«Развитие творческих способностей
и логического мышления на уроках оригами»
Доклад.
План.
История возникновения и развития оригами как искусства.
Почему оригами нравится детям.
Навыки и способности, которые развивает оригами.
Методические рекомендации преподавания оригами.
I. История возникновения и развития оригами как искусства.
История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Археологи утверждают, что в 3 – 4 в. до н. э. уже находят материалы, которые можно рассматривать как бумагу. Секрет изготовления этого удивительного материала китайцы могли перенять от туркменов. В восточном Туркестане мастера умели изготавливать войлок, распуская небольшие кусочки шерсти в воде. Их затем отлавливали ситом отбрасывали на специальный пресс, отжимали и сушили. Китайцы заменили шерсть растительными волокнами – толчёными кусочками коры тутового дерева, размоченными стеблями бамбука и получили и получили совершенно новый материал – бумагу. Официальной датой «появления» бумаги в Китае считается 105 год н. э. , когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги. Технологию её производства запрещено было вывозить за границу. Но в 610 году странствующий буддийский монах Дан Хо, добираясь до Японии выдаёт секрет бумагоделанья выдаёт японцам.
Первоначально бумагу получали из коконов шелкопряда. Вскоре дорогое сырьё заменили более дешёвым – бамбуком, коноплёй, древесной корой, тряпьём. Через 100 лет японская бумага становится по качеству лучше китайской, выдерживая несколько тысяч сгибов не разрываясь, что немаловажно для оригами; появляется много мелких мастерских по производству бумаги.
Несмотря на то, что бумагу изобрели в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания бумаги в период Хэйан (794 – 1185 г.г.). Вначале оно было культовое, храмовое. Может, в этом немаловажную роль сыграло сходство звучания японских слов «бумага» и «Бог» – «Ками» . Тем самым у японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги – «ори- ками». Один из таких ритуалов состоял из складывания коробочек Санбо,в которых клали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношения в синтоиских храмах. В периоды Камакуры (1185 – 1333 ) и Муромати (1333 – 1573 ) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия, придворные монахи должны были обладать определёнными навыками в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка и прочего были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер.
Однако было бы несправедливо утверждать, что Европа до этого времени не была знакома со складыванием. Испания может похвастаться своим собственным, независимым открытием некоторых фигурок, например, птички-пахариты.
Стоит вспомнить и Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать складывания из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии.
Настоящее революционное развитие оригами началось только после Второй Мировой войны, главным образом, благодаря усилиям всемирно признанного теперь мастера Акиры Йошизавы. Он не только доказал, что искусство оригами может быть авторским, но способствовал его широчайшему распространению. С помощью изобретённых им несложных условных знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков – чертежей или схем. Появление этих схем было равносильно появлению нотных знаков в европейской музыке. «Навыки игры» удавалось фиксировать и передавать другим людям. К мастеру пришла известность и заслуженная слава.
Важная особенность оригами – практически неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги. Теория изобретательства (ТРИЗ) утверждает, что идеальный конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создаётся бесконечное разнообразие форм. Оказывается такой конструктор существует. Это оригами, где из одной детали складываются тысячи разных фигурок. Искусство оригами открывается всему миру. Его подхватывают и парижские модельеры, и американские дизайнеры, и шестилетние дети. Каждый находит в оригами что-то своё. Это занятие радует душу и позволяет человеку хотя бы ненадолго оторваться от груза повседневных проблем и очутиться вместе с квадратиком бумаги в руках в замечательной стране Творчества.
II. Почему оригами нравится детям.
Оригами похоже на фокус – из обычного листа бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка.
Для занятий нужна бумага, немного терпения и знания.
С помощью оригами создаётся быстро целый мир, в который можно играть.
Занятия оригами совершенно безопасны для самых маленьких детей
Оригами – коллективное творчество, где вместе можно создавать целые композиции на разные темы.
Для занятий оригами нет возрастных пределов.
Помогает быстро оформить комнату или класс.
Можно быстро сделать удивительный, оригинальный подарок.
III. Навыки и способности, которые развивает оригами.
Развивает способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.
Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объёме.
Знакомит с основными геометрическими понятиями.
Улучшает способность следовать устным инструкциям.
Развивает уверенность в своих силах и способностях.
Помогает развитию чертёжных навыков.
Стимулирует развитие памяти.
Учит концентрации внимания. Складывать и заниматься чем-то посторонним невозможно.
Развивает творческие способности. Многие ребята изобретают свои фигурки.
Стимулирует создание игровых ситуаций. На уроках оригами играют часто и весело.
Расширяет коммуникативные способности.
IV. Методические рекомендации преподавания оригами в начальных классах.
Работая с первоклассниками, целесообразно демонстрировать только сам процесс складывания. Немногие в этом возрасте могут работать со схемами.
С ребятами постарше можно работать со схемами в учебнике или на доске.
Демонстрировать складывание нужно на большом квадрате, с двусторонней окраской, он должен быть хорошо виден из любой точки класса.
Постепенно приучать детей к условным знакам и схемам, доводя знания некоторых приёмов до автоматизма. Вырабатывать умение самостоятельно «читать» схемы, выполняя изделие.
Работая коллективно, демонстрировать следующий этап после того как все справятся с предыдущим шагом. Проверять свои «шаги».
Чертя схемы изделия можно использовать цветные мелки. Белый цвет означает контуры фигурки и намеченные линии, два других цвета – линии «горы» и «долины». Стараться запомнить терминологию оригами.
Начиная работу, можно придумать ритуал приветствия.
Используемая литература.
Афонькин С. Ю. Афонькина Е. Ю. «Уроки оригами в школе и дома». М.,изд-во «Аким» 1997, 207с.
4
Другие работы по теме:
История эстетических учений.
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
Карьера и образование молодежи в России
Эссе на тему: «Карьера и образование молодежи в России». Выполнила студентка 3пп 1 потока Сулима Кристина Два сантехника - старый и молодой - чинят канализацию.
Мужчины не любят женщин, не знающих мужское тело
"Я был однажды с женщиной, которая прикасалась к моему пенису так, будто он был антикварной поделкой. Она испытывала такую робость, дотрагиваясь до него, как будто не видела в жизни ничего подобного."
Подготовка руки к письму
Письмо - сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.
Арт-терапия
Арт-терапия как направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях пациентов изобразительным творчеством. История возникновения, ее суть и цели. Психологические мотивы к творчеству. Оригами как новое направление.
Сочинения на свободную тему - Мой любимый школьный предмет 1
Рисование мой любимый школьный предмет. Почему он мне так нравится. Наверное потому что у нас очень хороший преподаватель. Виктор Сергеевич. Рисование мой любимый школьный предмет. На его уроках всегда очень интересно поэтому время летит незаметно.
Мифы - Сказание о создании ночи1
Мне очень нравится читать мифы и легенды разных стран и народов. Как по разному и в то же время как похоже древние люди живущие в разных местах представляли себе строение мира и человека причины смены времен года смену дня и ночи возникновение в Мне очень нравится читать мифы и легенды разных стран и народов.
Сочинения на свободную тему - Описание помещения
Мне нравится наш кабинет обслуживающего труда. В нем нас обучают шить и вязать готовить вкусные вещи и плести украшения из бисера. Кабинет большой и светлый на окнах висят кружевные занавески вдоль окон стоят швейные машины на которых мы строчим когд Мне нравится наш кабинет обслуживающего труда.
Сочинения на свободную тему - В цветочном магазине 2
Мы с мамой страстные цветоводы. Папа называет нашу квартиру джунглями потому что цветы у нас везде на подоконниках на стенах в углах хорошо освещенных комнат. Вот почему цветочный магазин один из наших любимых.
Сочинение по картине А.М. Герасимова После дождя
Когда я впервые увидел картину А.М.Герасимова «После дождя» - я понял, что эта работа настоящего художника, но в ней есть маленький недостаток. Вначале хочу поговорить о том, что мне нравится в этой замечательной работе. Сразу при виде этой картины бросается в глаза то, как автор смог передать отражение воды, которая мутной лужей скопилась на террасе.
Музыка в нашей жизни
Сочинение-рассуждение Тяжело жить без музыки. Мы слышим музыку всюду: на улицах, дома, по радио и по телевидению, в магазинах, в парках, в концертных залах и на побережье, иногда в лесу.
Мое любимое произведение искусства
Искусство. Оно очаровывает нас силой красоты: красоты звуков, красоты чувств, красоты увиденного. И если уже очаровало человека — то это навеки. Вот такая она сила — сила искусства. Кого-то очаровала таинственная, нежная, трепетная музыка, кого-то совершенная картина, кого-то прекрасная книга, кого-то волшебное пение исполнителя.
Описание внешности человека 2
Описание внешности человека Автор: Сочинения на свободную тему Я хочу рассказать о моем папе. Говорят, что я очень похож на него. У моего папы голубые глаза, прямой нос, всегда улыбающиеся губы. Когда-то у него была борода и усы, но сейчас их нет, и мне так больше нравится. Папа высокого роста, и иногда он задевает в гостях головой люстру, но смеется над этим.
Письмо другу в англию.
Автор: Сочинения на свободную тему Здравствуй, Бритни! Пишу тебе в этот раз на русском языке потому, что ты должна знать этот язык. Я учу в своей школе английский язык. Мне он нравится.С каждым уроком я узнаю что то новое и интересное про ваш язык. Например, сочетание некоторых букв у вас всегда читаются одним звуком, а у нас такого нет.
Человек, который мне нравится
Автор: Сочинения на свободную тему Учительница проходит мимо, подходит к доске и объявляет тему сочинения: «Человек, который мне нравится». По классу пробегает негромкий гул. Все решают, о ком будут писать. Я думаю, решаю и представляю, о ком же будет моё сочинение. Первое, что пришло на ум, это была идея писать о маме, ведь она самый близкий и родной человек.
Описание помещения
Автор: Сочинения на свободную тему Мне нравится наш кабинет обслуживающего труда. В нем нас обучают шить и вязать, готовить вкусные вещи и плести украшения из бисера. Кабинет большой и светлый, на окнах висят кружевные занавески, вдоль окон стоят швейные машины, на которых мы строчим, когда учительница учит нас шить.
История оригами
В древнем Китае бумагу использовали в самых различных областях жизнедеятельности, в том числе и в религиозных целях – изначально было принято сжигать вместе с покойником его вещи, дабы обеспечить ему дальнейший путь на небесах.
Культура Японии 6
Культура Японии сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа на японский архипелаг с материка и зарождения культуры периода Дзёмон. Современная японская культура испытала сильное влияние стран Азии (в особенности Китая и Кореи), Европы и Северной Америки.
Философия оригами
Культура упаковки в Японии развита больше, чем в любой другой стране. Причем эта культура имеет многовековые корни. Ни в одной стране мира ритуал подношения не разработан с такой тщательностью, как в Японии. Такой простой и хрупкий материал, как бумага скрывает в себе огромный потенциал и может нести различную символическую нагрузку.
Бумажный туннель
Оригинальное английское название этой техники tunnel book, что можно перевести как книжный или бумажный туннель. Суть техники хорошо прослеживается из английского названия tunnel — туннель — сквозное отверстие. Многослойность составляемых «книжек» (book) хорошо передает ощущение туннеля. Возникает трёхмерная открытка.
Реализм в искусстве
Реализм-понятие ,характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания. Так, широко понимаемый реализм – основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам.
Оригами
Содержание. Введение. § 1. Открытие бумаги. § 2. Возникновение оригами. § 3. Первые книги по оригами. § 4. Распространение оригами по миру. § 5. Композиции из бумаги.
Традиционная игрушка Японии
При взгляде на открытку с «игрушечной» картой Японии становится ясно, что игрушки в этой стране — дело весьма серьезное. В традиционной культуре Японии игрушки с раннего времени заняли видное место.
Оригами
Оригами – искусство складывания бумаги. Распространение оригами по миру. Типы и формы оригами. Учебно-методические рекомендации по выполнению изделий в технике "Оригами". Искусство оригами как возможность развития математических способностей детей.
Белорусский архив древних грамот
Введение 1 История издания 2 План Введение Введение «Белорусский архив древних грамот» ― сборник документов по истории восточных белорусских земель в XVI—XVIII в.
Психоистория
Введение 1 Психоисторические дисциплины 4 Notes Введение Психоистория — ориентированный на психонализ подход в историческом исследовании, разработанный Ллойдом деМосом. Психоистория изучает психологическую подоплеку исторических событий. Сочетает в себе психотерапевтическое погружение (insight) с исследовательской методологией социальных наук, для понимания эмоциональной природы социального и политического поведения групп и наций, в прошлом и настоящем.
Авангард искусство
Введение 1 Предпосылки 2 История возникновения 3 Авангардистские течения в искусстве 3.1 Авангард в изобразительном искусстве 3.2 Авангард в литературе
Хорсшу-Каньон
План Введение 1 История 2 Наскальные изображения 3 Доступ Введение Хорсшу-Каньон (англ. Horseshoe Canyon, ранее известный как Барьер-Каньон англ. Barrier Canyon) — находится к западу от Грин-Ривер и к северу от Национального парка Каньонлендс в округе Мейз, штат Юта, США. Известен произведениями наскального искусства, стиль которых получил название «стиль Барьер-Каньона».
Хиджаз
План Введение 1 История Список литературы Введение Хиджа́з (араб. الحجاز) — территория на западе Аравийского полуострова, часть Саудовской Аравии. Историческое место возникновения ислама — здесь находятся священные города мусульман Мекка и Медина.
The role of brands in our life
A brand can be a name, a term or a symbol. It is used todifferentiate a product from competitors' products. The brands guarantee a certain quality level. Brands should add value to products. It's a synergy effect whereby one plus one equals three. But customers must believe they get extra value for money.There are different types of brands.