1656-1657. Москва, Россия
Церковь Cвятого Николая Чудотворца на Берсеньевке современна – палатам Аверкия Кириллова , и составляет с ними единую городскую усадьбу второй половины XVII века. Храм также тесно связана с именем Аверкия Степановича Кириллова (1622–1682) — крупного государственного деятеля, думного дьяка и богатейшего купца-предпринимателя, который похоронен в подклете храма (см. его биографию ).
«Церковь Николы на Берсеньевке возведена в 1656-1657 гг. По летописным данным на территории Верхних Садовников в XV в. существовал деревянный храм Николы на Песках, вероятный преемник более древнего вотчинного монастырька. Возможно, следы былой принадлежности храма двору вотчинника содержатся в одном из ранних летописных упоминаний (1475 г.), относимых к данному памятнику: «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова». По-видимому, это она была перестроена в 1566 г. и, унаследовав популярный престол, стала, однако, именоваться (по другому владельцу двора?) Николой Берсеньевским, что по традиции перешло в название существующего храма.
Предшествовавшая ему каменная церковь, известная с 1625 г., была построена «по обещанию приходских и разных посторонних людей», и главный ее престол уже был посвящен Живоначальной Троице. Но в документах того времени она чаще именовалась церковью «Николы, что за Берсеньевою решеткой» и лишь к концу столетия (1686 г.) - «Троицы, что в Садовниках за Берсеньевою». В какой- то период храм, не переставая в людском обиходе называться Никольским, утратил этот престол (по сведениям в 1722 г. там оставался только придел Казанской Богоматери).
В 1755 г. прихожане просят его возобновить, поскольку «означенная церковь издревле именуется и в писцовых, переписных и окладных книгах писалась и поныне пишется во имя святителя и чудотворца Николая...». Придел был в том же году устроен в левой части трапезной. В 1812 г. церковь сильно пострадала от пожара: обрушилась первоначальная трапезная; в 1817-1823 гг. трапезную с двумя приделами – Никольским и Феодосьевским – восстановили в стиле классицизма.
Поставленный на подклет двусветный бесстолпный четверик с трехчастной пониженной апсидой, галереей-папертью вдоль северного фасада и крыльцом вытянут с севера на юг. Он перекрыт сомкнутым сводом, который прорезает световой барабан центральной главы, окруженной четырьмя декоративными главами. Стройная группа глав возвышается над двумя рядами кокошников. Две главы выделяют боковые членения апсиды – в них изначально размещались приделы храма, причем северное членение крупнее южного, оно заметно выступает относительно стены четверика и с галереи имеет отдельный вход; главки восстановлены при реставрации.
Во внешнем оформлении храма много общего с нарядным убранством стоящих рядом палат. Оба здания, соединенные когда-то каменным переходом, формировали общий парадный двор, украшением которого, вместе с Красным крыльцом палат, было северное крыльцо храма. Оно возведено одновременно с северной папертью, но несколько позднее храма, очевидно, в связи с устройством здесь усыпальницы Кирилловых (располагалась под папертью и состояла из нескольких склепов). Богатые по рисунку профилированные наличники на фасадах церкви, парные колонки на углах с раскрепованным над ними карнизом, белый камень, изразцы типичны для стиля середины XVII в.
Уникально выделение северного фасада: крыльцо, центральное окно, акцентированное нарядным убранством наличника, компактность стройного пятиглавия, где средняя глава отличается сложностью обработки, – именно с этой стороны подчеркивают главную ось фасада и придают зданию особую стройность.
Интерьер подцерковья, по-видимому, не случайно напоминает одноапсидный храм (в апсиде сохранилось окно, снаружи теперь заложенное): не исключено, что таковой была предшествующая церковь; используя ее остатки при возведении подклета существующего храма, строители (как бывало нередко) могли невольно повторить внутренний абрис древнейшего здания. В подклете при исследованиях были раскрыты значительные остатки стен первоначальной трапезной.
В западной стене четверика, в северной ее части, на уровне второго света сохранился арочный, заложенный снаружи проем, назначение которого может быть двояким: либо это остаток окна, либо – дверного проема, ведущего с перехода или с наружной лестницы на деревянные хоры, существование которых можно предполагать. Внутри северной паперти на наружной стене главного объема уцелели заложенное теперь окно в наличнике середины XVII в. и богатое оформление входа - перспективный портал с колоннами по сторонам. В интерьере церкви уцелели также фрагменты росписи на своде и карниз, относящиеся к середине XIX в.» (Памятники архитектуры Москвы: Замоскворечье. - М.: Искусство, 1994. С. 85-88.).
Другие работы по теме:
Никольский морской собор
План Введение 1 История 2 Духовенство Никольский морской собор Введение Нико́льский морской собо́р (официальное название Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) — крупный православный храм в стиле елизаветинского барокко, расположенный в Санкт-Петербурге на Никольской площади.
Почитание на Руси святителя Николая Мирликийского
Имя святителя Николая — одно из самых почитаемых во всем христианском мире. Согласно преданию он жил на рубеже III–IV веков и был епископом в городе Миры в Ликии (Малая Азия), откуда и происходит его прозвание — Мирликийский.
Церковь Константина и Елены Кишинёв
Церковь Константина и Елены памятник архитектуры Кишинёва (построена во второй половине XVIII века). История храма Православная церковь Константина и Елены была построена в 1777 году. Изначально называлась Рышкановской[1]. Деньги на её строительство выделил спатар Константин Рышкану (родом из Ясс), владелец села Рышкань, на месте которого в настоящее время распологается сектор Рышкановка.
Выхинская часовня
К 90-летию упразднения часовни святителя Николая чудотворца в деревне Выхино.
Облик древнего города
Издревле Можайск известен как сильная крепость. Его первый кремль (детинец) с деревянными стенами и башнями стоял на высоком холме, окруженном двойным кольцом водных препятствий. Внутреннее кольцо образовывал изгиб реки Можайки.
Никола Можайский
Святой Николай издавна почитался как защитник городов и крепостей. Сохранилось предание о его помощи жителям города Можайска, осажденного в XIV веке монголо-татарами.
Николая Чудотворца церковь на Болвановке в Москве
Никольская церковь (улица Верхняя Радищевская, 29) построена в 1697-1712 годах на месте деревянной церкви, первые известия о которой относятся к 1632 году. В строительстве кирпичного здания принимал участие зодчий Осип Старцев.
Красные ворота в Москве
Триумфальные ворота при въезде в город на Земляном валу (теперь Садовое кольцо) известны издавна. Первые деревянные ворота строились в 1709 и 1721 годах еще при Петре I по случаю побед над шведами в Северной войне.
Фуньково, село
Фуньково расположилось к северу от Звенигорода. Его история уходит в далекое прошлое и связана с боярским родом Морозовых, которому в крае издавна принадлежали огромные латифундии.
Старый Арбат
Первое упоминание в летописи топонима Арбат восходит к 1493 году, когда здесь, от оставленной в деревянной церкви Николая Чудотворца на Песках свечи начался страшный пожар, от которого выгорела почти вся Москва.
Палаты Аверкия Кириллова в Москве
Палаты Аверкия Кириллова (Берсеньевская набережная, 20) – уникальный образец крупной городской усадьбы XVII столетия. Палаты, церковь Николая Чудотворца и служебные постройки вдоль набережной составляют единый архитектурный комплекс.
Село Сабурово
История возникновение села Сабурова. Эпоха Бориса Годунова. Вхождение Сабурова в состав г. Москвы.
Идеальный образ святого в русской литературе
(на примере «Жития преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца») Житие – это повествование о жизни человека, который достиг христианского идеала – святости, дает образцы правильной христианской жизни, убеждает, что так прожить ее может каждый. Герои жития – простые крестьяне, горожане, князья, которые однажды избрали этот путь, идут по нему и стараются уподобиться Иисусу Христу.
Святой Николай
Сочинение-рассказ о празднике Каждый год мы празднуют два праздника Николая. Первый - 22 мая, а второе 19 декабря. Праздник Николая, особенно «зимнего», празднуют торжественно, приглашают гостей. Святого Николая люди любят, так как он защитник всех бедных и обездоленных. Народ о святом Николае составил много легенд и пересказов.
Сочинение по картине С.В. Герасимова Церковь Покрова на Нерли
Сочинение по картине С.В. Герасимова "Церковь Покрова на Нерли" Автор: Разное Картина «Церковь Покрова на Нерли» написана С. В. Герасимовым (1885-1964). Он в основном рисовал пейзажи, например, «После дождя». Но на картине «Церковь Покрова на Нерли» среди природы изображена церковь. Она одна из самых поэтических памятников древнерусского зодчества.
Кто такой Noel Baba
Сочинение-описание с элементами рассказа Noel Baba — Святой Николай — жил в Турции. Несмотря на то, что Турция - светское государство, религиозные праздники для основной массы людей есть более значащими и любимыми. Встреча Нового года, как вы понимаете, к таким праздникам не относится. Новый Год здесь не встречают так, как его встречают в странах СНГ и в Европе.
Бланк К.И.
Бланк справедливо почитался опытнейшим строителем, отчетливо знающим особенности московской строительной техники, и в качестве такового пользовался веским авторитетом даже после того, как перестал считаться законодателем архитектурной моды.
Палех
Рождение этого искусства в Палехе не случайно. Оно явилось закономерным результатом развития многовековых традиций в новых исторических условиях, унаследовав мастерство многих поколений иконописцев.
Монастыри Пскова
Text Один из самых известных монастырей России. Он построен в глубоком лесном овраге, по которому протекает ручей Каменец. Крепостные стены протянуты по склонам оврага и, пересекая его, опускаются на довольно большую глубину, образуя цифру «V», опущенную нижним углом в заросший лесом глубокий овраг.
Майков, Николай Аполлонович
Никола́й Аполло́нович Ма́йков (1794—1873) — исторический живописец, отец Аполлона, Валериана, Владимира, Леонида Майковых. Супруга — Евгения Петровна.
Ганина Яма
Га́нина Я́ма — заброшенный рудник, расположенный в урочище «Четыре Брата» в 2,5 км к северу от посёлка Шувакиш и в 4 км на юго-восток от деревни Коптяки возле г. Екатеринбурга Свердловской области России.
Союз ревнителей Памяти Императора Николая II
Введение 1 Цели и задачи Союза ревнителей 2 История 3 Деятельность Союза ревнителей 4 Руководители Союза ревнителей 5 Организации - близнецы 6 Воссоздание и современное состояние Союза
Горчаков, Иван Романович
Иван Романович Горчаков (1716—1801) — князь, генерал-поручик. В службе с 1731 г. Принимал участие в Семилетней войне, в 1761 году был произведён в генерал-майоры [1], в 1765 году получил чин генерал-поручика, через несколько лет вышел в отставку и поселился в Москве. Кавалер ордена св. Анны.
Русское узорочье
Введение 1 История 2 Основные характеристики 2.1 Композиция 2.2 Кровли 2.3 Крыльцо 3 Декор 4 Примеры Список литературы Введение Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.
Инцидент в Оцу
— неудавшаяся попытка покушения на жизнь цесаревича Николая Александровича (впоследствии Николая II), произошедшая в японском городе Оцу 29 апреля (11 мая) 1891 года во время его визита в Японию.
Иван Алексеев
Введение 1 Биография 2 Сочинения Введение Ива́н Алексе́ев (Иван Алексеевич (Стародубский) 1709(1709) — 1776, Стародуб) — старообрядческий деятель поморского согласия; историк, писатель, иконописец; автор многих сочинений по истории и вероучению старообрядчества, наиболее известное его сочинение «История о бегствующем священстве», повествует об основании Ветковских слобод и возникновении практики приема беглых попов из новообрядческой церкви (русская православная церковь).
Дневник Николая II
Николай II с 9 лет начал вести дневник. В архиве (рукописные оригиналы находятся в так называемом Новоромановском архиве) хранятся 50 объёмистых тетрадей — подлинник дневника за 1882—1918 гг. Часть их была опубликована и переведена в электронный вид, каждая тетрадь представлена в виде отдельного PDF-файла с электронными закладками по годам, месяцам и датам.
Мазепина могила курган
Мазепина могила (укр. Мазепина могила); - курган, расположенный возле сел Мазепинцы и Андреевка Киевской области. Именно здесь были казнены и захоронены казаки, поддержавшие гетмана Мазепу, в борьбе против российского царя Петра. По преданиям здесь также похоронены казаки, затоптанные польской конницей в усадьбе гетмана Мазепы.
Милославский, Иван Михайлович
(1635 — 27 июля 1685) — окольничий, приближенный царя Федора Алексеевича. Биография Происходил из незнатного дворянского рода. Родился в семье Михаила Васильевича Милославского, приходился племянником боярину Илье Даниловичу Милославскому. Был женат на Евдокие Петровне Прозоровской. Сделал карьеру вскоре после воцарения Федора Алексеевича, отличавшего его.
Гавриил Новгородский
Гавриил (в иночестве ГРИГОРИЙ), архиепископ Новгородский (1187—1193). Младший брат архиепископа Новгородского Ильи (в иночестве Иоанна). Родился в Новгороде в богатой и благочестивой семье неких Николая и Христины.