Вокруг
талантливые трусы
И обнаглевшая
бездаръ!..
И только вы,
Валерий Брюсов,
Как некий
равный государь...
И. Северянин
Мне кажется,
что поэзия Валерия Брюсова стоит как-то особняком от основного потока
"серебряного века". И сам он, как личность, резко отличается от
современных ему поэтов. Он весь городской, кубообразный, жесткий, с хитринкой и
очень волевой человек. Этот облик возник у меня после прочтения мемуаров о нем
и различных литературоведческих статей, где его имя так или иначе фигурировало.
Его не любили,
как О. Мандельштама, Вяч. Иванова, И. Северянина или Е. Бальмонта. В нем,
видимо, не было определенного личного обаяния. Как, впрочем, нет обаяния в
городском пейзаже. Я уверена, что на любой, пусть даже самый красивый город
никто не взглянет с таким умилением, как на сельский пейзаж. Следует отметить,
что такое направление его творчества было подготовлено семейными традициями. Воспитывали
Брюсова, как он вспоминал, "в принципах материализма и атеизма".
Особо
почитавшимися в семье литераторами были Н. А. Некрасов и Д. И. Писарев. С
детства Брюсову прививались интерес к естественным наукам, независимость
суждений, вера в великое предназначение человека-творца. "От сказок, от
всякой "чертовщины" меня усердно оберегали, — вспоминал Брюсов, —
зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился
умножению. Нечего говорить, что о религии в нашем доме и помину не было...
после детских книжек настал черед биографий великих людей... Эти биографии
произвели на меня сильнейшее впечатление: я начал мечтать, что сам непременно
сделаюсь "великим..."
Такие начала
воспитания сказались на всем дальнейшем жизненном и творческом пути Брюсова.
Основой поэтической практики и теоретических взглядов молодого Брюсова на
искусство стали индивидуализм и субъективизм. В тот период он считал, что в
поэзии и искусстве на первом месте сама личность художника, а все остальное —
только форма.
Другой темой
Брюсова стала тема города, прошедшая через все творчество поэта. Продолжая и
объединяя разнородные традиции (Достоевского, Некрасова, Верлена, Бодлера и
Верхарна), Брюсов стал, по сути, первым русским поэтом-урбанистом XX в.,
отразившим обобщенный образ новейшего капиталистического города. Вначале он
ищет в городских лабиринтах красоту, называет город "обдуманным
чудом", любуется "буйством" людских скопищ и "священным
сумраком" улиц. Но при всей своей урбанистической натуре Брюсов изображал
город трагическим пространством, где свершается темные и непристойные дела
людей: убийства, разврат, революции и т. д.
Стихи Брюсова
перекликались со стихами сверхурбаниста В. Маяковского. Брюсов писал: Ах, не
так ли Египты, Ассирии, Римы, Франции, всяческий бред, — Те империей, те утлее,
сирее, — Все в былом, в запруду, в запрет. Так в великом крушенъи (давно ль
оно?)... Брюсов пытается предрекать падение и разрушение городов как порочного
пространства, но у него это получается хуже, чем у Маяковского или, например,
Блока.
Протест против
бездушия городской цивилизации приводил Брюсова к раздумьям о природе,
оздоравливающих начал которой поэт не признавал в своем раннем творчестве.
Теперь он ищет в природе утраченную современным человеком цельность и гармоничность
бытия. Но следует отметить, что его "природные" стихи значительно
уступают его урбанистической лирике. С большой художественной силой миру
растворенной в городе пошлости противостоит у Брюсова поэзия любви. Стихи о
любви сгруппированы, как и стихи на другие темы, в особые смысловые циклы —
"Еще сказка", "Баллады", "Элегии", "Эрот,
непобедимый в битве", "Мертвые напевы" и др. Но мы не найдем в
стихотворениях этих циклов напевности, душевного трепета, легкости.
У Брюсова
любовь — всепоглощающая, возведенная до трагедии, "предельная",
"героическая страсть". За Брюсовым, как известно, всю жизнь влачился
темный хвост различных сплетен и слухов. Он появлялся в самых шумных
ресторанах, имел романы с известными дамами.
Во времена
новых революционных преобразований в городе наступила довольно неуютная и
тревожная жизнь, нищета была всеобщей. Но Брюсов относился к этому с присущим
ему сарказмом. Недаром в свое время было написано:
Прекрасен в
мощи грозной власти
Восточный царь
Ассаргадон,
И океан народной
страсти,
В щепы дробящий
утлый челн.
В поэзии
Брюсова город неотделим от его личности, и в трагедийности города прежде всего
чувствуется трагедия самого автора, для которого нередко трагедии превращаются
в фарс:
Вновь я хочу
все изведать, что было,
Ужас и скорбь,
и любовь!..
Мне кажется,
что отобразить трагедийный мир современного города Брюсову удалось более полно
в его знаменитом цикле стихотворений "В стенах":
Словно
нездешние тени,
Стены меня
обступили.
Думы былых
поколений!
В городе я как
в могиле.
Здания — хищные
звери
С сотней
несытых утроб!
Страшны
закрытые двери:
Каждая комната
— гроб!
Или еще:
Мы дышим
комнатною пылью,
Живем среди
картин и книг...
Поэт с живой
страстью откликался на все важнейшие события современности. В начале века
русско-японская война и революция 1905 года становятся темами его творчества,
во многом определяют его взгляд на жизнь и искусство. В те годы поэт заявлял о
своем презрении к буржуазному обществу, но и к социал-демократии проявлял
недоверие, считая, что она посягает на творческую свободу художника.
Однако в
революции Брюсов видел не только стихию разрушения, он воспевал счастливое
будущее "нового мира" как торжество демократии, "свободы,
братства, равенства" ("К счастливым", 1904—1905), славил певцов
борьбы:
Поэт — всегда с
людьми, когда шумит гроза,
И песня с бурей
— вечно сестры...
Стихи Брюсова о
первой русской революции, наряду со стихами Блока, являются вершинными
произведениями, написанными на эту тему поэтами начала века.
А вот в годы
реакции поэзия Брюсова уже не поднимается до высокого жизнеутверждающего
пафоса. Перепеваются старые мотивы, усиливается тема усталости и одиночества:
Холод, тело
тайно сковывающий,
Холод, душу
очаровывающий...
Все во мне —
лишь смерть и тишина,
Целый мир — лишь
твердь и в ней луна.
Гаснут в сердце
невзлелеянные сны,
Гибнут цветики
осмеянной весны...
Но и в этот
период творчества поэт продолжает славить человека-труженика, искателя и
созидателя, верит в будущее торжество революции. Послеоктябрьские стихи Брюсова
открывают последний период его литературного пути, представленный сборниками
"В такие дни", "Миг", "Дали".
Поэт ищет новые
художественные формы для выражения нового поворота в своем мировоззрении и
воссоздания в искусстве революционной действительности ("Третья
осень", "К русской революции"). В сборниках "Дали" и
"Меа" Брюсов представляет образцы "научной поэзии"
("Мир электрона", "Мир N-измерений" и др.)
Оригинальное
художественное творчество Брюсова не ограничивается стихами. Зная основные
классические и европейские языки, Брюсов активно занимался переводами. Он
переводил Метерлинка, Верлена, Гюго, Эдгара По, Верхарна, Райниса, финских и
армянских поэтов.
В Брюсове
помимо дара художника жил неукротимый дух исследователя, который искал
рационалистические "ключи тайн" к самым сокровенным человеческим
чувствам, а также стремился понять причины рождения новых форм в искусстве,
логику их развития. Брюсов внес значительный вклад в русскую культуру;
современные читатели благодарны этому человеку и поэту за то, что он своим
творчеством создавал эпоху "серебряного века", эпоху блистательных
достижений русской поэзии.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта coolsoch/
Другие работы по теме:
Фигурное стихотворение
Фигурное стихотворение — стихотворное произведение, которое своими графическими контурами воспроизводит какую-либо геометрическую фигуру, символический знак или очертания предмета.
Русской политической лирики
Константинополь – Царьград – Стамбул в политической лирики русских поэтов; отношение русских поэтов к национально-освободительным движениям народов, бывших под турецким игом; турецкая тема в период обострения русско-турецких отношений (русско-турецких воин XIX начала xxвв.)
по Алгебре и геометрие
Федеральное агентство связи Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики Межрегиональный центр переподготовки специалистов
Новые черты поэзии Брюсова 900-х годов
Новые черты поэзии Брюсова, намечавшиеся в «Зеркале теней», имели отношение к этим фронтальным, общелитературным сдвигам. В творчестве Брюсова 900-х годов, особенно в его урбанической поэзии, нельзя не заметить присутствия неореалистического начала.
Лирический герой и героиня поэзии Брюсова
Прежде Брюсов изображал своего героя, украшая его, - в обличий «жреца», «отрока темноглазого», или «жертвы», испытавшей «крестные муки» своей страсти, или в «объективных» образах классической и восточной древности.
Что же представляла собой поэзия Брюсова?
Отвечая на этот вопрос, прежде всего необходимо отметить различие в художественном уровне перечисленных выше сборников. Среди них «Зеркало теней» - наиболее сильная и творчески-значительная книга.
Валерий Брюсов – поэт русского символизма
Валерий Яковлевич Брюсов - поэт и теоретик русского символизма. Будучи человеком большой культуры, он создал учение о художественном познании мира. По его мнению, произведения - это запечатленные мгновения прозрения и вдохновения.
Брюсов и русский театр
Одним из ярких показателей эволюции эстетических взглядов Брюсова являются изменения в его отношении к концепциям современного театра, о судьбе которого он много и углубленно размышлял.
Образ поэта в лирике Брюсова
В литературном процессе В.Я. Брюсову традиционно отводят место мэтра символизма, лидера декадентов. Действительно, он много сил отдавал и наставлениям юным поэтам, и самой организации поэтического труда. Обращение к ускользающим образам, попытка прорваться в иррациональное сочетались в Брюсове со способностью «конструировать» поэзию, строго следить за стихотворными формами.
Валерий Брюсов новеллист
В читательском сознании Валерий Брюсов – прежде всего поэт. Слава Брюсова-стихотворца способствовала тому, что другие области литературной деятельности, которым он уделил немало внимания, остались в тени отступили на задний план перед масштабностью его поэтического самовыражения.
Анализ стихотворения Брюсова Первый снег
(1 вариант) Изображая природу, русские поэты описывают родные края, среднеевропейские пейзажи, явления природы: весенний дождь, зимнюю стужу, раннюю оттепель, летний зной.
Мой любимый поэт Серебряного века Н. Гумилев
Автор: Гумилев Н.С. Серебряный век русской культуры наступил после завершения эпохи Золотого века. Его временными рамками можно является начало 1890-ых годов и конец 1920-ых. Особенностью этого периода можно считать совершенно новое мироощущение человека. В это время пересматривалась система духовных ценностей.
Мои размышления о рассказе М.А.Шолохова Судьба человека
Мои размышления о рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека" Автор: Шолохов М.А. Недавно я прочитала рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека". Вообще, мне никогда не нравились произведения на военную тему, поэтому начало рассказа я открыла неохотно. Но буквально через пару страниц меня уже будоражил интерес. мне очень понравился стиль, слог писателя.
Мои размышления над страницами комедии Горе от ума. 2
Мои размышления над страницами комедии «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. Я думаю, смысл комедии в том, чтобы показать быт Москвы того времени, период русской жизни от Екатерины до императора Николая. Автор хотел показать, кто господствовал в ту эпоху, как люди получали чины и чем они помогли Родине.
Краткая биография Брюсова
Брюсов Валерий Яковлевич 13.12.1873 - 09.10.1924 биография Брюсов Валерий Яковлевич родился 1 (13) декабря 1873 года. Родился в купеческой семье. Дед со стороны отца - купец из бывших крепостных, а дед со стороны матери поэт - самоучка А. Я. Бакулин. Отец увлекался литературой и естественными науками.
Мои размышления над строками В. Я. Брюсова
Поэзия Валерия Брюсова стоит как-то особняком от основного потока "серебряного века". И сам он, как личность, резко отличается от современных ему поэтов. Он весь городской, кубообразный, жесткий, с хитринкой и очень волевой человек.
Анализ стихотворения Брюсова “Грядущие гунны”
В “Грядущих гуннах” - наиболее развернуто и полно раскрывающих его отношение к революции и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить, уничтожить - вот главный смысл революции, каким он виделся Брюсову.
Мое отношение к поэзии В. Брюсова
Мне кажется, что поэзия Валерия Брюсова стоит как-то особняком от основного потока “серебряного века”. И сам он как личность резко отличается от современных ему поэтов. Он весь городской, кубообразный, жесткий, с хитринкой, очень волевой человек.
Мне видеть не дано, быть может...
Чеканный, сжатый, твердый, словно кованый стих, скульптурно выпуклая четкость образов, краткая, стремящаяся к афоризму фраза — это все несомненно бросается в глаза читателю, даже впервые взявшему в руки книгу Брюсова.
Жизнь и творчество Валерия Брюсова 2
Валерий Брюсов Биография Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 (13 н.с.) декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье среднего достатка. Позднее он писал: “Я был первым ребенком и явился на свет, когда еще отец и мать переживали сильнейшее влияние идей своего времени. Естественно, они с жаром предались моему воспитанию и притом на самых рациональных основах...
Анализ стихотворения Брюсова Конь Блед
Автор: Брюсов В.Я. Читая стихотворения Брюсова «Конь Блед», написанное в 1903-1904 годах, чувствуешь что-то таинственное, что-то космическое, ведь, действительно, эпиграфом к нему служат строки из «Апокалипсиса», откровения апостола Иоанна Богослова. По «Апокалипсису», на землю прибудут четыре вестника, среди которых будет конь Блед.
Анализ стихотворения Брюсова Кинжал
Автор: Брюсов В.Я. Стихотворение Брюсова "Кинжал" отсылает сразу к двум классическим стихотворениям - пушкинскому "Кинжалу" и стихотворению Лермонтова "Поэт". От них стихотворение Брюсова наследует метрику, ритм, образный ряд.
Путь поэта
Валерий Яковлевич Брюсов — интереснейшая личность в литературе конца XIX — начала XX века. Прежде всего, Брюсов выделяется своей богатой культурой, обширнейшими знаниями, многогранностью интересов.
Человек и толпа
«» — известная тема в русской литературе. Эту же тему развивает Зиновий Паперный в статье «Наедине с толпой». Размышление автора о “животрепещущей теме” выдержано в публицистическом стиле. Жанр — проблемная статья с элементами репортажа. Жанровые особенности статьи позволяют определить её строение — классическая трёхчастная композиция.
Творчество русского поэта Брюсова
Жизнь и деятельность русского поэта Брюсова, этапы творческого пути, основные темы его сочинений, индивидуализм и субъективизм его произведений. Брюсов - создатель новой литературы ХХ в., влияние его творчества на современную поэзию и души современников.
Брюсов календарь
Введение 1 План Введение Календаря 1.1 Справочная часть 1.2 Предсказательная часть Введение Календарь назван так по имени Якова Брюса — известного российского деятеля науки и военачальника, сподвижника Петра I. Полное название первого издания — «Календарь или месяцеслов христианский. По старому стилю или исчислению на лето от воплощения Бога Слова 1710.
Размышления о причинах величия и падения римлян
План Введение 1 План Введение 2 Цитаты 3 Значение Список литературы Введение Размышления о причинах величия и падения римлян (фр. Considйrations sur les causes de la grandeur des Romains et de leur dйcadence) — философско-исторический трактат Шарля-Луи де Монтескьё. Первое издание вышло в 1734, исправленное издание в 1748.
Текстовый редактор и его назначение
Text Нельзя набирать в разных строках фамилии и инициалы, к ним относящиеся, а также отделять один инициал от другого. Нельзя набирать в разных строках фамилии и инициалы, к ним относящиеся, а также отделять один инициал от другого. (Сидоров И.П.) Graphics
Брюсов В.Я.
Русский поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик.
Добролюбов А.М.
Один из характерных представителей первоначального фазиса "новых течений", "первый русский декадент".