Давным-давно в Древней-древней Греции жил-был козлоногий бог по имени Пан. Любил он вино, музыку, и, конечно, женщин. И тут идёт он по своему лесу - вдруг нимфа. По имени Сиринкс. Пан к ней... А красавица-нимфа невзлюбила козлоногого-то и бежать. Бежит-бежит, а Пан её уже настигает.
Взмолилась Сиринкс своему отцу - речному богу, спаси меня, мол, батюшка, от посягательств козлища, даром, что он тоже бог. Ну, отец её и превратил в тростник. Срезал Пан тот тростник и сделал себе из него дудку. И давай на нём играть. Никто не знает, что не флейта это поёт, а сладкоголосая нимфа Сиринкс (миф Древней Греции в свободном изложении).
С тех пор и повелось, что многоствольные флейты, похожие на заборчик из укорачивающихся тростниковых трубок, по классике называют флейтами Пана - от имени древнегреческого бога полей, лесов и трав. А в самой Греции её по сию пору называют сиринкс. У каждого народа для этого инструмента названия свои.
У русских - кугиклы, кувиклы или кувички, у грузин - ларчеми (соинари), в Литве - скудучай, в Молдавии и Румынии - най или мускал, у латино-американских индейцев - сампоньо, английские флейты Пана - panpipes или pan-яute. Некоторые называют флейту Пана свирелью.
Бывают флейты Пана диатонические и хроматические, и даже пентатонические. И все они по-своему хороши. На хроматических больше нот, на диатонических легко играть, а пентатонические - как ни играй, получится красивая мелодия.
Правда, либо китайская, либо индейская :).
Флейты Пана у разных народов и устроены по-разному. Чаще всего отдельные трубочки флейты скрепляют между собой прочно. А у сампоньо они просто связаны в два ряда, и любую трубку, вышедшую из строя, легко заменить. Трубочки русских кугиклов вообще не соединяют между собой и используют всего от 2 до 5 трубочек, просто набирая в руки, а недостающие ноты восполняют голосом.
Когда я впервые услышала флейту пана, я была готова продать душу - только бы найти где-то хоть один. А нигде нет! Тогда первую свою флейту Пана я сделала из бамбуковой удочки, найденной в сарае у отца подруги, заядлого рыбака. Была она неказиста и плохо строила, пахла рыбой и червяками. А звук был глухой - видать, сыровата. Но индейско-прерийное пришёпетывание её звука было великолепно!
Потом я встретила вариант флейты Пана в руках у исполнителей латиноамериканского фольклора в студенческом ансамбле. Перуанцы и боливийцы, дети Анд и потомки древних инков улыбались мне, строили глазки, лопотали, но инс трумент продавать не хотели.
Сампоньо! Вот он, двурядный индейский сампоньо, моя сказка и мечта!
***
Кувиклы
Кувиклы (кугиклы) - русская разновидность многоствольчатой флейты, известной науке под названием "флейта Пана".
У русских первым обратил внимание на флейту Пана Гасри, давший весьма неточное её описание под названием свирель или свирелка. О кувиклах писал Дмитрюков в журнале "Московский телеграф" в 1831 году. На протяжении XIX в. в литературе время от времени встречается свидетельства об игре на кувиклах, особенно на территории Курской губернии.
Область распространения кувикл на Руси хотя и не велика, однако занимает очень характерное положение, охватывая один из наиболее древних районов восточно-славянского заселения, расположенный в пределах современных Брянской, Курской и Калужской областей.
Кувиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним.
Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука и т. д., дном служил узел ствола. В наше время используются пластмассовые, эбонитовые и даже металлические кувиклы.
Комплект кугикл обычно состоит из 3—5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм). Трубки инструмента не скрепляются между собой, что позволяет менять их в зависимости от требуемого строя. Верхние, открытые концы инструмента располагаются на одной линии. Поднося ихко рту и двигая ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая, как правило, короткие, толчкообразные звуки.
В русских кувиклах каждая дудочка имеет своё название. В Курской области дудочки, начиная от большой, называются "гудень", "подгудень", "средняя", "пятушка" и самая маленькая "пятушка", в других областях названия могут отличаться. Такие названия позволяют исполнителям в процессе сыгрывания обмениваться репликами, подсказывающими как нужно играть.
Комплект из пяти дудочек в руках одного исполнителя называется "парой". Играют на кувиклах женщины, и преимущественно ансамблем. Одиночная игра, по мнению самих исполнительниц, не представляет ценности, хотя и практикуется.
Играющие на "паре" должны уметь дуть в дудочки и издавать голосом отдельные звуки исполняемой пьесы.
Репертуар ансамблей ограничивается обычно плясовыми наигрышами.
При игре кто-то время от времени поёт, или чаще приговаривает текст. Хороши кугиклы в соединении с другими народными инструментами: жалейкой, свирелью, народной скрипкой.
***
Сампоньо
Сампоньо - название народной разновидности флейты Пана, распространён в Латинской Америке.
Наверное, каждый видел студентов из Перу или Боливии, весело играющих на улицах. Обязательно, просто обязательно у них есть самые разные сампоньо.
Делают их не из бамбука, а из какого-то хитрого перуанского тростника. По индейской легенде, этот тростник для сампоньо срезают в предрассветные часы, и тогда в такую флейту вселятся правильные духи :)
Привозит мне их настоящий индеец из настоящего Перу. Только это пока - полуфабрикат, сувенир. Дальше идёт обработка - подстраиваю флейты до определённых тонов, а стволы самых крупных флейт обрабатываю горячим парафином. Теперь звук сладкий, все стволы звучат, а всё, что можно настроить - настроено.
Иногда самый маленький ствол флейты срезан слишком сильно, ну да всё равно - этот тон слишком высокий и резкий. Так сувенир становится музыкальным инструментом.
Однорядный пентатонический сампоньо
Эта флейта обладает особым строем - пентатоническим.
Обычный, диатонический строй - просто мажорная гамма. Пентатоника - специальная гамма из пяти нот.
В музыке у индейцев, как и у китайцев, нет полутонов. Только тон и полтора тона. Этот строй Звучит так, как если на пианино играть только на чёрных клавишах. Подбирать на этой флейте известные мелодии - бесполезно. Зато любой набор нот складывается в древнюю индейскую песню - ты уже дышишь горным воздухом Анд.
Двурядный маленький сампоньо Это небольшая флейта, состоящая из двух рядов тростниковых трубочек, связанных между собой.
Диатонические - значит, настроенные в обыкновенную гамму (по аналогии - пианино без чёрных клавиш). Обычно я настраиваю их в соль, реже - в ре-мажор. Это очень распространённые в музыке тональности и поэтому на них достаточно просто будет играть ансамблем. Звук - высокий, красииивый! Дыхания для игры на таких флейтах хватит и у ребёнка.
Двурядный сампоньо Довольно крупная флейта, звуки низкие, захватывают уже малую октаву. Состоит из двух рядов тростниковых стволов, связанных между собой. Эта флейта настроена в домажор, очень удобный строй. Для игры на нижних стволах требуется определённое усилие и опыт. Моё относительно развитое женское дыхание, хоть и без особого опыта игры именно на этом инструменте, позволяет достаточно качественно извлекать нижние ноты. Диапазон - около 2-х октав. На мой взгляд, это идеальная флейта - и низкие хороши, и высокие ещё не резкие.
Двурядный сампоньо Это царь-флейта, богатейший диапазон - больше трёх октав, от самых низких до самых высоких. Вот она - какая большая! Эта флейта настроена в до мажор, очень удобный строй. Для игры на нижних стволах требуется хорошо развитое дыхание. Впрочем, любой мужчина со своим мужским дыханием может выдувать их даже без особой подготовки. Мне же это довольно сложно.
Другие работы по теме:
Дионис
Рождение и воспитание Диониса. Дионис и его свита. Бог Пан.
Учебно-методическое пособие по немецкому языку
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов музыкальных высших учебных заведений и может использоваться как приложение к основному учебнику для студентов II iv курсов вузов культуры и искусств. Темы и тексты знакомят с культурной жизнью, историй Германии, географией и традициями страны
Услаўленне народнай гераіні Бандароўны ў аднаіменнай паэме Янкі Купалы.
Паэма "Бандароўна" напісана ў 1913 г. па матывах беларускіх і ўкраінскіх народных песень аб Бандароўне і польскім магнаце Патоцкім, пры жыцці якога ў 1768 г. на Украіне ўспыхнула паўстанне пад кіраўніцтвам Максіма Жалезняка і Івана Гонты. Бандароўна — галоўны герой твора. Гэта надзвычай прыгожая дзяўчына, якой захапляецца сам паэт:
Вобразы Паўлінкі і пана Быкоўскага ў камедыі Янкі Купалы Паўлінка.
Паўлінка і пан Быкоўскі з'яўляюцца цэнтральнымі вобразамі камедыі "Паўлінка". Увесь сюжэт п'есы будуецца на супрацьпастаўленні і супрацьстаянні гэтых двух герояў. Такі прыём дазволіў аўтару стварыць не толькі каларытныя і запамінальныя вобразы, але і цудоўную, адметную беларускую камедыю. Паўлінка з'яўляецца ўжо ў першым акце п'есы, і ўсе далейшыя падзеі прама або ўскосна звязаны з ёю.
Супярэчлівы характар адносін В.Дуніна-Марцінкевіча да прыгоннага ладу ў паэме Гапон
Асноўная тэма паэмы «Гапон» — паказ жыц-ця беларускага сялянства ў часы прыгону. 3 гісторыі мы ведаем, наколькі цяжкім і бяспраў-ным было становішча сялян у тую пару. Чала-век быў прывязаны да пана і поўнасцю залежаў ад яго. Адным з найстрашнейшых праяўлен-няў прыгонніцтва была рэкруцкая павіннасць — шматгадовая цяжкая салдацкая служба цару без згоды на тое маладога чалавека.
Новая зямля энцыклапедыя жыцця беларускага сялянства ў дарэвалюцыйны час.
Не выпадкова паэму *Новая зямля» лічаць энцыклапедыяй сялянскага жыцця. У гэтым творы, як ні ў якім іншым, вельмі падрабязна і па-мастацку апісаны побыт беларускага селя-ніна: яго гаспадарка, праца, занятак. Акрамя таго, вельмі даходліва перададзены аўтарам кло-паты селяніна, яго думкі, мары, спадзяванні.
Ідылія В. Дуніна-Марцінкевіча.
На долю п'есы В. Дунiна-Марцiнкевiча "Iдылiя" (другая назва — "Сялянка") выпаў шчаслiвы лёс. Напiсаная ў 1846 г., яна i ў нашы днi з поспехам ставiцца на сцэнах многiх тэатраў, карыстаецца папулярнасцю ў гледачоў. Сам аўтар, якi быў душою аматарскага калектыву i ўдзельнiчаў у многiх яго пастаноўках, з сiмпатыяй адносiўся да герояў "Iдылii".
Вобраз палясоўшчыка ў паэме Тарас на парнасе.
Вобраз Тараса ў паэме «Тарас на Парнасе» не аднабаковы. Памылкова думаць, што невя-домы нам аўтар хацеў паказаць толькі нейкага канкрэтнага чалавека і не болей. Хоць у пачат-ку паэмы, калі мы толькі знаёмімся з Тарасам, узнікае менавіта такая думка. Аўтар вельмі па-драбязна апісаў, што гэта за чалавек, дзе ён жыў, чым займаўся, як адносіўся да сваёй службы і як адносіліся да яго:
Тютчев ф. и. - Человек и природа в русской литературе
Две души живут в груди моей всегда враги. И. В. Гете ФаустНе то что мните вы Природа. Ф. И. Тютчев В ней есть душа в ней есть свобода. Тютчев признает присутствие в природе мировой души. Он считает что истинным бессмертием обладает природа а не человек человек это лишь разрушающее начало.
Хадыка
Кароткі змест Пад замак слуцкі збіраецца народ. Там над мужыком і шляхтай суд па людску правіць ваявода. Праз гурт людзей не слухаючы варты праціскаецца старацІскрацца дзіка вочы.
Вобраз Тараса ў паэме Тарас на Парнасе.
Паэма "Тарас на Парнасе" мае глыбокі сэнс. На першы погляд здаецца, што гэта звычайны жартоўны твор. Але тут выяўлены неардынарны погляд аўтара на жыццё сялян. Вобраз Тараса, галоўнага героя твора, увасабляе характэрныя рысы ўсяго беларускага народа.
Маяковский ВВ
Родился в 1893 г. селе Багдади Кутаисской губернии. Отец - дворянин, служил лесничим, предки - из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. В 1902-1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908 г.).
Музыкальная культура Древнего Египта
Истоки древнеегипетской музыки восходят к концу IV – началу III тыс. до н. э. Основными источниками сведений о ней служат памятники материальной культуры - музыкальные инструменты, иконографические материалы (барельефы), словесные тексты.
Андре, Иоганн Антон
Иоганн Антон Андре (нем. Johann Anton Andrй; 1775—1842) — немецкий скрипач, композитор и музыкальный издатель, третий сын Иоганна Андре[1]. Андрэ Иоганн Антон родился в Оффенбахе 6 октября 1775 года.
Amon duul
Образованная в 1967 году в западногерманском городе Мюнхене музыкальная коммуна объединяла тринадцать человек, в числе которых были бывший джазовый музыкант Крис Каррер, Ули и Петер Леополь), Хельга и Анжелика Филянда, Элла и Райнер Бауэры.
Танго, танго, танго
Оно появилось на свет в конце 19-го века, в беднейших кварталах аргентинской столицы, Буэнос-Айроса, где в лачугах бедняков ютились приезжавшие в город в поисках лучшей доли крестьяне, потомки рабов, солдаты.
Black widow
Группа стала исполнять оккультный хард-рок в духе " Black Sabbath". Концерты же были поставлены по всем законом мистических шоу, апофеозом которых была инсценировка жертвоприношения молодой голой женщины.
Blackmore's night
Певица, композитор, аранжировщик, автор поэтических текстов и просто красавица Кэндис Найт (р. 8 мая 1971 года, Нью-Йорк, США) ранее записывала партии бэк-вокала для " Deep Purple", " Rainbow" и "Twang".
Group 1850
Хотя голландцы из "Group 1850" мало известны современному слушателю, тем не менее они являются практически первой психоделической группой, появившейся в континентальной Европе.
After crying
"After crying" – одни из наиболее выдающихся представителей периода второго расцвета венгерского прогрессива, представлявших красочную, высокотехничную и интеллектуальную музыку.
Blood, sweat and tears
Этот американский коллектив на практике воплотил идею отхода от традиционного блюза за счет использования расширенной духовой секции. Движущей силой основанного в Нью-Йорке летом 1967 года ансамбля был Эл Купер.
Рильський Максим
Максим Тадейович Рильський народився 19 березня 1895 року в Києві. Його батько, етнограф, громадський діяч і публіцист Тадей Рильський, був сином багатого польського пана Розеслава Рильського і княжни Трубецької. Один з предків Рильських у XVII столітті був київським міським писарем, інший — генеральним губернатором Білоцерківського староства в часи Коліївщини.
Народный мир в движении (часть «Последыш»)
В "Последыше" мужики деревни Большие Вахлаки разыгрывают после реформы "камедь" подчинения выжившему из ума князю Утятину, соблазнившись посулами его наследников-сыновей.
Максим Гримач
Автор: Вовчок Марко. Давно це було, коли панували в Україні Польща і Московщина. Застави між державами хоч і стояли, та не густо, — спритні люди часто перевозили Дніпром усякий крам, не сплачуючи мита.
Любовная лирика Маяковского
Автор: Маяковский В.В. Жизнь В. В. Маяковского со всеми ее радостями и горестями, надеждами и отчаяниями — в его стихах. Произведения поэта, рассказывающие о его жизни, не могут не затрагивать тему любви.
«Кабачок 13 стульев»
«Кабачок 13 стульев» - псевдо-польская, самая первая и самая продолжительная «мыльная опера» на советском телевидении.
Андриевский, Афанасий Михайлович
Афана́сий (Пана́с) Миха́йлович Андрие́вский (укр. Опанас Михайлович Андрієвський; 1878(1878), Киевская губерния — 16 мая 1955, Австрия) — украинский государственный и политический деятель.
Метод цивільного права
Цивільне правове регулювання суспільних відносин. Сторони цивільно-правових відносин. Спори між учасниками цивільних відносин. Цивільне правове регулювання суспільних відносин відбувається не стихійно, а з допомогою певних способів та заходів.
Эрнесто Битетти
Эрнесто Битетти /Ernesto Bitetti/ родился в Росарио (Аргентина) в 1943г. Получил музыкальное образование в Высшем музыкальном институте Санта Фе при национальном университете Литораль.