Реферат: Способности и одарённость 2 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Способности и одарённость 2

Рефераты по психологии » Способности и одарённость 2

Способности и одарённость


При установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить из понятия "способность".

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Мы не можем понимать способности... как врожденные возможности индивида, потому что способности мы определили как "индивидуально-психологические особенности человека", а эти последние по самому существу дела не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития.

Далее, необходимо подчеркнуть, что способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Способность существует только в движении, только в развитии.

Далее надо помнить, что отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей.

Исходя из этих соображений, мы не можем непосредственно переходить от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или другой деятельности. Этот переход может быть осуществлен только через другое, более синтетическое понятие. Таким понятием и является "одаренность", понимаемая как то качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Способности базируются на врожденных задатках человека.
Способности делятся на общие (к которым причисляют общий интеллект, креативность и обучаемость) и более специальные:
- Творческие (музыкальные, литературные, художественные);
- Инженерные
- Коммуникативные
- Научные (математические, лингвистические, и т.д.)
- Мнемические (способности к запоминанию)
- Имажитивные (яркое, хорошо развитое воображение).
Результаты психогенетических исследований показали, что от наследственности зависят в основном общий интеллект и некоторые специальные (например, математические) способности. В то же время креативность в большей мере зависит от влияния социальной микросреды.

Часто используется при характеристике одарённости понятие «Креативность» - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходов и новых продуктов. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.

Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

Своеобразие понятий "одаренность" и "способности" заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая практическая деятельность. Поэтому нельзя говорить об одаренности вообще. Можно только говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности.

Одаренность – это способности, позволяющие достичь сверхнормативных результатов в каком-либо виде деятельности. Одаренности «просто так» не существует: она должна реализовываться в какой-нибудь сфере.
Одаренность и способности проявляются в детстве. Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может обнаружиться одаренность к музыке, затем – к рисованию. Вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. В научной области раньше других проявляется одаренность к математике (почти все крупные ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками).
Одаренность ребенка, как и его отдельные способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки – только одно из условий; в огромной степени развитие одаренных детей зависит от окружающей среды.



Проблема общих (интеллектуальных) способностей и одаренности в отечественной и зарубежной психологии.


В течение длительного времени проблема интеллекта вызывает серьезные дискуссии. Исследователи, работающие в этой области, высказывают подчас прямо противоположные взгляды на сущность интеллекта и пути его экспериментального изучения. Дискуссионным было само понятие интеллекта среди множества самых разнообразных определений общих способностей. В целом можно говорить о трех основных трактовках.
В отечественной психологической науке в период 40-х-70-х гг. понятие "интеллект" с самого начала рассматривалось в качестве аналогичного понятию "общие способности" или "общая одаренность".
Подчеркивая особую роль интеллекта в целостной системе развития человека, Б.Г.Ананьев относил его наряду с социальной адаптацией и работоспособностью к основным ресурсам личности. В общей совокупности психического потенциала человека интеллектуальное развитие, с его точки зрения, занимает ведущее место, поскольку непосредственно определяет степень готовности к усвоению и переработке знаний и умений, обеспечивает возможность приспосабливаться к новым условиям, активно их преобразовывать, планировать и оценивать свои действия, целеполагать и прогнозировать их промежуточные и конечные результаты, организовывать в системы прошлый опыт.
В качестве основного критерия способностей многие психологи рассматривают успешность деятельности.
Так, в отечественной психологии С.Л.Рубинштейном и Б.М.Тепловым была сделана попытка дать классификацию понятий "способности", "одаренность", "талант" по единому основанию - успешности деятельности.
Б.М.Теплов включает в определение способностей три признака:
"Во-первых, под способностями разумеютcя индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого...", "во-вторых, способностями называются не всякие общие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности...", "в-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека".
Исходя из определения способностей, данного Б.М.Тепловым, многие анализируют это сложное понятие.
В частности, В.С.Мерлин включает в данное понятие в качестве необходимого элемента своеобразие способов и приемов организации психической деятельности. Автор рассматривает данный феномен как индивидуальный стиль продуктивной деятельности, структуру которого детерминируют своеобразные отношения ориентировочной и исполнительской деятельности.
Существенным моментом для понимания способностей является выделение общих и специальных способностей.
С.Л.Рубинштейн отмечал, что успех любой трудовой или учебной деятельности человека зависит от понимания причинно-следственных связей, выделения существенных отличительных признаков наблюдаемых явлений, настойчивости, целеустремленности и т.п. Система таких психических свойств, по его мнению, и характеризует общие способности. Сами по себе взятые общие способности не определяют успех какой бы то ни было деятельности, так как любая конкретная деятельность требует каких-то специальных способностей. Но, точно также и, наоборот, сами по себе взятые специальные способности не определяют успеха какой бы то ни было деятельности, так как успех любой деятельности зависит от общих способностей. Таким образом, как это неоднократно подчеркивали С.Л.Рубинштейн и Б.М.Теплов, специальные способности проявляются в единстве с общими способностями.
Б.Г.Ананьев исходит из положения о том, что общая одаренность является продуктом общего развития, а специальная
- специального развития. Им показано, что взаимоотношения между общей и специальной одаренностью с возрастом видоизменяются и преобразовываются. Общая одаренность, с его точки зрения, проявляется в специальных способностях и развивается в них.
Н.С.Лейтес различая "более общие" и "более специальные" способности, к "более общим" относит такие психические свойства, как "качества ума или качества памяти", которые необходимы для широкого круга деятельности. Вместе с тем он подчеркивает, что никакая общая способность не может обеспечить успеха в деятельности сама по себе, так как достижения зависят от сочетания способностей. Самого определения одаренности автор не дает.
Таким образом, диалектика взаимодействия общих и специальных способностей диктуется, по мнению автора, особенностями способов действий, необходимых для осуществления определенной деятельности.
В настоящее время в психологической науке появилось несколько оригинальных концепций интеллектуальной одаренности (Ю.З.Гильбух, В.Д.Шадриков, М.А.Холодная и др.).
В ряде работ убедительно показана принципиальная роль обучения в развитии возможностей ребенка.
В экспериментальных исследованиях, выполненных под руководством Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, сказано, что в зависимости от содержания и условий обучения меняется интеллектуальное развитие ребенка. Трудности в усвоении знаний, по мнению этих психологов, вызваны в основном несовершенством программ и методов обучения.
И.С.Якиманская выдвигает в качестве необходимого условия умственного развития учащихся формирование учебной деятельности в ходе овладения знаниями. Совершенствуя собственную учебную деятельность, ученики самостоятельно развиваются.
К настоящему времени можно выделить следующие положения общей теории способностей, принятые в отечественной науке:
- способности - прижизненные психические образования, условиями формирования которых являются природные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы (задатки);
- способности существуют и формируются только в единстве с конкретной деятельностью человека и могут быть выявлены лишь при анализе этой деятельности;
- успешность деятельности, уровень достигаемых результатов зависят от комплекса способностей;
- высокие достижения в одной и той же деятельности могут быть обусловлены различным сочетанием способностей;
- относительная слабость какой-либо одной способности может компенсироваться другой способностью.
В зарубежной психологии давно и весьма интенсивно разрабатывается проблема общей одаренности. Решение проблемы сущности интеллекта во многом определяется представлениями о его структуре. Эта проблема представлена целым рядом исследований, распадающихся на два диаметрально противоположных направления. С одной стороны, монофакторная теория, признающая существование общих способностей, а, с другой - мультифакторная, рассматривающая интеллект как совокупность независимых, отдельных способностей.
Рассмотрим наиболее известные концепции одаренности, функционирующие в настоящее время в американской педагогической психологии.
Дж.Рензулли формулирует свое понимание одаренности с помощью трех компонентов: высокий уровень интеллекта, увлеченность задачей, творческость. "Трехкольцевая модель" Рензулли повлияла на позиции педагогов, процедуры выявления одаренных и составления программ обучения.


Исключительные способности и таланты идиотов-гениев

Из одной научно-популярной книги в другую кочует утверждение : человек использует лишь около 1/10 части нейронов своего мозга, а вот если бы включить все 9 деcятых, мы все стали бы гениями. Однако сейчас психологи полагают, что дело обстоит как раз наоборот: чтобы стать гением, нужно отключить часть собственного мозга.

Психологам и психиатрам известны так называемые идиоты-гении – умственно отсталые люди, обладающие исключительными способностями в какой-то одной, обычно достаточно узкой области (слово «идиот» здесь надо понимать в исходном древнегреческом смысле: особый, странный). Открыто это явление в конце прошлого века и с тех пор в научных трудах описано около сотни таких случаев. Примерно 25 идиотов-гениев известны учёным и сейчас. Широкая публика представляет себе такие феномены по известному фильму «Человек дождя». Все эт люди показывают низкие результаты в тестах интеллекта, почти неспособны общаться, страдают аутизмом, т.е. болезненной замкнутостью в себе. Но они проявляют удивительные способности в математике, музыке, изобразительном искусстве или в других областях. Один из них, едва взглянув на любое здание, может изготовиить его детальнейший архитектурный рисунок. Другой, не глядя на часы, в любой момент знает время с точностьюдо секунды. Третий, посмотрев на любой предмет, называет его размер с точностью до 2-3 мм. Четвёртый говорит на 24 языках, включая пару придуманных им самим. Кто-то знает наизусть и свободно цитирует толстый телефонный справочник большого города и т.д.

Согласно новой гипотезе Джона Митчелла из Центра изучения разума в Канберре, такими способностями обладает каждый из нас и их довольно несложно пробудить. Авторы гипотезы утверждают, что способности, проявляющиеся у идиотов-гениев, маскируются у обычных людей более высокими формами мышления. Мы автоматически стараемся осмысливать факты и наблюдения, а "человек дождя» этим не занимается, останавливаясь на голых фактах и не переходя к обобщениям и концепциям. Эта работа выполняется у него низшими более простыми отделами мозга. У обычных людей они тоже действуют, но их «заглушают» более высоко развитые отделы.

Например при попадании изображения на сетчатку глаза разные участки мозга , работая по отдельности, идентифицируют каждый аспект изображения: цвет, форму, движение положение, и т.д. Эти компоненты затем синтезируются в единый комплекс и передаются в высшие отделы мозга, а те осмысливают увиденное. В норме мы не осознаём этот процесс. И хорошо иначе наше сознание забивалось бы массой разрозненных деталей, каждая из которых не имеет особого смысла. Мозг вычёркивает ненужную информацию. У «гениальных идиотов» такого редактирования не происходит, так что они воспринимают всё окружающее с невероятными, обычно не замечаемыми нами подробностями.

Один из любимых трюков феноменально одарённых людей, которых называют «чудо-счётчиками» - календарные расчёты. Например за 2-3 секунды они могут сказать каким днём недели будет 1 сентября 2039 года. Снайдер утверждает, что и вы способны на такие моментальные расчёты, но ответ остаётся в подсозании, поскольку высшие отделы мозга, осознавая полную практическую бесполезность расчёта, подавляют его результат, не допуская «вывода на монитор». Австралийские учёные уверены, что любому из нас свойственно моментально определять высоту и продолжительность ноты в музыке, просто мозг осознаёт бесполезность такой информации, и в результате мы воспринимаем музыку как единое целое, а не как последовательность нот определённой высоты и продолжительности.

Возможно, сняв цензуру сознания, можно продемонстрировать себе и миру свои необычайные способности.

И знаменитые случаи открытий, сделанных во сне (таблица Менделеева, строение бензола и т.д.), также объясняются отключением мозга во время сна, что позволяет разуму рассматривать самые, казалось бы, неприемлемые варианты гипотез или изобретений.

Имеются факты противоречащие теории о том, что способностей «гениев-идиотов» да и просто талантливых людей можно добиться усиленными упражнениями. Умственно отсталая девочка Надя Н. С трёхлетнего возраста умела великолепно рисовать лошадей в разных позах и ракурсах. В отличие от обычных детей, которые проходят стадии от рисования «бяк-закаляк» и головастиков с палочками вместо рук и ног, Надя стала рисовать лошадей блестяще с того самого момента, как её пальчики стали держать карандаш. Не былони обучения, ни упражнений. Известны дети, умеющие моментально рассчитывать дни недели любого месяца и года, ещё не овладев оперцией деления, и научившиеся своей способности без помощи взрослых.

Возможно все мы в раннем детстве «гении-идиоты» или вундеркинды, ведь каждый ребёнок осваивает свой родной язык, хотя его специально этому не учат. Установлено, что восьмимесячные младенцы бессознательно выполняют фантастически сложные вычисления , позволяющие им понять, где в потоке речи кончается одно слово и начинается следующее. И вскоре ребёнок просто знает, где проходят границы между словами в произнесённой фразе. Взрослому напротив, приходится специально учить новый язык – просто жить среди его носителей оказывается недостаточно. У детей чаще встречается абсолютная зрительная память, позволяющая хранить и воспроизводить увиденное перед умственным взором с фотографической точностью. Снайдер и Митчелл считают, что у взрослых эти способности теряются по мере того, как взрослеющий мозг изменяет способы переработки инфомации.