Свирель
- народный инструмент, который получил широкое распространение среди украинцев
еще в эпоху Киевской Руси. По способу добычи звуков она принадлежит к самым
давним духовым инструментам: "Скажем, свирель из Чернивеччини и комплекс
ударных костей из Черниговщины датирована 20 тысячами лет назад", - так
выражает свое мнение относительно распространения свирели на Украине доцент
Львовской государственной музыкальной академии им. М.Лисенко М. Корчинский.
Встречаем упоминания об этом инструменте в древних летописях восточных славян
ХІ ст., достопримечательностях старого украинского письма Теодосия Печерского, митрополита
Киевского Кирилла, Памфила (ХІ - ХІІІ ст.), украинских песнях, сказках, легендах,
переводах, произведениях русских и украинских писателей (В.Короленко
"Слепой музыкант", Л. Украинка "Лесная песня", М.
Коцюбинский "На крыльях песни" но др.), где описывается использование
свирели среди пастухов, скоморохов, чумаков, музыкантов на свадьбах в устной
традиции.
Первые
образцы свирели были технически несовершенными, имели 6 отверстий. По словам
М.Лисенко "закрытые или открытые, в разных комбинациях, эти дыры изменяют
длину столба воздуха в дудке, а тем меняют и высоту звука или тону". Эти
инструменты были диатоническими, служили к игранию пения и к танцам, в
репертуаре присутствуют "пастушьи эпические песни" (ХІV - ХVІ в.). То
есть их использование ограничивалось сугубо рамками этнографической среды. Об
этом отмечает М. Лисенко: "Свирель, которая ударяет обычные бытовые песни
и танцы, к тройственной музыке не берут, вероятно через ее не громкий тон.
Свирель является инструментом специально пастуший".
Как
профессиональный, академический, ансамбльный инструмент свирель начинает
использоваться только во второй половине ХХ века.
В
конце 20-х годов ХХ века на Украине организуются первые самодеятельные оркестры
украинских народных инструментов. Руководители этих коллективов рядом с
решением разнообразных художественно стилевых заданий, создания репертуара, воспитания
дирижерских кадров, начинают хлопотливую работу над усовершенствованием
музыкального инструментария, созданием оркестровых семей, организацией
ансамблей народных инструментов при оркестрах. Впервые осуществляются попытки
соединить в однородный ансамбль семью оркестровых свирелей талантливыми
мастерами-конструкторами, руководителями оркестровых коллективов Л.Г.Гайдамакой
и В.О.Зуляком. Их последователями стали мастера этого инструмента: Г.Каскун, О.Шленчик,
Е.Бобровников, И.Скляр.
Весомый
взнос в дело совершенствования и реконструкции свирели осуществил учитель
Ополонивской средней школы Штепивского района Сумской области Никифор Матвеев.
Его по праву можно считать первым мастером-свирельщиком в Украине, который
изготовил стандартные свирели-примы (диатонический строй, 6 отверстий) и
басовые свирели. Созданы им первые самодеятельные детские коллективы
свирельщиков (1939, 1940, 1945), их исчислении выступления на районных, областных,
республиканских обзорах художественной самодеятельности школьников
засвидетельствовали о популярности этого инструмента, высоком исполнительском
уровне этих ансамблей, разнообразии репертуара. Продолжателями Н. Матвеева по
делу организации ансамблей свирельщиков стали его ученике В.Я.Боруха, М.С.Андрусенко
и мастера-исполнители В.Зуляк, Е.Бобровников.
Первым
концертным инструментом с точной настройкой, хроматическим звукорядом и с
тональным перестроювачем типа подвижных целлулоидных колец, размещенных на
поверхности, стала свирель мастера-конструктора И.Скляра. Основой для
усовершенствования стала 7 свирель народного умельца И.Яроша. В процессе работы
над усовершенствованием свирели И.Скляру удалось произвести постоянные принципы
изготовления стандартных инструментов, на которых с помощью комбинированного
перекрывания аппликатурных отверстий при соответствующей струе воздуха можно
добыть весь хроматический звукоряд. Как пишет сам И.Скляр "целью этой
хлопотливой работы стало создание основы, на которой сложилась бы школа игры на
свирели, а также, что главное, воспитание исполнителей игры на этом
замечательном народном инструменте". Кроме теоретических обоснований, И.Скляр
в своей книге "Подарок свирельщикам", подает нотное дополнение, где
вмещенные рекомендации относительно выполнения нотного материала. Среди
произведений, которые вошли в эту книгу: дуэты (свирели И и ІІ; фортепиано и
свирель; свирель и бандура); квартеты (свирели И, ІІ, ІІІ и фортепиано);
квинтеты (свирели И, ІІ, альт, бандуры И и ІІ).
Процесс
усовершенствования свирели на этом этапе еще не был завершен, Н.Матвеев еще в
конце 50-х отмечал: "Процесс усовершенствования и хроматизации свирели еще
не закончен, ей принадлежит большое будущее в семье украинских народных
инструментов". В 1970 году мастер Д.Ф.Деминчук создает хроматическую
свирель на 10 отверстий, где хроматический звукоряд легко добывается
последовательной аппликатурой. Открываются классы свирели в вузах, в частности
во Львовской государственной консерватории им. М. Лисенко (сегодня музыкальная
академия). Среди преподавателей спецкласса доцент М.Корчинский стал активным
творцом репертуара и внедрил в учебный процесс "новую, специфически
свирельную исполнительскую технологию", что стало результатом его
многолетнего опыта.
Именно
во второй половине ХХ века свирель академический, профессиональный народный
инструмент получила свое утверждение благодаря многим факторам, главное место
среди которых принадлежит основателю свирельной академической школы И.Скляру.
На этом отмечает М.Корчинский: "Шанс родиться новой, отдельной свирельной
культурой ей дало ХХ век".
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта musarticles
Другие работы по теме:
Фигурное стихотворение
Фигурное стихотворение — стихотворное произведение, которое своими графическими контурами воспроизводит какую-либо геометрическую фигуру, символический знак или очертания предмета.
Литературный портрет
Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев.
Лошади в экологической реставрации залежных земель
В настоящее время мы становимся свидетелями прямо противоположных процессов. С одной стороны, увеличивается степень антропогенного пресса на окружающую среду, выражающаяся в освоении новых пространств, увеличении плотности населения.
Богослужебные книги
К богослужебно-молитвенным книгам прежде всего относятся библейские книги, приспособленные для богослужебного употребления: богослужебное Евангелие и богослужебный Апостол.
Афина Паллада и Гермес
Рождение Афины. Сын Зевса и Майи бог Гермес. Гермес и Аполлон: похищение коров Аполлона.
Образ хромого кузнеца в мифологии
Еще в конца прошлого века внимание ученых привлек образ хромого божественного кузнеца – таков греческий Гефест и скандинавский Вёлунд; тогда же Вёлунд был сопоставлен с другим греческим чудесным мастером – Дедалом.
«Выгонка сирени»
Трудно представить себе май без цветущих кустов сирени. Но еще труднее представить сирень, цветущую в феврале. Такое чудо произошло в городе Карасуке Новосибирской области 4 февраля 2009 года
Музыкальная культура Древней Палестины
Основным источником сведений о древнееврейском невменном письме и особенностях музыкального инструментария являются рукописи Мёртвого моря. Данные о музыкальной жизни евреев содержатся и в библейских текстах.
Флейта Пана
Многоствольные флейты, похожие на заборчик из укорачивающихся тростниковых трубок, по классике называют флейтами Пана - от имени древнегреческого бога полей, лесов и трав. А в самой Греции её по сию пору называют сиринкс.
Гобой
Гобой (от фр. hautbois, буквально «высокое дерево», англ. , нем. и итал. oboe) — деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра симфонического оркестра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком).
Висла , польская народная песня в обработке В. Иванникова
«Висла» - польская народная песня в обработке В. С. Иванникова . Она написана для женского трёхголосного хора a’cappella. Владимир Сергеевич Иванников (1907 – 1987) – советский композитор. Ученик М. Ф. Гнесина. Среди его сочинений: 2 балета, оратория «Варшава» (1947), поэма для голоса, мужского хора и фортепиано «Необыкновенные приключения на даче» (на слова В.
Музыка вокруг нас
(30 ч) Тема первого полугодия « Музыка вокруг нас » 16 ч Содержание: Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений
Константин Бальмонт биография
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Отец, Дмитрий Константинович, служил в Шуйском уездном суде и земстве, пройдя путь от мелкого служащего в чине коллежского регистратора до мирового судьи, а затем до председателя уездной земской управы.
Федор Кузьмич Сологуб (1863-1927)
Федор Кузьмич Сологуб (1863-1927) Федор Кузьмич Сологуб (настоящая фамилия - Тетерников), один из самых мрачных романтиков в русской литературе, родился 17 февраля (1 марта) 1863 года в Петербурге в бедной семье. Отец занимался портняжным делом в Петербурге; умер от чахотки, когда Федору было 4 года.
Марина Цветаева
К Вам душа так радостно влекома… О, какая веет благодать От страниц «Вечернего альбома»! Кто Вам дал такую ясность красок? Кто Вам дал такую точность слов?
Звук и искусство звука в творчестве А. Ахматовой
Чуткий слух, как заметил ещё Пушкин, есть неотъемлемое свойство поэтического дара. В лирике Ахматовой это свойство предстаёт необходимым поэту не только затем, чтобы уловить «голос Музы еле слышный», но и затем, чтобы внимать звуковым явлениям самого разного происхождения, будь то стихийное звукотворчество природы или же звуки, порождаемые орудиями человеческого бытия, безотчётные голоса людских эмоций или несущий смысл поток звуков речи, звучащее поэтическое преображение этой речи или же звучание высшей степени сложности и художественной организации – музыка, искусство звука.
Лирический герой В. А. Жуковского
В. А. Жуковский по праву считается одним из ярчайших русских поэтов-сентименталистов, развивших этот литературный метод в лирике до величественных масштабов и обеспечивших плавный и закономерный переход к романтизму.
Поэтический мир Баратынского
Евгений Абрамович Баратынский стоял у истоков русской классической поэзии. Он, как и другие поэты начала XIX века, оставил большое количество стихотворений, сказал свое слово не только в российской, но и в мировой поэзии.
О христианской теме в творчестве А.С. Пушкина
Нам нелегко представить с детства знакомого поэта в русле канонической православной традиции, и виной тому не только бытовавший многие годы и наиболее распространенный атеистический взгляд на его творчество.
Духовная культура болгарского народа
Пересечение восточно-православного христианства и балканской мусульманской культуры на просторах Болгарии. Ознакомление с особенностями изобразительного искусства, литературы и музыки - показателями уровня системы духовных ценностей болгарского народа.
Эхо скифских пиров
Чисто деревенский музыкальный инструмент, доживший до нас с незапамятных времен - рожок. И в наши дни в некоторых районах, например в пастушьих владимирских селах Небылом, Никульском и Невежине, рожки звучат, как при вещем Олеге.
Культурная жизнь Боливии
Боливийская культура состоит из смеси Индейской культуры с культурой Средиземноморья принесенной испанцами. Традиционная одежда. Искусства.
Марийцы
Численность в Российской Федерации 643,7 тыс. человек. Марийцы – коренное население республики Марий-Эл, численность 324,4 тыс. человек. Компактно живут в Башкирии, Татарии, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Свердловской и Пермской областях.
Эстония
Эстония — страна светлых песчаных пляжей, сосновых рощ на дюнах, средневековых городов и хуторского хозяйства. Визитная карточка Эстонии — Балтийское море.
Латвия
Расположена на севере Европы, в Прибалтике. Граничит на севере с Эстонией, на востоке — с Россией, на юго-востоке — с Белоруссией и на юге — с Литвой. С запада и северо-запада Латвию омывают воды Балтийского моря и его Рижского залива.
Карачаевцы
Коренное население Карачая в России. Численность свыше 150 тыс. человек, из них 129 тыс. в России. Живут также в Средней Азии, Казахстане, Турции, Сирии, США. Говорят на карачаево - балкарском языке тюркской группы алтайской семьи.
Черкесы
Черкесы, адыгэ (самоназв.), народ группы адыгов в Российской Федерации. Численность - 50,8 тыс. чел., в т. ч. в Карачаево-Черкесии - 40,2 тыс. чел.
Табасараны
Табасараны, табасаран (само-назв.), табасаранцы, народ России. Численность в РФ - 93,6 тыс. чел. Коренное население Дагестана. Численность в Дагестане - 78,2 тыс. чел.
Бухгалтерский учет отпускных
Формирование резерва при расчете, учет отпускных при совмещении режимов. Учет в организации, совмещающей налоговые режимы. Начисления на сумму отпускных и некоторые особенности расчета при вахтовом методе работы, расчет отпускных при повышении зарплаты.
Бальмонт Константин Дмитриевич
Родился в поместье близ деревни Гумнищи Владимирской губернии. Считал себя потомком (по линии матери) татарского князя, чье имя переводилось как "Белый Лебедь Золотой Орды", и в то же время. Вырос в небогатой дворянской семье.
Маликов Юрий Федорович
Ю.Маликову хотелось создать ансамбль современной молодежной песни, с модными ритмами, но на нашей, российской, лирико-драматической основе. С осени 1970 г. Юрий приступил к созданию ансамбля «Самоцветы».