Е.П.Миклашевская, М.С.Цепляева
В старой Москве существовало несколько общин сестер милосердия. Хорошо известны истории возникновения и деятельности Покровской на Покровке (1872) и Марфо-Мариинской (1908). Появляются публикации об Иверской общине на Полянке, основанной преподобной Елизаветой Федоровной на средства благотворительницы Е.Ляминой (1901), и об общине "Утоли моя печали" в Лефортове, организованной княгиней Шаховской. Но о двух женских общинах Москвы мало знают даже специалисты-москвоведы. Одна из них была создана в 1917 году в Троице-Лыкове представительницей известного московского рода купцов-благотворителей Корзинкиной. Сведения о другой, располагавшейся в 1-м Михайловском проезде невдалеке от Данилова монастыря, еще более скудны. Не сохранилось ни зданий, где она находилась, ни фотографий.
Вот ее предыстория. В последние годы царствования императора Александра III в Сергиевом Посаде был создан Александро-Мариинский дом призрения для тысяч женщин-паломниц, приходящих из разных мест на поклонение святыням Сергиевой Лавры. Он владел пожертвованной Александром III дачей Царь-Дар в нескольких верстах от Посада близ села Подсосенье и двумя храмами - трехпрестольным во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Сергиевом Посаде и во имя Святой Марии Магдалины в Царь-Даре. На даче были жилые здания, участки земли с лесом, сенокосы. Летом там жили воспитанницы Дома, с ними всегда выезжала начальница Екатерина Гончарова.
Сфера деятельности Дома призрения постоянно расширялась: обслуживание паломниц, обучение и воспитание девочек-сирот, разнообразная помощь неимущим женщинам. Вскоре возникла мысль об организации церковной общины сестер милосердия во имя преподобного Сергия Радонежского. На это охотно дала разрешение императрица Мария Федоровна, под чьим покровительством Дом призрения находился.
На открытие Сергиевской общины сестер милосердия в Царь-Дар 9 мая 1913 года прибыл митрополит Петербургский и Ладожский Владимир, незадолго до того переведенный с московской кафедры. Торжественное богослужение в общинном храме совместно с ним совершал также известный подвижник преосвященный Трифон (Туркестанов), епископ Димитровский.
Знаменательна была речь митрополита, обращенная к сестрам обители. Владыка напомнил о видном положении женщины в ранне- христианском обществе и привел слова одного богослова, что с уничтожением института диаконис у церкви отсекли правую руку. Речь эта не была случайной. В Синоде в предвоенные годы рассматривался вопрос о возрождении института православных диаконис и введении высшего богословского образования для женщин. В 1917 году при Епархиальном доме в Лиховом переулке открылись Высшие женские богословские курсы, а при Скорбященском монастыре - женский Богословский институт.
В Сергиевской общине в Царь-Даре в 1913 году была 21 сестра, к концу 1915 года их стало 40. Община по-прежнему сохраняла самые тесные связи с Александро-Мариинским домом призрения, храм Марии Магдалины был приписным к сергиевопосадскому Богородицкому. Сестры общины продолжали обслуживать благотворительные учреждения Дома призрения в Сергиевом Посаде: больницу, Филаретовское училище, богадельню, странноприимную. Настоятельница общины управляла Советом Дома призрения.
В 1917 году Указом Св.Синода № 829 от 21 марта община была переведена в Москву и расположилась на полпути между Даниловым монастырем и Даниловским кладбищем у Серпуховского камер-коллежского вала. Настоятельница и сестры перевезли на новое место святыни: серебряный крест и иконы с частицами святых мощей. Рядом находилась устроенная в 1911 году священником Р.И.Соловьевым церковь-школа во имя святых Кирилла и Мефодия. По всей видимости, она была передана Сергиевской общине сестер милосердия.
Самый ранний документ архивного дела, заведенного на общину, - договор с Моссоветом 1917 года. Под ним подписи настоятельницы Екатерины и десяти сестер. В октябре 1918 года в общине было 33 сестры. Известно, что в первую мировую войну в нее влились бежавшие из Польши православные монашенки. В 1924 году инспектор адмотдела Брыкин указывал, что они и организовали "Сергиевскую иноческую женскую общину". Скорее всего, монахини поселились здесь в 1915 - 1916 годах, а позже на это уже обжитое место перевели Сергиевскую женскую общину из Царь-Дара.
Храм во имя первоучителей святых Кирилла и Мефодия имел одноярусный иконостас и был устроен в верхней комнате принадлежавшего общине двухэтажного дома с каменным низом и деревянным верхом. Позже на крыше был сооружен маленький купол с крестом. Рядом находилась небольшая звонница с шестью колоколами. Сохранилось несколько официальных писем настоятельницы Екатерины Гончаровой, направленных в различные советские организации. Из них мы узнаем, что дом состоял из девяти комнат, на верхнем этаже - кухня, трапезная, рукодельная. В сарае был коровник, кладовка, помещение для дров. Другого имущества и капитала Сергиевская община не имела и содержала церковь и себя собственным трудом: работой на огородах, шитьем кофт, одеял, обуви.
При общине с февраля 1918 года существовало и братство во имя преподобного Сергия. Окормлял общину иеромонах Серафим (Орлов), который с 1914 по 1918 год жил в Кремлевском Чудовом монастыре. В Кирилло-Мефодиевский храм приходили на службу православные близлежащих улиц: Малой Тульской, 1-го Михайловского проезда, Серпуховского камер-коллежского вала. Когда были ликвидированы монастыри, подписываться стали так: "Кирилло-Мефодиевская при Сергиевской женской обители церковно-приходская община". Почти ничего неизвестно о жизни общины в 1920-е годы. Первые попытки закрыть церковь приходятся на начало 1924 года, когда инспектор в докладной записке указывал, что помещение храма просторное, светлое и может быть приспособлено под спортзал или клуб. Архивные документы бесстрастно передают историю ликвидации общинного храма в 1929 году. Власти организовали ходатайство рабочих "Мосэлектропрома" № 2. Президиум Мособлисполкома 28 декабря 1929 года постановил, "учитывая тяжелый жилищный кризис среди рабочих... и то, что группа верующих без особых затруднений может быть переведена в церковь Даниловского кладбища", церковь закрыть и передать рабочим. Объявили об этом решении в день Богоявления Господня - 8 января 1930 года. 6 сентября 1930 года сестры общины Рубленкова, Тарчигина и Лысыхина сдали ключи от храма, а еще через четыре дня сотрудник музейного отдела бывший иконописец А.А.Глазунов взял в фонды из храма икону Троицы (XVIII век) и шитый бисером небольшой образ Спасителя (середина XIX века).
В деле о ликвидации Воскресенского храма, что за Даниловым монастырем, находится опись церковного имущества, принадлежавшего Сергиевской общине. И этот храм, и церкви самого Данилова монастыря были закрыты в 1930 - 1931 годах.
Как сложилась судьба сестер Сергиевской иноческой женской общины, наверняка оставшихся в своем доме по 1-му Михайловскому проезду? Почему на последних документах архивного дела о ликвидации храма стоят подписи только сестер и нет имени настоятельницы матушки Екатерины (Гончаровой)? Может быть, кто-нибудь из старожилов Даниловской слободы помнит что-либо о последней московской иноческой общине и может ответить на эти вопросы?
Другие работы по теме:
Объектный стройгенплан
После расчета расхода воды по объекту определяется диаметр временного водопровода труб временного водопровода к объекту. Для устройства временного водопровода принимаем стальные водопроводные трубы Ду= 150 мм (ГОСТ 3262-75).
Гребенщиковская моленная староверов
Кто-то в своё время суть реформ Никона не понял, другие - поняли и потому не приняли, но ясно, что не один раскольник подался туда, где за веру не приходилось мучаться. И ближайшим подобным местом была территория Латвии.
Цветаева m. и. - поэзия м. цветаевой напряженный монолог - Исповедь
Марина Ивановна Цветаева вошла в русскую литературу XX века как мастер лирического монолога. До появления на поэтическом небосклоне имени Цветаевой женская лирика была салонной, жеманной и, в сущности, малоинтересной. Цветаева ворвалась в мир русского стиха, как комета, наполнив его неслыханными до сих пор созвучиями и ритмами, в которых слышны летняя гроза, горечь любви, ярость покинутой женщины и множество других лирических аккордов, на которые до сих пор не осмеливались русские поэтессы.
Fanny
Первая женская группа, игравшая хард-рок, "Fanny" в первой половине 70-х добилась расположения слушателей и уважения критики, что было не так просто и для мужчин — представителей этого стиля.
Храмы Павловского Посада в начале ХХ века
История храма, насчитывает много веков, об этом свидетельствует небольшая часовня, надпись на которой гласит, что здесь, на Дмитровском погосте, был построен первый деревянный храм во имя святого великомученика Дмитрия Солунского.
"Утоли моя печали" в Лефортове
Община, названная во имя целительной иконы "Утоли моя печали", была основана в прошлом веке княгиней Натальей Борисовной Шаховской, урожденной Святополк-Четвертинской.
Какую дату считать днем рождения ребенка ?
Прежде чем раскрыть эту тему, поговорим о том, как совершается тайна появления новой жизни. Как зарождается человек? Женская половая клетка сливается с мужской, и образуется новая клетка с полным набором из 46 хромосом (что является главным признаком того, что речь идет о человеческой личности). Каждый из нас был когда-то такой клеткой.
Русская природа в изображении Тютчева и Фета
Перелистаем страницы сборников стихотворений Тютчева и Фета. Тема взаимоотношений, взаимопроникновения природы и человека занимает значительное место в творчестве этих поэтов. Вопрос об отношении к природе для них — это вопрос о любви к Родине, к России.
Так что есть красота?
К сожалению, я не совсем хорошо знакома с произведениями Николая Заболоцкого. Мне известны только некоторые его стихотворения, но больше всего меня поразило одно из них, которое впоследствии стало романсом "Очарована, околдована".
«Мне дали имя при крещенье — Анна»
На рубеже столетий, накануне Октябрьской революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась одна из самых значительных во всей современной мировой литературе "женская" поэзия — поэзия Анны Ахматовой.
Прямой крой в народном костюме
Содержание: Прямой крой в народном костюме. Схема кроя крестьянской рубахи. 3.Виды покроя и декоративного оформления народных рубах. 4. Схема кроя женской рубахи с прямыми поликами.
Храмы Курска и их стилистика
Храмы Курска и их стилистика Самые известные храмы Курса - это комплекс Свято-Троицкого женского монастыря, Знаменский собор, Никитская церковь, Сергиево - Казанский кафедральный собор, Вознесенская церковь, Воскресенско - Ильинская церковь, Михайловская церковь и католический Храм Успения Пресвятой Богородицы.
Ритуал переодевания
Происхождение платья. Мужчины и платье. Мантии ученых. Старики и женская одежда.
США на зимних Олимпийских играх 2002
Введение 1 Медалисты 1.1 Золото 1.2 Серебро 1.3 Бронза Список литературы США на зимних Олимпийских играх 2002 Введение Соединённые Штаты принимали зимние Олимпийские игры 2002 года в своём городе Солт-Лэйк-Сити (Юта). Честь страны защищали двести два спортсмена, принимавшие участие в пятнадцати видах спорта.
Возникновение государств Древнего Востока
Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации, сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила (за 3000 лет до н.э.), затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек.
Ксения Миласская
Ксения Миласская (Римляныня, в миру — Евсевия; ум. во второй половине V века) — христианская святая, почитаемая Православной церковью в лике преподобных. Память совершается 24 января (по юлианскому календарю).
Китайцы в США
Введение 1 История 2 Гражданство 3 Расселение 4 Языки Список литературы Китайцы в США Введение Китайцы в США (упрощ. иер. 华裔美国人, трад. иер. 華裔美國人) – американцы китайского происхождения. Являются частью китайской общины и в то же время классифицируются как американцы азиатского происхождения.
Хуинь Ван Фыонг
(вьетн. Huỳnh Văn Phương; 1906—1945) — деятель вьетнамского национально-освободительного движения. В конце 1920-х гг. обучался на юридическом факультете Парижского университета. В метрополии входил в партию «Независимый Вьетнам». В 1929 г. переходит на троцкистские позиции.
Армяне в Греции
Введение 1 Языковое родство 2 История 3 XX век 4 Современная община и инфраструктура Введение Армяне в Греции (греч. Αρμένιοι στην Ελλάδα) — одна из древнейших армянских диаспор мира, имеющая долгую и сложную историю, которая тесно переплетается с историей Греции и других соседних стран.
Мансурова, Мария Николаевна
(урождённая - княжна Долгорукова, (сконч. 29 января 1914 г.)), благотворительница, супруга Государственного Статс-Секретаря, действительного статского советника, Бориса Павловича Мансурова (1826-1910).
Чешские братья
Богемские братья , (чеш. Jednota bratrskб, лат. Unitas Fratrum), Община богемских братьев, также моравские братья и гернгутеры (по названию селения Хернхут (Гернгут)) — христианская деноминация, основанная в Чехии (в Богемии) в XV в. после гуситского революционного движения, из остатков гуситов.
Резня евреев в Гранаде
Резня евреев в Гранаде (30 декабря 1066 года или по еврейскому календарю 9 тевета 4827 года) — самая кровавая резня сефардских евреев иберийскими мусульманами на территории мусульманской Испании Аль-Андалус. Погибло более 4 тысячи человек. Поводом к резне послужило недовольство мусульманской толпы тем, что самый важный пост главного визиря при дворе гранадского эмира занял этнический еврей Юсуф ибн Нагрела, которому эмир был многим обязан.[1] После данной резни золотой век евреев в Испании, равно как и относительное мирное сосуществование трёх общих (иудаистской, христианской и мусульм.) в рамках исламского государства (так называемая конвивенсия), окончательно подошли к концу.
Армянская община Глендейла Калифорния, США
План Введение 1 Политика 1.1 Армяне — мэры Глендейла 2 Известные армяне Глендейла Список литературы Введение Армянская община города Глендейл (штат Калифорния, США) — одна из крупнейших городских армянских общин за пределами Армении. Согласно переписи населения США (2000), численность армян в Глендейле составляла 53,8 тыс.[1], или 27,6 % населения города, при том что в 1990 году армянская община насчитывала лишь 31,4 тыс.[2]
Полис античная гражданская община
Полис (др.-греч. πόλις ) — городская гражданская община, которая конституирует себя в качестве политической организации; особая форма организации общества, характерная для античного мира. Иногда полис рассматривают в качестве одного из видов т. н. «города-государства».
Сербия тюрьма
Сербия — народное название несуществующей ныне женской тюрьмы, находившейся в Варшаве, Польша. История Варшавская женская тюрьма была построена в 1835 году вместе с главным корпусом другой тюрьмы Павяк и являлась её частью. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. (которая носила народное название «Сербская война») на территории женской тюрьмы Павяка находился военный госпиталь, поэтому позднее женская часть тюрьмы Павяк приобрела в народе название «Сербия».
Поляки в Казахстане
План Введение 1 История 1.1 Переселенцы конца XIX — начала XX веков 1.2 Депортация поляков после 1945 2 Расселение 4 Источники Введение Поляки в Казахстане — одна из национальных общин республики Казахстан. Часть мировой польской диаспоры, именуемой Полония. Перепись населения Казахстана 1999 года показала наличие в стране 40 тыс. польских жителей (0,3 % населения республики).
Италия
Краткий географический очерк.
Карелы
Карелы, народ в России. Численность - 124,9 тыс. чел. Коренное население Карелии.