Говоря о монографии Эриха Фромма «Искусство любви», хотелось бы начать с некоторой предыстории, а именно немного сказать собственно о принадлежности этого знаменитейшего психоаналитика к франкфуртской школе. Нужно отметить, что ее представители внесли большой вклад в философское осмысление идей Зигмунда Фрейда. В основе философских построений франкфуртцев, наряду с идеями Гегеля, Ницше и других мыслителей, лежит психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре. По-своему интерпретируя психоаналитическое учение Фрейда, франкфуртцы порой не только не соглашаются друг с другом, но и высказывают противоположные суждения, как это, например, имело место в работах таких представителей франкфуртской школы, как, например, Маркузе и Фромм. Подобная ситуация характерна для западной философии в целом, в рамках которой отношение к психоанализу неоднозначно и противоречиво.
Не соглашаясь в оценке идей Фрейда и развивая его различные концепции, франкфуртцы единодушны в одном: каждый из них считает, что классический психоанализ включает критическое содержание, которое должно служить основой "критической теории", разрабатываемой в лоне франкфуртской школы, но все последующие ревизии его являются отходом от "революционного ядра" психоаналитического учения Фрейда.
Таким образом, психоаналитические идеи органически вписываются в построения ведущих представителей франкфуртской школы. Каждый из них по-своему пытается переосмыслить психоаналитические концепции.
При этом все они аппелируют главным образом к самосознанию человека как к единственному средству разрушения "ложного сознания" и излечения разума от его "помрачения". Отсюда их обращение к психоанализу, который рассматривается в качестве терапии индивидуальной и социальной патологии, обеспечивающей устранение агрессивных и деструктивных влечений людей, направленных как против их самих, так и против человечества в целом.
В монографии «Искусство любви» Эрихом Фроммом исследуются разные типы любви, их место и влияние в жизни человека. При этом автор продолжает постоянно аппелировать к идеям З.Фрейда по той или иной проблеме, затрагиваемой в его работе, соглашаясь или противореча мнению основателя психоанализа. Главной ошибкой Фрейда Фромм называет мысль о том, что любовь, по Фрейду, является лишь «выражением (или сублимацией) полового инстинкта», его непризнание того, что «сексуальное желание – это, прежде всего, проявление потребности в любви, в преодолении отделенности». Сексуальное желание, по мнению Фрейда, есть результат химических процессов, вследствие чего в теле возникает болезненное напряжение, ищущее выхода. Фромм же говорит о том, что Фрейд «игнорирует психо-биологический аспект аспект сексуальности, мужскую и женскую полярность и естественную потребность ее преодоления путем слияния». Автор делает акцент на необходимости дальнейшего развития системы оценки межличностных отношений, ее углублении и переводе «из измерения психологического – в биологическое и экзистенциальное».
В своей работе Э.Фромм детально рассматривает различные виды, а также различные объекты любви. Любовь, по Фромму, - это прежде всего не отношение к конкретному объекту, а «определенная жизненная позиция индивида, структура характера, определяющая его связь с миром», и между разными видами любви нет принципиальных различий в выборе предмета.
Чувством, лежащим в основе всех остальных видов любви, Э. Фромм называет братскую любовь и подразумевает под ней, прежде всего, существование таких качеств, как забота, уважение, ответственность, знание человека. Фромм, в отличие от, например, Фрейда утверждает, что этот вид любви есть любовь ко всем человеческим существам, и ее главный признак – отсутствие исключительности, «она основана на чувстве, что все люди – единое целое».
Весьма интересно раскрываются автором взаимоотношения между родителями и ребенком, а также материнская любовь. Материнская любовь, по Фромму, есть, возможно, самая труднодостижимая и обманчивая форма любви, однако она безусловна, и в этом, по мнению автора, ее главная особенность. Кроме того, Фромм упоминает еще два важных аспекта, необходимых для нормального развития ребенка: забота и ответственность, а также необходимость внушения любви ко всему живому и ощущения счастья от возможности жить.
В отличие от братской и материнской любви, как утверждает Фромм, эротическая любовь – это желание полного слияния, соединения с единственным человеком. Здесь автор отмечает тот небезынтересный факт, что эротическую любовь зачастую путают с кратковременной влюбленностью, однако, подчеркивает автор, это чувство по своей природе недолговечно.
Вновь перекликаясь с идеям Фрейда и выражая свои собственные новые соображения, Фромм говорит здесь о том, что сексуальное желание направлено на слияние, но оно “ни в коем случае не обозначает лишь удовлетворение физического аппетита или избавления от болезненного напряжения.Оно может быть вызвано ощущением одиночества, потребностью завоевывать или быть завоеванным”. Снова противореча Фрейду, автор утверждает, что любовь может вызвать потребность сексуального союза, но тогда во взаимоотношениях обязательно присутствует нежность, то есть эротическое чувство должно нести в себе элемент братской любви. Нежность же ни в коем случае не является сублимацией сексуального инстинкта, но непосредственным результатом причутствия братской любви и существует как в физической, так и нефизической форме.
Кроме всего прочего, автор в работе, говоря о любви к самому себе, опровергает исторически сложившуюся точку зрения о том, что это чувство является “великим грехом”, высшим проявлением эгоизма, так как любовь к самому себе неотделима от любви к другим людям, “любовь к самому себе и любовь к ближним – суть одно и то же”.
Говоря о практике любви, Фромм называет основные законы, необходимые для достижения определенных знаний в искусстве любви, а именно:дисциплина, умение сконцентрироваться, терпение и, наконец, наличие глубокого интереса. С помощью выполнениия этих правил достижение практических навыков, по Фромму, становится абсолютно реальным.
Нужно отметить, что, говоря о любви, Фромм постоянно аппелирует к социальной структуре общества, в которой, по его мнению, необходимы важные и радикальные изменения, которые и были описаны в работе. Собственно сущность книги автор выражает сам, заключая в итоге, что “любовь – единственный разумный и полный ответ на проблему человеческого существования, и тогда любое общество, исключающее любовь, несет в себе противоречие”. Анализировать же природу любви ныне, по Фромму, - значит “открывать ее общее отсутствие сегодня, а следовательно – критиковать социальные условия, из-за которых это просходит”.В итоге, говорит автор,“верить в возможность любви как в социальный, а не только исключительный индивидуальный феномен – значит иметь рациональную веру, основанную на самой природе человека”.
Мне кажется, что разговор о любви есть, как отметил сам автор, не “проповедь” по той причине, что это означает разговор о самых глубоких потребностях каждого человека, и если о ней немного иизвестно и еще меньше оговорено, то это совершенно не значит, что ее не существует. Я думаю, что своей работой, рассчитанной на самые широке круги читателей, Э.Фромм помогает как можно более глубже понять тайны человеческой психики и показать, что любовь является не просто чувством, которое способен испытывать каждый; а также увидеть условия, необходимые для достижения этой цели и препятствия, лежащие на пути, но самое главное – преодолеть их.
Другие работы по теме:
Философия любви 10
Философия любви Что такое любовь? Не каждый человек способен ответить на этот сложный, волнующий не одно поколение вопрос. Но каждый из нас согласится, что хотя бы раз чувствовал ее. Будь это любовь к матери, дружеская любовь, любовь к девушке или юноше, любовь к природе и т.д.
Эрих Фромм и его философия любви
Биография и основные философские взгляда Эриха Фромма. Философия любви Эриха Фромма: основные положения, изложенные в работе "Искусство любви": любовь как ответ на проблему существования, любовь между родителями и детьми. Объекты любви.
Фромм Э. Искусство любить, главы 1,3
Глава 1. Любовь – искусство? В своей работе «Искусство любить» Эрих Фромм рассуждает о любви как об исключительной способности человека, которая дается не так легко, как это кажется сначала.
Фрейдомарксизм Э.Фромма и Г.Маркузе
Московский Педагогический Государственный Университет Варнавский Евгений, 103 гр Доклад по истории социологии на тему: Фрейдомарксизм Э. Фромма и Г. Маркузе
Искусство под названием любовь
Первый шаг, который необходимо сделать, это осознать, что любовь - это искусство, такое же, как искусство жить: если мы хотим научиться любить, мы должны поступать так же, как нам предстоит поступать, когда мы хотим научиться любому другому искусству.
Психология религии Э. Фромма
Решающее влияние на развитие психологии религии после Второй мировой войны оказал Э. Фромм, с именем которого связан новый этап в психологии бессознательного.
Черный юмор: анатомия человеческой деструктивности
Сложное явление так называемого чёрного юмора можно исследовать самыми разными способами, с самых разных сторон. Широко известная книга Эриха Фромма "Анатомия человеческой деструктивности" предоставляет для этого дополнительные возможности.
Сновидение
По-видимому, человек стал видеть сны с того момента, как он стал отличать иллюзию от реальности и, тем самым, сон от яви (считается, что до этого человек жил в постоянном галлюцинаторном состоянии), то есть с распадом мифологического сознания.
Гуманистический психоанализ (Э.Фромм)
Теория личности Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитической теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль различных факторов ее формирования.
Эрих Фромм. Искусство любить
Является ли любовь искусством. Смешение чувства влюбленности с перманентным состоянием пребывания в любви. Процесс обучения искусству любви. Фундаментальные виды любви. Заинтересованность в обретении мастерства. Любовь и ее распад в современном обществе.
Современные представления о природе человека
В I960—70-е годы большое влияние в академическом сообществе приобрели работы двух авторов — Эриха Фромма и Герберта Маркузе. В свою очередь, на труды обоих мыслителей большое влияние оказал психоанализ, в особенности работы Зигмунда Фрейда.
Пушкин а. с. - Концепция любви в романе
Роман Евгений Онегин это роман о любви. На жизненном пути каждый из героев встречает это замечательное чувство. Но ни одному из персонажей не удается соединиться с любимым человеком. Роман Евгений Онегин это роман о любви.
Менеджмент- это исскуство или наука
МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО НАУКА И ИСКУССТВО Ф. Тейлор указывает, что «Менеджмент – это искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».
Танка Исикавы Такубоку
Танка, или «короткая песня» - это одна из любимейший поэтических форм в Японии. Известным мастером танка XX века считается Исикава Такубоку. Его танка поражают простотой и вместе с тем глубиной мыслей, наблюдений. Они будто открывают мир по-новому. Такубоку пишет о любви, о текучести времени, красоте природы, душевный залог человека, о любви к родителей и родительскому дому, о всем том, что волновало и волнует каждого.
Стихотворение Державина Памятник
Г.Р. Державин считал, что искусство и литература должны содействовать распространению просвещения, любви к прекрасному, уничтожать пороки, проповедовать истину и справедливость. С позиции этих принципов Державин пытается оценить свое творчество в стихотворении «Памятник».
Тема любви в русской поэзии
Автор: Разное С любимыми не расставайтесь... В. Кочетков Влюбленные часто пишут стихи. Наивные, неумелые, но — стихи. Наверное, сжатая и одновременно емкая стихотворная строка побуждает их к этому. Ведь именно в стихах легче выразить чувства. Как, впрочем, и в музыке. Возможно, все искусство существует для того, чтобы выразить себя и любовь.
Стихотворение Ф.И.Тютчева Фонтан. Восприятие, истолкование, оценка.
Стихотворение Ф.И.Тютчева "Фонтан". (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Тютчев Ф.И. Основными темами творчества Тютчева являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия — то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой. Расцвет его творчества пришелся на 40-60-е годы XIX века, когда громогласно пропагандировалось "чистое искусство" во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на преобразование всего общественного строя России, результатом которого должны были стать равенство, свобода и социальная справедливость.
Трагедия Шекспира Ромео и Джульетта
Трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" Автор: Зарубежная литература Действие трагедии происходит в эпоху Возрождения – XIV-XVI века. В это время люди средствами искусства заговорили о красоте жизни и любви, художники в своих картинах изображали прекрасных женщин, воспевают их красоту, а в литературе появляются великолепные стихи о любви: Петрарки, Данте, Шекспире.
Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна
Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека.
Тема любви в повести И.С.Тургенева Ася
Тема любви в повести И.С. Тургенева “Ася” Читая повесть И.С.Тургенева “Ася” мы видим, что когда Ася влюбилась в Н.Н., то она готова была забыть о себе. Автор пишет, что для её любви “нет завтрашнего дня”. К тому же у неё “ни одно чувство не бывает вполовину”.
Открытие любви
И. А. Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья. Эти произведения отмечены необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, в них раскрылось чудесное дарование писателя.
Антивоенный пафос романов Ганса Фаллады и Эриха Ремарка
Сочинение по романам Ремарка «На Западном фронте без перемен» и Ганса Фаллады «Юный Гедешаль». Большой успех у читательской публики и резкое столкновение мнений вызвал в конце 20-х годов роман Эриха Марии Ремарка (1898-1970) «На Западном фронте без перемен» (1929).
Мариво, Пьер Карле де Шамблен де
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Признание 4 Публикации на русском языке Введение Пьер Карле де Шамблен де Мариво́ (фр. Pierre Carlet de Chamblain de Marivaux; 4 февраля 1688, Париж — 12 февраля 1763) — французский драматург и прозаик.
Овидий Публий Назон
(43 до н.э. - 18 н.э.) Публий Овидий Назон, великий римский поэт родился в 43 до н. э. Он жил в Риме и вел беззаботную жизнь богатого человека, занимаясь тем, что было ему по душе — поэзией. Первые известные его произведения — эротические поэмы «Наука любви» и «Лекарство от любви». Они не чужды натурализма и являются своего рода наставлениями в различных вопросах любовных взаимоотношений.
В чем заключается назначение искусства
Автор: ЕГЭ В чем заключается назначение искусства? Об этом размышляет в своей статье советский писатель Василь Быков Владимирович. Размышляя над данной проблемой, автор уже в самом начале статьи подчеркивает, что искусство всегда было средством познания жизни «с целью ее совершенствования». Беспокойство писателя вызывает то, что в наши дни искусство служит главным образом для развлечения.
Все начинается с любви... 3
«Все начинается с любви...» Автор: Сочинения на свободную тему Современная литература 50—80-х годов очень быстро развивалась. Представителями этого времени были такие авторы, как Е. Евтушенко, Ю. Друнина, С. Орлов, Р. Рождественский, В. Высоцкий и другие.
Все начинается с любви... 2
«Все начинается с любви...» Автор: Сочинения на свободную тему Любить — значит жить жизнью того, кого любишь. Л.Н. Толстой Тема любви неисчерпаема. Каждый человек на протяжении жизни нуждается в любви, ждет ее, стремится. Любовь одолеть не может ни страх, ни жадность, ничто.
Что волнует меня в рассказах о любви Куприна и Бунина?
------------------------------------ В творчестве этих двух русских писателей прослеживается одна общая тема -тема любви.Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям бунинских рассказов.Любовь захватывает все помыслы человека,все его силы. Чтобы любовь не выдохлась,необходимо расстаться и навсегда,что происходит во всех рассказах Бунина.Все его герои живут в ожидании любви,ищут её и чаще всего,опалённые ею,гибнут.Любовь у писателя долго не живёт-в семье,в браке,в буднях.Короткая,ослепительная вспышка,до дна озарившая души влюблённых,приводит их к трагическому концугибели,самоубийству,небутию.В творчестве Куприна в каждом из героев есть сходные черты:душевная чистота,мечтательность,пылкое воображение,соединён-
Эрих Фромм - Искусство любви
Реферат по книге Эриха Фромма “Искусство любви” Дисциплина: этика Эрих Фромм ( Erich Fromm ) родился в 1900 году во Франкфурте, Германия. Он был единственным ребенком родителей-евреев. Фромм вырос, зная два разных мира – ортодоксальный еврейский и христианский, где он время от времени сталкивался с антисемитизмом.
Искусство древнего Рима
Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян.
Распе, Ян-Карл
Ян-Карл Распе (1944—1977) — западногерманский террорист, один из основателей «Фракции Красной Армии» («RAF»). Биография Ян-Карл Распе родился 24 июля 1944 года в Зеефельде, земля Тироль, Австрия. Распе являлся прямым потомком знаменитого писателя Рудольфа Эриха Распе. Его отец был крупным фабрикантом, однако после вступления на территорию Восточной Германии советских войск, лишился всего своего бизнеса[1].
Фромм Эрих
Немецко-американский философ, психолог и социолог, главный представитель неофрейдизма. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма, стремился разрешить основные противоречия человеческого существования.