Доклад по
теме:
"Духовная
культура болгарского народа"
Выполнил:
ученик 11 "Б" класса
Школы №162
Дюдяев Артем
Самара, 2011 г.
Религия
Болгария – относительно
крупная страна южнее Румынии, расположенная на границе с Турцией. Таким
образом, Болгария является своеобразными воротами из Европы в Азию. Однако нас
интересуют не экономические отношения этих стран, а взаимное влияние их культур
друг на друга.
На территории Болгарии
оставили свой след многие древние народности: греки, византийцы, римляне,
османская империя. Все они успели побывать на болгарской земле и обогатить
духовную культуру этого народа.
Разберемся, что означает
термин "духовная культура". Духовная культура - сфера человеческой
деятельности, включающая возможные проявления духовной жизни человека и
общества. В такие проявления входят понятия языка, национального самосознания,
религии, архитектуры, литературы, музыки и некоторых памятников искусства.
Обратимся к понятию
религии. Фракийцы, обитавшие на востоке Балкан, оставили на территории Болгарии
многочисленные культовые места. Фракийские святилища чаще всего расположены в
пещерах, скалистых нишах, около минеральных родников и в местах с естественным
природным магнетизмом. Исследователи полагают, что эти ниши и пещеры служили
для сохранения погребальных урн. К историческим объектам, тесно связанным с
религией, можно отнести гробницы и некрополи, обнаруженнные в различных районах
Болгарии. Самыми древними фракийскими гробницами считаются долмените –
праисторические мегалитные гробницы (II-I тысячелетия до н.э.), их в Болгарии
более 700. Фракийская купольная гробница в Казанлыке периода эллинизма
относится к IV-III вв. до н.э. Вероятно, она была ограблена еще в древности, но
ее замечательные стенописи стали свидетельством богатой жизни и пышных
погребений у фракийцев. Большая Свещарская гробница, тоже эллинистическая,
датируется III в. до н.э. Уникальная скульптурная композиция с кариатидами и
орлами, а также сохранившиеся предметы погребального ритуала показывают, что
здесь был похоронен один из фракийских властителей. Эта гробница занесена в
списки объектов всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.
Основная религия в
Болгарии в настоящее время – восточно-православное христианство, одна из трех
главных ветвей христианства. Для православия характерны преемственность
апостольской веры, литургия, церковное искусство и автономные национальные
церкви, возглавляемые патриархом. Кроме того, различные народы и культуры,
населявшие Балканы за прошедшие века, оставили здесь свое собственное
религиозное наследие. Иногда говорят о специфической балканской мусульманской
культуре. Да, действительно, ислам исповедуетя в Болгарии несколько
своеобразно. В течение веков языческие культовые здания сначала превращали в
церкви, потом церкви становились мечетями, затем мечети преображались в церкви.
Поэтому и до сегодняшнего дня некоторые культовые места почитаются и
христианами, и мусульманами и принимают представителей обеих конфессий в дни
религиозных праздников.
Последняя перепись
населения, проведенная в 1992 г., показала, что свыше 85% жителей Болгарии
(гораздо больше, чем ожидалось), причисляют себя к Болгарской Православной
Церкви, 12% исповедуют ислам. Атеистами назвали себя менее 0,5% болгар.
Возрастающее значение религиозности в повседневной жизни страны после распада
социалистического лагеря отмечают все гости Болгарии, встречающие в церквах и
монастырях не только глубоких стариков, но и молодежь.
Изобразительное искусство
Важным памятником истории
и культуры болгар, в том числе культуры духовной, являются граффити – рисунки,
процарапанные на известняке или кирпиче средневековыми художниками. Их находят
на стенах крепостей и домов, языческих храмов и христианских церквей. Особенно
интересны граффити эпохи Первого Болгарского царства (конец VII-XI в.),
найденные в древних столицах – Плиске и Преславе. Подобные граффити рисунки
обнаружены во многих регионах России, в Монголии, Казахстане и Центральной
Азии.
Поражает тематическое
разнообразие граффити: тут и изображения людей и животных, и различные знаки.
Бытовые сценки дают представление о техническом уровне той эпохи. Обилие сцен
охоты – свидетельство ее огромной роли в древности. Сцены сражений знакомят с
оружием той эпохи и даже позволяют судить о тактике войск. Неоднократно
предпринимались попытки классифицировать граффити, например, на основе различий
между реалистическим и символическим началом. Однако это мало что дает, так как
оба начала обычно тесно переплетаются друг с другом. Во многих граффити заметно
их языческое происхождение, что свидетельствует о древнейших культовых
традициях дохристианской эпохи.
Часто в центре композиции
изображается солнце. Характерные фигуры всадников, по-видимому, изображают
предков племени, связанных с живыми посредством культа предков. После принятия
христианства фоном многих рисунков становятся христианские символы, например,
крест, а прежнее обилие и разнообразие тем уступает место каноническим
христианским образам. Замечательные образцы болгарских граффити представлены в
археологических музеях Софии, Несебра и Плиски.
Литература
Огромную роль в создании
системы духовных ценностей сыграла литература. Переход к христианству
происходил с применением силы, языческие храмы и святилища разрушали. На их
месте возводились церкви. Через несколько лет была объявлена независимость
болгарской церкви, а чуть позднее столица Плиска приняла учеников – святых
братьев Кирилла и Мефодия, и Болгария стала первым славянским центром
просвещения. Начала создаваться болгарская литература на славянском языке.
Вместе с церквями строились и монастыри. Многие из членов княжеского рода
непосредственно участвовали в этом духовном созидании. Образовались
Преславская, Охридская, Софийская и другие литературные школы.
Золотой век болгарской
литературы наступил при Симеоне I, когда в монастырях новой столицы Великого Преслава
началась активная творческая и переводческая деятельность. Создается
богословская, природно-научная, историческая, энциклопедическая, религиозная,
светская литература, появляются летописи и жития святых.
В эпоху османского
владычества активно развивалась народная литература, существовавшая в устной
форме: ведь простые люди не умели ни читать, ни писать. Староболгарский
фольклор отличала тематическая широта: тут и любовно-патриотическая лирика, и
предания, и сказки.
В начале XIX века идеи
национального освобождения способствуют распространению революционного образа
мыслей. Выдающаяся фигура той эпохи – Христо Ботев (1848-1876), борец за
освобождение Болгарии от османского ига. Патриархом новой болгарской литературы
считается Иван Вазов (1850-1921), оставивший обширное литературное наследие, в
том числе и знаменитый роман "Под игом", а также множество рассказов,
стихотворений, поэм и публицистики.
Христо Смирненский
(1898-1923) и Никола Вапцаров (1909-1942) создали немало стихов, призывающих к
социальной справедливости и отвергающих угнетение человека человеком. В
1940-1960-х гг. вышли в свет такие известные романы, как "Табак"
Димитра Димова и "Обыкновенные люди" Георгия Караславова, "Иван
Кондарев" Эмилиана Станева и трилогия "Железный светильник", "Преспанские
колокола" и "Ильин день" Димитра Талева.
В годы социализма в
Болгарии появилось немало весьма разных по художественному уровню произведений.
В число наиболее значительных авторов входят Ивайло Петров, Кольо Георгиев и
Недялко Йорданов. Крупнейшие лирики Нового времени – Елисавета Багряна, Валерий
Петров и Блага Димитрова.
Музыка
Древнегреческий герой
Орфей принадлежит фракийской культуре. Волшебная сила его песен и игры на арфе
привлекала диких зверей и даже укрощала буйство стихий. По-видимому, чарующее
воздействие этих дивных звуков передалось и болгарской фольклорной музыке. По
крайней мере, американский космический зонд "Вояджер" в качестве дара
Земли неземным цивилизациям унес в глубины космоса диск с записью народных
мелодий жителей Родоп.
В последние несколько
десятилетий в стране были собраны и записаны мелодии и тексты множества песен
былых веков. В некоторых деревнях нашлись люди, знавшие наизусть и певшие более
1000 песен! Эта музыка, исполняемая исключительно непрофессионалами, легла в
основу особого музыкального жанра. Так женский хор Мистерия болгарских голосов
исполняет традиционные болгарские мелодии. Характерная особенность болгарского
пения, звучащая для европейского слуха несколько странно и таинственно, -
использование горловых и носовых звуков.
Излюбленные национальные
инструменты – гайда, болгарская волынка, каваль – солирующая свирель; гадулка –
струнный инструмент с грушевидной декой, и гусла – однострунный щипковый
инструмент.
Нечто символическое есть
в том, что спустя тысячелетия родина мифического Орфея снова привлекает к себе
внимание мира, который заговорил о "болгарском музыкальном чуде".
Борис Христов стал эталоном голосового и артистического присутствия на мировых
оперных сценах, а имена великолепных певцов Николая Гяурова, Николы Гюзелева,
Райны Кабаиванской, Гены Димитровой, Александры Милчевой неизменно присутствуют
на их афишах. Прошедшие с триумфом гастроли Софийской оперы запомнились
надолго. Болгарские хоровые коллективы завоевывают самые авторитетные награды
на международных фестивалях. Искусство болгарских исполнителей М. Минчева, М.
Левиева, А. Вайсенберга, выступающих на авторитетнейших сценах мира, получает
восторженные аплодисменты.
Приложения
Свещарская гробница.
Граффити, найденные на территории Болгарии.
Гусла Каваль
Другие работы по теме:
Сербский язык
Сербский язык принадлежит к южнославянским яз. (см. «Славянские языки»). Он является сейчас господствующим языком в Югославии, вытесняяя из государственной и культурной жизни страны хорватский и словенский языки.
Философия Болгарии
Философская и общественная мысль в Болгарии зародилась в конце 9 - начале 10 вв. Её начало связано с именем Иоанна Экзарха (10 в.), который создал философскую терминологию на староболгарском языке.
Казахские национальные конно-спортивные игры
Многие праздники и торжества у казахов сопровождаются играми и конными соревнованиями. Самыми своеобразными и в то же время почему-то забытыми в наши дни являются игры, связанные со сватовством и свадьбой, ценность которых состоит не только в том, что в них наиболее полно проявляется духовная культура народа, но и в том, что посредством игр, свадебный обряд превращался в удивительное представление.
Болгарская литература
Часто самыми известными представителями болгарской литературы были апостолы, проповедники свободы, революционеры, воевавшие за свободу своей родины Ценой собственной жизни.
Родной язык
Родной язык… Он такой неповторимый, мелодичный и певучий, так как вобрал в себя гул дубрав и лугов, полей и лесов, ароматный, пьянящий запах родной земли. В народе нет большего сокровища, чем его язык. Так как именно язык - это характер народа, его память, история и духовное могущество. В нем отображаются обычаи, традиции, быт народа, его ум и опыт, красота и сила души, он его, народа, цвет и завязь.
Язык - казна духовности народа
Язык народа - лучшее из всего цветущего его духовной жизни, которая никогда не вянет и вечно снова распускается. Родной язык - это неоценимое духовное богатство, в котором народ живет, передает из поколения в поколение свою мудрость и славу, культуру и традиции. Так как в родном слове народ сознает себя как творческую силу.
Структура и функции культуры
Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах.
Культура периода Реформации и Просвещения. Реформация. Ее культурно-историческое значение.
оглавление Раздел 10. Культура периода Реформации и Просвещения 10.1 Реформация. Ее культурно-историческое значение Реформация (лат. reformatio - преобразование) - важнейший этап в культурно-историческом развитии Западной и Центральной Европы. Это религиозно-идеологическое и социально-политическое движение, начавшееся в первой четверти XVI в. в Германии с выступления М.
Контрольная работа по Культорологии 2
Культура это часть общества, это одно качеств человека, общество и человек не могут существовать друг без друга. Вместе с обществом и человеком происходит становление и развитие их культуры.
Взаимосвязь понятий культура и цивилизация
Цивилизация – это: Стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня воспроизводства социальной жизни. Локализованные в пространстве и времени общ-ва, которые являются целостными системами, представляющими конкретный социокультурный феномен, имеющими четковыраженные параметры духовного, технологического, экономического и политического развития.
Понятие и функции культуры 3
Культура Понятие культуры Мир культуры неисчерпаем. Теоретически его постигают философы, ученые, художники, богословы, культурологи, а в повседневной жизни каждый из нас осваивает ее нормы, ценности и идеалы как целеустремленно, так и стихийно. Поэтому неудивительно, что существует множество (свыше 300) самых различных определений культуры.
Массовая культура
Смешение культуры и политики. Массовая культура - культура масс, культура, для потребления народом; это создание не народа, а коммерческой индустрии культуры.
Единство и многообразие культур. Материальная и Духовная культура
2. . Общий анализ культуры не может обойти такой вопрос как ее многообразие. Так, в реальной действительности нет человека абстрактного как такового, а существует конкретный человек как продукт развития или иного общества, то и нет общей культуры, скроенной на все времена и на все обстоятельства, а существует ее определенные разновидности.
Внутренняя добруджанская революционная организация
(болг. Вътрешна добруджанска революционна организация, рум. Organizaţia Internă Revoluţionară Dobrogeană) - болгарская революционная организация, боровшаяся с политикой румынизации Добруджи. Северная Добруджа вошла в состав Румынии в 1878 г., Южная Добруджа управлялась королевством Румыния в 1919-1940 гг.
Карпош
(Карпуз) - предводитель гайдуков, вождь болгарского восстания против османской власти во время войны с Австрией в 1689 году. Карпош - прозвище, образованное вероятно от македонского "карпа" - "скала, глыба". Настоящим именем Карпоша было Петар (Петър, в болгарской транскрипции).
Именник болгарских ханов
— самый древний известный источник истории первых двух столетий Болгарского государства. После того как этот памятник стал известен науке, уже полтора века он является предметом углублённых исследований учёных. «Именник Болгарских Ханов» был обнаружен в XIX веке русским историком А. Н. Поповым в 1861 году и опубликован им в труде «Обзор хронографов русской редакции», в Москве, в 1866 году.
Западно-Болгарское царство
Введение 1 Предыстория 2 Правители 3 Борьба с Византией 4 Падение царства Западно-Болгарское царство Введение Западно-Болгарское царство (970—1018) — традиционное наименование Первого Болгарского царства в период, когда северо-восток был уже захвачен Византией до окончательного его падения в 1018.
Битольская надпись
(макед. Битолски натпис, Битолска плоча, болг. Битолски надпис, ст.-слав. Битольско напьсаниѥ) — средневековая надпись на старославянском языке, выбитая на мраморной плите. Была обнаружена в 1956 году при раскопках на месте разрушенной османской мечети в македонском городе Битола. В ней рассказывается о строительстве крепости в Битоле по указу болгарского царя Ивана Владислава.
Ситовская надпись
— надпись, обнаруженная в пещере около болгарского селения Ситово в 1942 г. археологической экспедицией Александра Пеева. Отдельные знаки надписи напоминали символы греческого алфавита, однако из-за плохой сохранности надпись прочесть было невозможно. Длительное время не удавалось определить даже приблизительный возраст надписи.
Первое Болгарское царство 2
Введение 1 Начало 2 Кризис Болгарского царства 3 Крум, Омуртаг, Борис 4 Симеон Великий и Пётр I 5 Последние бои с Византией Первое Болгарское царство Введение
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
Македонский вопрос
— противоречие про независимость исторического наследства, территории и населения исторической области Македония. История возникновения Македонский вопрос берет свое начало с Берлинского конгресса, на котором были пересмотрены результаты русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Мир в Сан-Стефано, которым завершилась война, предусматривал создание автономного Болгарского княжества, в состав которого должны были войти Македония, кроме Фессалоник и п-ова Халкидика, Южная Фракия, Добруджа.
Раковский, Георги Стойков
Георги Стойков Раковский (болг. Георги Стойков Раковски, наст. имя Съби Стойков Попович; апрель 1821, Котел — 9 октября 1867, Бухарест) — болгарский революционер, один из организаторов национально-освободительного движения в Болгарии против турецкого господства, историограф, этнограф, поэт, писатель и публицист.
Болгарское национальное возрождение
Болгарское национальное возрождение (болг. Българското национално възраждане) — период болгарской истории (конец XVIII—XIX вв.) связанный с образованием болгарской нации и борьбой народа за освобождение от османского гнета. Характеризуются с подъёмом национального самосознания, повышении внимания к своему историческому прошлому, к образованию и формированию национального литературного языка.
Велики-Преслав
План Введение 1 История 1.1 Столица Первого Болгарского царства 1.2 Второе Болгарское царство 2 Музей Велики Преслав 3 Персоналии, связанные с Преславом
Рабочий молодёжный союз
Рабочий молодёжный союз , болг. Работнически младежки съюз, произносится ремс) — молодёжная организация, объединяющая трудовую молодёжь Болгарии. Его члены назывались ремсисты.
Средневековая болгарская армия
Средневековая болгарская армия был главным военным органом первого и второго болгарского царства. В первые десятилетия после образования в стране, армия состояла из кавалерии и пехоты славянских болгар. Основу болгарской армии тяжелой кавалерии, которая состояла из 12000 до 30000 хорошо вооруженных всадников.
Билеты по истории 11 класс
БИЛЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ В 11 К АССЕ Билет № 1 1. Социально-экономическое развитие России в начале XX века. 2. Начало второй Мировой войны. Военные действия в 1939-1942 г.г. на фронтах второй мировой войны.
Никифоров, Крыстю Тотев
Введение 1 Биография Список литературы Введение Крыстю Тотев Никифоров (болг. Кръстю Тотев Никифоров, в популярной литературе известен как поп Крыстю; 1838, Ловеч — 21 сентября 1881, Ловеч) — болгарский священник, деятель болгарского национально-освободительного движения.
Софроний Врачанский
Софро́ний Врача́нский (до пострижения Стойко Владиславов ; 1739, Котел — 22 или 23 сентября 1813, Бухарест) — болгарский епископ, один из вдохновителей болгарского национального возрождения XVIII века.
Захарий Стоянов
(настоящее имя Джендо Стоянов Джедев ; 1850, Медвен, Османская империя (совр. Болгария) — 2 сентября 1889, Париж, Франция), — болгарский революционер, участник болгарского национально-освободительного движения в Фракии.
Вапцаров, Никола Йонков
Никола Йонков Вапцаров (7 декабря (24 ноября) 1909, Банско, Османская империя — 23 июля 1942, София, Болгария) — болгарский поэт и писатель, революционер-антифашист, член БКП. В Македонии считается этническим македонцем.
Иван Вазов
Вазов Иван Минчев (1850—1921) — один из крупнейших болгарских поэтов. Начало его литературной деятельности относится к эпохе национально-революционного движения 70-х гг.