Трагична многовековая история России. Наше прошлое — это казни и ссылки, репрессии и тюрьмы, это реки слез, моря страданий. Кажется, так и слышишь стон униженных, оскорбленных, но полных гордого достоинства русских людей. Выразителями народных страданий всегда были писатели и поэты великой и могучей русской литературы.
Еще в XVIII веке Г. Р. Державин писал в стихотворении «Властителям и судиям»:
Злодейства землю потрясают,
Неправда зыблет небеса».
Стон народа слышится и в поэзии Н. А Некрасова:
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал.
Многие честные сердца мечтали о свободе и равенстве, сеяли «разумное, доброе, вечное», страстно ждали «звезду пленительного счастья», верили, что из крови и страданий «воспрянет праведная Русь».
Да, можно было только верить, что наша великая Россия не погибнет в вихре революций, гражданских войн, поголовного истребления интеллигенции и подлинной культуры. К. Бальмонт писал об этих страшных годах:
Россия казней, пыток, сыска, тюрем.
Страна, где рубят мысль умов сплеча,
Страна, где мы едим и балагурим
В кровавый час деяний палача.
Десять дней, которые потрясли мир, не принесли народу ни обещанной свободы, ни счастья. Эпоха страшных братоубийственных войн сменялась поголовной коллективизацией, голодом, репрессиями, предательством. Сын должен был доносить на отца, мать, брат — на брата, отрекаться от них. В поэме «По праву памяти» А. Твардовский писал:
А мы, кичась неверьем в бога.
Во имя собственных святынь
Той жертвы требовали строго:
Отринь отца и мать отринь.
Да, убийства, предательства заполонили Русь:
Предай в пути родного брата
И друга лучшего тайком…
Лучшие сыны и дочери отчизны разделили с народом его страдания, были там, где, как говорит Анна Ахматова в «Реквиеме», наш «народ, к несчастью, был». Многие поплатились за слово правды. Потрясенный М. Волошин писал:
Темен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского — на эшафот.
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца Русь…
Но, несмотря на все несчастья, Россия осталась жить. Содрогнувшись от смертей, небывалой жестокости и ненависти, она продолжала свой крестный путь к идеалам добра и милосердия.
Два поколения изменят взгляд на вещи…
Наш путь трагический в читальне пролистав,
И, содрогаясь, назовут еще похлеще
Событий химию, их свойства и состав,—
так писала Юнна Мориц о наших днях, о процессе осмысления исторического прошлого.
Да, именно вера в Россию дает возможность осмыслить прошлое, понять тревожное настоящее и заглянуть в будущее, чтобы там, в голубой дали, увидеть наконец-то свет надежды.
Другие работы по теме:
Зачем бизнесмены (предприниматели) идут в политику?
Три основных причины по которым бизнесмены идут в политику: желание привести нормативную (законодательную) базу, которая позволяла бы развивать бизнес (предпринимательство), быть ближе к исполнительной власти, корыстные личные цели.
Есенин с. а. - россия сердцу милый край
По лирике С. ЕсенинаМоя лирика жива одной большой любовью к родине чувство родины основное в моем творчестве писал С. Есенин. Действительно все его произведения проникнуты глубоким чувством к родной земле сопричастностью ее трудной судьбе.
Есенин с. а. - Тема родины в лирике сергея есенина
Любовь к родному краю меня томила мучила и жгла. С. ЕсенинМоя лирика жива одной большой любовью любовью к родине. Чувство родины основное в моем творчестве говорил о себе. Сергей Есенин. Читая его стихи мы убеждаемся в этом в Край ты мой заброшенный.
Носов е. и. - Героический поступок2
Рассказ Евгения Носова очень меня взволновал. Совсем не хочется верить в то что гусь погиб ведь еще мгновение назад он был жив. Радовал всех своим геройским видом и бесстрашием. Рассказ Евгения Носова очень меня взволновал.
Лермонтов м. ю. - Патриотические мотивы в лирике м. ю. лермонтова
Родина для Лермонтова - понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу. В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига (“10 июля 1830”), возвеличение былого могущества России (“Новгород”, “Приветствую тебя, воинственных славян...”).
Сочинения на свободную тему - Грех и добродетель людская
Не скажу что я верю в Бога. Пожалуй я даже не верю в него. Это приходит со временем. Я хочу верить потому что верующие люди самые счастливые люди на земле. Они знают что такое истина что такое любовь что такое грех и добродетель людская.
Как понимают счастье герои романа Тургенева Дворянское гнездо
Роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» стал для автора утверждением ею системы нравственных ценностей. Ему близка позиция его героя, Федора Ивановича Лаврецкого, человека скромного и честного, доброго, искреннего. Испытав глубокое разочарование в семейной жизни и вернувшись в Россию, чтобы больше не встречаться с женой, Федор Иванович считает, что его дом «пахать землю и стараться как можно лучше ее пахать».
Толстой Шат и Дон
Лев Николаевич Толстой Шат и Дон Толстой Лев Николаевич Шат и Дон Лев Николаевич Толстой Шат и Дон У старика Ивана было два сына: Шат Иваныч и Дон Иваныч. Шат Иваныч был старший брат; он был сильнее и больше, а Дон Иваныч был меньший и был меньше и слабее. Отец показал каждому дорогу и велел им слушаться. Шат Иваныч не послушался отца и не пошёл по показанной дороге, сбился с пути и пропал.
Пугачев герой поэмы С. А. Есенина
Есенин – очень своеобразный и противоречивый поэт, бунтарь и лирик, который бесконечно любил Россию, посвящал ей свои лучшие стихи, связывал свою жизнь только с ней.
Мильон терзаний хозяев вишневого сада по пьесе Антона Чехова
Почему до сих пор эта пьеса идет во многих театрах России и за рубежом? В комедии Чехова "Вишневый сад" мы видим сочетание драматического и комического, что связано с проблематикой произведения. В пьесе показан бег времени: прошлое, настоящее и будущее. Центральные герои — Раневская и Гаев.
Я вышел на поиски Бога
Во все времена людей волновала проблема отношения к Богу. Что это? Как к нему относиться? Какое влияние он осуществляет на нас? Раньше большинство людей верили в него и были уверены, что он есть. Они верили, что Бог наблюдает за людьми, отчасти руководит ими, карает за всяческие грехи. И верующее человечество боялось его и. пыталось не разгневать Бога своими злыми поступками.
Анализ стихотворения Россия А. Блока.
Автор: Блок А.А. Александр Александрович Блок является, по моему мнению, одним из самых правдивых поэтов о России. Он пишет о той России, которую видит и «чувствует сам», и не только восхищается ей, но и пишет о том, что не столь приятно и красиво. Блок рассказывает нам о плохой и бедной жизни народа, о несчастной судьбе Родины.
Мое отношение к приметам
Автор: Сочинения на свободную тему Поднимая вопрос, «верить ли в народные приметы?», имеет смысл вспомнить одно из знаменитых изречений китайского философа Конфуция: «Жизненный опыт, - это всего лишь маленький фонарик, не освещающий ничего, кроме пройденного пути». Если философ прав, и жизненный опыт – это, действительно, ничто, то вера в народные приметы должна иметь тот же статус.
Федор Иванович Тютчев
Тютчев прожил большую и интересную жизнь. В 1820 году после окончания университета стал дипломатом в Мюнхене, за границей на службе провел 22 года. Знаком с Гейне, Шеллингом.
Драматизм положения Лаврецкого . По роману Тургенева Дворянское гнездо
Бороться за свое счастье Федору Ивановичу Лаврецкому, герою романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо», приходится при таких обстоятельствах, против которых бессилен любой, даже самый незаурядный человек. Лаврецкий вернулся в Россию, расставшись с женой. С нею, как это выяснилось за годы семейной жизни, они были совершенно разные люди: Федор Иванович скромный, добрый и порядочный человек.
Объяснение Лизы Калитиной и Лаврецкого. По роману Тургенева Дворянское гнездо
Чистое и трогательное чувство Лизы Калитиной и Федора Ивановича Лаврецкого, героев романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо», всегда вызывало симпатии и сочувствие читателей. Федор Иванович старше Лизы, он пережил глубокое разочарование в семейной жизни жена всегда была ему чужим человеком, ее волновал успех в свете, поклонники, парижская жизнь.
Я люблю тебя, Россия
Автор: Сочинения на свободную тему Люблю отчизну я, Но странною любовью … М.Ю. Лермонтов. Россия стала для меня родиной, хотя я родился в другой стране, но большую часть своей жизни прожил в России. Люблю ли я Россию?
Аксаков Сергей
(1791-1859) Знаменитый русский писатель. Отпрыск старинного дворянского рода, Аксаков, несомненно, получил в детстве живые впечатления гордого семейного сознания этой родовитости. Дедушка Степан Михайлович мечтал, что внук станет именно продолжателем "знаменитого рода Шимона" – легендарного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 г
Будущее страны в наших руках
Автор: Сочинения на свободную тему Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать- В Россию можно только верить Ф.И. Тютчев 2009 год в России был объявлен Годом молодёжи. С молодёжью связаны надежды любого государства. «Сегодня России остро необходимы хорошо образованные, энергичные люди, умеющие принимать яркие, интересные решения.
Боцис, Иван Федосеевич
Иван Федосеевич граф Боцис (греч. Ιωάννης Μπότσης; умер 18 мая 1714) — шаутбенахт или контр-адмирал русского гребного флота; родился в Далмации, служил в венецианском флоте, а в конце 1703 года, по желанию Петра Великого, прибыл в Россию.
Записки о Московии
(лат. Rerum Moscoviticarum Commentarii) — книга на латинском языке, написанная в 1549 году бароном Сигизмундом фон Герберштейном, австрийским дипломатом, находившимся долгое время в Великом Княжестве Московском.
Вильстер, Даниэль Якоб
Введение 1 Биография 2 Семья Список литературы Вильстер, Даниэль Якоб Введение Даниэль Якоб Вильстер (дат. Daniel Jacob Wilster; 1669(1669) — 21 июля 1732) — датский морской офицер, после увольнения с датской службы — шведский (до 1721) и позднее русский вице-адмирал.
Адоратский, Владимир Викторович
План Введение 1 Биография 2 Критика Список литературы Введение Владимир Викторович Адоратский (7 (19) августа 1878, Казань — 5 июня 1945, Москва) — участник российского революционного движения, советский историк, философ-марксист. Академик АН СССР (1932).
Народ Южной Осетии за мир
Движение «Народ Южной Осетии за мир» (осет. «Цӕгат райгуырынц Хуссар Ирыстон») – оппозиционная партия в Южной Осетии. Основанное Владимиром Санакоевым и другими этническими осетинами, в том числе бывшими членами правительства Южной Осетии (бывший премьер Дмитрий Санакоев, бывший министр МВД Джемал Каркусов), движение выступает с критикой фактического президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты и за воссоединение с Грузией.
Декларация прав народов России
Декларация прав народов России — один из первых документов Советской власти, принятый Советом народных комиссаров РСФСР 2 (15) ноября 1917 года. В Декларации резко осуждалась политика натравливания одной нации на другую, проводившаяся царским правительством, а затем буржуазным Временным правительством в отношении народов, населявших Россию.
Сергей Васильевич Рахманинов
Доклад по истории на тему: «Сергей Васильевич Рахманинов» подготовил ученик 8 класса «Б» Эрлих Александр Сергей Васильевич Рахманинов Сергей Васильевич Рахманинов
Ефремов, Филипп Сергеевич
Филипп Сергеевич Ефремов (1750 — ум. после 1811) — русский солдат, путешественник по странам Востока. Уроженец Вятской губернии, в 1763 г. вступил на службу капралом в Нижегородский пехотный полк, в 1765 г. произведён в каптенармусы, и в июне 1774 г. был произведён в унтер-офицеры и командирован на заставу Донгуз крепости Илецкая Защита.
Фишер, Станислав
Фишер, Станислав Станислав Фишер (польск. Stanisław Fiszer, 1769—1812) — польский и французский генерал, участник похода Наполеона в Россию.
Две России в поэме Гоголя Мертвые души Мертвые и Живые души в поэме Гоголя
На мой взгляд, Гоголь отразил в своей поэме не две, а три России: Россию "мертвых душ" - помещиков и чиновников, Россию крестьян, и в конце поэмы проявляется прекрасный художественный образ Руси-тройки, птицы-тройки. Сделано это настолько искусно и полно, что "Мертвые души" можно назвать исследованием русской жизни второй четверти прошлого века.
Ауэрбах Иван Богданович
(геолог, профессор Петровской сельскохозяйственной академии в Москве) родился в 1815 году; изучал минералогию в Берлине у Вейса и Розе, а химию у Рамельсберга. Возвратившись в Россию, посвятил себя изучению геологии и вспомогательных к ней наукам. Вместе с другом своим Р. Германом (известный наш исследователь в сфере химической минералогии) объехал Урал и Финляндию, где близко познакомился с минералогическими богатствами России.