Ю.В. Журавлев
Звонница Софийского собора занимает видное место как в ансамбле Новгородского кремля, так и в силуэте всего города. Возвышаясь из-за кремлевских стен над Волховом, она вместе с Софийским собором создает один из незабываемых архитектурных образов.
Звонница дошла до нас в значительно измененном виде.
Исследования, проведенные в послевоенные годы, помогли нам представить облик этого памятникам различные периоды его истории.
Первые сведения о звоннице Софийского собора относятся к 1437 году. Летописец упоминает о ней в связи с сильным наводнением, во время которого подмыло каменную кремлевскую стену, и старая звонница, стоявшая или на стене или около стены, обрушилась в Волхов. О том, где стояла эта звонница и как она выглядела, мы ничего не знаем.
Через 2 года архиепископ Евфимий II ставит новую звонницу на месте современной. При исследовании удалось обнаружить основания столбов этой звонницы, выложенные из серого плитняка. Вместо нынешних шести столбов их было четыре.
В Новгородском историко-художественном музее на Никоновском омофоре имеется древнее изображение звонницы, где она показана трехпролетной. Западная пристройка имела соответственно три свода, на которых была устроена площадка. Между основным массивом звонницы и стеной находятся камеры, выложенные из серого плитняка и кирпича, которые также являются древними частями звонницы. Никаких других сведений о том, как выглядела звонница в XV веке, мы не имеем и поэтому ее древний облик остается для нас неясным.
После воссоединения Новгорода с Московским государством в Новгороде проводятся большие строительные работы, вследствие которых в середине XVI века была перестроена и звонница. Привезенные из Москвы большие колокола, из-за своей тяжести требовали более узких пролетов. Прежние пролеты были заложены и над ними выложены шесть новых массивных прямоугольных столбов звона, которые образуют 5 пролетов, перекрытых коробовыми сводами с распалубками.
На западном фасаде на уровне заложенных первоначальных пролетов проходил декоративный фриз, состоящий из пятиугольных ниш (рис. 3). Новые внесенные в него черты узорчатости органически сочетались с его общим монументальным характером. Сейчас остатки этого фриза закрыты вторым этажом западной пристройки. В северном, южном и втором с юга пролетах сохранились дубовые связи. Западная пристройка вероятно перекрывалась распространенными в то время трехцентровыми арками. Верх звонницы XVI века сделан в виде пяти шатров, основания которых были найдены во время исследований. Имеются древние изображения, относящиеся к XVII и XVI вв., где звонница показана с пятью шатрами.
В XVI веке звонница приобрела новые черты, в которых уже было мало общего с первоначальным сооружением. Звонница того времени встает перед нами как одно из замечательных архитектурных сооружений Новгорода (рис. 3). На примере звонницы XVI века видно, что новгородские мастера продолжали свои традиции создания монументальных сооружений. В то же время в звоннице XVI века явственно проступают следы влияния архитектуры псковских звонниц, таких же многопролетных и точно также вынесенных за пределы соборов.
Рис. 1
Общий вид звонницы
В XVII веке звонница неоднократно перестраивалась. Вся кладка над сводами XVI века относится к XVII веку (рис. 2).
Вместо существовавших ранее пяти шатров верх звонницы венчался пятью щипцами. Пролеты звонницы по своим размерам оказались недостаточными для новых больших колоколов, среди которых был Никоновский колокол весом более 1.600 пудов и поэтому некоторые из них были растесаны.
Западная пристройка получила свои современный вид после перестройки ее в конце XVII века. Тогда же был сделан и парапет, в квадратные углубления которого были вставлены цветные изразцы. Сохранились два такие изразца на южном и восточном фасадах. Крыльцо, примыкающее к юго-западному углу пристройки, сделано в XVII веке. Наконец, в XVII веке был пристроен и домик при звоннице. Таким образом древнейшими частями наружного облика сооружения являются только задняя стенка арок западной пристройки. Столбы звона и килевидный карниз относятся к XVI веку.
Существующая сейчас крыша бочкой, карниз и главка относятся к концу XVIII — началу XIX вв. Переделки и ремонты XVIII, XIX и даже XX веков, не изменив общего характера звонницы, исказили отдельные детали, сильно понизив ее общее художественное качество. Арки западной пристройки в середине XIX века были заложены и открыты только при последней реставрации.
Во время войны звонница сильно пострадала от взрыва фашистской авиабомбы, попавшей в домик XVII века и разрушившей его, а также от прямого попадания в крыльцо артиллерийских снарядов.
Сразу же после окончания войны были проведены работы по предотвращению дальнейшего разрушения памятника и в 1948 году он был восстановлен и реставрирован. При реставрации за основу был принят тот вид, который получила звонница в XVII веке, так как из всех трех реконструкций XV, XVI и XVII веков последняя наиболее достоверная. Верх звонницы оставлен прежний, ввиду недостаточности оснований для реставрации щипцового покрытия XVII века.
Колокола звонницы после Великой Отечественной войны установлены на специальном фундаменте.
Наиболее древними из них являются два меньших колокола весом в 100 и 200 пудов. Первый из них отлит в 1589 году и подарен Борисом Годуновым Духову монастырю в Новгороде. Второй отлит в 1599 году для Хутынского монастыря мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым. Самый большой колокол весом 1.614 пудов был отлит в 1659 году в кремле неподалеку от звонницы мастером Ермолаем Васильевым. Второй по величине колокол весом в 590 пудов отлит в 1839 году новгородскими и валдайскими мастерами. Пятый колокол весом в 300 пудов отлит новгородскими мастерами в 1677 году.
В 1941 году в момент эвакуации города колокола грузились на баржу, но от вражеской бомбы три меньших колокола затонули вместе с баржею.
Два больших колокола были зарыты на берегу.
После освобождения Новгорода от гитлеровских захватчиков все колокола были установлены на то место, где они находятся сейчас.
Прекрасный памятник русского зодчества — звонница Софийского собора всегда будет служить наглядным доказательством духовной мощи и неиссякаемой талантливости русского народа.
ПЕРЕЧЕНЬ специальных архитектурных названий, встречающихся в брошюре.
Звон — пролет, где висят колокола
Коробовый свод — разновидность цилиндрического свода. Для построения коробового свода применяется несколько центров.
Шатер — покрытие в виде высокой четырехгранной или многогранной пирамиды.
Щипец — (фронтон) треугольное завершение фасада.
Фриз — широкая полоса, горизонтально опоясывающая и украшающая здание.
Другие работы по теме:
Скоморошины и небылицы
Сближение этих двух образов далеко не случайно, имеет свои глубокие исторические корни. Скоморохи, как и калики, добывали хлеб насущный своим искусством.
Антоний Стаховский
Введение 1 Биография 2 Сочинения Список литературы Антоний (Стаховский) Введение Митрополит Антоний (в миру — Андрей Георгиевич Стаховский; 1671 (1672), Репки, Черниговщина — 27 марта 1740, Тобольск) — архиепископ Черниговский, префект Черниговского коллегиума, митрополит Тобольский и всея Сибири.
Храм Воскресения Словущего Коломна
Введение 1 История 1.1 Современная история 2 Святыни Список литературы Храм Воскресения Словущего (Коломна) Введение Храм Воскресения Словущего —- один из древнейших храмов в Коломне, приписаной храм Успенского собора (г. Коломна). Расположен на территории Коломенского Кремля.
Второй Ватиканский собор 2
План Введение 1 Цель собора 2 Богослужебная реформа 3 Итоговые документы Введение Второй Ватиканский собор — последний из Соборов Католической церкви, XXI Вселенский Собор по её счёту, открытый по инициативе папы Иоанна XXIII в 1962 и продолжавшийся до 1965 года (за это время папа сменился, собор закрылся уже при папе Павле VI).
Базельский собор
Базельский собор, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Восточной церквей.
Успенский собор
Звенигород – один из древнейших подмосковных городов, известный своими архитектурными и историческими памятниками, а так же удивительным по красоте природным окружением.
Софийская звонница
Софийская звонница в XV - XVI вв.. Перестройки звонницы в XVII вв. Архитектурные особенности.
Благовещенский собор
В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятиглавый с золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484— годах псковскими мастерами как домовая крепость великого московского князя. Первоначально храм был небольшой и венчался тремя главами. В 60 х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над г лереями собора и две ложные —таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение.
Товароведение книжных товаров
080402.51 « ». « - ». « », « », « », « » . . . 1. - « XIX XX . , , , , , ), , , .
Родной город Киев
Сочинение-описание Любой украинский школьник знает, что Киев - столица нашей Родины, Украины. Существует легенда, что Киев основан тремя братьями: Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью как центр племени полянинов. Названный в честь старшего брата.
Илья Пророк
Икону по праву отнесли к характернейшим произведениям новгородской школы, так как она действительно вобрала в себя многие местные иконописные традиции.
Софийский собор
Ни один из древних русских городов не сохранил такого количества замечательных памятников зодчества и монументальной живописи ХI-XVII веков, как Новгород.
Полоцкий историко-культурный музей-заповедник
Исторический центр с его археологическими, архитектурными, историческими и ландшафтными памятниками представляет собой уникальную историческую территорию и включён в состав Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника
Софийский собор
Софийский собор - одна из древнейших каменных построек Руси - был заложен князем Ярославом Мудрым, его сыном Владимиром и епископом Лукой как общегородской храм.
Ситкинская икона Божией Матери
Ситкинская икона Божией Матери находится в кафедральном соборе св. Архангела Михаила в г.Ситка (Аляска) и является одной из наиболее почитаемых икон Божией Матери в Северной Америке.
Колокольня Ивана Великого
Построена из кирпича и белого камня вместо разобранной церкви Иоанна Лествичника 1329 г. типа "иже под колоколы". Первоначально это был трехъярусный столп высотой ок. 60 м с церковью Иоанна Лествичника в нижнем ярусе.
Собор Софии в Новгороде
Древнейшее монументальное сооружение города. Построен князем Владимиром Ярославичем (сыном Ярослава Мудрого) в детинце (так издревле называется центральная укрепленная часть Новгорода).
Presbyterorum Ordinis
Введение 1 Структура 2 План Введение Список литературы Введение Presbyterorum Ordinis (лат. Чин пресвитеров) — декрет Второго Ватиканского собора Католической церкви. Полное название — Декрет о служении и жизни пресвитеров «Presbyterorum Ordinis». Утверждён папой Павлом VI 7 декабря 1965 года, после того как он был одобрен на соборе.
Замятин, Семён Леонтьев
Семён Лео́нтьев Замя́тин — русский иконописец середины XVII века. Упоминается во вкладной книге Антониево-Сийского монастыря как вкладчик, при игумене Ионе (1597-1634).
Тимофей I
Архиепископ (греч. Τιμόθεος Α΄; ум. 20 июля 385) — архиепископ Александрийский (380—385), святитель. Память 13 февраля.
Эпиграфика
Введение 3 Основные периодические издания 4 Общие работы по эпиграфике Введение Эпигра́фика (от греч. επιγραφή — «надпись») — Вспомогательная историческая дисциплина (прикладная историческая и филологическая дисциплина), изучающая содержание и формы надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и классифицирующая их в соответствии с их временным и культурным контекстом.
Царская резиденция в Александровской слободе
План Введение 1 История 2 Фотографии Список литературы Введение Царская резиденция в Александровской слободе (также Александровский кремль) — древнерусская крепость, фактическая столица опричнины Московского государства в 1564—1581 годах. Располагалась на территории нынешнего города Александрова (Владимирская область).
Библиотека Ярослава Мудрого
План Введение 1 История 2 Поиски и версии о местоположении 3 Интересные факты Список литературы Введение Библиоте́ка Яросла́ва Му́дрого — легендарное собрание книг и документов, принадлежавшее Великому князю киевскому Ярославу Мудрому. Согласно наиболее распространённой версии, в XII веке и позднее она находилась в Софийском соборе Киева или в подземельях под ним.
Orientalium Ecclesiarum
План Введение 1 Структура 2 План Введение Список литературы Введение Orientalium Ecclesiarum (лат. Восточные церкви) — декрет Второго Ватиканского собора Католической церкви. Полное название — Декрет о Восточных католических церквях «Orientalium Ecclesiarum». Утверждён папой Павлом VI 21 ноября 1964 года, после того как он был одобрен на соборе.
Успенский собор Княгинина монастыря
Успенский Собор Княгинина монастыря. Этот Успенский собор расположен в северо-западной части Владимира. Он заложен 15 июля 1200 года и закончен в сентябре 1202 года. Собор был сооружён как главный храм монастыря, постройку которого летописи связывают с именем первой супруги владимирского князя Всеволода III-Марии, дочери чешского князя Шварна.
Свято-Успенский кафедральный собор Ташкент
План Введение 1 История 2 Современное состояние и причт Список литературы Введение (G) (O) Свя́то-Успе́нский кафедра́льный собо́р в Ташкенте — кафедральный православный храм Ташкентской епархии расположен на улице Авлиёота[1] рядом со старой территорией Военного госпиталя недалеко от центрального железнодорожного вокзала.
Святая София и Новгород
История строительства Софийского собора. Разрушения и восстановления собора. Закрытие собора в советский период.
Пизано, Андреа
Андреа Пизано настоящее имя Андреа де Понтедера (ит. Andrea Pisano, Andrea da Pontedera около 1290, Понтедера—1348/49, Орвьето) — итальянский архитектор, скульптор, ювелир.
Де ла Гуссе, Абрахам Николя Амелот
Абрахам Николя Амелот де ла Гуссе (англ. Nicolas Amelot de La Houssaye; 1634 – 1706) — французский публицист XVII - XVIII веков. Биография Абрахам Николя Амелот де ла Гуссе родился в городе Орлеане (департамент Луаре) в феврале 1634 года.
Ростов Великий
Ростов, получивший еще в незапамятные времена название Великий, встречает гостей неповторимой панорамой величественных храмов на фоне глади озера Неро.
Великий Новгород
Великий Новгород - центр Новгородской области, получивший в 1999 г. историческое название (до того назывался просто Новгород), - один из древнейших русских городов.
Суздаль
Суздаль появился на страницах русских летописей в 1024 году и определил целый период в развитии русской национальной государственности и культуры.