Автор: Толстой Л.Н.
В книге действуют два отца и два сына Болконских. В моем сочинении речь пойдет и о старом князе Болконском, его взаимоотношениях с сыном и о князе Андрее в роли отца. Только в этой теме следует видеть не просто семейную проблематику, связанную в книге Толстого также и с образами Ростовых, Курагиных, сюжетом “Эпилога”, но и особый библейский отсвет. Тема Бога-отца и Бога-сына с особой силой звучит в “Эпилоге”, в эпизоде клятвы Николеньки.
Но сначала рассмотрим образы двух старших Болконских. Князь Николай Андреевич — человек безусловно незаурядный, один из тех, кто в XVIII веке строил мощную российскую государственность, приближенный Екатерины II, генерал-аншеф, занимавший видное положение именно благодаря своим талантам, а не стремлению сделать карьеру. Он один из тех, кто служил Отечеству и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при Павле. В его облике отразились черты знатного и богатого деда Толстого по матери, генерала Н. С. Волконского, гордеца, атеиста, о котором существует легенда, что он попал в немилость, отказавшись жениться на любовнице Павла I. Болконские — старинный княжеский род, Рюриковичи, аристократы, которым и царская фамилия — не указ, они по праву гордятся своим более древним родом и заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек, карьеристов типа Курагина, оба — разносторонне образованные, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства.
При сравнении князя Андрея и его отца, однако, обычно забывают, что характеры и того и другого даны в развитии. Князь Андрей, конечно, пошел гораздо дальше Николая Андреевича, к которому питает неизменно уважение и которым восхищается (недаром он просит отца при своем отъезде на войну позаботиться о воспитании внука). Старший Болконский верил в прогресс и будущее величие Родины. Болконский-сын — главный идеологический герой Толстого — скептически относится к государству и власти вообще. Высокая идея служения Отечеству, воодушевлявшая его отца, трансформируется у князя Андрея в идею служения миру, единения всех людей, идею всеобщей любви и единения человечества с природой. Старый князь живет в России, а его сын ощущает себя гражданином, частью Вселенной. Он совершает подвиг, но не подвиг патриота. Это подвижничество апостола, и недаром Толстой наделяет его апостольским именем — Андрей (апостол Андрей — покровитель России, предсказавший населявшим эти земли славянам великое будущее). Россия должна явить миру пример любви, открыть новую эпоху единения всех людей, исполняя завет Христа: “Несть ни эллина, ни иудея...” Христианство было шагом вперед в духовном развитии человечества, потому что признавало всех людей братьями во Христе, сыновьями единого Бога, не выделяло какой-то избранный народ. Поэтому толстовский апостол Андрей проклинает войну, не разделяя войны на справедливые и завоевательные. Война — это убийство, по мнению героя Толстого, а убийство всегда противно Богу и закону любви. Во имя этих идей и принимает мученическую смерть князь Андрей.
Старый Болконский, сначала несколько скептически относившийся к подвижническим устремлениям своих детей, под конец жизни, пожалуй, был склонен признать их правоту. Перед смертью обычная жесткость его по отношению к сыну и дочери исчезает. Он просит прощения за искалеченную жизнь у княжны Марьи и заочно — у сына. Княжна Марья еще будет счастлива, а о сыне старый князь говорит перед смертью пророческие слова: “Погибла Россия!” Может быть, он только сейчас понял, что сын его принес в мир идею более великую, чем патриотизм и служение Отечеству.
Продолжать идеи своего отца будет другой Николай Болконский — Нико-ленька. В “Эпилоге” ему 15 лет. Шести лет он остался без отца. Да и до шести лет мальчик немного провел времени с ним. В первое семилетие жизни Николеньки его отец участвовал в двух войнах, надолго задержался за границей из-за болезни, много сил отдал преобразовательной деятельности в комиссии Сперанского.
Умирающий Андрей Болконский оставляет своему сыну что-то вроде зашифрованного завещания — евангельскую притчу о “птицах небесных”. Он не произносит этих евангельских слов вслух, но Толстой говорит, что сын князя все понял, даже больше, чем мог бы понять взрослый, умудрен ный жизненным опытом человек. В качестве “птицы небесной”, которая в Евангелии есть символ души, приходит, как и обещал, князь Андрей к Николеньке уже после своей смерти. Мальчику снится Отец — любовь к людям, и Николенька дает клятву принести себя в жертву этой любви.
Так “Война и мир” завершается темой Отца и Сына, темой апостольского служения Богу, темой единения людей.
Другие работы по теме:
Толстой л. н. - Настоящая жизнь в романе война и мир
Многие люди прочитавшие роман. Война и мир. Льва Толстого спрашивают иногда сами себя. Какова же все таки настоящая жизнь в романе. Светское общество которое собиралось по вечерам у Анны Павловны Шерер у Элен Курагиной или у графа и графини.
Толстой л. н. - 7. тема семьи в одном из произведений русской литературы.
Л.Н. Толстой говорил о том, что в романе "Война и мир" главной была "мысль народная". Однако "мысль семейная" также интересовала его. В романе главными героями оказываются не только отдельные личности, но и их семьи, в которых они живут. Особое внимание автор уделяет их занятиям. По мнению Толстого, в семье главная роль отводится детям.
Кутузов и Наполеон в романе-эпопее Толстого Война и мир
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман‑эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон.
Мой любимый персонаж в романе Л.Н.Толстого Война и мир
Мой любимый персонаж в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" Автор: Толстой Л.Н. В 1869 году было написано одно из самых гениальных произведений мировой литературы – роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Этот роман Толстой писал шесть лет. Изначально он был о декабристах. Но Л.Н.Толстой также хотел показать жизнь народа во времена «войны и мира».
Наташа Ростова в церкви Разумовских. Анализ эпизода романа Толстого Война и мир
В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» множество персонажей, но любимой героиней Толстого, без сомнения, является Наташа Ростова. Она занимает центральное место среди образов романа, потому что воплощает саму жизнь с ее крайностями и бесконечными изменениями. Наташа непосредственна и естественна, она находится в гармонии с окружающим ее миром, она наделена счастливой чертой ощущать полноту жизни.
Народ в романе-эпопее Толстого Война и мир
«Война и мир» — одно из ярчайших произведений мировой литературы, раскрывшее необычайное богатство человеческих судеб, характеров, невиданную широту охвата явлений жизни, глубочайшее изображение важнейших событий в истории русского народа. В основу романа, как признавался Л. Н. Толстой, положена «мысль народная». «Я пытался писать историю народа», — говорил Толстой.
Как роман Толстого Война и мир повлиял на мое мировоззрение
Как роман Толстого "Война и мир" повлиял на мое мировоззрение Автор: Толстой Л.Н. В каждом из нас живет хорошее и плохое.У кого-то хорошего больше , у кого-то плохого. Отчего это зависит? Может быть , от воспитания, может, от судьбы, а может, от самого человека. Во многих этих опросах трудно разобраться.
Красота человеческих отношений в романе Л. Н. Толстого Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Л. Н. Толстой с его огромным литературным наследием относится к числу явлений вечно развивающихся: каждое время, каждая эпоха по-своему воспринимает писателя. Наше время особенно чутко отзывается на нравственные проповеди Толстого, на его призыв к нравственному усовершенствованию.
Семья Ростовых и семья Болконских в романе Л.Н.Толстого Война и мир.
Семья Ростовых и семья Болконских в романе Л.Н.Толстого "Война и мир". Автор: Толстой Л.Н. Тема отцов и детей, а также смены поколений является традиционной для русской литературы: Тургенев — "Отцы и дети", Чехов — "Вишневый сад", Салтыков-Щедрин — "Господа Головлевы", Гончаров — "Обыкновенная история".
Тема семьи в романе Л. Н. Толстого Война и мир 2
Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Автор: Толстой Л.Н. Семья для Толстого — это почва для формирования человеческой души, и в то же время в “Войне и мире” введение семейной темы является одним из способов организации текста. Атмосфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев.
Русское дворянство в романе Л. Н. Толстого Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. В созданной Толстым грандиозной картине русской жизни первой четверти XIX века важное место занимают не только образы отдельных представителей дворянства — главных героев романа, по и образы многочисленных второстепенных и эпизодических персонажей, посредством которых автор дает собирательный портрет русского дворянства.
Образ Кутузова и философия истории в романе Л.Н.Толстого Война и мир.
Образ Кутузова и философия истории в романе Л.Н.Толстого "Война и мир". Автор: Толстой Л.Н. Известно, что первоначальный замысел романа Л. Толстого «Война и мир» и то произведение, которое мы знаем сегодня, разительно отличаются. Автор задумывал роман о декабристах, в котором хотел показать современность в соотнесенности с историческим прошлым.
Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого Война и мир 3
«Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Автор: Толстой Л.Н. “Война и мир” — русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 годы.
Вечные темы в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой – великий писатель. Роман-эпопея "Война и мир". Толстой - тонкий психолог. Многогранность и сложность человеческой личности в главных героях романа. Духовная красота героев Толстого.
Отец и сын Болконские в романе ЛНТолстого Война и мир
ОТЕЦ И СЫН БОЛКОНСКИЕ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” В книге два отца и два сына Болконских. В сочинении речь пойдет и о старом князе Болконском, его взаимоотношениях с сыном, и о князе Андрее в роли отца. Только в теме следует видеть не просто семейную проблематику, связанную в книге Толстого также и с образами Ростовых, Курагиных, сюжетом “Эпилога”, но и особый библейский отсвет.