Государственное
образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
"Новосибирский
государственный педагогический университет"
Институт
филологии, массовой информации и психологии
Кафедра
специальной психологии
Реферат по
дисциплине
"История
психологии"
Практический путь развития души в учении киников
Выполнил студент группы 201
Помыткина Валентина Евгеньевна
Проверил: к. пс. н., доцент В.П. Трусов
Новосибирск
2010
Школа Киников –
последователи сократической философской школы, основанная учениками Сократа.
Первоначально
основатель школы киников – Антисфен Афинский. Изначально ученик софиста
Георгия, который повлиял на философию Анистфена. Затем философ
учится у Сократа, становится его последователем и, опираясь на его учения
организовывает свою школу киников.
Анистфен называл себя
аппокион(от гр. Истинный пес). Но эта первая версия, другая же заключается в
названии места, в котором Философ проводил беседы с учениками – Киносарг, что в
переводе "Зоркий пес". Но мне кажется, что обе версии верны,
Возможно, изначально на Антисфена повлияло название их места, а в последствии
он и стал себя называть "Истинным псом".
Хотя
Антисфен был довольно жесток со своими учениками, порой бил их палкой
приговаривая: " врачи тоже бывают грубыми с больными", людей
привлекало сюда то, что Антисфен не требовал знания математики
(как
к примеру Платон), а принципы киников были доступны всем. Кроме того, бросить
своё материальное благополучие для того, чтобы стать мудрецом начало даже
входить в моду.
Антисфен не верил в
греческих богов и не признавал народную религию. Философ говорил что
цивилизация отделяет человека от Бога и поэтому не признавал ее. Главной целью,
по его мнению, является духовная свобода и личная независимость.
Антисфен следовал
учениям Сократа и считал что основная цель философии – изучение внутреннего
мира человека, а благо для человека – быть добродетелем, по сравнению с которым
другие блага ничего не стоят. Чтобы достичь эти блага Антисфен говорил, что
нужно жить подобно собаке, то есть:
1. Отказ от любых
материальных благ;
2. Умение отстаивать
свою точку зрения;
3. Обладать такими
качествами как Верность, храбрость;
Антисфен говорил, что
этим благом добродетели можно научить любого, независимо от пола, то есть
добродетель может быть как у мужчины, так и у женщины. Добродетель и
благородство – тождество. По его мнению, чтобы быть счастливым нужно всего лишь
быть добродетельным и для этого ничего не нужно кроме сократовской силы. Добродетель
проявляется в поступках человека, а не в красноречивости слов, овладениями
знаний, отсюда, кстати, и проявляется их принцип "Отказ от любого знания".
Антисфен первым из философов назвал определение понятия: " Понятие есть
то, что раскрывает, что есть или с чем бывает тот или иной предмет"
Антисфен уделял большое
значение понятию "мудрец". Диоген Лаэртский в своей книге " О
жизни, учениях и изречениях знаменитых философов" ясно выделяет эти
понятия.
Во-первых, Антисфен считал,
что мудрец не в ком и не в чем не нуждается, потому что то, что есть у других
принадлежит ему.
Во-вторых, в жизни
мудрец соблюдает не те законы, которые установлены в обществе, а по законы
Добродетели.
В-третьих, для мудреца
нет ничего недоступного.
В-четвертых, мудрец
вправе выбирать себе самую красивую женщину в жены, причем, не избегая любовных
связей, ведь он мудрец и ему лучше знать, кого любить.
Киники отличаются
материализмом. Антисфен считал, что души сходны по форме с телом и имеют
материальную основу. Не признавал бессмертия души, религию, не верил в
различные суеверия. Его преставления о душе сопоставимы с философией
древнегреческих атомистов, которые в свою очередь тоже относились к
материалистам.
Между тем Антисфен
написал тракт "О любви, рождение детей и браке", но любовь называл
злом природы и делом бездельников. Киники считали, что любовь мешает их главной
миссии быть наставниками, освободителями человечества, потому что любовь,
семья, дети накладывают свои обязательства, а у настоящего киника, по их
философии, обязательств быть не должно.
Но большую известность
в невозмутимости поведения проявил ученик Антисфена – Диоген Синопский. Его
прозвали "собака" или "сумасшедший Сократ" за его грубость
и невозмутимость к окружающим.
Диоген учил получать
удовольствие от презрения к наслаждению. Не верил в судьбу, призывал
довольствоваться малым. Философ жил в бочке, не реагируя на насмешки
окружающих, считал собак братьями.
Счастье Диоген определял
как душевное равновесие. Душа находится в покое, если человек справедлив, а
справедливо может жить лишь тот человек, который никого не боится и никого не
стыдится. "Жить никого не боясь и ничего не стыдясь, чтобы душа была
спокойной и веселой" - говорил Диоген. А если душа не спокойна, то и "золото
не принесет тут никакой пользы" Человек справедлив, если он добродеятелен.
Кроме того, Диоген добродетельных людей называл подобиями богов.
Главным в его идеях
было жить в согласии с собственной природой. То, что требует от человека
цивилизация не естесственно для человека, поэтому Диоген ее и отвергал. Это
можно заметить по его образу жизни, Диоген, как и Антисфен носил плащ, брал с
собой посох, сумку для еды и жил в бочке. Не признавал государства и называл
себя "Гражданином мира".
Важное место в жизни
философа занимали так называемые упражнения, которые он разделял на две группы,
одно для души, другое для тела. Благодаря упражнениям для тела, утверждал
Диоген, развивается привычка, которая непременно ведет к Благодати. Тот, кто
стремиться к Благодати должны быть сильны душой и телом, поэтому эти упражнения
связаны и не могут быть отделимы друг от друга. Это были не пустые слова, Диоген
приводил примеры, в частности он говорил, что в ремесле человек добивается
успеху и навыкам с помощью труда и уже лучше выполняет работу благодаря опыту,
а если бы этот ремесленник переносил заботу еще и на свою душу, то был бы более
ценным и облегчил бы себе путь познания Добродетели.
Диоген был "острый
на язык", обладал даром упорно отстаивать свою точу зрения.
Несколько случаев из
жизни философа.
·
Когда
Афины готовились к войне и жители суетились, Диоген вдруг взял свою бочку и
начал ее катать. На вопрос : "Зачем ты это делаешь?", Ответил: "Все
заняты делом, я тоже!"
·
У
Диогена был фонарь с которым он ходил днем приговаривая : "Ищу человека"
·
Платон,
дал определение человека, сказав: " Человек – это животное на двух ногах,
лишенное перьев", тогда Диоген в ответ на эти слова принес ему ощипанного
петуха, сказав "Вот платовский человек"
·
Когда
его спрашивали, какое вино ему больше нравиться он отвечал "Чужое"
·
Когда
кто – то читал своё длинное сочинение, Диоген увидел чистое место в косце
свитка и воскликнул : "мужайтесь други! Виден берег!"
·
Прося
в займы говорил не "Дайте денег", а "Дайте мои деньги!"
·
Когда
при Диогене похвалили философа Александра Македонского, который был его
фаворитом и поэтому обедал с ним, Диоген посочувствовал "Несчастный, он
ест лишь тогда, когда угодно Александру!"
·
Просил
милостыню у статуи, на вопрос "зачем вы это делаете?", ответил: "привыкаю
к отказам" Диоген считал, что если приучить себя к худшему, уже не нужно
будет страдать, когда это худшее случится, поэтому он летом сидел на солнце, а
зимой обнимал статуи со снегом.
Киники о свободе духа.
О свободе духа первым заговорил,
как основатель киницизма, Анистфен Афинский. Истоки этой мысли он берет у
Сократа, ведь именно он был его учителем. Сократ разделял свободу духа и
свободу тела. Свобода духа, по Сократу это разумное, целенаправленное улучшение
жизни, при чем, эта свобода должна учитывать все реальные возможности жизни.
Анистфен же считал, что дух свободен, когда оказывается без влияния
сознательной регулировки. Получается, что жизнь представлена сама себе, естественные
потребности человека не безобразны, вполне приличны в обществе. Главная роль
уделялась самому жизненному процессу нежели разуму и духовной деятельности. Все
низшие потребности человека выступали на первый план, абсолютно не сдерживаясь,
и, тем самым проповедовали первобытный образ жизни.
Моним Сиракузкий был
учеником Диогена. Изначально раб. Услышав о Диогене и его философии о добродетели,
прикинулся психом и хозяин отпустил его на волю. Тот час же явился к Диогену и
стал следовать его учениям. Отличительной особенностью Монима было стремление к
истинности, он был строг, презирал любое мнение.
На самом деле, у
киников было много последователей. Это, кроме вышеперечисленных, Онесикрит, Кратет,
Менипп и ряд других, что говорит о популярности кинической философии в
обществе.
Список литературы
1.
Диоген
Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген
Лаэртский. – М.: Мысль, 1979. – 620 с.
2.
И.
М. Нахов. Философия киников / Исай Михайлович Нахов. – М.:"Наука",
серия "Из истории мировой культуры", Москва 1982
3.
www.
Другие работы по теме:
Этическая мысль эпохи эллинизма
Министерство образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Проблема души и тела
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Проблема души и тела К числу традиционных антропологических вопросов средневековой философии относится проблема соотношения души и тела. Само собой понятно, что мыслители этой эпохи не могли пренебречь теми выводами, которые были сделаны античными философами, в первую очередь Платоном и Аристотелем.
Душа в представлении египтян
У древних египтян наблюдается очень сложная система различения отдельных субстанций в душе человека. Эту систему породил необычайно сложный комплекс заупокойных верований.
Бабочка
Бабочка в народных представлениях насекомое, связанное с потусторонним миром, воплощение души. Терминологически и функционально сближается с птицами и летучей мышью. Характерна связь мифологемы Бабочки-души с мотивом предков.
Проблема соотношения души и тела в учении Р. Декарта
Рене Декарт как основатель дуалистической философии Нового времени. Определение понятия порожденных, приобретенных и врожденных идей. Представление независимости души и тела, их свойства и способность мышления. Сравнение тела человека с автоматикой.
Сочинения на свободную тему - Зачем нужно учиться 2
Трудно в учении легко в бою. А. СуворовУчиться трудно необходимо но интересно. Трудно в учении легко в бою. В школе мы получаем знания из разных областей жизни человека природы точных наук истории культуры.
Умк по практическим
Умк по дисциплине «Методология и методика научного педагогического исследования»
Диоген Синопский
Перевезенцев С. В. Диоген Синопский (IV в до н.э.) считается наиболее ярким философом-киником. Название этого философского направления – киники, согласно одной из версий возникло от именования афинской гимнасии Киносарг ("зоркий пес", "резвые собаки"), в которой преподавал ученик Сократа Антисфен (V–IV вв. до н.э.).
О стихотворении Лермонтова Горные вершины
Есть стихи, которые трудно, а подчас просто невозможно забыть. Они будят, заставляют вникнуть в каждое слово, чтобы понять, осмыслить, почувствовать чьи-то души, сокровенные желания. Но есть другие стихи. Их можно забыть. То есть забыть слова, которые несут в себе состояние, настроение человека. Но само ощущение стихотворения забыть нельзя.
Анализ стихотворения Лермонтова Молитва
В своих поэтических произведениях М.Ю. Лермонтов не раз пишет о величии души, о духовной свободе, о нравственном очищении. В стихотворении «Молитва» через восприятие лирического героя раскрываются внутренние переживания человека во время его приобщения к высшему таинству на молитве. Здесь слова молитвы – символы вечной жизни, истинной святости:
Талант великих душ есть узнавать великое в других людях
Очень сложен путь человеческой души, содержание ее во многом определяется отношениями с окружающими. «Души прекрасные порывы» — как хочется сформировать их в себе, ощутить в других! Но для этого нужен талант... Разбуженный, сформированный, человечный… Сумел же Пушкин заглянуть в тайные тайн и гения, и злодея, и победителя, и побежденного, презревшего и «правды глас, и веру, и закон».
Мотив земли и неба в творчестве Лермонтова
Один из важнейших мотивов творчества М. Ю. Лермонтова — Земля и Небо в противостоянии их символических значений. Издревле понятия Неба и Земли символизировали Дух и Плоть, возвышенное и обыденное, абсолютное Добро и абстрактное Зло. Лермонтов не отрицает этих значений, но, опираясь на них, ставит свои акценты, наполняет абстрактные категории личностным содержанием.
Дорога и путь - это одна из главных тем Мертвых душ
Автор: Гоголь Н.В. Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые души", написанная в 1842 .
Легко ли быть добрым
Автор: Сочинения на свободную тему Легко ли быть добрым? Казалось бы совсем простой вопрос. Простой, если не задумываться над тем, что за этим стоит. Веками люди
Тема дороги, пути в поэмах Мертвые души Н. В. Гоголя и Кому на Руси жить хорошо Н. А. Некрасова 2
Тема дороги, пути в поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова Автор: Некрасов Н.А. Поиски. Глубины. Дороги... Вечная тема пути. Две поэмы-эпопеи: “Мертвые души” Н. В. Гоголя и “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова. Словно тонкой ниточкой пронизывает эта тема оба произведения, ведь только через странствующего, путешествующего героя можно показать такую необъятную страну, как Россия, решить глобальные проблемы.
Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Название поэмы Гоголя “Мертвые души” многозначно. Несомненно влияние на поэму “Божественной комедии” Данте. Название “Мертвые души” идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте — “Ад”.
Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души 2
Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Автор: Гоголь Н.В. В названии поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” отражается главная идея произведения. Если понимать название поэмы буквально, то можно увидеть, что в ней содержится суть аферы Чичикова: Чичиков покупал души умерших крестьян.
Характеристика произведения Н.В Гоголя Мёртвые души
Характеристика произведения Н.В Гоголя "Мёртвые души" Автор: Гоголь Н.В. В 1835 году Н.В. Гоголь начал работать над поэмой "Мёртвые души". Первоначально идея Гоголя-"показать хотя бы с одного бока всю Русь" постепенно перерастает в замысел, автор начинает:"Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже всё поколение к прекрасному пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости".
Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. "В дорогу! в дорогу!.. Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками..." - так заканчивает Гоголь одно из самых проникновенных и глубоко философских лирических отступлений в поэме "Мертвые души".
Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души
Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Образ Плюшкина в имении Плюшкина прежде всего бросается в глаза ветхость, опустошение. По описанию Гоголя имение Плюшкина приобретает зловещий характер, невольно по спине пробегают мурашки. Когда я читал 6 главу, у меня было чувство, что в имении Плюшкина произошло какое-то бедствие.
Тема любви в поэме Маяковского Облако в штанах
Автор: Маяковский В.В. Любовь Маяковского – это жизнь, это интересный мир человеческой души, это целая гамма чувств и переживаний. Поэт – молодой человек, в душе которого «ни одного седого волоса», то есть ему дано любить, он способен искренне переживать. Еще во вступлении поэмы «Облако в штанах» он бросает вызов людям: у него молодость и любовь идут руки об руку!
Плюшкин – прореха на человечестве!
Николай Васильевич Гоголь написал великую поэму – «Мёртвые души». История похождений Чичикова дала Гоголю, нам, вместе с его героем исколесить «все закоулки русской провинции». Павел Иванович, стараясь осуществить свои планы, побывал и в городе, и у помещиков, начиная с Манилова и заканчивая Плюшкиным.
Лесков Н. С. Левша
Санкт-Петербург Школа№254 класс Быстров Женя Проверила: Преподаватель Бельская Л. М. Оценка-5 баллов. ЛЕВША Лесков Н. С. Левша-это собирательный образ загадочной русской души. Бедный рабочий, в старой незалатанной одежде, с удивительным достоинством разговаривает с императором и его чиновниками.
Красота души Катерины По пьесе А. Н. Островского Гроза
Красота души Катерины (По пьесе А. Н. Островского "Гроза") Автор: Островский А.Н. Солнце в небе высоко, тропинка бежит далеко, бредет по ней красная девица. Истомилась она, измучилась: за долгий свой путь три пары башмаков железных истоптала, три чугунных посоха изломала да три каменные просвиры изглодала.
Тема воспитания в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души
Тема воспитания в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Отец литературного героя даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который настолько западает отпрыску в душу, что предопределит будущую его судьбу. Выше всего на свете главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Павел Иванович Чичиков ставит деньги и всю жизнь посвятит сколачиванию капитала.
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма "Мертвые души" просты по сюжету, прозрачны по разборке характеров. И тем не менее существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и тайна этого смеха.
Анализ эпизода Чичиков у Коробочки по поэме Н.В. Гоголя Мертвые души
Анализ эпизода Чичиков у Коробочки (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") Автор: Гоголь Н.В. В поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголь, по его словам, стремился изобразить «всю Русь», но с «одного боку». И у него это получилось: он очень точно и правильно сумел показать как отрицательные, так и положительные стороны жизни России того времени.
Ньютон, Майкл гипнотерапевт
Введение 1 Работа и жизнь 2 Награды 3 Книги Список литературы Введение Майкл Ньютон (Michael Duff Newton) Ph.D.[1] — сертифицированный гипнотерапевт, член Совета Американской Ассоциации и основатель Института жизни между жизнями (The Michael Newton Institute for Life Between Lives Hypnotherapy (TNI)).