Реферат: Спецкурс «Как работает фабрика общественного мнения» занятие 1 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Спецкурс «Как работает фабрика общественного мнения» занятие 1

Остальные рефераты » Спецкурс «Как работает фабрика общественного мнения» занятие 1

БАЗОВАЯ КАФЕДРА

Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)


Спецкурс

«Как работает фабрика общественного мнения»


ЗАНЯТИЕ 1

Введение. Анализ рынка социологических данных. Принципы работы «фабрики опросов общественного мнения». Выбор темы для учебного исследования.

Автор: к.п.н. Федоров Валерий Валерьевич, Генеральный директор ВЦИОМ

Содержание лекции: Понятие рынка социологических данных. Его объем и сегментация. Основные заказчики: государство, медиа, бизнес, третий сектор. Понятие индустрии опросов общественного мнения и маркетинговых исследований. Организационные и юридические формы центров исследования общественного мнения («поллстеров»). Базовые функции и структура центра исследования общественного мнения. Функциональная и тематическая структура. Клиенториентированность в прикладных социологических исследованиях: плюсы и минусы. Социология академическая, университетская и индустриальная: единство и противоположность. Принципы выбора темы для учебного количественного социологического исследования. Возможности и ограничения, накладываемые выбранным методом исследования.

Основная литература:

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Издательство: Омега-Л, 2009.

Власова М.Л. Социологические методы в маркетинговых исследованиях. – М.: «ГУ ВШЭ», 2006.

Копченков В. Маркетинговое исследование как средство b2b-коммуникации // «Индустриальный и b2b маркетинг». - №5. – 2008.

Дополнительная литература:

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Издательство КДУ, 2009.

Кузьмина О.Г. Социологическое обеспечение рекламы и маркетинга. – М.: ИТК Дашков и К, 2010.

Вопросы к занятию:

В чем отличия индустриальной социологии от академической и университетской?

Каковы примерные базовые функции и структура центра исследования общественного мнения?

Какие ограничения накладывает на выбор темы для социологического исследования выбранный метод исследования – всероссийский опрос общественного мнения?


ЗАНЯТИЕ 2:

Лекция 1: Цель составления программы исследования и основные этапы ее разработки

Авторы: Липатова Ольга Михайловна, зам. руководителя управления социально-политических исследований ВЦИОМ; Щербаль Мария Сергеевна, аналитик отдела «Омнибус» ВЦИОМ

Содержание лекции: Цель составления программы исследования. Виды исследовательских программ, используемых на практике. Основа составления программы исследования – определение целей проведения исследования. Этапы разработки программы исследования: определение проблемного поля, цель и задачи исследования, определение методов сбора и анализа информации, выделение целевых групп, разработка дизайна выборки, составление гипотез, анализ вторичной информации.

Основная литература:

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Издательство: Омега-Л, 2009.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Издательство КДУ, 2009.

Шереги Ф.Э., Горшков М.К. Прикладная социология. Учебное пособие для вузов. М.: ЦСП, 2003.

Вопросы к занятию:

Какова основная цель составления программы исследования?

Ситуации применения «классической» и «сокращенной» версий программы исследования.

В чем заключаются основные этапы программы исследования и для чего они нужны?


Лекция 2: Формирование инструментария исследования

Авторы: Липатова Ольга Михайловна, зам. руководителя управления социально-политических исследований ВЦИОМ; Щербаль Мария Сергеевна, аналитик отдела «Омнибус» ВЦИОМ

Содержание лекции: Роль инструментария в процессе сбора данных. Различные типы опросных листов: для количественных и качественных исследований, для интервью и самозаполняемых анкет. Переведение программного вопроса в анкетный. Основные требования к опросному листу. Структура опросного листа. Основные требования к анкетному вопросу. Типы вопросов (открытые, закрытые, дихотомические, табличные и пр.). Поведенческие вопросы. Вопросы о знаниях. Вопросы об установках. Вопросы о социально-демографических характеристиках. Типы смещений в ответах респондентов. Влияние формулировок вопросов на ответы респондентов. Техническое оформление опросного листа. Технические пояснения в анкете. Пилотирование анкеты.

Основная литература:

Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М., 1998

Ноэль-Нойманн Э., Петерсен Т. Все, но не каждый. Введение в методы демоскопии / Пер. с нем. Л.Н. Рыбаковой и Е.В. Невмержицкой. Научный редактор и автор вступительной статьи Н.С. Мансуров. – М.:МГУКИ, 2007. – 616 с.

Садмен С., Брэдбери С. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований / Пер. с англ. А. А. Виницкой; Научный редактор перевода Д. М. Рогозин. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002, 382 с.

Вопросы к занятию:

Как связаны программа исследования и инструментарий? Как сделать из программного вопроса исследовательский?

Что такое правильно построенная анкета? Как выбрать подходящий тип вопроса? Как правильно задать вопросы о социально-демографических характеристиках?

Как сделать ответы людей более правдивыми?

Как создать понятную и интересную анкету? Как грамотно составить инструкции интервьюерам и пояснения в анкете?

Что такое пилотаж инструментария и зачем его проводить?


ЗАНЯТИЕ 3:

Лекция 1: Качество социологических данных: улучшение качества на этапе разработки инструментария и контроль после сбора

Автор: Сапонов Дмитрий Игоревич, методолог ВЦИОМ

Содержание лекции: Основные параметры качества социологических данных: достоверность, устойчивость, репрезентативность. Независимость параметров качества. Эффект интервьюера. Проблема неответов. Случайные и систематические ошибки. Практические приемы улучшения качества данных с помощью SPSS. Проверка с помощью набора правил. Поиск дублирующихся наблюдений. Поиск необычных наблюдений. Подготовка данных для построения моделей.

Основная литература:

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, Изд-во Урал.ун-та, 1998, с. 158-171.

Шляпентох В. Э. Проблемы качества социологической информации: достоверность, репрезентативность, прогностический потенциал. – М.: ЦСП, 2006

Дополнительная литература:

Paul P. Biemer, Lars E. Lyberg Introduction to Survey Quality. John Wiley & Sons, Inc. 2003.

Мягков А.Ю. Социально-Демографические переменные в социологическом исследовании: оценка достоверности самоотчетов респондентов // Социологический журнал. 2001. № 3.

Мягков А.Ю., Журавлева И.В. Эффект ожиданий интервьюера в персональном интервью // Социологический журнал. 2004. № 3-4.

Рогозин Д.М. Влияние интервьюера на доступность респондентов в телефонном опросе // Социологический журнал. 2004. № 1-2.

Стандартные определения: систематическое описание диспозиционных кодов и коэффициентов результативности для массовых опросов. 3-е изд. 2004 год / Американская ассоциация исследователей общественного мнения; Пер. с англ. Д.М. Рогозина, Е.М. Киселева // Социологический журнал. 2005. № 2.

Вопросы к занятию:

Назовите основные параметры качества социологических данных.

Как можно уменьшить влияние факторов, приводящих к недостоверности собранных данных?

Каковы основные требования к массиву данных?


Лекция 2: Качество социологических данных

Мастерская: Организация работы поля

Автор: Евсеева Снежана Дмитриевна, руководитель отдела организации исследований ВЦИОМ

Содержание лекции:

Общее описание проведения полевого этапа исследования: Рекрутирование и обучение интервьюеров. Инструктаж интервьюеров. Запуск поля. Контроль за ходом проведения исследования. Решение возникающих проблем. Сбор первичных данных. Проверка корректности предоставленной информации.

Особенности проведения различных типов исследований: Количественные исследования. Качественные исследования. Сравнительная характеристика методик организации полевого этапа: примеры исследований.

Организация полевого этапа исследования: особенности основных методов проведения опросов. Поквартирные опросы. Телефонные и CATI опросы. Фокус-группы. Методика мистери-шоппинг. Уличные опросы. Интернет-опросы.

Основная литература:

Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. ‑ М: Дрофа, 2008

Вопросы к занятию:

Каковы особенности проведения полевого этапа исследования?

Критерии отбора и обучения интервьюеров?

Количественное исследование: особенности проведения полевого этапа.

Качественное исследование: особенности проведения полевого этапа.

Особенности организации полевого этапа в различных типах исследований


ЗАНЯТИЕ 4:

Лекция. Методы анализа данных

Мастерская: обработка данных учебного исследования в пакете SPSS

Автор: Липатова Ольга Михайловна, зам. руководителя управления социально-политических исследований ВЦИОМ


ЗАНЯТИЕ 5:

Лекция 1. Аналитический отчет: понятие и виды. Требования к структуре и содержанию.

Автор: к.с.н., Аймалетдинов Тимур Алиевич, руководитель управления финансовых исследований Национального агентства финансовых исследований (НАФИ)

Содержание лекции: Понятие аналитического отчета. Функции аналитического отчета. Виды аналитических отчетов. Структура аналитических отчетов: требования к структуре. Логика структуры. Основные (обязательные) и дополнительные разделы в отчете. Примеры структуры отчетов. Особенности структуры печатных отчетов и презентаций. Соотношение структуры отчета и оглавления. Методологический раздел отчета: основные параметры и блоки раздела, их описание. Типичные ошибки в описании методологии исследования. Описание полученных результатов (предпочтительная логика описания данных и их представления в отчете, стиль языка описания данных, округление данных, конструкции описания и сравнения данных, практическая значимость результатов). Подготовка аналитических выводов и рекомендаций.

Основная литература:

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Издательство: Омега-Л, 2009.

Власова М.Л. Социологические методы в маркетинговых исследованиях. – М.: «ГУ ВШЭ», 2006.

Копченков В. Маркетинговое исследование как средство b2b-коммуникации // «Индустриальный и b2b маркетинг». - №5. – 2008.

Дополнительная литература:

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Издательство КДУ, 2009.

Кузьмина О.Г. Социологическое обеспечение рекламы и маркетинга. – М.: ИТК Дашков и К, 2010.

Вопросы к занятию:

Каковы особенности подготовки современных аналитических отчетов по результатам маркетинговых исследований? Их отличие от классических академических отчетных документов.

Какова логика формирования структуры аналитического отчета и чем она предопределена?

Каковы основные целевые группы отчетов и в чем отличаются потребности этих целевых групп?


Лекция 2. Основы оформления аналитических отчетов по результатам маркетинговых исследований

Мастерская: подготовка аналитического отчета по учебному исследованию

Автор: к.с.н., Аймалетдинов Тимур Алиевич, руководитель управления финансовых исследований Национального агентства финансовых исследований (НАФИ)

Содержание лекции: Оформление аналитических отчетов. Понятие фирменного стиля и шаблона отчета. Единое форматирование, цветовые гаммы. Выравнивание объектов и симметрия. Правила размещения и оформления диаграмм (форматирование, выбора типа). Правила размещения и оформления таблиц. Правила оформления списков в текстовых отчетах и презентациях. Правила оформления текста (типографика). Подготовка отчета к сдаче заказчику. Заключительная проверка и редакция отчета. Правила сохранения отчета перед отправкой Заказчику. Удаление конфиденциальной информации, комментариев и рабочих правок. Форма предоставления отчета Заказчику. Современные тенденции в подготовке аналитических отчетов. Презентация результатов исследования: правила подготовки и рекомендации по выступлению.

Основная литература:

Желязны Д. Говори на языке диаграмм: Пособие по визуальным коммуникациям для руководителей / Пер. с англ. - М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2004. - 220 с.

Самара Т. Типографика цвета. Практикум. – М., 2003.

Рейнольдс Г. Презентация в стиле дзен: дизайн, разработка, проведение и примеры. – М.: Издательство Вильямс, 2009.

Дополнительная литература:

Желязны Д. Бизнес-презентация: Руководство по подготовке и проведению / Пер. с англ. - М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2004. - 144 с.

Розенсон И.А. Основы теории дизайна. Учебник для вузов. – М.: «Питер», 2004.

Вопросы к занятию:

Назовите основные критерии оценки дизайна аналитического отчета.

В чем состоят особенности оформления аналитического отчета для различных типов Заказчиков?

Каковы наиболее значимые тренды в подготовке аналитических отчетов ведущими исследовательскими организациями мира?


ЗАНЯТИЕ 6:

Лекция. Трансляция результатов социологического исследования широким, в том числе непрофессиональным аудиториям

Мастерская: Написание пресс-релиза по результатам учебного исследования, подготовка газетной заметки, работа с журналистами

Автор: Каменчук Ольга Николаевна, доктор психологии, директор по коммуникациям ВЦИОМ


ЗАНЯТИЕ 7:

Лекция. Особенности качественных методов в социологическом исследовании

Автор: Ромашкина Румия Фаисовна, член Научного Совета ВЦИОМ

Данное занятие должно позволить студентам усовершенствовать навыки по применению качественных методов к анализу социальных явлений, познакомить их с результатами современных социологический исследований, выполненных в рамках качественной методологии, дать возможность студентам выполнить все этапы социологического исследования: от разработки программы исследования до анализа данных. Одной из практических задач курса является помощь студентам в подготовке методической и эмпирической части курсовой работы и дипломной работы на соискание степени бакалавра.

Содержание лекции: Качественные методы социологии, их преимущества и ограничения по сравнению с количественными методами. Различные способы определения выборки респондентов качественного исследования. Наиболее часто используемые методики качественного сбора информации в социальном исследовании: глубокое и экспертное интервью, фокус-группы. Влияние личности модератора на результаты исследования. Проведение анализа данных, полученных в результате применения качественных методов.

Учебная задача курса: В результате изучения курса студент должен: ориентироваться в категориальном аппарате качественных методов, применяемых в социологии; понимать преимущества и ограничения качественных социологических методов; владеть основными методиками качественных исследований; иметь представление о проведении анализа результатов эмпирических исследований.

Литература основная:

Белановский С.А. Метод фокус-групп. М., 1996.

Белановский С. А. Индивидуальное глубокое интервью. М.: Никколо-Медиа, 1999.

Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования, М., 1997.

Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998.

Петровская Л.А. Организация и проведение групповой дискуссии// Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киев, 1991.

Литература дополнительная:

Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования. М.: УРРС, 2001.

Е.М. Ковалев, И.Е. Штейнберг. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

«Биографический метод» (сборник статей).

Вопросы к семинару:

Каковы различия качественной и количественной стратегии исследования?

Каковы возможности и ограничения качественных методов исследования?

Какие вы знаете типы интервью?

Как строится выборка в качественном исследовании?

Что такое путеводитель интервью? Специфика формулирования тем (вопросов) интервью.

Как организуется и проводится интервью?

Нюансы проведения фокус-группы

Как влияет личность интервьюера на результаты исследования?

Какими качествами, умениями и навыками должен обладать модератор фокус-группы?

Особенности анализа и интерпретация данных, полученных в результате применения качественных методов исследования.


ЗАНЯТИЕ 8:

Лекция 1. Особенности изучения общественного мнения о политике

Автор: к.с.н., Львов Степан Васильевич, руководитель управления социально-политических исследований ВЦИОМ

Содержание лекции: Особенности изучения общественного мнения в сфере политики: на какие вопросы может дать ответы социология, а на какие – нет? Отличительные черты политологии и политической социологии (объект, предмет, метод). Классификация политических исследований в прикладной социологии. Оценка эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления. Имидж и репутация региона. Построение политических рейтингов и индексов, в том числе синтетических индексов (на примере проекта «Индекс свободы слова»). Рейтинги информированности, доверия и одобрения деятельности органов власти и политиков. Решение проблемы сензитивности в массовых опросах: на примере исследований коррупции (проблема искренности респондентов).

Основная литература:

Политическая социология: Учебник для вузов /Под ред. чл.- корр. РАН Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Издательство: Омега-Л, 2009.

Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: пер. с. англ.А.К. Соколова. М.: Весь мир, 2007

Дополнительная литература:

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Издательство КДУ, 2009.

Бурдьё П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.

Вопросы к занятию:

Каковы основные проблемы современной политической социологии и эмпирических исследований сферы политики?

Определите основные принципы построения политических рейтингов.

Каковы, на ваш взгляд, групповые особенности политического сознания?


Лекция 2. Методология и техника проведения политических исследований

Содержание лекции: Организация и проведение комплексных политических исследований (на примере проектов «Причины этнического экстремизма и ксенофобии в молодежной среде», «Формирование общегражданских установок и этнических стереотипов в школьной среде», «Способность политической системы реагировать на общественные ожидания и опасения»). Влияние предмета исследования на процесс определения его объекта (-ов). Особенности отбора респондентов при сложном (составном) объекте исследования. Проблемы формирования инструментария комплексных исследований. Критерии удовлетворенности заказчика политического исследования. Учет задач и потребностей заказчика при формировании стратегии и технологии политического исследования. Как писать рекомендации для заказчика.

Основная литература:

Ноэль-Нойманн Э. Все, но не каждый. Введение в методы демоскопии. М., 2007.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Издательство: Омега-Л, 2009.

Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: пер. с. англ.А.К. Соколова. М.: Весь мир, 2007

Дополнительная литература:

Путеводитель по выборам. Политическая Россия 2007, ред. В.Федоров. М.: ВЦИОМ, ЦСП, 2007

Как управлять Россией. Социология одного города. М. ВЦИОМ, Алгоритм, 2009

Вопросы к занятию:

Какие факторы влияют на выбор дизайна и методов политического исследования

В чем состоят особенности отбора объектов при исследовании политического сознания и политического поведения?

Назовите традиционные и современные методы, применяемые при исследовании политического сознания и поведения?


ЗАНЯТИЕ 9:

Лекция. Особенности изучения электорального поведения россиян

Автор: к.п.н. Федоров Валерий Валерьевич, Генеральный директор ВЦИОМ

Содержание лекции: понятие электорального поведения. Основные методики изучения выборного поведения: опросы, фокус-группы, экзитпол. Выборы в однопартийной системе («выборы без выбора»). Выборы в плюралистической политической системе. Выборное поведение и социальная структура. Выборное поведение и структура ценностей. Выборное поведение и политическая культура. Поведенческие установки и политический выбор. Демократия либеральная и плебисцитарная. Фальсификации и нарушения выборов.

Основная литература:

Федоров В. Русский выбор. Введение в теорию электорального поведения россиян. - М.: Праксис, 2010. - 370 с.

Глебова И. Как Россия справилась с демократией. – М., Росспэн, 2006.

Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М. 2004.

Дополнительная литература:

Андрющенко Е.П., Дмитриев А.В., Тощенко Ж.Т. Опросы и выборы 1995 года (опыт социологического анализа). // Социс. 1996. №6.

Башкирова Е.И. Трансформация ценностей российского общества. // Полис. 2000. №6.

Вопросы к занятию:

Что такое электоральное поведение? Как возможно электоральное поведение в ситуации, когда результат выборов предопределен заранее?

Каковые основные методики изучения электорального поведения? В каких случаях и для решения каких задач они применяются?

Как соотносятся политическая культура и электоральное поведение?


ЗАНЯТИЕ 10:

Лекция. Особенности проведения социальных исследований

Автор: к.пол.н., Баскакова Юлия Михайловна, руководитель проектов управления социально-политических исследований ВЦИОМ

Содержание лекции: Отличия социальных исследований от маркетинговых. Социология на службе государства и НКО. Виды социальных исследований (по масштабам, по темам, по заказчику). Круг проблем, которые охватывают социальные исследования. Доверие институтам власти (МВД), ЗОЖ, соотечественники и мигранты. Применение результатов социальных исследований. Особенности комплексных социальных исследований (на примере проектов «Социальная стратификация российского общества», «Соотечественники за рубежом»). Влияние предмета исследования на процесс определения его объекта (-ов). Основные сложности, возникающие при проведении социальных исследований. Проблемы формирования инструментария по «социально-чувствительным» темам. Основные принципы и методики составления индексов, комплексных показателей. Интерпретация результатов социального исследования. Прогнозы и рекомендации.

Семинар. Можно ли рассматривать перепись населения как социальное исследование? Преимущества и недостатки по сравнению с социологическим опросом. Деловая игра «построение интегральных показателей».

Литература:

Ноэль-Нойманн Э. Все, но не каждый. Введение в методы демоскопии. М., 2007.

Липпман У. Общественное мнение. М., 2004.

Прогнозное социальное проектирование. Теоретико-методологические и методические проблемы. М., 1994

Доган М. Социология среди социальных наук // Социологические исследования, 2010, № 10

Кравченко С.А. Динамика современных социальных реалий: инновационные подходы // Социологические исследования, 2010, № 10

Вопросы к занятию:

Чем социальные исследования отличаются от маркетинговых?

Кому и для чего нужны социальные исследования?

Каковы основные сложности, возникающие при проведении социальных исследований?

Что необходимо знать для интерпретации результатов социальных исследований?

Почему нельзя буквально воспринимать цифры социологов?


ЗАНЯТИЕ 11:

Лекция1: Социальные исследования в сфере предпринимательства

Автор: Седова Наталья Николаевна, заместитель гендиректора ВЦИОМ по науке

Содержание лекции: Особенности социальных исследований в сфере бизнеса, в предпринимательской среде. Социальные исследования в бизнесе vs маркетинг. Определение грани между социологией и статистикой в исследованиях бизнеса. Респондент – личность или компания? Проблемы построения и реализации выборки в исследованиях среди предпринимателей: малый и большой бизнес – «две большие разницы», отраслевые критерии крупности, возможности фокусирования выборки. Трудности полевого этапа исследования: опасность замещения респондентов, возможность «умножения» респондентов, проблема достижимости, сокрытие информации. Трудности разработки программы и инструментария. Опрос, формализованные или глубинные интервью? Проблемы экспертных исследований в бизнесе. Сопровождение исследования в сфере предпринимательства исследованиями среди населения по общенациональной выборке.

Основная литература:

Шереги Ф.Э. Социология предпринимательства: прикладные исследования. М.: ЦСП, 2002.

Алимова Т.А., Чепуренко А.Ю. Предпринимательский потенциал российского общества // Модернизация экономики России: социальный контекст. В 4 кн. / Ясин Е.Г. и др. Кн. 2. – М.: изд-во ГУ – ВШЭ, 2004, с.399-416.

Дополнительная литература:

Волков В.В. Солидарность участников неформальной экономики. На примере стратегий мигрантов и предпринимателей // Социологические исследования. 2002. № 4.

Голубицкий Ю. Бизнес по-русски. Социологические этюды. – М.: Вече, 2008, 288 с.

Барсукова С.Ю. Предпринимательские "призывы": от "старой гвардии" до "новобранцев" // Социологические исследования. 2000.  № 3. С. 51-58. 

Орлова Л.В. Региональные общественные организации предпринимателей: отношение и оценки // Социологические исследования. 2010.  № 5. С. 140-142. 

Староверов В.В. Рейдерство как фактор деформации российского предпринимательства // Социологические исследования. 2010.  № 4. С. 54-65. 

Вопросы к занятию:

В чем состоят особенности социологического исследования в предпринимательской среде?

Какова роль критерия величины (крупности) компаний при разработке выборки для исследований разного целевого назначения: изучение делового климата в стране в целом и изучение условий для бизнеса по заказу определенного госоргана (например, ФАС)?

Как бороться с опасностью недополучения или искажения информации в ходе исследования среди предпринимателей? Как предотвратить опасность «умножения респондентов»?

Как выбрать правильный метод исследования проблем, связанных с предпринимательством и предпринимательской деятельностью?


Лекция2: Особенности исследований «третьего сектора», НКО

Автор: к.э.н., Пахомова Елена Ивановна, старший научный сотрудник Института социологии РАН, член Научного Совета ВЦИОМ

Содержание лекции: Понятие «третьего сектора». Институционализация третьего в России. Понятие «негосударственная некоммерческая организация». Типы и формы негосударственных некоммерческих организаций. Цели и задачи исследований третьего сектора, НКО. Исходные данные для построения выборочной совокупности НКО. Принципы построения выборочной совокупности. Общая характеристика выборочной совокупности мониторинговых наблюдений состояния гражданского общества, реализуемого Центром исследования гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ ВШЭ. Применение качественных методов исследования третьего сектора, НКО. Некоторые результаты мониторинга состояния гражданского общества и некоммерческого сектора.

Основная литература:

Мерсиянова, И.В. Негосударственные некоммерческие организации: институ­циональная среда и эффективность деятельности / И.В. Мерсиянова, Л.И. Якобсон. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. — 000 с. (Сер. «Мониторинг гражданского общества». Вып. II)

Якобсон Л.И. Российский третий сектор: от импорта к импортозамещению// Некоммерческий сектор: экономика, право, управление. Материалы международной научной конференции. М.: ГУ ВШЭ, 2007, с. 43-58.

Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры//Отв. ред. Петренко Е.С., М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2008, 392 стр.

Якимец В.Н. Оценка эффективности межсекторных взаимодействий: инструменты, результаты и пути решения В кн.: Политико-административные отношения: концепты, практика и качество управления. Под ред.Л.В.Сморгунова. Самара: Изд-во СПбГУ, 2010

Дополнительная литература:

Поговорим о гражданском обществе. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2001

Исраелян Е.В. Некоммерческий сектор в зеркале статистики: международный и канадский опыт// США*Канада: экономика, политика, культура. – 2008. - № 6. 

Ковалева Н.В., Мерсиянова И.В., Якобсон Л.И. Мониторинг состояния гражданского общества в России// Личность. Культура. Общество. – 2008. – Том Х. – Вып. 5-6 (44-45

Вопросы к занятию:

Каковы основные цели и задачи исследования третьего сектора, НКО?

Каковы особенности организации и проведения социологического исследования НКО?

Основные преимущества и недостатки различных методов исследования третьего сектора, НКО?


ЗАНЯТИЕ 12:

Лекция 1: B2B исследования на отраслевых рынках: основные методы и особенности

Автор: Войлокова Татьяна Николаевна, руководитель отдела B2B исследований ВЦИОМ

Содержание лекции: Определение понятия B2B. Специфика задач B2B взаимодействия. Сегментация рынков B2B. Особенности B2B рынков и маркетинга на них. Исследовательские задачи на рынках B2B. Дизайн и логика исследовательских проектов. Целевые аудитории. Основные методы сбора данных. Сложности исследований B2B рынков. Формат предоставления результатов исследований.

Основная литература:

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Издательство: Омега-Л, 2009.

Власова М.Л. Социологические методы в маркетинговых исследованиях. – М.: «ГУ ВШЭ», 2006.

Копченков В. Маркетинговое исследование как средство b2b-коммуникации // «Индустриальный и b2b маркетинг». - №5. – 2008.

Дополнительная литература:

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Издательство КДУ, 2009.

Кузьмина О.Г. Социологическое обеспечение рекламы и маркетинга. – М.: ИТК Дашков и К, 2010.

Вопросы и задания к занятию:

Опишите основные задачи B2B взаимодействия.

Каковы основные отличия компаний B2B рынка от компаний рынка B2C?

Назовите примеры исследовательских задач на рынках B2B

Case-study: опишите возможный дизайн исследования для типовой задачи B2B компании

Опишите возможные сложности при изучении B2B рынков, предложите варианты их преодоления


Лекция 2: Программа семинара «особенности медиа-исследований»

Автор: Кожевникова Ольга Вадимовна, руководитель управления MULTIMEDIA RESEARCH ВЦИОМ

Содержание лекции: Понятие аудитории, реальная, кумулятивная (накопленная) и потенциальная аудитория. Параметры общей аудитории, параметры аудитории конкретного СМИ в целом, параметры аудитории составных элементов СМИ, темпоральная природа параметров аудитории СМИ, связи между параметрами, специфика параметров аудитории различных типов СМИ. Фоновое и сосредоточенное, спонтанное и планируемое, свободное и вынужденное, непрерывное и «клиповое» характер потребления СМИ, понятие «сёрфинг», «флиппинг», «грейзинг».

Методы измерения аудиторий, история измерений: от опросных к автоматизированным технологиям. Опрос, о фактах обращения к СМИ, дневниковые панели, CATI, аудиметр, система «Radiocontrol» и « Arbitron PPM». Достоинства и недостатки, проблема точности измерений. Контроль за измерениями аудитории СМИ. Качественные методы исследования аудитории СМИ. Измерение реакции телезрителей и радиослушателей по отношению к контенту. Дайал-тест. Требования к современным системам измерений в условиях перехода на цифровое вещание.

Литература:

Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию исследования. – М.: УРСС, 2004

Исследования телевизионной аудитории: теория и практика. - М., 1997.

Методологические проблемы и практика изучения Интернета: сб.научн.статей. – М., 1999.

На пути к общемировому стандарту измерения телевизионной аудитории. – М.: Медиа Комитет, 2005.

Рекомендации по единым требованиям и стандартам на системы измерения радиоаудитории. – М.: Медиа Комитет, 2006.


ЗАНЯТИЕ 13:

Лекция 1: Особенности брендинговых исследований. Методология исследования корпоративной репутации

Автор: Шейман Софья Владимировна, генеральный директор компании IFORS (совместно с ВЦИОМ)

Содержание лекции: Понятие корпоративной репутации. Составляющие деловой репутации. Целевые аудитории, в которых «живет» корпоративная репутация. Бенч-маркинг или отражение своей репутации в конкурентах. Динамика изменения репутации. Использование результатов исследований корпоративной репутации в управлении компанией.

Основная литература:

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Издательство: Омега-Л, 2009.

Власова М.Л. Социологические методы в маркетинговых исследованиях. – М.: «ГУ ВШЭ», 2006.

Муссель М.К. цикл статей «Исследования корпоративной репутации и товарных брендов» в журнале «МаркетингПро», 2007-2008 г.

Вопросы к занятию:

Зачем нужно изучать корпоративную репутацию?

Зачем нужен бенч-маркинг?

На что может влиять позитивное или негативное отношение к компании?


ЗАНЯТИЕ 14:

Зачетное мероприятие. Презентация и анализ результатов учебного исследования группы.

Ведет Федоров Валерий Валерьевич, Генеральный директор ВЦИОМ