Демократическая и "исламская" модели государственного устройства
Оруджев Р.Э.
Тема демократического государственного устройства, безусловно, удостоилась уже достаточного внимания исследователей: затронуты и изучены самые разнообразные аспекты, проблемы и вопросы, а публикации на эту тему насчитывают многие тысячи наименований. В качестве важнейших характеристик демократии выделяют гибкость политической системы, способность к трансформациям, к адаптации к конкретным национальным условиям, и, в то же время, неизменность лежащих в ее основе принципов - таких, как суверенитет народа и равенство граждан в сфере прав и свобод. В рамках данной статьи мы рассмотрим соотношение традиционных принципов демократического государственного устройства с политическими системами, построенными на других основаниях - такими, как ислам или "исламское государство" и, тезисно, постараемся артикулировать наиболее значимые его аспекты.
Гражданин неисламского государства с демократическим типом устройства чаще всего находится под властью следующего стереотипа: исламское государство далеко от демократии, оно желает отгородиться от реалий современного политического процесса.
Чтобы понять, насколько верен указанный стереотип, мы рассмотрим проблему поэтапно: сначала - традиционную демократическую модель государственного устройства, затем - "исламские" модели, разделив их на традиционную и реформистскую разновидности (с целью конкретизации проводимого исследования мы рассмотрим реформистскую модель исламского государства, предложенную известным суданским правозащитником и ученым Абдуллахи Ахмедом Ан-Наимом).
Цель нашего исследования заключается не в том, чтобы подчеркнуть превосходство или, наоборот, недостатки одной системы государственного устройства по сравнению с другой, а в том, чтобы выявить основные отличия демократии от "исламской" политической системы традиционного и реформистского типа.
Традиционная модель демократического устройства государства основывается на принципах свободы человека как индивида и как члена общества, и равенства граждан перед законом и друг перед другом.
Очень важно, что демократическая система открыта для изменений. Мы можем говорить лишь о неизменности основных принципов - свободы и равенства, но неизменность эта не имеет ничего общего с божественностью: принципы неизменны потому, что признаны людьми, приняты ими за основу.
"Исламская" модель государственного устройства основана на шариате - системе исламского права. Особенностью шариата является то, что он базируется на двух сборниках текстов: во-первых, на Коране, который признается творением Аллаха, переданным мусульманам через пророка Мохаммеда, и, таким образом, является результатом божественного откровения; во-вторых, на Сунне, где описываются жизнь и деяния пророка Мохаммеда. Шариат для мусульман - божественное право, основанное на толковании этих текстов. Он выступает в качестве основы "исламского права" в целом. Но необходимо отметить, шариат - больше, чем основа права. В шариате заключена этика, мораль, духовная цель жизни верующего, даже правила хорошего тона. Внесение любых изменений в шариат приравнивается к ереси, и во многих исламских странах это карается уголовным преследованием.
Эта недоступность шариата для изменений, безусловно, является одной из особенностей традиционного ислама, удерживающих исламское государство на некоторой дистанции от основных течений мировой политики. Тем не менее, мы можем заметить, что успешно идет выработка и формирование иной "исламской" модели государственного устройства - реформистской, рассмотрение которой продолжит наше исследование.
Исламские правоведы, являющиеся сторонниками реформистской системы исламского государственного устройства, например, суданский ученый и правозащитник А. А. Ан-Наим, предлагают провести реформу шариата, не посягающую на основы ислама. Суть предложения состоит в следующем.
Явное противоречие, проникшее в саму сущность модели исламского государства, заключается в том, что шариат необходим для его существования, с одной стороны, и его принципы уже не могут быть "безболезненно" реализованы, с другой. Но ортодоксальность и жесткость системы государственного устройства в "исламской" модели, по мнению Ан-Наима, объясняется не священными текстами, а несовершенством их толкований. Те стихи Корана и Сунны, которые сотни лет служили надежным источником закона для исламских государств, теперь являются устаревшими, не удовлетворяющими требованиям времени. Ан-Наим предлагает заменить стихи, используемые до настоящего времени, на другие, более подходящие. Подчеркивая то, что предлагаемая реформа не посягает на основы ислама, Ан-Наим цитирует Коран: "Аллах сказал: "Всякий раз, когда Мы отменяем стих или заставляем его забыть, Мы приводим лучший, чем он, или похожий на него" (Коран, 2:106).
Основная задача реформы модели исламского государства - показать, что шариат не является правом, установленным самим Аллахом. Аргументация идет следующим образом: людям через Мохаммеда был передан только Коран. Шариат же является лишь интерпретацией священных текстов, проведенной ранними исламскими правоведами, то есть людьми, что подтверждает его "человеческое", а не "божественное" происхождение. Такая расстановка ударений является принципиальной для реформистского ислама.
Отметив для себя этот немаловажный фактор, упомянем и том, каковы требования, предъявляемые демократической и "исламской" моделями к государству. Основное требование, которое ставит перед государством демократическая модель, можно сформулировать следующим образом: принципы свободы, равенства и парламентаризма должны быть не только целью государства, но и средством достижения этой цели. Власть для демократии - не что иное, как доверие народа к своим представителям. Основное требование "исламской" модели можно выразить так: принципы нравственности должны реализовываться любой ценой и во всех областях общественной жизни. Традиционный ислам призывает рассматривать власть как доверие Аллаха, которое нужно использовать, помня, что за все свои поступки ты будешь отвечать перед ним в этой и в грядущей жизни. Важнейшим отличием ислама от других крупнейших мировых религий является тот факт, что в сознании верующих мусульман изначально присутствовала уверенность в единстве государства и религии.
Мы попытались проследить основные характеристики и отличительные черты "исламской" и демократической моделей. На первый взгляд может показаться, что эти системы государственного устройства разделяет непреодолимая пропасть. Однако такой вывод не всем кажется очевидным.
В своей работе "На пути к исламской реформации", посвященной проблемам ислама и исламского государства в современную эпоху, Ан-Наим утверждает, что ислам в принципе совместим с демократическим государственным устройством. Для этого следует лишь осознать, что главное - не в том, насколько мусульманин стремится быть верным основам ислама, а в том, какое политическое и юридическое выражение принимает сегодня это стремление. Даже сама постановка вопроса "Совместим ли ислам с современным политическим (то есть демократическим) развитием?" уже не удовлетворяет современным условиям. Нужно ставить, говорит Ан-Наим, более универсальный вопрос: "Какой ислам и как совместим с современным политическим развитием мусульманского мира и необходим для него?".
Итак, отличие "исламской" модели от демократической состоят в отношении к правовой системе как к базису государственного устройства, что наиболее ярко проявляется в степени ее открытости. В системе координат гражданина неисламского государства, "исламская" модель, благодаря "закрытости" своей правовой основы, оценивается как недемократичная. Но несмотря на труднодоступности шариата для изменений извне, можно заключить также, что и шариат не является до конца "закрытым".
Образ исламского государства как жестко детерминированного религиозными факторами, чуждого демократии и развитию вообще, во многом следует считать стереотипом (нужно добавить, что схожие стереотипы встречаются и в среде мусульман). Но, как свидетельствует опыт реформистского ислама, и в теории, и на практике существуют легитимные с точки зрения шариата методы, которые позволят сделать его более гибким, и следовательно, более соответствующим современным политическим условиям, сложившимся в мире, более близким к демократическим принципам государственного строительства.
Другие работы по теме:
ЛДПР 2
КМТ 3-31 Потапов А.Е. ДОКЛАД ПО ПАРТИЯМ Политическая партия - это добровольный союз на идеологической основе, целью которого является завоевание власти либо участие власти на государственном уровне. Власть же в свою очередь служит необходимым условием претворения в жизнь партийных программ, выражающих интересы определенной группы людей или целого класса.
Украино - иранские отношения
Исламская Республика Иран признала независимость Украины 25 декабря 1991 года. Протокол про установление дипломатических отношений на уровне посольств был подписан в Киеве 22 января 1992 года.
Форма государства
Рассмотреть форму государства это значит изучить его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти
Любимое блюдо пророка Мухаммеда
Любимое блюдо пророка Мухаммеда – сарида, которое исламская традиция представляла в качестве арабского национального блюда. Сарид или сарида – «национальное блюдо» арабов в первые годы ислама.
Политические партии Российской империи
Полити́ческие па́ртии Росси́йской импе́рии — совокупность политических партий, существовавших в российском государстве с конца XIX века до середины 1920-х годов (с учётом КПСС - до 1991 года).
Список государств
Введение 1 193 государства (члены ООН и Ватикан) 2 Государства, не признанные большинством других государств ООН 3 Территории с неопределённым статусом
Гражданская война в Алжире
Гражданская война в Алжире — вооружённый конфликт между правительством Алжира и исламистскими группировками, начавшийся в 1991 году и продолжавшийся по 2002 год. По оценкам, жертвами конфликта стали от 150 до 200 тысяч человек, в том числе более 70 журналистов, убитых как правительственными силами, так и исламистами[1].
Сегодня газета, Латвия
Введение 1 Владельцы и сотрудники газеты 2 Закрытие газеты Список литературы Сегодня (газета, Латвия) Введение Газета «Сего́дня» — латвийская русскоязычная независимая демократическая газета, издавалась в Риге с 17 августа 1919 и по 21 июня 1940. Самая крупная и содержательная из русских газет в Прибалтике.[3] Газета не относилась к эмигрантской русскоязычной печати, так как была основана уроженцами Латвии и официально именовалась латвийской газетой на русском языке.[4]
Флаг Йемена
Национальный флаг Йемена был принят 22 мая, 1990, в день объединения Северного Йемена и Южного Йемена. Красный, белый и чёрные цвета классические пан-арабистские, они так же присутствуют на флагах таких стран, как Египет, Сирия, Ирак.
Парламентские выборы в Андорре 2009
Введение 1 Список партии 2 Результаты 3.1 Официальные сайты партии Список литературы Введение Парламентские выборы в Андорре 2009 года состоялись 26 апреля.[1] Они стали четвёртыми выборами проведёнными по конституции 1993 года. Выборы прошли в конце обычного четырёхлетнего срока, но спустя месяц после сильного давления со стороны соправителя Николя Саркози, который ратовал за изменение законов о банковской тайне.[1]
Кавказская исламская армия
«» / «Армия Ислама» — турецко-азербайджано-дагестанское военное формирование активное в последние годы первой мировой войны. Согласно договору о дружбе подписанному между Азербайджанской Демократической Республикой и Османской Империей в июне 1918-го года, это подразделение было сформировано в Азербайджане с целью помощи в самозащите азербайджанцев от аттак армянских нерегулярных частей.
Украинская социал-демократическая рабочая партия
(УСДРП) — украинская политическая партия, созданная в 1905 году. История УСДРП появилась в результате раздоров в Революционной украинской партии (РУП). Кроме УСДРП, после раскола РУП появились также Национальная украинская партия (НУП) под руководством Михновского, «Спилка», Украинская радикальная партия (УРП) во главе с Гринченко, Дорошенко и Ефремовым, а также Украинская демократическая партия (УДП) с Лотоцким и Чикаленко.
Монгольская демократическая революция
Введение 1 Предпосылки 2 Ход событий 2.1 Общественные выступления 2.2 Реформы Список литературы Монгольская демократическая революция Введение Демократическая революция (монг. Ардчилсан хувьсгал) в Монгольской народной республике в 1990 года началась с ряда митингов и демонстраций в Улан-Баторе и окончилась отставкой правительства МНРП, введением многопартийных выборов и принятием новой конституции.
Палата депутатов Люксембурга
План Введение 1 Состав и полномочия 2 Результаты некоторых выборов 2.1 Выборы 2004 года 2.2 Выборы 1999 года Введение Палата депутатов Люксембурга (люксемб. D'Chambersgebai, фр. Chambre des Deputes, нем. Abgeordnetenkammer) — законодательный орган Люксембурга.
Демократическая Кампучия
Введение 1 История 2 Внутреняя и внешняя политика 2.1 Преследования за религиозные убеждения Список литературы Введение Демократическая Кампучия (кхмер. កម្ពុជាប្រជាធិបតេយ្យ) — государство в Юго-восточной Азии, существовавшее в период с 1975 до 1979 на территории Камбоджи.
Закавказская Демократическая Федеративная Республика
Закавказская Демократическая Федеративная Республика Закавка́зская Демократи́ческая Федерати́вная Респу́блика ЗДФР ) — государственное образование в Закавказье, провозглашённое Закавказским сеймом 22 апреля 1918 года. Правительство и министерство иностранных дел ЗФДР возглавил А.
История Исламской Республики Иран
План Введение 1 Исламская революция 2 Ирано-иракская война 3 Экономический скачок 4 Реформы Хатами 5 Иран при Ахмадинежаде 6 Внешняя политика 7 Краткая хронология
Парламентская Скупщина Боснии и Герцеговины
Парламентская Скупщина (босн. Parlamentarna skupština Bosne i Hercegovine, хорв. Parlamentarna skupština Bosne i Hercegovine, серб. Парламентарна скупштина Босне и Херцеговине) — двухпалатный представительный и законодательный орган (парламент) Боснии и Герцеговины.
Белорусская крестьянско-рабочая громада
План Введение 1 История создания 2 Программа Громады 3 Ликвидация и запрет Громады Список литературы Введение Белорусская крестьянско-рабочая громада — революционно-демократическая организация в бывшей тогда частью Польши Западной Белоруссии, действовавшая в период с 1925 по 1927 гг. и насчитывавшая, по различным оценкам, от 100 до 150 тысяч членов.
Демократическая Конфедеративная Республика Корё
Демократическая Конфедеративная Республика Корё Демократическая Конфедеративная Республика Корё (кор. 고려민주련방공화국) — проект организации конфедеративного корейского государства, предложенный в конце 80-х годов президентом КНДР Ким Ир Сеном.
Буржуазно-демократическая революция
Буржуазно-демократическая революция - общественный переворот, в результате которого укрепляется власть буржуазии, проводятся широкие демократические преобразования. Победа революции укрепляет именно политические позиции буржуазии. Примеры: Нидерландская революция, Английская революция, Синьхайская революция, Великая французская революция и другие.
Революция 1848 1849 годов в Чехии
План Введение 1 Причины и задачи революции 2 Хронология револции Список литературы Введение Революция 1848—1849 гг. в Чехии — буржуазно-демократическая революция в Чехии, одна из европейских революций 1848—1849 гг.
Алфавитный список стран и территорий
План Введение 1 Список стран Список литературы Введение Ниже представлен алфавитный список стран мира, в который включены 252 страны, в том числе: 192 государства-члена ООН и Ватикан (см. также Список государств)
Гражданская война в Афганистане
Гражданская война в Афганистане Гражданская война в Афганистане — серия вооружённых конфликтов за политическую власть в Афганистане. Традиционно в историографии подразделяется на следующие этапы:
Демократическая Республика Вьетнам
Демократическая Республика Вьетнам (вьетн. Việt Nam Dвn Chủ Cộng Hтa) ( , часто упоминается как Северный Вьетнам) — государство в Юго-Восточной Азии, существовавшее в 1945—1976 годах.
Южный Йемен
Йемен -1940 Южный Йемен — географическая область на юге Аравийского полуострова. C XIX века — британские протекторат и колония, называвшаяся Аден по имени административного центра.
Главы правительства Молдавии
Содержание 1 Молдавская Демократическая Республика (1917 — 1918) 2 Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика (в составе УССР, 1924 — 1940)
Устройства памяти
Text Graphics Презентацию выполняли Корепанова А Макрушина Т Graphics Устройства Памяти Устройства Памяти - устройства памяти данных, которые используются в компьютерах, чтобы хранить данные. Компьютер имеет много типов устройств памяти данных. Некоторые из них могут быть тематическими категориями как сменные Устройства Памяти данных и другие как не сменные Устройства Памяти данных.
Иран
Общие сведения и экономический очерк.