он мог бы реально изменить жизнь своего общества, но ему ничего этого не дано, и он обречен быть "изгоем" в Калинове.
Другие работы по теме:
Островский а. н. - Фольклорная основа пьесы а. н. островского снегурочка
«Снегурочка» написана Островским по мотивам и материя,. устного народного творчества. Драматург дает пьесе подзаголо ^ «Весенняя сказка» и поясняет: «Действие происходит в Стп * берендеев в доисторические времена». В пьесе, как в сказке ряду с людьми действуют Весна-Красна, дед-Мороз, Леший, ЭДа леница, сама героиня - Снегурочка, дочка Мороза и Весны.
Островский а. н. - Смысл названия драмы гроза
Название драмы. Островского Гроза играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме. Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны гроза непосредственный участник действия пьесы с другой стороны символ идеи этого пр Но гроза в пьесе имеет и переносное значение.
Литературный герой НЕГИНА
Негина героиня комедии А. Н. Островского Таланты и поклонники Н. молодая талантливая актриса провинциального театра один из самых обаятельных образов в драматургии. Островского не случайно давшего ей свое имя и отчество alignjustifyнегина героиня комедии.
Тема Кол-во страниц
Истоки творчества Островского-драматурга. Роль Малого театра в его жизни и судьбе
Темное царство и его жертвы по пьесе Островского Гроза
«Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени.
Душно Без счастья и воли По пьесе Островского Гроза
Н.А. Некрасов, в своем высказывании «Душно! Без счастья и воли…» очень точно подбирает слова «воля» и «счастье», давая понять, что одно не может существовать без другого. Но что же такое «воля»? Физическая ли свобода, материальная независимость или собственное мнение.
Смысл названия драмы Гроза Островского
Творчество А. Островского — русского Мольера и русского Шекспира, как его иногда называют, сегодня, в эпоху становления специфической формы «дикого капитализма», требует новых подходов и более внимательного прочтения, ибо вновь поднимает проблемы, которые волновали общество как в середине XIX, так и в конце XX — начале XXI века.
Образ Кулигина в пьесе Островского Гроза
А.Н.Островский в пьесе «Гроза», написанной в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, показав главные черты самодурства.
Проблема народного характера в драме Гроза Островского
Драма "Гроза" является одной из вершин творчества А.Н. Островского. В этом произведении драматургу удалось осветить неторопливую жизнь провинциального городка, раскрыть зрителю его тайны. Как и во многих других произведениях Островского, в "Гроза" присутствует очень широкая тематика и проблематика, автор проникает в самую суть противоречий и конфликтов.
Монологи Катерины и их роль в раскрытии характера героини по драме Островского Гроза
Драма «Гроза» —одно из прекрасных произведений Александра Николаевича Островского. В пьесе Островский показал извечную борьбу «темного царства» с людьми «горячего сердца», среди которых и глазная героиня драмы — Катерина Кабанова. Именно в конфликтах между людьми взгляды и убеждения которых расходятся, четко показана вся власть царства диких и кабановых над людьми, которые не могут смириться с жизнью в рабстве.
Тема игры в пьесе Александра Островского Лес
Мотив игры, маски, комедиантства пронизывает весь текст пьесы Островского «Лес». Многие действующие лица этого произведения как бы играют свою роль на сцене жизни. Героев А. Н. Островского в «Лесе» можно разделить на три категории: одни играют совершенно не свойственную им роль (Гурмыжская, Буланов), другие вообще ролей не играют (Аксюша, Петр Восмибратов, Милонов, Бодаев), а маска Несчастливцева очень похожа на то, что он есть на самом деле.
В чем трагедия Катерины по драме Островского Гроза
В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60~х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назревают революционные выступления народа. Они направлены на. улучшение жизни и быта простых людей, на свержение царизма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию.
Символика заглавия пьесы А. Островского Гроза.
Автор: Островский А.Н. Пьесу “Гроза” Островский написал в 1859 году — в период, когда в России назрела смена общественных устоев, канун крестьянской реформы. Поэтому произведение восприняли как выражение стихийных революционных настроений народных масс. Заглавие символично. Гроза происходит не только как природное явление (действие разворачивается под звуки грома), но и как внутреннее — герои характеризуются через отношение к грозе.
Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского Гроза
Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского "Гроза" Автор: Островский А.Н. Душа хотела видеть тело тощим и голодным, отвратительным... Эта душа сама была еще тощей... и жестокость была вожделением этой души. Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собой?...
Мини-сочинение В городе Калинове по пьесе А.Н. Островского Гроза
Мини-сочинение "В городе Калинове" (по пьесе А.Н. Островского "Гроза") Автор: Островский А.Н. Город Калинов - провинция, далеко отстающая в плане развития. Здесь, кажется, всё застыло, и никогда уже не тронется с места - так и останется под слоем пыли и паутины невежества.
Народные истоки характера Катерины По пьесе А. Н. Островского Гроза
Народные истоки характера Катерины (По пьесе А. Н. Островского "Гроза") Автор: Островский А.Н. "Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой — сельский вид", — такой ремаркой Островский открывает "Грозу". Действие русской трагедии возносится над волжской ширью, распахивается на всероссийский простор, ему сразу же придается поэтическая окрыленность: "Не может укрыться град, в верху горы стоя".
Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза»
В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев. Драматург не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно.
Смысл названия драмы "Гроза"
После выхода из печати и постановки драмы Островского "Гроза" современники видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране рабства, крепостного права.
Образ Кулигина в пьесе А.Н. Островского "Гроза"
В 1859 году А.Н. Островский написал пьесу «Гроза», в которой он поднял проблему перелома общественной жизни, проблему смены социальных устоев, проник в самую сущность противоречий своего времени, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы.
В чём трагедия Ларисы Огудаловой по пьесе А.Н. Островского Бесприданница
В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Автор: Островский А.Н. Многие поэты и писатели посвящали свои строки женщинам-прекрасной половине человечества.В русской литературе с большой теплотой рисовался образ женщины,воспевались её лучшие черты:верность,искренность,красота,ум,благородство,нежность и бескорыстная любовь.
Жестокие нравы города Калинова 2
ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ ГОРОДА КАЛИНОВА ГРОЗА ОСТРОВСКИЙ А. Н. Островский в очерке «открыл» страну, до сего времени в подробности не известную и никем из путешественников не описанную. Страна эта лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье>. Это земля, живущая традициями седой старины, - <темное царство>.
Символика в пьесе А. Н. Островского Гроза
Автор: Островский А.Н. Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии “Горе от ума”, и это стало еще одним принципом реализма.
Рецензия на пьесу «Свои люди – сочтёмся!» А.С. Островского
В основе сюжета пьесы лежит распространенный в прошлом веке в купеческой среде случай мошенничества. Богатый купец Самсон Силыч Большов занял у других купцов крупную сумму денег и, не желая возвращать ее, объявил о своем банкротстве.
Тема горячего сердца в пьесе Бесприданница
Вот красота-то куда ведет (показывает на Волгу). Вот, вот, в самый омут. А. Н. Островский. “Гроза” Через все творчество А. Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики “темного царства”, и лишь Волга вольно несет свои воды, вбирая в себя и красоту, “какая в природе разлита”, и красоту “горячего сердца”, измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения.