Князь Святослав, сын князя Игоря и княгини Ольги, первый из князей Киевской Руси подлинным и великим делом доказавший всем - и славянским своим подданным, и внешнему, огромному миру - что государство его, что его власть великокняжеская существуют не зря, что не напрасно его государство протянулось от моря и до моря с севера на юг и вольно раскинулось на восток и запад, пошел по первому пути. В основном...
Рассказы о походах своего отца и потрясение от его смерти, месть матери за эту смерть - месть неотвратимая и беспощадная, породившая новые, многие смерти - навсегда войдут в его душу символами веры, примерами для подражания. Но запомнит он и иное - несправедливость отца по отношению к людям, ставшую именно поэтому, из-за нанесенной неправедной обиды, поправшей стародавний обычай, причиной его смерти. Запомнит и коварство матери, мстившей за мужа. И размерами, и свирепостью месть эта превысит святое право ответить ударом на удар и взять око за око. Этого он, не приняв раз детским сердцем, не сможет принять уже никогда. И никогда не пожелает; и не сможет поступать так, как поступать нехорошо, нельзя.
Он войдет в историю как князь-полководец, князь-воин, предупреждавший врагов о скором своем приходе и грядущих битвах всегда загодя - его знаменитое "Иду на вы!" станет с тех пор боевым кличем славян, прямых и храбрых, сильных и искренних. Он верил в себя, свято чтил свое слово. И верил чужим клятвам, не желая для себя принимать ту скользковатую, но практичную мысль, что слово изреченное - есть ложь. Слово, он считал, часть твоей души, твоей совести, и, раз произнеся его, ты должен держать его, не жалея для этого ничего. Ибо нет ничего драгоценнее на свете, чем правда, чем праведное общение между людьми, вместе пришедшими в этот бескрайний мир и вместе призванными здесь жить.
Так понял он завет отца, обучавшего его не словами, но своей жизнью. О подвигах его долгими вечерами - после тяжкого дневного обучения воинскому искусству - неторопливо рассказывали ему боевые побратимы князя Игоря. Естественно, опуская то, что ребенку знать было еще не положено, рано, и творя тем самым прекрасную волшебную сказку, в которой жил великий и могучий воин, храбрый и всегда справедливый.
Рано лишившись отца, сохранив о нем лишь смутные воспоминания и зная его лишь по разговорам-думам других, Святослав всегда будет считать его для себя примером, примером служения Руси, которую Игорю, прозванному Старым за долгие годы державной работы и за те годы, в которые он сел на киевский престол, пришлось в эти годы многажды строить, крепить, защищать.
Кто знает, как бы воспитала мать после смерти мужа сына, и кем бы стал Святослав, останься он при Ольге? Но битва с древлянами, определившая судьбу его матери - полновластной правительницы государства, - решила также и жизнь, и будущее молодого князя. Он начал свое правление - пока пусть еще и номинальное - с открытого, прямого, отважного дела, приняв участие в битве. И причина для сечи была для юного властителя святая - месть за убитого отца. Так имя нового русского князя определило весь его жизненный путь.
Так же, как начал он свой жизненный путь с прямой брани, так и прожил он всю свою жизнь князя-воина, сверяясь с направлением полета боевой стрелы, так же и погиб, не пожелав отказаться от всего того, чему всю жизнь верил и чему следовал, но ища отваги и мужества. И самой высшей для вождя чести - разделить судьбу своего войска, не покинув его в тяжкую минуту смертного испытания.
Первые впечатления младенчества, впечатления, переживаемые в детстве, глубоко врезаются в память: яркое впечатление - кровавой победной сечи - перевернуло маленького Святослава. Оно, разумеется, могло бы со временем стереться, поблекнуть, - если бы его воспитатели ставили себе подобную цель, но оно лишь обросло плотью и кровью деталей и подробностей в бесчисленных пересказах его пестунов, ибо они воспитывали из мальчика прежде всего воина, предводителя.
Этими пестунами Святослава стала его дружина. Ко времени смерти отца над ним уже были с большим торжеством совершены постриги (обряд, шедший с седой старины и заключавшийся в пострижении головы кругом под гребенку, с оставлением будущего запорожского оседельца, и первом сажании на коня), но будь Игорь жив, мальчик бы еще долго оставался под опекой матери. Но тут на единственного князя, хотя и малого годами, предъявила свои права вся Земля и дружина.
Новгородцы потребовали Святослава к себе, объясняя, что-де не привыкли жить без князя. Ольга уважила свой богатейший удел. А дружина в новой обстановке окончательно взяла в свои руки воспитание нового своего вождя.
Он вышел из рук своих воинов таким, каким и остался в веках, как мало кому доступный образец доблести, воинского умения и непоколебимой чести. Он вырос дружинником.
В этой среде у всех был лишь единый интерес - война, и она стала смыслом жизни и заботой молодого князя. Здесь ценилось лишь одно - беззаветная храбрость и отвага, и его горячая кровь еще более вскипела под воздействием подобного воспитания. Он возрос на началах дружинной чести, и единственным мерилом его деяний стало слово его воинов, а высшим идеалом - слава воина, верного своим боевым побратимам и их общему слову. Это видно даже и в том, что, когда Ольга, приняв христианство, начала уговаривать и сына последовать ее примеру, он отказался, сославшись на то, что дружина, не принимавшая новую веру, будет смеяться над ним. И тем самым показал, что воинское братство дороже ему родной матери. И Ольга смирилась.
Прошедшие годы изменили княгиню - даже для нее, природной правительницы, не прошли даром. И прежде всего - не прошли бесследно первые дни и месяцы ее власти. Вспоминая их с каждый годом все больше и больше, она ловила себя на мысли, что многое сделано было не так, как должно, что есть иные способы у властителя, помимо железа и крови. Эти думы приведут ее к новой вере, которая сможет стать подспорьем ей и ее потомкам в делах власти, дабы никогда не повторилось свершившееся с князем Игорем. В 957 году она поедет в Константинополь, где ее окрестит сам патриарх. Она будет надеяться, что Русь, ведомая ею не один год, и в этом пойдет за ней, но Русь пойдет за ее сыном-воином. Лишь внук исполнит ее заветную волю - и через столетия Русь будут называть Святою...
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта studentu
Другие работы по теме:
Миф о Сизифе
Уже из этого понятно, что Сизиф - абсурдный герой. Такой он и в своих страстях, и в страданиях. Его презрение к богам, ненависть к смерти и желание жить стоили ему несказанных мучений - он вынужден бесцельно
Ислам особенности вероучения и культа
Ислам: особенности вероучения и культа Ислам – возник в начале 7 века на Аравийском полуострове. Появлению предшествовали учения ханифов – ранняя форма арабского монотеизма. Последователи ислама – мусульмане. Основатель – Муххамед (Магомет) – глава первого мусульманского теократического государства.
Слово о полку игореве - Защитники родной земли в слове о полку игореве
Со времен образования первых русских княжеств не прекращались набеги кочевников на Русь. Они несли русским людям смерть и разорение. Долго так продолжаться не могло. Князь Святослав Всеволодович объединил в единое войско все русские дружины, разгромил половцев и отбросил их в глубь причерноморских степей.
Шолохов м. а. - В чем трагедия героя романа м. шолохова
В произведении М. Шолохова "Тикий Дон" нравственным стержнем является Григорий Мелехов. Он занимает центральное место в эпопее . Понять трагичность жизненного пути героя можно, проследив всю его историю, начиная с истории рода Мелеховых.
Жизненный цикл инноваций
Вариант 10 «. Общие сведения» Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.
Пари Печорина с Вуличем
Роман Лермонтова «Герой нашего времени» по праву называют не только социально-психологическим, но и нравственно-философским романом, а потому философские вопросы органично входят в него. Основная идея романа — поиск места сильной личности в жизни, проблема свободы человеческого действия и роли судьбы, ее ограничивающей.
Святослав
Святослав - князь киевский, который много сделал для расцвета Киевской Руси, ее защиты и могущества. В летописях говорится о том, что впервые Святослав принимал участие в битве с врагами еще совсем маленьким мальчиком. С юных лет приучал князь Игорь своего сына к ратному ремеслу, брал его иногда на поле боя.
Патриотическая идея Слова о полку Игореве
Автор: Разное Патриотическая идея «Слова о полку Игореве» заключается в том, чтобы предупредить Русь о надвигающейся беде. Чтобы князья прекратили свои междоусобицы и занялись важными делами в государстве.
Выбор жизненного пути мини-сочинение
Автор: Сочинения на свободную тему Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений самую важную роль и влияние играет выбор жизненного пути.Потребность этого выбора возникает тогда, когда человек начинает осознавать себя в обществе и размышлять о своих потребностях.
Слово про закон і благодать
Автор: Народна творчість. Твір оспівує діяння великого князя Київського Володимира, онука Ігоря, сина Святослава, «про мужність і хоробрість якого... слух пройшов по багатьох сторонах...» Володарював він у Руській землі, що відома в усьому світі.
Похід князя Ігоря Святославовича на половців у 1185 р.
Автор: Народна творчість. ДАВНЬОРУСЬКА ЛІТЕРАТУРА (Уривки з Іпатського літопису) Ігор рушає в похід. У вівторок 23 квітня 6693 р. Ігор Святославич, внук Олега, виїхав з Новгорода, взявши з собою брата Всеволода з Трубчевська, Святослава Ольговича — свого племінника з Рильська, — свого сина Володимира з Путивля і Ольстина Олексича, Прохорова внука, з Чернігівськими ковцями.
Волшебная сила искусства
Автор: Сочинения на свободную тему Искусство обогащает нашу жизнь. А один из его видов – литература - встречает нас в самом начале жизненного пути и остается навсегда. Книга, подобно заботливым родителям, воспитывает и учит нас. Читая в детстве сказки, мы начинаем отличать добро от зла, правду от лжи, добродетель от подлости.
Фатализм Печорина по роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Фатализм Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Автор: Лермонтов М.Ю. В романе "Герой нашего времени" Михаил Юрьевич Лермонтов рассуждает о том, почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и "вянут без борьбы" в самом начале своего жизненного пути.
Тема рока, фатума в романе Лермонтова Герой Нашего Времени
Автор: Лермонтов М.Ю. Печорин любит сомневаться во всем, поэтому он воздерживается от прямолинейного суждения. Герой приходит к мысли, что при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость. Смелость, жажда неизведанного, воля, неразделенное сомнение отличает Печорина от людей его поколения и позволяет автору называть его героем времени.
Борятинские
Введение 1 Происхождение рода 2 Описание герба 3 Известные представители рода Борятинских Список литературы Введение Боря́тинские — старинный русский княжеский род.
Союз народовластия и труда
— общественно-политическое движение. Создано в 1998 году при активном участии генерала А.И.Николаева, возглавившего это движение и ставшего его председателем.
Борис Вячеславич
Борис Вячеславич(† 3 октября 1078), сын смоленского князя Вячеслава Ярославича († 1057).
Тмутаракань. Истоки присутствия на Кавказе
Учёные предполагают, что истоки восточнославянского присутствия на Северо-Западном Кавказе относятся примерно к VI веку. При этом они опираются на сведения арабского географа аль-Джайхани, который писал в начале Х века.
Ольга
Ольга (христианское имя – Елена) (ок. 920–969) – великая княгиня киевская, правительница Киевской Руси (945–969), жена киевского великого князя Игоря, мать князя Святослава Игоревича, первая христианка среди киевских князей.
История Шпаргалка
первая половина 9 в. первые упоминания о государстве Русь 862 г. начало княжения Рюрика в Новгороде 882 г. объединение Руси под властью князя Олега 907, 911, 944 гг.
Князь Ярослав Мудрый
КИЕВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XI-XII ВЕКАХ. Князь Ярослав Мудрый. После смерти Святослава (1015), на Руси возникли княжеские междоусобия. Но после всех этих междоусобиц и братоубийств остались 2-а лидера: Ярослав и Мистислав, княживший в Тмутаракании. Между ним и Ярославом вспыхнула война, последствием которой был раздел государства: Киева и земли к западу от Днепра получил Ярослав; Чернигов и земли к востоку от Днепра получил Мистислав.
Свойства вирусов
Text Text Graphics ВИРУСЫ Graphics Штамм H5N1 вируса птичьего гриппа Graphics Вирус гриппа. Graphics Схема строения вируса.
Давыд Святославич
Давыд Святославич (ум. 1123), князь Черниговский. Третий (?) сын черниговского князя Святослава Ярославича от его первого брака с некоей Киликией.
Глеб Святославич
ГЛЕБ (крестильное имя неизвестно) СВЯТОСЛАВИЧ († 30 мая 1078 или 1079), старший сын черниговского князя Святослава Ярославича от его первого брака с некоей Киликией.
Владимир Святославич
Великий князь киевский, в крещении Василий, святой и равноапостольный, сын Святослава Игоревича и Малуши, ключницы княгини Ольги.
Блуд
Боярин и воевода великого князя киевского Ярополка Святославича, считающийся родоначальником дворянского дома Блудовых, которые называют его — Иона Ивещей Блуд.
Князь Ярополк Святославич
Ярополк Святославич - сын князя Святослава Игоревича, киевский князь с 970 г. Ярополк впервые упоминается в летописи под 968 г., когда он вместе с бабушкой, княгиней Ольгой и братьями был осажден печенегами в Киеве.